МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие, оценка и качество банковского менеджмента





 

Банковский менеджмент можно определить как систему управленческих мер, предпринимаемых соответствующими организационными структурами для обеспечения непрерывности и своевременности движения кредитных ресурсов, целью которых является достижение как микро-, так и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим приоритетам могут относиться: устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические приоритеты лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике.

Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять воздействию негативных макро- и микроэкономических факторов, не только их нейтрализовать, но часто даже использовать в своих целях. Поэтому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы. В связи с этим возникает вопрос оценки менеджмента, т.е. наличия соответствующей системы показателей. Но сначала необходимо отметить, что сам менеджмент как составное направление оценки банковской деятельности отражен в ряде рейтинговых систем, и в частности, в рейтинговой системе «САМЕЬ», используемой в США для оценки состояния и положения банков.

Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент, разделяются по категориям:

— количественные и качественные (в том числе социальные);
— объективные и субъективные;
— формальные и неформальные.

Количественные показатели банковского менеджмента могут применяться только при оценке размера банка, проводимой политики (предпочтений) и специализации. К ним относятся:

— размер капитала банка;
— количество учредителей;
— объемы активных и пассивных операций;
— количество клиентов;
— количество сфер экономики и отраслей работы;
— география работы;
— разветвленность филиальной сети;
— корреспондентские отношения;
— количество банковских продуктов в портфеле и т.д.

Качественные показатели банковского менеджмента можно подразделить на следующие характерные группы.

1. Показатели состояния и работы, по которым оценивают менеджмент банка с позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:

— достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);
— скорость совершения операций, обработки документов;
— комплектность предоставляемых банковских продуктов;
— степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;
— адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости и т.д.

2. Показатели менеджмента (персонал), с помощью которых оценивают соответствие персонала нормативным требованиям, диктуемым рыночной экономикой любой предпринимательской структуре:

— состав и компетентность администрации (квалификация в соответствии с местом в иерархии, опыт работы в банковской системе на соответствующих должностях, взаимозаменяемость, наличие кадрового резерва, адекватность обучения, наличие и качество надзора сверху вниз по иерархии й т.д.);
— адекватный характер деятельности, соблюдение дисциплины во внутренней политике (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит и т.д.);
— выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по банковской деятельности (соблюдение нормативов, ограничений и рекомендаций, устанавливаемых на различных уровнях банковской иерархии, отсутствие в прошлом нарушений законодательства и финансовых преступлений, открытость информации и т.д.);
— способность администрации и персонала предвидеть возможные изменения конъюнктуры рынка (возмущающие воздействия), своевременно реагировать на них и предпринимать правильные ответные действия (адекватная реакция на воздействие спадов, инфляции, депрессий макро- и микроуровня на оперативную деятельность банка, умение использовать преимущества наступающих изменений, способность признавать прошлые промахи, исправлять их и корректировать свою политику и т.д.).



3. Показатели социальные, применение которых связано с особым социальным, общественным статусом кредитного предпринимательства:

— отношение персонала к труду;
— соотношение квалификации, ответственности и вознаграждения;
— социальная адекватность директората (профессиональная подготовка, добросовестность, верность обязательствам, готовность к контактам);
— степень и адекватность решения социальных проблем.

Когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является главной причиной банковских кризисов, из него проистекают убытки банков и их клиентов, и, наконец, экономические диспропорции. Для обозначения такого «плохого» менеджмента существует термин «мисменеджмёнт» — вид менеджмента, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора и т.п. Мисменеджмёнт служит объектом пристального внимания представителей ряда школ банковского менеджмента. В условиях общих финансовых кризисов, поражающих на макроуровне экономическую систему в целом, мисменеджмёнт приводит к углублению кризиса банков в результате умножения убытков, неправильного размещения ресурсов, неоправданного риска операций и усиления инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок.

Мисменеджмёнт подразделяют на четыре группы (категории), характеризующие поэтапное углубление кризиса банка:

— технический мисменеджмёнт;
— косметический мисменеджмёнт;
— авантюрный мисменеджмёнт;
— мошенничество.

Технический мисменеджмёнт обычно наблюдается в тех случаях, когда:

— банк «молодой», т.е. только организован и проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством;
— банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики;
— банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.

Для технического мисменеджмента характерны расплывчатые целевые установки, ему присуще принятие неадекватных реальной ситуации мер, но самое яркое проявление технического мисменеджмента — это неадекватная политика, недостаток внутреннего контроля и слабое планирование, неоправданный рост персонала и т.д.

Несмотря на то, что технический мисменеджмёнт имеет негативные последствия, он все же осуществляется в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, т.е. цели и политика такого менеджмента, хотя чрезмерно агрессивны и рискованны, но некриминальные. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убытки, в конце концов приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка, — важный сигнал рынку о том, что положение банка ухудшилось. В такой ситуации руководство и персонал банка могут и обязаны объявить о реальном состоянии дел, изменить стиль менеджмента, выправить структуры кредитного и депозитного портфеля, реализовать часть активов, привлечь новый капитал — в общем, постараться сделать все возможное, чтобы избежать потери доверия к банку и сохранить контроль над ситуацией. Этот момент — ключевой в судьбе банка. Банк, персонал которого примет правильное решение, скорее всего снизит риски своей деятельности и выйдет из потенциального кризиса. В противном случае он обречен на косметический или авантюрный (кризисный) мисменеджмёнт, а это первый шаг к мошенничеству.

При косметическом мисменеджменте банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель косметического мисменеджмента- — создать впечатление о нормальном положении дел в банке путем отражения в отчетной документации на неизменном уровне ряда ключевых показателей, например выплаты дивидендов акционерам банка, за счет манипуляций с другими показателями отчета, что не имеет ничего общего с реальными данными. Это по сути сокрытие истинного положения банка осуществляется при помощи таких приемов, как «отчет о доходах наизнанку», неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косметический мисменеджмёнт сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них. Он представляет опасность для клиентов и партнеров банка, создает для них проблемы с надзором, так как им становится сложно реагировать на сложившуюся ситуацию в банке.

Кризисное управление («авантюрный» мисменеджмёнт) представляет собой комплекс операций, к которым менеджмент банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмёнт уже не в состоянии скрыть потерю капитала и падение дивидендов.

Цель этих операций — позволить банку хотя бы на короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить положение. Кризисное управление включает согласованную с клиентом покупку депозитов по повышенным — по сравнению с рыночными — ставкам, взимание с заемщиков повышенных процентов по ссудам, выходящих за условия договоров или вообще в договорах не предусмотренных, отсрочку возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций, причем не только с валютой и ценными бумагами, но и с землей, с недвижимостью.

Хотя и технический, и косметический, и особенно кризисный (авантюрный) мисменеджмёнт потенциально, а часто и реально опасны для общества, ибо способны принести ощутимый вред партнерам, клиентам, вкладчикам банков, их целевые установки все же позитивны, хотя и достаточно эгоистичны. Мотивация резко меняется на последней стадии мисменеджмента, когда уже не авантюрные, а откровенно криминальные цели становятся приоритетными для банков.

Мошенничество представляет собой один из наиболее опасных для общества видов мисменеджмента. С мошенничеством сталкиваются на разных стадиях кризиса банка, но чаще на завершающих. С помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, «переброску» средств в «родственные» фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.