ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА РАБОТЫ С СИМВОЛАМИ «То, что внутри нас, находится также и вне нас. То, что вне нас, находится также и внутри нас». Упанишады Роли и значение символов в психической жизни человека. Теоретические, а также многие практические аспекты использования символодрамы лучше (а главное – короче) всего изложены в центральной работе Р. Ассаджиоли «Психосинтез» (раздел «Методика использования символов») и именно его выводами и рекомендациями мы и воспользуемся в этой части данного раздела. По мнению «отца» психосинтеза, целью методики использования символов (а точнее, всех психотехнологий, с этими самыми символами работающих), заключается в использовании огромной и пока далеко не полностью осознанной потенциальной возможности символов в динамике психической жизни. Ибо символы и так постоянно используются каждым – но, как правило, бессознательным, неконструктивным и даже опасным образом. Поэтому одной из настоятельных потребностей в саморазвитии является осознание природы и силы символов и изучение множества их классов и видов. Р. Ассаджиоли также утверждает, что кроме этого общего, можно сказать, универсального назначения символов в человеческой жизни (и в дополнение к нему), символы могут быть использованы в духовном росте. Так как существуют символы, имеющие особое синтезирующее и интегрирующее значение, и поэтому они прямо служат цели осуществления метапрограммирования Высших Планов. Рассматривая символы с психодинамической точки зрения, данный автор выделил три важнейшие функции стимулов. Во-первых, они являются как бы аккумуляторами, подобно электрическим, вместилищами и хранилищами динамического психического заряда или напряжения. Во-вторых, символы осуществляют трансформацию психической энергии. Ну а в-третьих, с качественной точки зрения символы можно рассматривать как образы или знаки разного рода психологических реальностей. Р. Ассаджиоли утверждает, что символы как аккумуляторы, трансформаторы и проводники психических энергий, а также как их (энергий) интеграторы выполняют в высшей степени важные и полезные функции. Прежде всего – в психодинамике, потому что интеграция практически является энергетической функцией. В частности, функцией того, что называется синтропией (в противоположность энтропии) и что означает увеличение силы напряжения психической и биологической энергий. По его мнению, символы в некотором смысле – это законченная система сбора, хранения, трансформации и, наконец, использования энергий. Психодинамическая эффективность символа последовательно выражается в притягивании психических энергий, в их накоплении с последующей трансформацией, а затем в использовании этих энергий в различных целях и, в частности – в целях интеграции. Другим (и крайне важным для нас) моментом использования символов «по психосинтезу» является их воздействие на бессознательное. Ведь символы, представленные в воображении, приводят в действие бессознательные психические процессы, и являются эффективным средством трансформации бессознательного. Как вы уже знаете, обращаться к бессознательному языком логики не особенно эффективно. С ним нужно разговаривать на его собственном языке. И использовать образы, характерные для обычного функционирования бессознательного, то есть, (в том числе и) символы. Кроме того, Р. Ассаджиоли отмечает, что символы имеют интегрирующее значение сами по себе. То есть они интегрируют само бессознательное, а также способствуют дальнейшей интеграции сознательных и бессознательных элементов личности. И нам остаётся просто наблюдать за результатами предъявления символов бессознательному, а ещё – следить за тем, вызывает ли активизация определённых внутренних бессознательных сил внешнее преобразование личности человека. По Р. Ассаджиоли, приёмы использования символов базируются на знании трёх способов применения семи групп символов. Это следующие три способа: 1. Совет, или предложение использовать определённый символ из первых шести классов или групп символов, перечисленных ниже. 2. Использование в определённых целях спонтанно появляющихся символов – приём, широко применявшийся К. Юнгом. 