Часть 1. Основы управления качеством. 6 страница  Рис. 3.1. Пример использования poka-yoka (наклейка ярлыков на детали, пролвигающиеся по конвейеру). 3.5. Премии в области качества Одним из важнейших механизмов мотивации предприятий и организаций к непрерывному совершенствованию своей деятельности являются конкурсы на соискание национальных и международных премий в области качества. Их учреждение выступает, с одной стороны, как современная тенденция развития системного подхода управлению качеством, а с другой — как инструмент государственного регулирования деятельности предприятий и организаций в области качества. Первая премия в области качества была учреждена в 1951 году в Японии и названа в честь У. Деминга. Данный конкурс нацелен на применение статистических методов управления качеством, что сыграло важную роль в становлении японской экономики. Первоначально премия присуждалась в двух номинациях — предприятиям и организациям за достижения в области качества и отдельным личностям за вклад в развитие теории и практики управления качеством. С 1984 года премия присуждается в следующих номинациях: § премия для крупных промышленных предприятий; § премия для малых предприятий; § премия для подразделения предприятия; § премия для отдельных личностей; § премия для зарубежных предприятий. В ходе участия предприятия в конкурсе на соискание премии У. Деминга его деятельность оценивается по следующим направлениям: § политика предприятия; § организация и управление; § обучение сотрудников и обмен опытом; § сбор, распространение и использование информации о качестве; § анализ информации; § стандартизация; § контроль; § обеспечение качества; § результаты деятельности предприятия; § планирование развития предприятия. Каждое предприятие, подавшее заявку на участие в конкурсе, получает заключение и рекомендации экспертов. В период с 1951 по 1993 годы премию У. Деминга получили 129 японских компаний, в том числе такие, как «Hitachi», «Nippon Electric», «Fuji Photo Film», «Nissan Motor» и другие, и лишь две иностранные компании — «Florida Power & Light» (США) и «Philips Taiwan». 20 августа 1987 года Президент США Рональд Рейган поставил свою подпись под законом 100-107 о Национальном акте по улучшению качества Малькольма Болдриджа (Malcolm Baldridge National Quality Improvement Act). В соответствии с этим законом, широко известным под названием Национальная премия качества имени Малькольма Болдриджа, учреждалась общенациональная ежегодная премия, присуждаемая за выдающиеся заслуги в области управления качеством в американской промышленности. Принятие этого закона ознаменовало собой признание правительством США того факта, что высокое качество является важнейшим условием успешной бизнес-стратегии любой компании. Основная цель присуждения премии — выявление лидеров в области управления качеством среди американских компаний. Каждый лауреат обязан распространять свой опыт достижения успеха в области качества. Премия присуждается в пяти номинациях: промышленным компаниям; организациям сферы услуг; малым предприятиям; образовательным учреждениям; учреждениям здравоохранения. Оценка деятельности номинанта осуществляется по ряду критериев. Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется группой экспертов (всего 150 человек) в три этапа, на каждом из которых заявка может быть отклонена, при этом номинант получает заключение и рекомендацию экспертов. Премия Болдриджа присуждается правительственной организацией и призвана повышать качество и производительность. Предполагается использовать следующие инструменты. 1. Стимулирование деятельности американских компаний, направленной на повышение качества и производительности с целью улучшения своей репутации, обеспечивая при этом конкурентное преимущество вследствие снижения издержек и увеличения доходов. 2. Определение основных направлений и критериев для использования в бизнесе, промышленных, правительственных и других организациях для оценки их деятельности, направленной на повышение качества. 3. Признание достижений компаний в области повышения качества товаров и услуг, в результате чего они становятся примерами для других фирм. 4. Разработка специальных правил для американских компаний, стремящихся научиться управлять производством с целью достижения высочайшего уровня качества. Для этого распространяется подробная информация о том, какими способами пользовались компании, награжденные премией за высокое качество. Любая фирма может воспользоваться подобной информацией с тем, чтобы изменить свою культуру работы и достичь таких же высот. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что премия Болдриджа и ее критерии для общей оценки качества оказали огромное влияние на развитие этой сферы деловой деятельности. Некоторые обозреватели даже начали называть ее Нобелевской премией в бизнесе. Процедура рассмотрения заявок на получение премии не финансируется правительством США, все расходы покрываются главным образом за счет взносов заявителей и частично — за счет спонсорской поддержки Фонда Болдриджа (Baldridge Foundation). Благодаря добровольной помощи членов Совета инспекторов по качеству (Board of Examiners) взнос за рассмотрение заявки минимален. Присуждение премии Болдриджа проходит под эгидой Министерства торговли США и Американского общества по контролю качества (American Society for Quality Control — ASQC). Компании, которым присуждается премия, ежегодно объявляются Президентом Соединенных Штатов Америки на специальной церемонии в Белом Доме. В 1996 году число заявителей на соискание премии Болдриджа сократилось до 25 компаний, однако сегодня в США существуют и другие награды, на этот раз спонсируемые государством, которыми отмечаются высокие стандарты качества. Ежегодно Фонд Болдриджа рассылает 200 тысяч пакетов с документацией по критериями качества. Несомненно, эта организация отлично выполняет свою основную задачу — распространение информации и использование компаниями установленных шаблонов качества. В 1991 году при поддержке Европейского фонда управления качеством (EFQM) была учреждена Европейская премия за качество. В ее основу положена европейская модель делового совершенства, которая учитывает опыт японской и американской премий в области качества, а также европейский подход к внедрению TQM (рис. 3.2).  Рис. 3.2. Модель делового совершенства Данная модель демонстрирует, что удовлетворение потребителей и персонала, а также положительный вклад в общество достигаются благодаря лидерству в политике и стратегии, эффективному управлению персоналом, ресурсами и процессами, что ведет непосредственно к совершенствованию результатов бизнеса. Следовательно, каждый из элементов, представленных на рис. 3.2, — это критерий, которым можно пользоваться для оценки движения организации по пути TQM. Модель Европейской премии за качество почти ежегодно актуализируется с учетом современных реалий. Перечисленные премии являются наиболее распространенными, однако в настоящее время около 37 стран мира проводят конкурсы на соискание национальных премий в области качества. Их модели разрабатываются с учетом особенностей той или иной страны, но за основу берется наиболее распространенная в данном географическом регионе. Несмотря на имеющиеся различия, необходимо отметить, что в последнее время наблюдается очевидное сближение существующих моделей премий. К основным чертам, объединяющим их, относятся следующие. 1. Общие цели учреждения премий по качеству: определение организаций-лидеров, которые могут служить примером в работе по качеству, предоставление любой организации ориентиров для постоянного совершенствования ее деятельности на основе использования метода самооценки. 2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в различных странах мирового сообщества. 3. Наличие двух групп критериев в модели премии, по которым осуществляется оценка участников: возможности (усилия организации в области управления качеством и совершенствования деятельности) и результаты их использования. Причем соотношение групп критериев в моделях практически всех премий приблизительно равное. 4. Используемые методы оценки в отличие от оценки системы качества при сертификации носят более гибкий характер. 5. Примерно одинаковая процедура организации и проведения конкурсов на соискание премий в области качества, включающая заочную оценку по материалам, представленным на конкурс; принятие решения о выходе на следующий этап; обследование конкурсантов на местах; окончательное рассмотрение оценки жюри; принятие решения о победителях; их награждение. При разработке комплекса критериев национальных премий во многих странах мира была взята за основу модель делового совершенства, принятая в конкурсе на соискание Европейской премии за качество. Не стала исключением и модель российской премии. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 года № 423 была учреждена Премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая присуждается ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, внедрения высокоэффективных методов управления качеством. Этим же постановлением был образован Совет по присуждению премий, организационно-техническое обеспечение деятельности которого возложено на Госстандарт России. Основными условиями участия в данном конкурсе являются следующие. 