МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Часть 1. Основы управления качеством. 7 страница





Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001. Госстандарт России (Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации) участвует в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве национальной организации по стандартизации (то есть является национальным членом ИСО).

По официальному заявлению Международной организации по стан­дартизации, с 15 декабря 2000 г. вступила в силу новая версиямеждународных стандартов по управлению качеством МС ИСО серии 9000.

Новые стандарты ориентированы на более полное удовлетворение ожиданийпотребителей и улучшение их благосостояния, на получение дополнительной прибыли производителями качественных товаров и услуг, а также на получение наибольшей выгоды всеми заинтересован­ными сторонами (поставщиками, рабочими и служащими организации, акционерами, инвесторами) и обществом в целом. Эти цели достигают­ся при процессном подходе к управлению качеством производимой про­дукции или услуг на основе реализации следующих восьми принципов.

Принцип 1.Ориентация организации на потребителя, т. е. на удов­летворение его потребностей и интересов.

Организация зависит от своих потребителей: заказчиков, покупате­лей, клиентов. Она должна удовлетворять не только текущие, но и бу­дущие потребности потребителей, т. е. выполнять не только их требо­вания, но и стремиться превзойти их ожидания в отношении качества товара. Кроме того, новые стандарты ориентируют на удовлетворение не только конечного потребителя, а всех заинтересованных сторон (например, рабочих, акционеров) и общества в целом.

Принцип 2.Ведущая роль руководства.

Руководители определяют и устанавливают политику, стратегию це­ли, и тактику, направления развития, а также социальный микроклимат в организации. Они должны создать такую обстановку в коллекти­ве, при которой все работники оказываются вовлеченными в достижение того, что намечено руководителем.

Идеологическая приверженность и практическая причастность руководителей высшего звена управления организацией к достижению сформулированных целей через всеобщее управление качеством — залог успеха и процветания организации.

Принцип 3.Вовлеченность работников.

Вовлеченность персонала в общие дела организации дает возмож­ность полнее использовать способности, интеллект и опыт работников в целях получения максимальной выгоды для организации и поль­зы для потребителей.

Принцип 4. Процессный подход.

Необходимый результат достигается быстрее и эффективнее, если управление качеством продукции осуществляется через управление процессом производства этой продукции (или оказания услуг). В ре­зультате такого — процессного — управления качеством продукции или услуг происходит переход от управления результатами процесса (про­дукции или услуг) к управлению собственно процессами производ­ства продукции или услуг.

Процессный подход при управлении качеством позволяет оператив­но воздействовать на качество результата деятельности, в результате, во-первых, ускоряется достижение требуемого качества объекта уп­равления, и, во-вторых, повышается эффективность управленческих решений в отношении постоянного улучшения качества продукции и/или услуг.

Концепция новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 по уп­равлению качеством базируется на необходимости рассмотрения всех бизнес-процессов с точки зрения того, как в процессе производства продукции или оказания услуги происходит увеличение (добавление) их ценности.

Принцип 5.Системный подход к управлению качеством.

Любой процесс состоит из отдельных элементов, частей, операций и представляет собой динамичную систему взаимодействия различ­ных факторов, явлений, подпроцессов. Следовательно, результат слож­ного процесса зависит от множества частных процессов. Поэтому уп­равление качеством оказывается наиболее эффективным, если оно осуществляется как системное управление процессом достижения не­обходимого качества.

Принцип 6.Постоянное улучшение.

Непрерывное улучшение качества направлено на своевременное удовлетворение потребностей людей, их ожиданий и интересов. Это обеспечивает запас конкурентоспособности и повышение потребитель­ной стоимости производимого организацией товара, что благоприят­но сказывается на экономическом положении, как организации-про­изводителя, так ипотребителя.

Принцип 7.Принятие управленческих решений, основанных на фак­тах.

Решения о корректирующих действиях в отношении качества при­нимаются на основе данных, полученных в результате измерения ха­рактеристик процессов и свойств производимой продукции или услу­ги, а также с учетом данных маркетинговых и иных исследований.