3. Промежуточный способ, применявшийся Р. Дезуалем, который в своей методике «сновидения наяву» вначале предлагал, главным образом, символику восхождения и нисхождения, а затем давал пациенту возможность произвольно создать собственные дополнительные символы. Символы, которые можно использовать в работе. Все символы, которые могут быть представлены для работы, Р. Ассаджиоли предлагает разделить на семь основных категорий, причём, так как эта классификация практическая, некоторые символы входят больше, чем в одну категорию. А ещё он рекомендует использовать только те символы, которые имеют положительное значение для роста и саморазвития, а это значит, что любые отрицательные символы к этому времени должны быть уже переработаны. Привожу для вас этот список символов[219]: «1. Природные символы. Сюда входят: воздух, земля, огонь, вода, небо, звёзды, солнце, луна. Среди основных природных символов можно назвать символ горы (ему соответствует методика «восхождения»), а также такие как море, ручей, река, озеро, пруд, ветер, облако, дождь, туман, пещера, дерево, пламя и костёр, пшеница, семя, цветок (роза, лотос, подсолнечник и т.д.), драгоценные камни, в частности бриллиант, различные символы, связанные со светом (включая восход и заход солнца, световые лучи и т.п.) и тьмой (включая тень) и т.д. 2.Животные символы. Лев, тигр, змея, медведь, волк, заяц, буйвол, козел, олень, рыба, гусеница – личинка – бабочка (как символы трансформации); птица (орёл, голубь и т.д.); домашние животные (лошадь, слон, собака, кошка и т.д.); яйцо. 3.Человеческие символы: а) общие человеческие символы: отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат; ребёнок, мудрый старец, волшебник, король, королева, принц, принцесса, рыцарь, учитель, человеческое сердце, рука и глаз, рождение, рост, смерть и воскрешение; б) современные человеческие символы; сюда входят восхождение на гору, исследователь (включая исследователя космоса), первооткрыватель, учёный-исследователь (физик, химик и т.д.), водитель автомобиля, лётчик, теле- или радиоинженер, инженер-электронщик и т.д. 4.Символы творений человека. Мост, канал, резервуар, тоннель, флаг, фонтан, маяк, свеча, дорога, тропинка, стена, дверь, дом, замок, ступеньки, лестница, зеркало, сундук, меч и т.д. 5.Религиозные и мифологические символы: а) универсальные и западные религиозные символы: Бог, Христос, Богоматерь, ангелы, дьявол, святые или праведники, священник, монах, монахиня, воскрешение, ад, чистилище, небеса, чаша Грааля, храм, церковь, часовня, крест; б) восточная символика: Брахма, Вишну, Шива, Будда и т.д.; в) мифологические символы – языческие боги и богини и герои: Аполлон, музы (искусства и науки), три грации (в частности, как символы женственности в её утончённом смысле), Венера, Диана (как символ женщины, отвергающей свою женственность), Орфей, Дионис, Геркулес, Вулкан, Плутон, Сатурн, Марс, Меркурий, Юпитер, Один, Зигфрид, Брунгильда, Вальгалла, Нибелунги, Валькирии и т.д. 6.Абстрактные символы: а) цифры: в пифагорейском смысле, например, единица символизирует единство; двойка – полярность, тройка – взаимосвязь и т.д.; б) геометрические символы: — двумерные – точка, круг, крест (разнообразной формы – вроде математического знака «плюс», христианского креста, креста Св. Андрея или знака умножения), равносторонний треугольник, квадрат, ромб, звезда (пятиконечная, шестиконечная и т.д.); — трёхмерные – сфера, конус, куб; нисходящая (или восходящая) спираль и т.д. 7.Индивидуальные или спонтанные символы. Такие символы возникают в ходе сознательной работы или самопроизвольно в сновидениях, грёзах и т.д.». Основные символы интегративной гипнотерапии. Л. Кроль, директор Института Групповой и Семейной Терапии и одновременно основатель так называемой интегративной гипнотерапии, несколько «укрупнил» проблему символов. В своей книге «Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии» он использует понятие «универсальные метафорические образы». И отмечает, что кроме метафор, созданных для данного конкретного человека, в своей работе использует повторяющиеся образы, которые представляют собой общее пространство смыслов и являются своеобразными универсальными знаками-сообщениями. В качестве таковых универсальных метафорических образов Л. Кроль выделяет следующие[220]: «Сказка. Это образ, принадлежащий и взрослому миру, и миру ребёнка. И в наведении, и в беседе он помогает вывести человека из его «ожидаемой сейчас» реальности в пространство, где возможны случайность и изменение, где происходит воскрешение веры в чудо. Сказка завораживает. И эта заворожённость противоположна обычному «прыгающему» состоянию сознания, когда оно мечется между многими заботами. Сказка уводит из этого состояния, создаёт