Часть 1. Основы управления качеством. 7 страница Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001. Госстандарт России (Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации) участвует в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве национальной организации по стандартизации (то есть является национальным членом ИСО). По официальному заявлению Международной организации по стандартизации, с 15 декабря 2000 г. вступила в силу новая версиямеждународных стандартов по управлению качеством МС ИСО серии 9000. Новые стандарты ориентированы на более полное удовлетворение ожиданийпотребителей и улучшение их благосостояния, на получение дополнительной прибыли производителями качественных товаров и услуг, а также на получение наибольшей выгоды всеми заинтересованными сторонами (поставщиками, рабочими и служащими организации, акционерами, инвесторами) и обществом в целом. Эти цели достигаются при процессном подходе к управлению качеством производимой продукции или услуг на основе реализации следующих восьми принципов. Принцип 1.Ориентация организации на потребителя, т. е. на удовлетворение его потребностей и интересов. Организация зависит от своих потребителей: заказчиков, покупателей, клиентов. Она должна удовлетворять не только текущие, но и будущие потребности потребителей, т. е. выполнять не только их требования, но и стремиться превзойти их ожидания в отношении качества товара. Кроме того, новые стандарты ориентируют на удовлетворение не только конечного потребителя, а всех заинтересованных сторон (например, рабочих, акционеров) и общества в целом. Принцип 2.Ведущая роль руководства. Руководители определяют и устанавливают политику, стратегию цели, и тактику, направления развития, а также социальный микроклимат в организации. Они должны создать такую обстановку в коллективе, при которой все работники оказываются вовлеченными в достижение того, что намечено руководителем. Идеологическая приверженность и практическая причастность руководителей высшего звена управления организацией к достижению сформулированных целей через всеобщее управление качеством — залог успеха и процветания организации. Принцип 3.Вовлеченность работников. Вовлеченность персонала в общие дела организации дает возможность полнее использовать способности, интеллект и опыт работников в целях получения максимальной выгоды для организации и пользы для потребителей. Принцип 4. Процессный подход. Необходимый результат достигается быстрее и эффективнее, если управление качеством продукции осуществляется через управление процессом производства этой продукции (или оказания услуг). В результате такого — процессного — управления качеством продукции или услуг происходит переход от управления результатами процесса (продукции или услуг) к управлению собственно процессами производства продукции или услуг. Процессный подход при управлении качеством позволяет оперативно воздействовать на качество результата деятельности, в результате, во-первых, ускоряется достижение требуемого качества объекта управления, и, во-вторых, повышается эффективность управленческих решений в отношении постоянного улучшения качества продукции и/или услуг. Концепция новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 по управлению качеством базируется на необходимости рассмотрения всех бизнес-процессов с точки зрения того, как в процессе производства продукции или оказания услуги происходит увеличение (добавление) их ценности. Принцип 5.Системный подход к управлению качеством. Любой процесс состоит из отдельных элементов, частей, операций и представляет собой динамичную систему взаимодействия различных факторов, явлений, подпроцессов. Следовательно, результат сложного процесса зависит от множества частных процессов. Поэтому управление качеством оказывается наиболее эффективным, если оно осуществляется как системное управление процессом достижения необходимого качества. Принцип 6.Постоянное улучшение. Непрерывное улучшение качества направлено на своевременное удовлетворение потребностей людей, их ожиданий и интересов. Это обеспечивает запас конкурентоспособности и повышение потребительной стоимости производимого организацией товара, что благоприятно сказывается на экономическом положении, как организации-производителя, так ипотребителя. Принцип 7.Принятие управленческих решений, основанных на фактах. Решения о корректирующих действиях в отношении качества принимаются на основе данных, полученных в результате измерения характеристик процессов и свойств производимой продукции или услуги, а также с учетом данных маркетинговых и иных исследований. Принцип 8.Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Справедливые и взаимовыгодные отношения организации с ее поставщиками создают условия для создания дополнительной ценности производимой продукции, т. е. способствуют повышению ее качества. Считается, что в организации, где реализованы все указанные выше восемь принципов управления качеством, создается оптимальная система управления, что приводит к повышению результатов деятельности организации в целом по сравнению с результатами усилий по улучшению деятельности в отдельных направлениях. Международные стандарты серии 9000 версии 2000 г. представляют собой отражение и конкретизацию восьми общих принципов управления качеством продукции и услуг. Новые версии МС ИСО 9000:2000 направлены на устранение барьеров в торговле, на повышение рентабельности производителей качественных товаров и на улучшение благосостояния потребителей. 