Принцип 8.Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Справедливые и взаимовыгодные отношения организации с ее по­ставщиками создают условия для создания дополнительной ценности производимой продукции, т. е. способствуют повышению ее качества.

Считается, что в организации, где реализованы все указанные выше восемь принципов управления качеством, создается оптимальная сис­тема управления, что приводит к повышению результатов деятельно­сти организации в целом по сравнению с результатами усилий по улуч­шению деятельности в отдельных направлениях.

Международные стандарты серии 9000 версии 2000 г. представляют собой отражение и конкретизацию восьми общих принципов управле­ния качеством продукции и услуг. Новые версии МС ИСО 9000:2000 направлены на устранение барьеров в торговле, на повышение рентабельности производителей качественных товаров и на улучшение бла­госостояния потребителей.

 

4.3. Структура стандартов ISO 9001, ГОСТ Р ИСО 9001

ISO – международная организация по стандартизации, разделённая на множество комитетов, занимающихся различными объектами стандартизации. Для улучшения деятельности предприятий во всём мире были разработаны стандарты ISO серии 9000, которые содержат лучшую мировую практику управления, приняты более чем в 200 странах мира и гармонизированы с национальными стандартами.

В настоящий момент актуальными являются стандарты ISO серии 9000 версии 2000 года. В серию этих стандартов входят:

ISO 9000:2000. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ISO 9001:2000. Система менеджмента качества. Требования.

ISO 9004:2000. Система менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности.

В России на основе этих стандартов были разработаны:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001, описывает основные положения и содержит терминологию, относящуюся к системе менеджмента качества.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001, определяет требования к системе менеджмента качества
ГОСТ Р ИСО 9004-2001, содержит рекомендации по улучшению системы менеджмента качества.

На сегодняшний день организации могут получить сертификат соответствия, который подтверждает, что их система менеджмента качества соответствует ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Стандарты ISO серии 9000 написаны в определённом духе и для их внедрения нужно не только формальное соответствие требованиям, но и соответствие духу стандартов.

Стандарт ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) содержит требования к системе менеджмента качества, а как эти требования будут реализованы, определяет сама организация. Именно это обеспечивает индивидуальность и уникальность каждой системы менеджмента качества.

Выполнение требований стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) позволяет организации повысить удовлетворённость потребителей, оптимизировать работу и повысить результативность системы управления, а также постоянно улучшать свою деятельность, что является гарантией стабильного развития организации в сильной конкурентной среде.

 

4.4. Область применения стандартов ИСО 9000

Несмотря на то, что первоначально стандарты ИСО 9000 предполагались как средство для согласования большого числа национальных и международных стандартов, они могут быть использованы также как в контрактной, так и во вне контрактной ситуациях. В "Руководящих указаниях по выбору и применению" поясняется, что в обоих этих случаях желательно, чтобы предприятие-поставщик установило и поддерживало Систему Качества, что позволит повысить его конкурентоспособность и достигнуть требуемого качества продукции при минимальных затратах.

Стандарты ИСО 9000 имеют своей целью оказать помощь в определении потенциальных поставщиков, обладающих эффективной Системой Качества. Стандарт помогает уменьшить затраты на качество, так как у предприятия появляется доверие и уверенность в качественной деятельности поставщика. Соответствие стандартам ИСО 9000 создаёт предпосылки для заключения договорных соглашений между покупателем и поставщиком. Предприятия, сертифицированные по ИСО 9000, воспринимаются потребителем как жизнеспособные поставщики.

Каждое предприятие заинтересовано в формальной регистрации соответствия с положениями стандартов, т.к. регистрационный номер ИСО 9000 становится важным элементом при выборе компании в качестве поставщика.

Стандарты ИСО 9000 определяют минимальные требование которые поставщик должен выполнить для того, чтобы гарантировать потребителю получение продукции, соответствующей его требованиям. Введение этих стандартов оказало значительное влияние на предприятия во всём мире, так как поставщики теперь могут быть оценены последовательно и единообразно.

Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика продукции (товаров и услуг) к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ИСО 9000, предприниматель получает и выгоду:

за счет перераспределения затрат сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов, общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль;

повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями;

предприятие становится более "прозрачным" для руководства, в связи с этим повышается качество управленческих решений.

4.5. Контрольные вопросы и задания по теме

1. Что такое ISO? Основная задача ISO?

2. Как появились первые стандарты на системы качества?

3. В чем заключается универсальность стандартов ISO?

4. Перечислите принципы, на которых основываются стандарты ISO.

5. Почему при реализации восьми принципов в организации считается, что повысится качество выпускаемой продукции?

6. Какую пользу может принести предприятию внедрение стандартов ISO?

 

5.Показатели качества продукции и услуг

Основной задачей отделов управления качеством является разработка критериев оценки качества, контрольных нормативов, как для отдельных видов изделий, так и комплексных, интегральных показателей, позволяющих произвести оценку и сравнение уровня качества всей совокупности продукции, выпущенной в течение определенных временных интервалов (в течение недели, месяца, года).

Критерии оценки основываются обычно на классификации показателей качества по их важности, которая также прово­дится инженерами по контролю качества совместно с конст­рукторами. Важнейшей функцией специалистов отдела управ­ления качеством является разработка критериев оценок новых показателей качества. Например, такие понятия, как надеж­ность, долговечность, объективно существовали всегда, но лишь два десятилетия тому назад они стали рассматриваться как измеряемые показатели качества, поскольку были найдены критерии их количественной оценки. Прогресс науки и техни­ки позволяет постоянно расширять область измеряемых пока­зателей качества, поэтому практическая разработка количе­ственных критериев оценки новых показателей качества яв­ляется неотъемлемой и постоянной функцией специалистов по контролю качества.

Одной из главнейших обязанностей специалистов и управ­ляющих по обеспечению качества является комплексная обра­ботка информации о качестве и составление периодических от­четов о состоянии дел в области качества, направляемых как высшему руководству, так и руководителям основных функци­ональных отделов и производственных подразделений. Отсюда важнейшей задачей отделов управления качеством является разработка самой системы информации о качестве. На совре­менном этапе развития производства ни одно промышленное предприятие не может существовать без такой системы.

Разработка системы информации о качестве является весь­ма сложным и комплексным процессом по ряду причин. Прежде всего, количество входных данных, составляющих поток ин­формации о качестве и источников первичной информации, из которых берутся эти данные, чрезвычайно велико и тем боль­ше, чем больше предприятие, номенклатура продукции и объем ее выпуска. Число потребителей выходной информации о ка­честве также велико, поскольку в процессе формирования ка­чества принимают участие почти все подразделения фирмы, и управление качеством на различных этапах осуществляют ру­ководящие работники различных рангов — от президента фир­мы до производственных мастеров. Кроме того, каждому потре­бителю нужна дифференцированная информация. Поэтому рационализация процессов сбора, передачи, обработки, хране­ния и распределения информации является весьма сложной задачей.

На современном этапе в практику работы промышленных фирм все шире внедряются автоматизированные и механизи­рованные системы информации о качестве. В крупнейших кор­порациях, таких, например, как «Локхид», «Дженерал дайнемикс», «Мартин-Мариетта», «Груммэн эйкрафт», «Дженерал электрик», созданы интегрированные информационные систе­мы, работающие в реальном масштабе времени и объединяю­щие сеть информационных систем. В таких системах потоки информации распределяются в соответствии с потребностями отдельных управленческих функций и в то же время тесно увязы­ваются в процессе централизованной обработки данных. Систе­ма информации о качестве является необходимым элементом общей интегрированной информационной системы предприятия.

5.1. Технологические показатели качества продукции

Показатели технологичностихарактеризуют свойство продукции, обусловливающее оптимальное распределение зат­рат материалов, средств, труда и времени при технологичес­кой подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Эффективность работ по обеспечению технологичности из­делия определяется следующими факторами:

§ выбором рационального принципа действия;

§ рациональным членением и компоновкой конструкции;

§ преемственностью конструктивных решений;

§ ограничением номенклатуры и правильным выбором конструктивных материалов;

§ соответствием конструкции условиям производства, технического обслуживания и ремонта изделия;

§ соответствием конструкции составных частей изделия требованиям типовых технологических процессов.

