Часть 1. Основы управления качеством. 4 страница ■ системно-структурная упорядоченность, выражающая меру дифференцируемости и стратифицируемости общества; ■ общественная безопасность. Эти качественные характеристики имеют методологическое значение для анализа социальных процессов, который позволяет полнее понять их. При этом процессы, протекающие в обществе, в свою очередь воздействуют на его качество, изменяя его. Ментальность — глубинный общий источник индивидуального и общественного сознания — также качественная характеристика социальности, общества в целом (рис. 2.4).  Рис. 2.4. Структура ментальности Как видно из рисунка, в структуре ментальности можно выделить две составляющие: духовную настроенность человека, общественных групп, общества в целом, общественное умонастроение. Духовная настроенность очерчена четче, чем общественное умонастроение, и включает в себя веру, идеалы, идеи, которые господствуют в обществе. Они выражают многообразие накопленного духовного опыта, устремленность общества в будущее, приоритеты его культурного развития. Изменение общественных идеалов и идей ведет к качественному изменению общества. При этом в переломные, критические моменты его развития духовная настроенность может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие, поскольку она основана на эмоциях, часто неосознанных импульсах. Ментальность оказывает непосредственное влияние на ценностное сознание: правовое, политическое, религиозное, нравственное, эстетическое. Различия в культуре и построении общества у разных народов часто обусловлены различиями ментальности (восточная цивилизация, античная цивилизация). Таким образом, ментальность имеет своим источником духовную самобытность этноса (народа), выражает его целостность, единство. Именно ментальность определяет смысл жизни общества, придает духовные силы и веру в возможность качественного обновления. О качестве человека можно говорить как о сложной, многоуровневой системе: «человек (общее) — индивид (единичное) — личность (отдельное) — индивидуальность (особенное)». При этом индивид характеризует количественную сторону, индивидуальность — качественную, а личность — их меру. Качества человека определяются как биологическими и психологическими особенностями, так и социальными факторами и условиями. В основе биологических качеств лежат генотип, наследственная информация; в основе социальных — воздействие социального окружения, среды. В их взаимосвязи и заключается процесс формирования из индивида личности. Разнообразие свойств и качеств человека, условий и факторов его жизнедеятельности обусловливает сложный, многоуровневый характер социальных проблем. Их решение невозможно без всестороннего комплексного исследования человека, его отношения к себе, другим людям, обществу в целом. Без такого анализа нельзя разрабатывать и принимать управленческие решения на любом уровне социальной реальности. Комплексное исследование человеческих качеств включает: ■ изучение структурных качеств (участие человека в различных социальных структурах, его поведение, взаимоотношения с другими людьми в рамках этих структур); ■ изучение функциональных качеств (выполняемые человеком многообразные функции, роли, например профессиональные и квалификационные); ■ определение и оценку уровня активности. На уровне личности принято выделять два качественно различных типа поведенческой ориентации: репродуктивный, характеризуемый способностью личности адаптироваться к имеющимся условиям и усваивать существующие формы деятельности; творческий, ставящий перед собой качественно иные цели (развитие и совершенствование своих способностей, поиск новых форм жизнедеятельности). Выбор того или иного типа зависит как от самой личности, так и от воздействующих на нее внешних факторов; ■ изучение способов мотивации поведения и поступков. Все рассмотренные выше элементы являются лишь предпосылкой эффективного поведения человека. Чтобы оно стало реальностью, нужно задействовать мотивы, внутренние устремления и ценности, определяющие направленность активности человека и ее формы. Активность личности, достигшей уровня индивидуальности, определяется многими ее свойствами (качествами): адекватным восприятием ситуации, объективным отношением к себе и другим, способностью к творческому мышлению, развитым интеллектом, богатым духовным миром, глубокими межличностными отношениями, пониманием своей ответственности. От качества личности зависит и качество общества, понимаемого не как простая сумма или совокупность отдельных людей, а как их единство. Важнейшей составляющей социального качества является качество жизни. Со вступлением человечества в 3-е тысячелетие отступают в прошлое ориентиры только на научно-технический прогресс, развитие индустрии. Все больше осознается, что только качество жизни может быть целью развития мирового сообщества. Категория качества жизни является интегральной характеристикой жизни людей, которая раскрывает условия жизнедеятельности и жизнеспособности общества. Ранее в науке и практике использовались категории образа жизни, уровня жизни, стиля жизни. Категория «образ жизни» фиксирует формы жизнедеятельности людей, типичные для исторически определенных социальных отношений. Категория «стиль жизни» раскрывает особенности образа жизни, которые проявляются в общении и поведении людей. Понятие «уровень жизни» акцентирует внимание на жизнеобеспеченности, фиксируя степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Однако для современного человека существенное значение имеет не только определенный уровень благосостояния, но и состояние окружающей среды, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовно ориентированная жизнь. Каждый человек в отдельности и все общество в целом должны жить качественно. Это возможно лишь в том случае, если слагаемые жизни и их взаимосвязь достигают определенного качества. Итак, можно констатировать, что качество жизни является современной парадигмой развития цивилизации, ориентиром государственной политики каждой страны и мирового сообщества в целом. Вместе с тем до настоящего времени нет единого мнения относительно того, что включает в себя категория «качество жизни». В международной практике широко используется методология его оценки на основе определения индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающего три показателя: размер внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования населения. Специалисты ООН ежегодно проводят оценку качества жизни населения 174 стран мирового сообщества и определяют место каждой страны в ранжированном ряду по этим показателям. Россия, по данным ООН, в 2001 году заняла в этом ряду 55-е место. Наиболее полной можно признать концепцию качества жизни, которая была разработана в 2000 году по заданию Министерства промышленности и науки России во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Согласно данной концепции основными сторонами, охватывающими в совокупности понятие «жизнь», являются: созидательная жизнь, потребительская жизнь, семейно-родовая жизнь, духовная жизнь (рис. 2.5).  