ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Т–207. Техника «гимнастический зал в джунглях». «Раскручивание» личностной метафоры. Однако наличествует здесь и некая формальная модель «раскручивания» и видоизменения внутренней метафоры (как, впрочем, и любого символа), которым лично я охотно пользуюсь в своей работе по построению человеческого совершенства. Это так называемый гимнастический зал в джунглях в системном НЛП (жевательная резинка в том смысле, что её можно жевать, пока не добьёшься цели работы). Основана она на трёх составляющих процесса анализа и осуществления изменений в нейролингвистическом программировании: • логических уровнях, • временных параметрах (прошлое, настоящее или будущее) и • 3‑я позиция («Я» и «Он» со стороны) | трёх позициях восприятия (1‑я – с собственной точки зрения; 2‑я – с точки зрения другого участника проблемы или взаимодействия и 3‑я – с позиции «стороннего наблюдателя», который обозревает вас, другого и ваши взаимоотношения). Представить этот «гимнастический зал» можно в виде следующей трёхмерной структуры (см. рис. 20). Рисунок 20. Гимнастический зал в джунглях | То есть всё, что происходит, может быть рассмотрено с точки зрения девяти логических уровней, трёх временных параметров и трёх позиций восприятия, что соответствует восьмидесяти одной позиции «раскрутки» проблемы или «выращивания» внутренней метафоры. То, как именно это делается, можно объяснить на следующем условном примере. Предположим, что, находясь у меня на консультации и описывая или анализируя какую-то ситуацию, вы неожиданно, но, как говорится, «в сердцах» сказали или подумали: «Я как маленькая испуганная собачонка». Внутренняя метафора налицо, а поскольку она была спонтанной, можно гарантировать, что работа с ней будет очень продуктивной. Так что давайте, взяв её в качестве условного примера, приступим к трансформации этой метафоры. Начинаем мы, разумеется, с уровня окружения, для чего я попрошу вас увидеть или представить, что или кто окружает маленькую испуганную собачонку. «Пять здоровенных злых псов» – «присмотревшись» к тому, что происходит внутри вас, отвечаете вы. Теперь внимание: у меня уже есть целая куча направлений модификации вашей внутренней метафоры. Например, я могу предложить вам в соответствии с принципом конфронтации залаять на этих псов (т.е. не вам, а собачке внутри вас – в реальности же я это, конечно, не сделаю, так как подобное может оказаться неудачным ходом; маленькая шавка против пяти солидных псов – это не серьёзно). Или, согласно принципу трансформации, превратить злобных собак в испуганных цыплят (между прочим, и это может оказаться тупиковым путём – если даже вам удастся совершить подобную трансформацию, проблема не разрешится, а, скорее всего, просто исчезнет на время). Или, в соответствии с принципом кормления, предложить вам до отвала накормить этих собак (удачное решение – в данном конкретном случае они могут просто уползти в холодок, оставив маленькую собачку в покое). Но это ещё далеко не всё. Ведь используя «временную» ось «жевательной резинки» консультирования, я могу поинтересоваться, давно ли появились эти самые злые псы (работа в точке прошлого) и собираются ли они и дальше так сидеть вокруг этой самой собачонки (работа в точке будущего, при котором я даже могу выяснить, когда эти псы собираются удалиться). А если вы не сможете мне ответить, я включу в консультирование ось позиций восприятия и попрошу вас из 2‑й позиции (например, как бы из тела самого главного здесь пса) «прояснить нам ситуацию». Надеюсь, вы уже поняли главное. Да, именно это я и подразумеваю. Далее, опираясь на шесть принципов работы с символами и образами, а также последовательно поднимаясь по логическим уровням с учётом временных параметров и позиций восприятия, мы можем превратить вашу собачку в могучего добродушного сенбернара, который вполне доволен своей жизнью и настолько переполнен ощущением своей силы, что даже и не стремится её демонстрировать, тем более что пять когда-то страшных и злых псов теперь признали в нём вожака и сидят вокруг, подобострастно махая хвостами (я, между прочим, привёл вам реальный случай из практики моей работы). Или используя только настоящее и 1‑ю позицию восприятия, «поднять» образ внутренней метафоры (что тем более важно, ибо собачонка-то выглядит изрядно «опущенной») по логическим уровням, последовательно задавая вопросы: Что делает маленькая собачка? (Поведение). Каковы её способности и возможности? (Способности). Чего она хочет? (Желание). Зачем ей это надо? (Ценности). Во что верит собачка? (Убеждения). Какова её уникальная сущность? (Идентичность). В чём её предназначение? (Миссия). Что для неё жизнь и мир? (Смысл). А для того, чтобы буквально походя осуществить при этом позитивные изменения, достаточно, крепко помня о принципе трансформации, просто «развернуть» всё это во времени – например, так: Прошлое | Настоящее | Будущее | Что окружало собачку? Что она делала? Каковы были её способности? Чего она хотела? Зачем ей это было надо? Во что верила собачка? Какова была её уникальная Сущность? В чём было её Предназначение? Чем были для неё Жизнь и Мир? | Что окружает собачку? Что она делает? Что она может сейчас? Чего она хочет сейчас? Зачем это надо сейчас? Во что она теперь верит? Какова она сейчас? В чём оно сейчас? Чем они выступают сейчас? | А что должно её окружать, чтобы всё было хорошо? А что ей нужно или стоит делать? А что она должна мочь, знать и уметь, чтобы справиться? Что ей стоит хотеть в будущем? А что ей будет важно и ценно в будущем? А во что ей стоит верить? А какой ей нужно быть в будущем? А в чём оно должно состоять? А чем они должны выступать в будущем? | Упражнение 186. Внимательно ознакомьтесь с теоретическими основами символодрамы. Изучите список символов Р. Ассаджиоли (первый из представленных) и отберите те из них, которые вам импонируют (не важно, почему). Упражнение 187. Попробуйте создать собственную личностную метафору относительно любого важного аспекта вашей жизни и судьбы • с помощью вопроса «Я как кто?» («Я похож на…»), • посредством техники формализации личностной метафоры. Упражнение 188. «Запустите» ваш символ или личностную метаформу в пространство универсальных метафорических образов Л. Кроля. Попробуйте осуществить с ними «работу» по символам надличных переживаний. Упражнение 189. Используя наиболее понравившийся вам символ, осуществите его преобразование на логических уровнях. Упражнение 190. «Раскрутите» вашу личностную метафору по «жевательной резинке» психологического консультирования. |