4.3. Структура стандартов ISO 9001, ГОСТ Р ИСО 9001 ISO – международная организация по стандартизации, разделённая на множество комитетов, занимающихся различными объектами стандартизации. Для улучшения деятельности предприятий во всём мире были разработаны стандарты ISO серии 9000, которые содержат лучшую мировую практику управления, приняты более чем в 200 странах мира и гармонизированы с национальными стандартами. В настоящий момент актуальными являются стандарты ISO серии 9000 версии 2000 года. В серию этих стандартов входят: ISO 9000:2000. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. ISO 9001:2000. Система менеджмента качества. Требования. ISO 9004:2000. Система менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности. В России на основе этих стандартов были разработаны: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, описывает основные положения и содержит терминологию, относящуюся к системе менеджмента качества. ГОСТ Р ИСО 9001-2001, определяет требования к системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9004-2001, содержит рекомендации по улучшению системы менеджмента качества. На сегодняшний день организации могут получить сертификат соответствия, который подтверждает, что их система менеджмента качества соответствует ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Стандарты ISO серии 9000 написаны в определённом духе и для их внедрения нужно не только формальное соответствие требованиям, но и соответствие духу стандартов. Стандарт ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) содержит требования к системе менеджмента качества, а как эти требования будут реализованы, определяет сама организация. Именно это обеспечивает индивидуальность и уникальность каждой системы менеджмента качества. Выполнение требований стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) позволяет организации повысить удовлетворённость потребителей, оптимизировать работу и повысить результативность системы управления, а также постоянно улучшать свою деятельность, что является гарантией стабильного развития организации в сильной конкурентной среде. 4.4. Область применения стандартов ИСО 9000 Несмотря на то, что первоначально стандарты ИСО 9000 предполагались как средство для согласования большого числа национальных и международных стандартов, они могут быть использованы также как в контрактной, так и во вне контрактной ситуациях. В "Руководящих указаниях по выбору и применению" поясняется, что в обоих этих случаях желательно, чтобы предприятие-поставщик установило и поддерживало Систему Качества, что позволит повысить его конкурентоспособность и достигнуть требуемого качества продукции при минимальных затратах. Стандарты ИСО 9000 имеют своей целью оказать помощь в определении потенциальных поставщиков, обладающих эффективной Системой Качества. Стандарт помогает уменьшить затраты на качество, так как у предприятия появляется доверие и уверенность в качественной деятельности поставщика. Соответствие стандартам ИСО 9000 создаёт предпосылки для заключения договорных соглашений между покупателем и поставщиком. Предприятия, сертифицированные по ИСО 9000, воспринимаются потребителем как жизнеспособные поставщики. Каждое предприятие заинтересовано в формальной регистрации соответствия с положениями стандартов, т.к. регистрационный номер ИСО 9000 становится важным элементом при выборе компании в качестве поставщика. Стандарты ИСО 9000 определяют минимальные требование которые поставщик должен выполнить для того, чтобы гарантировать потребителю получение продукции, соответствующей его требованиям. Введение этих стандартов оказало значительное влияние на предприятия во всём мире, так как поставщики теперь могут быть оценены последовательно и единообразно. Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика продукции (товаров и услуг) к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ИСО 9000, предприниматель получает и выгоду: за счет перераспределения затрат сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов, общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль; повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями; предприятие становится более "прозрачным" для руководства, в связи с этим повышается качество управленческих решений. 4.5. Контрольные вопросы и задания по теме 1. Что такое ISO? Основная задача ISO? 2. Как появились первые стандарты на системы качества? 3. В чем заключается универсальность стандартов ISO? 4. Перечислите принципы, на которых основываются стандарты ISO. 5. Почему при реализации восьми принципов в организации считается, что повысится качество выпускаемой продукции? 6. Какую пользу может принести предприятию внедрение стандартов ISO? 5.