1) добровольность. Организации-лауреаты обязаны содействовать заинтересованным сторонам в ознакомлении со своим опытом; 2) на участие в конкурсе могут претендовать организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг; 3) в конкурсе не могут принимать участие организации, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве); 4) организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе через пять лет после получения премии; 5) результаты работы организаций в области качества, отражаемые в представляемых на конкурс материалах, принимаются к рассмотрению при условии, что они были получены не менее чем за год до объявления конкурса; 6) с момента подачи заявки на участие в конкурсе со стороны технического секретариата Совета по присуждению премий Правительства РФ в области качества обеспечивается полная конфиденциальность в отношении полученной от организации информации. Критерии российской премии гармонизированы с европейской, однако ее модель не является точной копией последней. Она создавалась с учетом реальных условий, в которых работают предприятия нашей страны (рис. 3.3).  Рис.3.3. Модель Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Модель российской премии также включает две группы критериев — «возможности» и «результаты». С учетом состояния отечественной экономики весомость группы критериев, оценивающих результаты в области качества, была уменьшена по сравнению с европейской премией, а весомость группы критериев, оценивающих деятельность организации по качеству, увеличена. Каждый из девяти критериев модели содержит определенные составляющие и рекомендуемые области оценки. Конкурс на соискание Премии Правительства РФв области качества стал основой для учреждения отраслевых и региональных конкурсов. Так, начиная с 1998 года, ежегодно присуждается премия Министерства связи России в области качества, а с 2000года проводится конкурс Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Учреждение Премии Правительства РФ в области качества стало сигналом к формированию механизмов региональных конкурсов. Однако еще до ее появления, в 1994 году, была учреждена Ярославская региональная премия по качеству, которая стала одной из первых премий такого рода в России. В положении о премии отмечено, что ее цель — стимулирование деятельности организаций региона, направленной на повышение качества работы, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, а также пропаганда достижений лауреатов и их передового опыта. К участию в конкурсе были допущены предприятия и организации промышленности и сферы услуг всех форм собственности, органы по сертификации, испытательные центры и лаборатории, расположенные на территории области. До появления правительственной премии был учрежден еще один региональный конкурс — в Ульяновской области. С 1997 года проводится ежегодный областной конкурс «За лучшие показатели качества» в Пензенской области, с 1998 года — конкурс по присуждению премии губернатора Нижегородской области «За высокое качество продукции и услуг». Подобные премии учреждены также в Саратовской, Астраханской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, Чувашской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях. Ряд регионов готовится к введению своих премий. Распространение и высокая популярность премий и конкурсов области качества привели к широкому использованию такого инструмента управления качеством, как самооценка деятельности организации. Оценить уровень своей работы, сравнить себя с лидерами, определить сильные и слабые стороны, спланировать мероприятия по улучшению деятельности и контролю эффективности их выполнения, привлечь к этой работе весь персонал организации — все это возможно благодаря самооценке. Однако до настоящего времени отсутствует единое толкование содержания и целей данного метода. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова самооценка определяется как оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Более полная трактовка этого понятия отражена в «Советском энциклопедическом словаре», характеризующем самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. В качестве объекта самооценки могут выступать не только личность, но и организация в целом, ее структурные подразделения. Методологию самооценки можно рассматривать как постоянное средство выявления скрытых, незаметно подкрадывающихся организационных напряжений, с одной стороны, и как важный элемент выработки инновационных планов и получения конкретных решений по снятию напряжения — с другой. Большинство подходов к содержанию самооценки в зависимости от целей ее проведения можно разделить на две группы: самооценка, ориентированная на соответствие критериям премий по качеству; самооценка на основе соотношения цель/результат. В первом случае