Рис. 2.5. Принципиальная блок-схема «жизнь человека» Созидательная жизнь — исходный пункт осуществления жизнедеятельности человека и общества, представляющий труд как источник создания материальных и духовных благ, необходимых для поддержания и воспроизводства жизни и существования человека. Она выступает, с одной стороны, как необходимость, а с другой — как внутренняя человеческая потребность (свободный труд как осознанная необходимость, как желание, способность, реализация творческой активности человека). Поэтому важнейшими характеристиками социально-трудовой и производственной деятельности человека являются сложившееся в обществе отношение к труду, удовлетворенность трудом, отражающая достигнутый уровень научно-технического прогресса. Потребительская жизнь характеризует степень и меру удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а следовательно, определяет удовлетворенность человека повседневной жизнью объективно (на основе статистики, расчетов доходов и расходов населения) и субъективно (путем самооценки человеком степени удовлетворения собственных нужд и потребностей). Потребительская жизнь, или деятельность человека и общества по удовлетворению собственных потребностей и интересов, характеризуется, прежде всего, достигнутым уровнем благосостояния, а также способностью человека и общества воспроизводить свой материальный достаток и преумножать его (рост производства, развитие экономики, совершенствование окружающей среды и др.). Семейно-родовая жизнь (личная, естественная жизнь) — это сохранение и воспроизводство жизни и здоровья человека, воспроизводство человеческого рода, здорового образа жизни. Это и такие демографические характеристики, как семейная жизнь, браки, разводы, рождаемость, смертность, естественный прирост, продолжительность жизни. Обеспечение здорового образа жизни и воспроизводства человеческого рода зависят от ряда причин — качества медицинского обслуживания, комфорта пребывания человека в окружающей среде, улучшения состояния среды (снижения загрязненности атмосферы, воды, земли и т.п.). Духовная (социокультурная) жизнь связана с получением знаний, образования и воспитания, творческим мышлением, свободой совести и вероисповеданий. Это также удовлетворение многообразных духовных потребностей (этических, эстетических, потребностей общения и др.) и развитие познавательных и художественных способностей человека. Центральное место здесь принадлежит проявлениям гражданской активности и соблюдению прав человека, удовлетворению социальных потребностей (социальная безопасность, правовая защищенность, социальное обеспечение и др.). Сюда же следует отнести и вопросы развития культурных потребностей человека и общества, стабильности общественной системы и возможностей ее поступательного социокультурного развития. Таким образом, структура качества жизни базируется на трех компонентах: 1) удовлетворении трудовых, социальных, семейно-духовных потребностей населения; 2) условиях жизни, включающих характеристики социальной среды, состояния природы и искусственной среды; 3) деятельности, осуществляемой человеком и включающей прежде всего труд, быт, отдых и др. Социально-экономическая политика каждого государства должна быть направлена на взаимосвязанное развитие этих компонентов, в то же время в отдельные периоды приоритет может быть отдан какой-то одной составляющей. 2.5. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества 1 этап.Общий менеджмент и менеджмент качества взаимосвязаны. Основой общего менеджмента и менеджмента качества является система Ф. Тейлора, который создал концепцию научного менеджмента, обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важность ее контроля. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции. Основными недостатками такого подхода было то, что оценка годности изделия и управляющие воздействия (доработка изделия или утилизация) осуществлялись тогда, когда производственный процесс был уже завершен. Они были связаны не с причинами появления брака, а лишь с их последствиями. В дальнейшем на длительный период времени (с 1920-х до начала 1980-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества, как показано на рис. 2.6, разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента — как проблема в основном организационного и даже социально-психологического характера.  Рис. 2.6. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества 2 этап. В самом деле, на втором этапе (1920-e l950-е годы) развитие получили статистические методы контроля качества (А. Шухарт, Г. Додж, Г. Роминг и др.). Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких гуру в области качества, как У. Деминг и Д. Джуран. Развитие статистических методов контроля качества было связано с осознанием, что причины брака в большой степени заключаются в изменчивости производственных процессов, поэтому необходимо контролировать не только и не столько качество отдельных изделий, сколько характеристики самого производственного процесса, стремиться к его стабильности и соответствию требованиям. Статистические методы позволили контролировать производственный процесс, а также оптимизировать процесс контроля готовых изделий. С помощью этих методов можно было подвергать испытаниям не всю партию изделий, а лишь некоторое строго рассчитанное их число, а по результатам испытаний выборки судить о годности всей партии. Проблема качества на данном этапе по-прежнему разрабатывалась в основном как инженерно-техническая проблема контроля и организации производства, в то время как проблема управления качеством разрабатывалась в организационном и социально-психологическом плане. Появившаяся в 1950-1960-е годы концепция жизненного цикла изделия дала возможность сформировать рациональную основу обеспечения качества. Пришло осознание того, что качество должно закладываться на всех этапах жизненного цикла и только это может гарантировать устойчивость всех показателей качества. 