Отработка изделия на технологичность решается на всех этапах разработки и постановки продукции на производство в соответствии с требованиями нормативно-методической доку­ментации.

Основными показателями технологичности являются:

§ абсолютный технико-экономический показатель трудо­емкости изготовления Ти, который выражается суммой нормо-часов, затраченных на изготовление изделия;

§ уровень технологичности конструкции по трудоемкости изготовления ky.m., определяемый как отношение дос­тигнутой трудоемкости изготовления Ти к базовому по­казателю трудоемкости изготовления Ти.б.

(5.1)

§ технологическая себестоимость изделия СТ, которая оценивается как сумма затрат на единицу изделия при осуществлении технологического процесса изготовления;

§ уровень технологичности по технологической себестои­мости, определяемый отношением достигнутой себесто­имости изделия СТ к базовому показателю технологи­ческой себестоимости изделия СТ.б.

Дополнительные показатели технологичности характеризу­ют конструктивно-технологические особенности изделия:

§ технические показатели расхода материала: масса изде­лия, удельная материалоемкость, коэффициент исполь­зования материала и др.;

§ технические показатели обработки: коэффициент точ­ности, коэффициент шероховатости поверхности;

§ технические показатели состава конструкции: коэффи­циент сборности (блочности), коэффициент перспектив­ного использования. Коэффициент сборности определя­ет удельный вес сборных единиц в общем количестве составных частей изделия. Коэффициент перспективно­го использования оценивает перспективность изделия для использования его в качестве составной части в других планируемых изделиях.

Показатели стандартизации и унификации. Применение в изделии стандартных и унифицированных составных частей снижает время и средства на проектирование и изготовление изделий в целом, обеспечивает высокую ремонтопригодность и гарантирует установленный в стандартах и другой норма­тивно-технической документации стабильный уровень качества. Следовательно, чем выше насыщение изделия стандартизо­ванными и унифицированными составными частями, тем выше и стабильнее качество этого изделия.

Степень стандартизации и унификации изделия характери­зуется следующими показателями - коэффициентами применяе­мости, повторяемости, взаимной унификации и унификации для группы изделий.

Расчет коэффициента применяемости проводится на уров­не деталей по формуле

(5.2)

где п — общее количество типоразмеров составных частей изде­лия; пО количество типоразмеров оригинальных составных частей.

Коэффициент повторяемости составных частей изделия определяют по формуле

(5.3)

где N — общее количество составных частей изделия.

Коэффициент взаимной унификации для групп изделий определяют по формуле

(5.4)

где ni — количество типоразмеров составных частей в изделии; пmax — максимальное количество типоразмеров составных час­тей одного из изделий группы; z общее количество неповто­ряющихся типоразмеров составных частей, из которых состо­ит группа изделий; Н — общее количество рассматриваемых изделий в группе.

При расчете показателей следует выбрать уровень этого рас­чета. Обычно применяются уровни расчета по деталям или сбо­рочным единицам, а составные части изделий подразделяются на стандартные, унифицированные и оригинальные.

Следует также отметить, что при определении показате­лей стандартизации и унификации из расчета исключаются крепежные детали, пробки и заглушки, детали соединения трубопроводов и арматура (муфты, ниппели и др.), гайки раз­личных видов (установочные, подкладные), резьбовые кольца, шайбы, шпонки всех видов, электромонтажные детали, слесарно-сборочный инструмент, детали тары, упаковки, крюч­ки, подвески, кольца установочные и другие аналогичные де­тали и сборочные единицы.

5.2. Показатели качества продукции и услуг

Комплексные показатели качества

Количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, называется показателем качества продукции. Показатели качества бывают единичны­ми и комплексными. К единичным показателям относят, на­пример, размеры изделия, его массу, уровень шума, средний срок службы и др.