целью самооценки является получение премии в области качества или сравнение с деятельностью других организаций, во втором — самодиагностика, позволяющая выявить сильные и слабые стороны функционирования организации относительно поставленных задач для использования полученных оценок в процессах стратегического и оперативного планирования. Таким образом, самооценку можно определить, во-первых, как способ сопоставления своей деятельности и ее результатов с заранее заданной моделью работы организации, служащей эталоном; во-вторых, как метод, позволяющий определить степень достижения поставленных целей, выявить возможные отклонения и причины, их вызывающие. И в том и в другом случае самооценка является способом, позволяющим организации непрерывно совершенствовать свою деятельность. Международная практика показала, что проведение самооценки дает организации такие преимущества, как: § систематический подход к совершенствованию деятельности; § получение оценок, основанных как на фактах, так и на личном восприятии отдельных работников или руководителей; § согласованное понимание того, что в данной ситуации должны сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник; § обучение персонала применению принципов всеобщего (тотального) управления качеством; § внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в повседневную деятельность организации; § выявление и анализ процессов, в которые можно улучшить; § определение глубины изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки; § возможность распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций; § возможность признания и стимулирования достижений подразделений и работников; § возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других; § возможность применения в любой организации независимо от вида ее деятельности. Рассмотренные тенденции представляют собой далеко не полный перечень современных подходов к управлению качеством. В то же время они характеризуют основные особенности настоящего этапа развития деятельности в этой области. 3.6. Контрольные вопросы и задания по теме 1. Что такое менеджмент качества? 2. Как соотносятся управления качеством и менеджмента качества? 3. Привести структуру менеджмента качества. 4. Раскрыть восемь принципов TQM. 5. Перечислить проблемы внедрения TQM на российских предприятиях. 6. Перечислить семь шагов, направленных на развитие TQM. 7. Разделите несоответствия, возникающие на предприятии, где Вы работаете по рекомендуемой классификации: критические, значительные, малозначительные. 8. Раскройте основной смысл современных методов управления качеством: метод «шесть сигм», система Шинго. 9. Каковы общие цели учреждения премий по качеству? 10. Какие премии в области качества Вы знаете? 11. Что такое модель делового совершенства? 12. Каковы основные условия участия в конкурсах по присуждению премий в области качества? 13. Что такое самооценка организации, ориентированная на соответствие критериям премий по качеству. 14. Перечислите преимущества самооценки организаций. 4. Управление качеством на основе стандартов ИСО 4.1. История создания стандартов качества ISO (International Organization for Standardization; Международная организация по сертификации, русская аббревиатура — ИСО) была создана в 1947 г. с штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Эта неправительственная организация объединяет 110 национальных органов по стандартизации. В ИСО входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. В ее рамках функционируют порядка 180 профильных технических комитетов, около 650 подкомитетов и 2840 специализированных групп, в работе которых участвуют приблизительно 30 тыс. экспертов. Центральный секретариат поддерживает контакты примерно с 500 международными организациями. Столь широкие связи позволяют безболезненно достигать консенсуса при разработке и утверждении новых стандартов. Основная задача ИСО — содействовать разработке повсеместно признаваемых стандартов, правил и других аналогичных документов в целях облегчения международного обмена товарами и услугами. К настоящему времени разработано и опубликовано около 10 тыс. международных стандартов в области машиностроения, химического производства, металлургии, строительных материалов, сельского хозяйства, графики и фотографии, информатики, здравоохранения медицины. Фармацевтическими препаратами занимается Всемирная организация здравоохранения. Работы в области электрооборудования ведутся ИСО совместно с МЭК (Международной электротехнической комиссией). Все стандарты ИСО являются добровольными, но могут утверждаться в качестве обязательных на национально уровне или в пределах отдельных предприятий, организаций. Первые