Показатели качества продукции и услуг Основной задачей отделов управления качеством является разработка критериев оценки качества, контрольных нормативов, как для отдельных видов изделий, так и комплексных, интегральных показателей, позволяющих произвести оценку и сравнение уровня качества всей совокупности продукции, выпущенной в течение определенных временных интервалов (в течение недели, месяца, года). Критерии оценки основываются обычно на классификации показателей качества по их важности, которая также проводится инженерами по контролю качества совместно с конструкторами. Важнейшей функцией специалистов отдела управления качеством является разработка критериев оценок новых показателей качества. Например, такие понятия, как надежность, долговечность, объективно существовали всегда, но лишь два десятилетия тому назад они стали рассматриваться как измеряемые показатели качества, поскольку были найдены критерии их количественной оценки. Прогресс науки и техники позволяет постоянно расширять область измеряемых показателей качества, поэтому практическая разработка количественных критериев оценки новых показателей качества является неотъемлемой и постоянной функцией специалистов по контролю качества. Одной из главнейших обязанностей специалистов и управляющих по обеспечению качества является комплексная обработка информации о качестве и составление периодических отчетов о состоянии дел в области качества, направляемых как высшему руководству, так и руководителям основных функциональных отделов и производственных подразделений. Отсюда важнейшей задачей отделов управления качеством является разработка самой системы информации о качестве. На современном этапе развития производства ни одно промышленное предприятие не может существовать без такой системы. Разработка системы информации о качестве является весьма сложным и комплексным процессом по ряду причин. Прежде всего, количество входных данных, составляющих поток информации о качестве и источников первичной информации, из которых берутся эти данные, чрезвычайно велико и тем больше, чем больше предприятие, номенклатура продукции и объем ее выпуска. Число потребителей выходной информации о качестве также велико, поскольку в процессе формирования качества принимают участие почти все подразделения фирмы, и управление качеством на различных этапах осуществляют руководящие работники различных рангов — от президента фирмы до производственных мастеров. Кроме того, каждому потребителю нужна дифференцированная информация. Поэтому рационализация процессов сбора, передачи, обработки, хранения и распределения информации является весьма сложной задачей. На современном этапе в практику работы промышленных фирм все шире внедряются автоматизированные и механизированные системы информации о качестве. В крупнейших корпорациях, таких, например, как «Локхид», «Дженерал дайнемикс», «Мартин-Мариетта», «Груммэн эйкрафт», «Дженерал электрик», созданы интегрированные информационные системы, работающие в реальном масштабе времени и объединяющие сеть информационных систем. В таких системах потоки информации распределяются в соответствии с потребностями отдельных управленческих функций и в то же время тесно увязываются в процессе централизованной обработки данных. Система информации о качестве является необходимым элементом общей интегрированной информационной системы предприятия. 5.1. Технологические показатели качества продукции Показатели технологичностихарактеризуют свойство продукции, обусловливающее оптимальное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Эффективность работ по обеспечению технологичности изделия определяется следующими факторами: § выбором рационального принципа действия; § рациональным членением и компоновкой конструкции; § преемственностью конструктивных решений; § ограничением номенклатуры и правильным выбором конструктивных материалов; § соответствием конструкции условиям производства, технического обслуживания и ремонта изделия; § соответствием конструкции составных частей изделия требованиям типовых технологических процессов. Отработка изделия на технологичность решается на всех этапах разработки и постановки продукции на производство в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Основными показателями технологичности являются: § абсолютный технико-экономический показатель трудоемкости изготовления Ти, который выражается суммой нормо-часов, затраченных на изготовление изделия; § уровень технологичности конструкции по трудоемкости изготовления ky.m., определяемый как отношение достигнутой трудоемкости изготовления Ти к базовому показателю трудоемкости изготовления Ти.б. (5.1) § технологическая себестоимость изделия СТ, которая оценивается как сумма затрат на единицу изделия при осуществлении технологического процесса изготовления; § уровень технологичности по технологической себестоимости, определяемый отношением достигнутой себестоимости изделия СТ к базовому показателю технологической себестоимости изделия СТ.б. Дополнительные показатели технологичности характеризуют конструктивно-технологические особенности изделия: § технические показатели расхода материала: масса изделия, удельная материалоемкость, коэффициент использования материала и др.; § технические показатели обработки: коэффициент точности, коэффициент шероховатости поверхности; § технические показатели состава конструкции: коэффициент сборности (блочности), коэффициент перспективного использования. Коэффициент сборности определяет удельный вес сборных единиц в общем количестве составных частей изделия. Коэффициент перспективного использования оценивает перспективность изделия для использования его в качестве составной части в других планируемых изделиях. Показатели стандартизации и унификации. Применение в изделии стандартных и унифицированных составных частей снижает время и средства на проектирование и изготовление изделий в целом, обеспечивает высокую ремонтопригодность и гарантирует установленный в стандартах и другой