Комплексные показатели качества характеризуют сразу нес­колько свойств продукции и подразделяются на групповые, интегральные и обобщенные. Групповые показатели качества характеризуют группу свойств продукции, например, для ав­толюбителей можно в качестве групповых показателей при­нять показатели маневренности, устойчивости, проходимости, управляемости и др.

Интегральный показатель качества отражает соотноше­ние суммарного полезного эффекта от эксплуатации или по­требления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление. Он определяется для оценки целесообразности постановки данного варианта продукции на производство или дальнейшей эксплуатации с учетом возрос­ших затрат на техническое обслуживание и ремонт. Интег­ральный показатель определяется по формуле

J = , эффект./ руб. , (5.5)

где ПЕ полезный годовой эффект от эксплуатации продук­ции, выраженный в натуральных единицах (м, кг, шт. и пр.);

Зс суммарные капитальные затраты на создание продукции, руб.;

ЗЭ суммарное эксплуатационные (текущие) затраты, относящиеся к одному году, руб.

При необходимости оценить интегральный показатель за срок службы изделия, превышавший одни год, в формулу (5.5) вводится поправочный коэффициент, учитывающий разновре­менность затрат.

Обобщенный показатель качества относится к такой сово­купности свойств продукции, по которой принято оценивать качество продукции. Таким обобщенным показателен для про­дукции, например, часовой промышленности является оценоч­ное число, вычисляемое по формуле

N = 0,15Vmax + 0,1Рmax +С, (5.6)

где Vmax изохронная погрешность, Ртах позиционная погрешность; С- температурный коэффициент.

Кроме того, показатели качества подразделяются на прогнозируемые, проектные, производственные и эксплуата­ционные. При оценке уровня качества продукции используют­ся базовые и относительные показатели. За базовые показате­ли принимаются показатели качества продукции, принятые за основу при оценке ее качества, например, показатели перс­пективных образцов.

Относительный показателькачествапродукции опреде­ляется как отношение значения показателя качества оценива­емой продукции к соответствующему значению базового пока­зателя по формуле

(5.7)

где Р — показатель качества продукции; Ро - базовый показатель.

 

Технико-экономические показатели качества

Большое значение имеет классификация показателей каче­ства продукции по характеризуемым свойствам, так называе­мая общая номенклатура технико-экономических показателей качества.

Разделение показателей качества продукции на группы позволяет всесторонне охарактеризовать, продукцию, в част­ности, выявить ее соответствие требованиям технического про­гресса и нормативно-технических документов.

Номенклатура показателей качества продукции установле­на государственными стандартами СССР (ГОСТ 2.116-71, ГОСТ 15.001-73. ГОСТ 22851-77), стандартами на определенные, виды продукции, регламентирующими состав показателей качества с индексом «4» методическими указаниями по построению, содержанию и изложению стандартов па номенклатуру пока­зателей качества продукции, а также отраслевыми и межот­раслевыми методиками по оценке уровня качества промыш­ленной продукции.

Основными группами показателей качества по характеризуе­мым ими свойствам продукции являются показатели назначе­ния, надежности, технологичности, стандартизации и унифи­кации, эргономические, эстетические, патентно-правовые, транспортабельности экологические и безопасности.

Рассмотрим содержание каждой группы показателей каче­ства продукции.

Показатели и назначения.Эта группа показателей явля­ется наиболее значимой, поскольку определяет технические возможности и прогрессивность конструкции пли состава из­делия, а также эффективность эксплуатации продукции. На­пример, мощность, коэффициент полезного действия чувстви­тельность, производительность, скорость, расход электроэнер­гии, топлива и др.

Показатели назначения, в свою очередь, можно разделить на:

§ показатели состава и структуры, которые характеризу­ют содержание в продукции химических элементов или структурных групп (процентное содержание компонент, концентрация различных примесей в кислотах, процен­тное содержание серы, золы в коксе и др.);

§ классификационные показатели которые характеризу­ют принадлежность продукции к определенной класси­фикационной труппе (мощность электродвигателя, ем­кость ковша экскаватора, передаточное число редуктора идр.);

§ показатели функциональные и технической эффектив­ности, которые характеризуют полезный эффект от экс­плуатации или потребления продукции и прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию (грузоподъемность, скорость транспортных средств, циклич­ность работы прессов, производительность станков, экс­каваторов);

§ конструктивные показатели, которые характеризуют ос­новные проектно-конструкторские решения, удобство монтажа и установки продукции возможность ее агрегатирования и взаимозаменяемости (габаритные и присое­динительные размеры, коэффициент эффективности вза­имозаменяемости и др.).