стандарты на системы качества, носившие название ВS 5750, были разработаны Британским институтом стандартов (British Standards Institute. BSI) и утверждены в 1979 г. Впоследствии именно эти стандарты были взяты Международной Организацией по стандартизации за основу первой версии стандартов ИСО сери 9000, утвержденных в 1987 г. Вторая версия, претерпев незначительные изменения, была утверждена ИСО в 1994 г. и действует до конца 2003 г. Третья версия стандартов была опубликована 15 декабря 2000 г. Стандарты семейства ИСО 9000 касаются систем качества на предприятиях, производящих товары или оказывающих услуги. История их появления весьма любопытна. Стандарты были впервые выпущены и продолжают обновляться Техническим комитетом №176 (Управление качеством и обеспечение качества (ИСО/ТС 176). Сам комитет создан в 1979 г. по предложению Британского институт стандартов — члена ИСО от Великобритании, имевшего к тому времени проект национального стандарта по управлению качеством. Интересно отметить, что толчком к созданию систем качества на Западе, прежде всего в США, послужили успехи СССР в освоении космоса в конце 50-х годов XX в. Не имея доступа к советским секретам относительно обеспечения надежности спутниковых систем, NASA, Министерство обороны и оборонная промышленность США начали активно разрабатывать собственные подходы к комплексному управлению качеством. Через механизмы сотрудничества в рамках НАТО часть наработок в данной области попадала к союзникам США, в первую очередь, наиболее близким — в Канаду и Великобританию. В Великобритании в начале 60-х годов собственные работы в данной области активизировались в связи с созданием ракетной системы Polaris. Через специалистов, ушедших с оборонных предприятий, часть этого опыта попала в гражданские учреждения, в том числе и в Британский институт стандартов. Полтора десятилетия потребовалось британским специалистам для того, чтобы объединить опыт создания систем качества в оборонной промышленности с аналогичным опытом в коммерческом производстве. Ценой многочисленных ошибок были выработаны новые подходы и принципы. Важнейший из них касался перехода от контроля конечного продукта к управлению качеством в процессе производства с акцентом на качество проекта. Другой сводился к тому, что заказчик должен лишь четко изложить производителю (поставщику) свои требования в отношении качества продукции, не пытаясь указывать ему пути и методы их достижения. Первую проверку на практике эти принципы прошли в Индии при строительстве военно-морских судов, которое осуществлялось с помощью Великобритании. Они также легли в основу вышеупомянутого британского стандарта. При содействии британских и канадских сотрудников секретариата ИСО этот документ был принят в качестве основы Международных стандартов ИСО серии 9000. Индия первой из развивающихся стран приняла его в качестве национального документа. Первые стандарты серии ИСО 9000 были опубликованы в 1987 г. и с тех пор неоднократно пересматривались. Первоначально они вводились главным образом «для внутреннего употребления» как руководство для создания и укрепления систем качества на производстве (самооценка или оценка первой стороной). Предусматривалось также их использование в качестве контрактных документов, т.е. чтобы заказчик был более уверен в качестве продукции или услуг (оценка второй стороной). Сегодня стандарты ИСО 9001-9004 широко используются для оценки и сертификации третьей стороной, в качестве которой выступают, как правило, полностью независимые организации (не зависимые от первой и второй сторон, а также от государства). В некоторых случаях сертификационные органы находятся под патронажем государства. Активный пересмотр стандартов данной серии связан, в частности, с расширением сферы их применения. Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии ISO 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Евросоюза, многих развивающихся странах. На региональном уровне они получили признание Европейского центра нормализации (CEN) и Панамериканской комиссии стандартов (COPANT). Стандарты ИСО этого семейства включены в национальные нормативы ряда стран: ANSI/ASQC 90 - в США, IS 14000 - в Индии. Сертификация третьей стороной на соответствие этим стандартам осуществляется более чем в 40 странах. Они, в частности, являются важным элементом функционирования Европейской организации по испытаниям и сертификации (ЕОТС). Процесс создания системы стандартов ИСО серии 9000 выглядел следующим образом. В 1985 г. был опубликован первый стандарт, который с небольшими изменениями действует по настоящее время. Стандарт ИСО 8204 — это словарь терминов, которые должны бы «навести порядок» в терминологии и обеспечить, чтобы разные люди под одними и теми же словами понимали одно и то же. В 1987 г. вышло пять стандартов серии ИСО 9000, разъяснявших требования системы стандартов и служивших рекомендациями по выбору версии стандарта, на соответствие которому будет производиться сертификация. Серией стандартов ИСО 9000:1987 и 1994 г. было предусмотрено три стандарта, которым может соответствовать система качества: • Система качества полного производственного цикла — от проектирования новых видов изделий, их производства и реализации до технического обслуживания готовой продукции. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9001:1994. • Система качества для производственного цикла, не включающего проектирование, т.е. для выпуска традиционной продукции. Так система качества должна соответствовать стандарту ИС 9002:1994. • Система качества для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции, не занимаясь ее производством, например для торговых организаций и представительств. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9004:1994. Модель по ИСО 9001 является самой общей и содержит требования к системам качества и по двум другим моделям. Существуют и другие стандарты на системы качества, построенные на базе стандартов ИСО серии 9000, но отражающие специальные требования определенных отраслей промышленности. Например, американские автогиганты: Ford, General Motors и Chrysler выпустили совместный стандарт на системы качества для своих поставщиков и для тех, кто хочет ими стать. Эти стандарты получили название QS 9000 и сейчас применяются разными производителями автомобилей во всем мире. Американский Нефтяной Институт (America Petroleum Institute API) выпустил специальные стандарты для поставщиков продукции нефтегазовой отрасли и т.д. С появлением стандартов на системы качества появилась универсальная мера сравнения, позволяющая оценить, какие поставщики удовлетворяют установленным минимальным требованиям, а какие — нет. И даже если какой-то потребитель выставлял более высокие требования, чем предусмотрено стандартом, то он скорее предпочитал вести разговор с тем поставщиком, который уже имел сертификат на стандартную систему качества, чем с кем бы то ни было еще. Те потребители, чьи требования укладывались в рамки стандартных, сразу могли заключать сделки с сертифицированными поставщиками без дополнительных проверок, если, конечно, система качества соответствовала тому стандарту, требования которого потребитель считал достаточными, а сертификат был подписан той организацией, которой он доверяет. 4.2. Основные принципы и требования новой версии Международных стандартов серии 9000:2000 Каждая конкретная единица выпускаемой продукции должна соответствовать стандартам, и каждый этап производственного процесса должен быть нацелен на то, чтобы выпуск дефектных изделий был минимален. Несмотря на различия в технологических процессах и видах выпускаемой продукции, подходы к поиску причин появления дефектных изделий весьма универсальны. Производство — это процессы и управлять следует процессами. Одним из действенных методов такого подхода к управлению является использование в деятельности предприятий стандартов серии ИСО 9000. Требования, содержащиеся в настоящих стандартах, являются универсальными и применимы ко всем организациям, предоставляющим товары или услуги, независимо от их типа, размера и конкретной отрасли. Их цель состоит в обеспечении общего руководства качеством и выработке требований к управлению организацией в целом. Разрабатываются они таким образом, чтобы быть совместимыми с другими международными стандартами и не препятствовать работе организации излишним дублированием функций управления. Стандарты ИСО не являются обязательными и степень использования их предприятиями той или иной страны во многом зависит от объемов внешнеэкономических связей. Общим термином "ИСО 9000" обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО/ТК 176 - независимой организацией ИСО. ISO 9000 устанавливает единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. В стандарте определяются те общие методы, которые должны быть использованы при построении системы качества, чтобы гарантировать полное удовлетворение потребностей клиента. Стандарт применяется именно к системе качества ("система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством" - ИСО 8402) и не касается технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной организации. Отличительной чертой стандарта является то, что построенная на его основе система качества не является застывшей. В самом стандарте заложены требования постоянного улучшения в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента. |