Тема 13. Основы банковского маркетинга 1. Особенности банковского маркетинга. Специфика банковского продукта. 2. Сегментация рынка банковских услуг. Способы сегментации. 3. Основные показатели рынка банковских услуг. 4. Механизм банковского маркетинга. (самост-но) 1. Особенности банковского маркетинга. Специфика банковского продукта. Из всех секторов российской экономики на сегодняшний день наиболее закончившимися считаются преобразования банковской сферы России. По признанию западных специалистов в банковском деле, российские банки сейчас отвечают многим мировым стандартам, а крупнейший коммерческий банк России – Сбербанк входит в сотню самых крупных банков мира. Особенности маркетинга в банковской сфереобусловлены спецификой банковской продукции. Под банковским продуктомпонимается любая услуга (операция), совершенная банком. Из более чем 200 услуг, предлагаемых западными банками, российские банки предлагают только 80. В связи с этим целью политики руководства банка и деятельности всех его служб являются привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка, рост получаемой прибыли. Отсюда огромное значение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенно изменяются под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках. Банковская конкуренция является одной из разновидностей рыночной конкуренции. Ее специфика определяется многими моментами, среди которых выделяются два основных: участвующие в банковской конкуренции субъекты и среда, в которой осуществляется банковская конкуренция. Если следовать буквальному значению определяемого понятия, под банковской конкуренцией следовало бы понимать отношения, складывающиеся исключительно между коммерческими банками. Но это было бы неправильно: каждый отдельно взятый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов банковских услуг, одной из групп которых являются коммерческие банки. Так, американский коммерческий банк в процессе привлечения свободных денежных средств и выдачи кредитов испытывает значительное давление со стороны ссудо-сберегательных ассоциаций и кредитных союзов, формально банками не являющихся, но по существу предлагающих на рынке точно такие же услуги. Аналогично этому российские коммерческие банки на современном этапе в борьбе за средства населения встречают серьезную конкуренцию в лице многочисленных инвестиционных институтов; эмитентов долговых обязательств разного рода и т.д. Таким образом, субъектами банковской конкуренции являются не только сами банки, но и все другие финансовые и нефинансовые учреждения – участники банковского рынка. Это интересно! Еще в прошлом столетии в британских банковских кругах считалось не только нечестным отбивать друг у друга клиентов, более того, в случае перехода клиента из другого банка по собственному желанию ему не открывался счет без предварительных переговоров с этим банком. А местоположение для новых банков или их филиалов выбиралось с таким расчетом, чтобы они находились вне сферы деятельности уже существующих. Однако на рубеже XXи XXIвв. ситуация изменилась, для банков началась эпоха конкуренции, «охоты на клиентов». Раньше клиент сам должен был идти в банк для открытия счета, теперь банки начали предлагать клиентам (прежде всего предпринимателям) услуги прямо «на дому», соревнуясь в том, кто предложит наиболее выгодные условия. Осуществление маркетинговой деятельности банка происходит под влиянием следующих рыночных условий: •усилилась конкуренция между банками за привлечение ресурсов вкладчиков; •возросла конкуренция со стороны кредитных финансовых учреждений небанковского типа; •все больше применяются небанковские методы заимствования денежных средств – через выпуск ценных бумаг. Данные обстоятельства побуждают банки постоянно совершенствовать свою деятельность на основе долгосрочной стратегии. Внедрение маркетинга в банковскую сферу происходило параллельно процессу перехода к рынку всех структур и сфер экономики. Это обстоятельство еще более усиливает значение современного маркетинга, направленного не только на активизацию банковской деятельности, но и на формирование совершенно новой банковской системы, ориентированной на рынок. Каждый банковский руководитель должен выступать в качестве эксперта по маркетингу, поскольку, для того чтобы выжить, банки вынуждены предлагать широкий набор маркетинговых услуг. Банковский маркетинг – это стратегия и философия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка – от руководителей до низовых звеньев. Маркетинговый подход в деятельности банка предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентов. Поэтому необходимы тщательное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. Банковский служащий становится продавцом финансовых продуктов. В процессе общения с клиентом он призван определить конкретные формы финансового обслуживания, в которых клиент нуждается, разъяснить ему необходимость и выгодность каждой сделки. Это интересно! Иркутский филиал банка «СБС-Агро» предоставил студентам государственных вузов Иркутска годовой кредит на покупку собственного персонального компьютера. Руководство банка исходило из того, что сегодняшние студенты – это завтрашние «белые воротнички» с доходами выше среднего. Таким образом банк привлек стратегическую группу потенциальных клиентов. В рамках современного маркетинга меняются отношения банка и клиентов. Если раньше банк предлагал вкладчикам стандартный набор банковских продуктов, то сейчас он вынужден постоянно разрабатывать новые виды услуг. Единственным критерием в работе банка становятся потребности клиентов. Если на данную банковскую услугу не имеется спроса, ее не следует предлагать и тем более навязывать потребителям. Деятельность банка основывается на повторяющихся операциях, из чего вытекает его стремление сохранить и расширить клиентуру. Одной из целей современного банковского маркетинга является постоянное привлечение новых клиентов. В развитых странах 80% домашних хозяйств имеют счета и кредитные карточки. Поэтому банковский маркетинг можно определить и как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Банковский маркетинг должен быть нацелен и на ускорение денежного оборота за счет совершенствования и ускорения безналичных расчетов. Это обусловливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений коммерческих банков с вкладчиками средств, так и в сфере кредитных вложений, осуществляемых в форме предоставления ссуд предприятиям, которые использовали бы их с наибольшим эффектом для банка. Цели маркетинга в двух сферах различны: в первой – привлечь клиентов в качестве вкладчиков средств в банк; во второй – направить кредитные ресурсы в окупаемые проекты. Таким образом, целью банковского маркетингаявляется рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств в экономике. Задачи банковского маркетингавключают: •обеспечение рентабельной работы банка в постоянно меняющихся условиях конкурентного рынка; •повышение ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка; •максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком; •поиск новых потребностей в банковских услугах; •изучение спроса на кредит, что невозможно без анализа финансового положения каждого предприятия и клиента, определения сфер наиболее эффективного вложения ссудных средств, совершенствования качества кредитного обслуживания клиентов; •привлечение в банк новых клиентов. Принципы банковского маркетингасводятся к следующему: •направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей; •комплексность процесса функционирования маркетинга; •единство перспективного и текущего планирования маркетинга; •контроль за принимаемыми маркетинговыми решениями; •разностороннее и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка; •обеспечение заинтересованности каждого работника в постоянном повышении квалификации в целях улучшения имиджа организации. В сфере процентной политики маркетинг нацеливается на стимулирование эффективного кредитования клиентов с одновременным поощрением накопления ими собственных финансовых ресурсов, являющихся базой депозитов в коммерческих банках. Еще одна особенность современного маркетинга в банках состоит в том, что он постоянно ориентирован на определение степени возможного риска при предоставлении ссуд организациям и населению. Существует пять основных требований, которые российские клиенты предъявляют к банкам: •достаточность капитала и прочность положения на рынке; •возможность осуществлять оперативные платежи в пределах СНГ и за рубеж; •удобное территориальное расположение; •возможность открытия валютного счета; •возможность получения кредитов. Банки, удовлетворяющие этим требованиям, обладают обширной клиентурой. |