нормативно-технической документации стабильный уровень качества. Следовательно, чем выше насыщение изделия стандартизованными и унифицированными составными частями, тем выше и стабильнее качество этого изделия. Степень стандартизации и унификации изделия характеризуется следующими показателями - коэффициентами применяемости, повторяемости, взаимной унификации и унификации для группы изделий. Расчет коэффициента применяемости проводится на уровне деталей по формуле (5.2) где п — общее количество типоразмеров составных частей изделия; пО — количество типоразмеров оригинальных составных частей. Коэффициент повторяемости составных частей изделия определяют по формуле (5.3) где N — общее количество составных частей изделия. Коэффициент взаимной унификации для групп изделий определяют по формуле (5.4) где ni — количество типоразмеров составных частей в изделии; пmax — максимальное количество типоразмеров составных частей одного из изделий группы; z — общее количество неповторяющихся типоразмеров составных частей, из которых состоит группа изделий; Н — общее количество рассматриваемых изделий в группе. При расчете показателей следует выбрать уровень этого расчета. Обычно применяются уровни расчета по деталям или сборочным единицам, а составные части изделий подразделяются на стандартные, унифицированные и оригинальные. Следует также отметить, что при определении показателей стандартизации и унификации из расчета исключаются крепежные детали, пробки и заглушки, детали соединения трубопроводов и арматура (муфты, ниппели и др.), гайки различных видов (установочные, подкладные), резьбовые кольца, шайбы, шпонки всех видов, электромонтажные детали, слесарно-сборочный инструмент, детали тары, упаковки, крючки, подвески, кольца установочные и другие аналогичные детали и сборочные единицы. 5.2. Показатели качества продукции и услуг Комплексные показатели качества Количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, называется показателем качества продукции. Показатели качества бывают единичными и комплексными. К единичным показателям относят, например, размеры изделия, его массу, уровень шума, средний срок службы и др. Комплексные показатели качества характеризуют сразу несколько свойств продукции и подразделяются на групповые, интегральные и обобщенные. Групповые показатели качества характеризуют группу свойств продукции, например, для автолюбителей можно в качестве групповых показателей принять показатели маневренности, устойчивости, проходимости, управляемости и др. Интегральный показатель качества отражает соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление. Он определяется для оценки целесообразности постановки данного варианта продукции на производство или дальнейшей эксплуатации с учетом возросших затрат на техническое обслуживание и ремонт. Интегральный показатель определяется по формуле J = , эффект./ руб. , (5.5) где ПЕ — полезный годовой эффект от эксплуатации продукции, выраженный в натуральных единицах (м, кг, шт. и пр.); Зс — суммарные капитальные затраты на создание продукции, руб.; ЗЭ — суммарное эксплуатационные (текущие) затраты, относящиеся к одному году, руб. При необходимости оценить интегральный показатель за срок службы изделия, превышавший одни год, в формулу (5.5) вводится поправочный коэффициент, учитывающий разновременность затрат. Обобщенный показатель качества относится к такой совокупности свойств продукции, по которой принято оценивать качество продукции. Таким обобщенным показателен для продукции, например, часовой промышленности является оценочное число, вычисляемое по формуле N = 0,15Vmax + 0,1Рmax +С, (5.6) где Vmax — изохронная погрешность, Ртах — позиционная погрешность; С- температурный коэффициент. Кроме того, показатели качества подразделяются на прогнозируемые, проектные, производственные и эксплуатационные. При оценке уровня качества продукции используются базовые и относительные показатели. За базовые показатели принимаются показатели качества продукции, принятые за основу при оценке ее качества, например, показатели перспективных образцов. Относительный показателькачествапродукции определяется как отношение значения показателя качества оцениваемой продукции к соответствующему значению базового показателя по формуле (5.7) где Р — показатель качества продукции; Ро - базовый показатель. Технико-экономические показатели качества Большое значение имеет классификация показателей качества продукции по характеризуемым свойствам, так называемая общая номенклатура технико-экономических показателей качества. Разделение показателей качества продукции на группы позволяет всесторонне охарактеризовать, продукцию, в частности, выявить ее соответствие требованиям технического прогресса и нормативно-технических документов. Номенклатура показателей качества продукции установлена государственными стандартами СССР (ГОСТ 2.116-71, ГОСТ 15.001-73. ГОСТ 22851-77), стандартами на определенные, виды продукции, регламентирующими состав показателей качества с индексом «4» методическими указаниями по построению, содержанию и изложению стандартов па номенклатуру показателей качества продукции, а также отраслевыми и межотраслевыми методиками по оценке уровня качества промышленной продукции. Основными группами показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции являются показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, патентно-правовые, транспортабельности экологические и безопасности. Рассмотрим содержание каждой группы показателей качества продукции. Показатели и назначения.