Показатели назначения являются основными при оценке технического уровня и качества продукции и используются как критерии при оптимизации процесса управления качеством; на основании изучения показателей назначения во времени строятся прогнозы развития техники и планируется повыше­ние качеств а продукции по отраслям.

Как правило, показатели назначения тесно связаны с дру­гими показателями, так как без обеспечения приемлемых зна­чений показателей надежности, эргономических и других не­возможно эффективное выполнение продукцией своего назна­чения.

Показатели надежностихарактеризуют свойство изделий выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям и использования, технического обслуживания, ремонтов, хране­ния и транспортирования.

Если изделие не обладает необходимой надежностью, то все его технические данные теряют свое практическое значение, ибо не могут быть полностью использованы в работе.

Нарушение работоспособности, т. е. способности изделия выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-техничес­кой документацией, называется отказом изделия. Изучение и установление статистических закономерностей отказов изде­лий и их составных частей позволяет разработать методы рас­чета показателей надежности.

Надежность изделий является комплексным свойством, которое включает показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Показатели безотказностихарактеризуют свойстве изде­лия непрерывно сохранять работоспособность в течение неко­торого времени или наработки изделия. К показателям безотказ­ности неремонтируемых изделий относятся вероятность безотказной работы, интенсивность отказов средняя наработка до отказа, а ремонтируемых изделий: параметр потока отказов, наработка па отказ.

Показатели долговечностихарактеризуют свойство изде­лия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслужи­вания и ремонтов. К показателям долговечности относятся: гамма-процентный ресурс, средний ресурс, назначенный ре­сурс, средний ресурс между средними (капитальными) ремон­тами средний срок службы, средний срок службы до списания и др.

Показатели ремонтопригодностихарактеризуют свойство изделия, заключающееся в приспособленности к преду­преждению и обнаружению причин возникновения его отка­зов, повреждений или устранению их последствии путем про­ведения ремонтов и технического обслуживания. К показате­лям ремонтопригодности относятся среднее время восстанов­ления и вероятность восстановления в заданное время.

Показатели сохраняемостихарактеризуют свойство изде­лия непрерывно сохранять исправное и работоспособное состо­яние в течение и после срока хранения и (или) транспортиро­вания. К показателям сохраняемости относятся средний срок сохраняемости в гамма-процентный срок сохраняемости.

Наряду с единичными, для оценки надежности изделий при­меняются комплексные показатели, которые относится к не­скольким свойствам, составляющим надежность изделия: ко­эффициент готовности, коэффициент технического использо­вания, коэффициент оперативной готовности и еще ряд пока­зателей, характеризуют средние суммарную трудоемкость и стоимость, а также удельные трудоемкость и стоимость ремон­тов, технического обслуживания.

Коэффициент готовностихарактеризует одновременно два различных свойства изделия — его безотказность и ремонто­пригодность и определяется по формуле

(5.8)

Эргономические показателихарактеризуют систему «че­ловек — изделие» и учитывают степень соответствия изделия комплексу гигиенических, антропометрических, физиологичес­ких, психофизиологических и психологических требований че­ловека, предъявляемых в производственных и бытовых усло­виях.

Эти показатели используются в тех случаях, когда необхо­димо установить соответствие изделия эргономическим требо­ваниям. Для этого изучаются функциональные возможности человека в процессе труда, его взаимодействие с изделием и окружающей средой с целью создания оптимальных условий, которые обеспечивали бы наибольшую производительность труда и в то же время максимум удобств и сохранение здоро­вья человека. Номенклатура эргономических показателей ус­тановлена в ГОСТ 16456-70.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.