3 этапуправления качеством связан с развитием методов обеспечения качества и характеризуется формированием различным систем качества, которые позволили организовать деятельность по качеству на комплексной основе, начиная от изучения требований потребителей и заканчивая послепродажным обслуживанием. Началом данного этапа принято считать выступление в 1950 году американца У. Деминга перед ведущими японскими промышленниками. Его программа обеспечения качества базировалась на совершенствовании не только производственных процессов, а системы управления в целом. На непосредственном участии высшего руководства компаний в решении проблем качества, обучении всех сотрудников основным методам обеспечения качества, акценте на мотивации сотрудников к высококачественному труду. В 50-60-х годах стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества. Гарантией способности изготовителя обеспечить строгое выполнение требований контракта в отношении всего объема закупок продукции стало наличие у него системы качества, отвечающей международно-признанным требованиям. Это привело к появлению аудита третьей стороны, или сертификации, проводимой организациями, специализирующимся на оценке соответствия систем качества организаций требованиям международных стандартов. С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Приходит осознание того, что управление качеством – не просто отдельная функция в деятельности организации, а подход к управлению всей организации, направленный на качество, и что свой вклад в обеспечение качества продукции и услуг вносит каждый ее сотрудник. Именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. За рубежом наиболее характерным примером является система ZD («Ноль дефектов»). И все другие системы качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента». В Советском Союзе эта тенденция проявлялась наиболее отчетливо в Саратовской системе БИП, Горьковской КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Ярославской НОРМ, Львовской СБТ и в общесоюзном феномене — Комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП). Началось историческое движение навстречу друг другу общего менеджмента и менеджмента качества. Это движение объективно и исторически совпало, с одной стороны, с расширением наших представлений о качестве продукции и способах воздействия на него, а с другой — развитием системы внутрифирменного менеджмента. На четвертом этапе появляется и развивается концепция TQM – всеобщего управления качеством. Основная идея этой концепции заключается в установлении четких целей для организационного развития, а затем проектирования деятельности и мотивации сотрудников для достижения поставленных целей. Таким образом, к настоящему времени управление качеством становится основой управления организацией. Главная цель управления качеством на данном этапе – удовлетворение запросов потребителей, а не просто выпуск продукции, не имеющей дефектов. Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры. В эту структуру должны входить все подразделения, более того — каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции или петли качества. Можно констатировать, что менеджмент качества — менеджмент четвертого поколения — становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания управления на основе качества и управления по целям (как было на первом этапе в системе Ф. Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и общественное признание. 2.6. Контрольные вопросы и задания по теме 1. Какие внутренние и внешние цели присутствуют в предпринимательской деятельности? 2. Что такое философия предпринимательства? 3. Когда и кем была выдвинута впервые концепция защиты прав потребителей? 4. Какими постулатами определялось качество в античные времена? 5. Когда начали развиваться наиболее совершенные методы стандартизации? 6. Перечислите фазы эволюции методов обеспечения качества. 7. Под давлением каких противоречий происходила смена фаз эволюции методов обеспечения качества? 8. Что такое «звезда» качества? 9. Перечислить особенности каждой фазы в соответствии со «звездой» качества, а также их противоречия. 10. Раскрыть понятие «социальное качество», перечислить составляющие социального качества. 11. Раскрыть понятие «ментальность», привести структуру ментальности. 12. Как определяется качество человека и качество жизни? 13. На каких временных этапах общий менеджмент и менеджмент качества взаимосвязаны, а на каких этапах они расходятся? 3. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 3.1. Сущность системы менеджмента качества К концу 80-х годов XX века становится ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции нельзя. Пришло осознание того, что в современных условиях оно представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. Его принципы, средства и методы стали распространяться практически на все виды деятельности человека. В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизовано. Международный стандарт ИСО 8402 определил управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству. В новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 основным понятием является менеджмент качества, который рассматривается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Управление качеством представляется как часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований по качеству. Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин «системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т.д.). Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям. В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 менеджмент качества – это «метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом». Примечание 1. «...Всех ее работников» означает весь персонал организации, на всех уровнях иерархии ее организационной структуры. Примечание 2. Существенным для обеспечения успеха данного метода является убежденное и упорное руководство со стороны высшей администрации и обучение, и переподготовка всех работников организации. Примечание 3. Термин «качество» при всеобщем менеджменте качества вбирает в себя и достижение всех целей менеджмента. Примечание 4. «...Выгоды для ... хозяйства в целом» означает выполнение требований всех субъектов хозяйства. В этом определении мы видим, как увязываются в одно целое успех предпринимателя, выгоды для сотрудников предприятия — наемных работников, не являющихся собственниками, — и выгоды для общественного хозяйства в целом. Практика показывает, что только при таком гармоничном согласовании интересов всех участников предпринимательской деятельности достигается устойчивый долговременный успех. Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием или компанией, аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества: • качество — неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления); • качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель; • ответственность за качество должна быть адресной; • для реального повышения качества нужны новые технологии; • повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия; • контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат; • политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия. Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством — Всеобщего управления качеством — Total Quality Management (TQM). Менеджмент качества в рамках управления проектом — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции. Управление качеством включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций. Структура менеджмента качества включает в себя планирование качества, обеспечение качества, контроль качества. Планирование качества Планирование качества — выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения, Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества. В результате планирования качества появляется план качества (план организационно-технический мероприятий по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета. В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции. В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов. Обеспечение качества Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству. Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний. Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой решения об улучшении качества проекта или его продукции. Контроль качества Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. Для контроля качества необходимы информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству. Контроль качества может завершиться следующими решениями: • принятие продукции; • идентификация брака и реализация действий по управлению несоответствующей продукцией; • переработка продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний; • исправление процессов. 3.2.Основные положения концепции ТQМ TQM представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще. TQM рассматривает качество как результат мероприятий и операций, осуществляющихся на протяжении всего производственного цикла и охватывающих технологический процесс, экономическую и социальную сферы. TQM направлен на улучшение производственных процессов, устранение слабых мест, анализ производственной ситуации как на производстве, так и в организации в целом. Новая метрология имеет в своей основе ряд нижеследующих основополагающих тезисов: 1. Лидерство руководителя.В мероприятиях по реформированию или реструктуризации предприятий на основе принципов TQM огромная роль отводится руководству. Образно говоря, руководители имеют ключи к совершенствованию организации. И если они держат их в кармане, не открывая дверей, организация не сможет войти в эти двери, хотя открытые двери — это еще не гарантия того, что фирма обязательно улучшит свою деятельность. Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности фирмы, но не формально, для административного «веса». Оно должно быть искренне привержено новой системе, верить в ценности новой модели, но в то же время знать и понимать цели и ценности существующей системы. Руководство должно интегрировать систему управления качеством в общую модель управления фирмой. Свои воздействия следует осуществлять не столько в виде организационно-распорядительной документации, сколько в виде конкретных решений, однозначно и выразительно передающих позицию руководства. Стиль руководства должен быть сменен с авторитарного, административного на корпоративный, либеральный. Руководители организации устанавливают цели, основные направления деятельности, а также способы их реализации. Они создают обстановку, в которой сотрудники оказываются не просто исполнителями воли руководства, а заинтересованными участниками решения производственных задач (как сейчас принято говорить — вовлеченными сотрудниками). Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации. 2. Ориентация на потребителя.Внимание к клиентам должно проявляться не в помпезных лозунгах, а в прагматической, повседневной деятельности. Прежде всего, клиенты должны быть идентифицированы, т.е. сотрудники и в первую очередь руководители должны четко знать, кто является потребителями продукции компании. Затем следует установить потребности своих клиентов и разработать систему показателей, определяющих степень удовлетворенности клиентов продукцией компании. После этого нужно положить эту систему показателей в основу системы мотивации сотрудников и системы управления фирмой в целом как основной индикатор успеха развития компании. Большую роль в повышении эффективности взаимодействия с клиентами играет система коммуникации с ними. Это предполагает, что информационная система компании должна быть совместимой с информационными системами основных клиентов. |