Эта группа показателей является наиболее значимой, поскольку определяет технические возможности и прогрессивность конструкции пли состава изделия, а также эффективность эксплуатации продукции. Например, мощность, коэффициент полезного действия чувствительность, производительность, скорость, расход электроэнергии, топлива и др. Показатели назначения, в свою очередь, можно разделить на: § показатели состава и структуры, которые характеризуют содержание в продукции химических элементов или структурных групп (процентное содержание компонент, концентрация различных примесей в кислотах, процентное содержание серы, золы в коксе и др.); § классификационные показатели которые характеризуют принадлежность продукции к определенной классификационной труппе (мощность электродвигателя, емкость ковша экскаватора, передаточное число редуктора идр.); § показатели функциональные и технической эффективности, которые характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию (грузоподъемность, скорость транспортных средств, цикличность работы прессов, производительность станков, экскаваторов); § конструктивные показатели, которые характеризуют основные проектно-конструкторские решения, удобство монтажа и установки продукции возможность ее агрегатирования и взаимозаменяемости (габаритные и присоединительные размеры, коэффициент эффективности взаимозаменяемости и др.). Показатели назначения являются основными при оценке технического уровня и качества продукции и используются как критерии при оптимизации процесса управления качеством; на основании изучения показателей назначения во времени строятся прогнозы развития техники и планируется повышение качеств а продукции по отраслям. Как правило, показатели назначения тесно связаны с другими показателями, так как без обеспечения приемлемых значений показателей надежности, эргономических и других невозможно эффективное выполнение продукцией своего назначения. Показатели надежностихарактеризуют свойство изделий выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям и использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Если изделие не обладает необходимой надежностью, то все его технические данные теряют свое практическое значение, ибо не могут быть полностью использованы в работе. Нарушение работоспособности, т. е. способности изделия выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией, называется отказом изделия. Изучение и установление статистических закономерностей отказов изделий и их составных частей позволяет разработать методы расчета показателей надежности. Надежность изделий является комплексным свойством, которое включает показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Показатели безотказностихарактеризуют свойстве изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки изделия. К показателям безотказности неремонтируемых изделий относятся вероятность безотказной работы, интенсивность отказов средняя наработка до отказа, а ремонтируемых изделий: параметр потока отказов, наработка па отказ. Показатели долговечностихарактеризуют свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. К показателям долговечности относятся: гамма-процентный ресурс, средний ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс между средними (капитальными) ремонтами средний срок службы, средний срок службы до списания и др. Показатели ремонтопригодностихарактеризуют свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений или устранению их последствии путем проведения ремонтов и технического обслуживания. К показателям ремонтопригодности относятся среднее время восстановления и вероятность восстановления в заданное время. Показатели сохраняемостихарактеризуют свойство изделия непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после срока хранения и (или) транспортирования. К показателям сохраняемости относятся средний срок сохраняемости в гамма-процентный срок сохраняемости. Наряду с единичными, для оценки надежности изделий применяются комплексные показатели, которые относится к нескольким свойствам, составляющим надежность изделия: коэффициент готовности, коэффициент технического использования, коэффициент оперативной готовности и еще ряд показателей, характеризуют средние суммарную трудоемкость и стоимость, а также удельные трудоемкость и стоимость ремонтов, технического обслуживания. Коэффициент готовностихарактеризует одновременно два различных свойства изделия — его безотказность и ремонтопригодность и определяется по формуле (5.8) Эргономические показателихарактеризуют систему «человек — изделие» и учитывают степень соответствия изделия комплексу гигиенических, антропометрических, физиологических, психофизиологических и психологических требований человека, предъявляемых в производственных и бытовых условиях. Эти показатели используются в тех случаях, когда необходимо установить соответствие изделия эргономическим требованиям. Для этого изучаются функциональные возможности человека в процессе труда, его взаимодействие с изделием и окружающей средой с целью создания оптимальных условий, которые обеспечивали бы наибольшую производительность труда и в то же время максимум удобств и сохранение здоровья человека. Номенклатура эргономических показателей установлена в ГОСТ 16456-70. |