атмосферу защищённости. Она, как магическое зеркало, содержит целый мир, где сложное становится простым, а простое легко превращается в сложное. Само слово «сказка» вызывает ресурсное состояние покоя и безоблачности. В сказке героя любят просто так, таким, какой он есть. И ничего не надо делать с собой, для того чтобы быть любимым. Можно оказаться слабым, проигравшим, необязательно быть правильным и заметным. В сказке можно просто ждать, надеяться и верить в то, что случится что-то хорошее. Тропинка. Этот образ символизирует движение – как нечто противоположное замиранию, застыванию, фиксации на чём-либо. Это образ надежды, новизны и чего-то, что может свершиться, Любая дорога метафорически восходит к течению времени, к жизненному пути. Так и тропинка, маленькая, личная дорожка, является образом самостоятельности, символом избавления от забот одиночества. Применяя образ тропинки, можно заметить, что у клиента изменяются движения глаз и дыхание, расслабляются плечи и ноги и т.д., Человеку становится легко, потому что, с одной стороны, он неподвижен, сидит на стуле, а с другой стороны, понимает, что в ином ментальном, знаковом пространстве скрыта возможность движения. Превращение. Символизирует возможность полного обновления у обретения другого тела, другого дыхания. Превратиться в какого-либо персонажа – значит идентифицироваться с ним, стать таким, как он. Буквально: встать на его точку зрения, «влезть в его шкуру». Это важнейшее средство выхода из привычного образа, избавления от того, что навязло и держит своей обыденностью. Терапевтическая сказка позволяет идентифицироваться с разными персонажами, и в этом её главная ценность. Человек в своём воображении превращается в каждый сказочный образ и в результате выносит из сказки её лёгкость и волшебство, способности всех сказочных героев и совершенно сказочную возможность заснуть, положив кулак под голову, а потом проснуться и получить ответ на самые сложные вопросы. Ещё одно значение превращения – это исчезновение, возможность спрятаться и отдохнуть, быть нигде и никем, находиться в состоянии донашивания и деформирования. Полёт. Означает состояние, противоположное связанности, фиксированности. Находиться в состоянии полёта значит быть сверху, ни к чему не привязанным, владеть всем и видеть всё, что находится внизу. Это расправленность, свобода направления и высоты. Расслабление изнутри, снятие напряжения, зажимов, лёгкость. Свобода дыхания. Освобождение от силы тяжести, от привычек, обязательств, долгов. Можно летать во сне и летать от счастья. Особенно полезно летать тем, кто якобы «рождён ползать». Расправление крыльев, лопаток, ключиц и плеч даёт избавление от тревоги. Полёт – это профилактика падений и ошибок. Карта. Первое значение этого гипнотерапевтического образа – волшебный инструмент, открывающий глазу нечто, что может менять масштаб. Глазу передаётся структура, детали, секреты той плоскости, на которую он смотрит. Второе значение – это состояние ясной рефлексии, отвлечением от своих чувств. Собранность и точный просчёт ходов. Третье значение – это возможность планировать ситуацию, простраивать будущее. Шар. Шар ассоциируется с совершенной формой и возможностью её потери, когда шар спускается. Восстановление и приобретение формы. Другое значение шара – нечто, собирающее и отдающее энергию. Шарик, шар – аналог точки, искорки, отдельного мазка, то малое, что может превратиться в большое. Зеркало. Встреча с самим собой. Решимость увидеть самого себя и готовность выдержать всё, что может быть связано с этой встречей; возможность открыть свои новые лица. Волшебное зеркало уводит за край обыденности, показывает другое «Я» – моё, но с иными возможностями. Зеркало – волшебная, дальняя дорога, туннель. Игра с зеркалами – это в каком-то смысле игра с памятью, игра с возможностями, с иным сознанием или бытием. Зеркало – это образ психотерапии и возможности меняться, метафора превращений и возвращения к себе. Образ зеркала выражает ясность видения мира и себя в нём. Стоит протереть зеркало, как жизнь становится чище. Через чистое восприятие чище становятся память, чувства и отношения. Зеркало может быть яснее, чем реальность, может гримасничать, быть кривым. Тем самым оно преобразует реальность, оживляет её или делает почти невыносимой». Символика надличностных переживаний. В ещё одной работе Р. Ассаджиоли – «Символы надличностных переживаний» – обнаруженной мною в книге «Психосинтез. Теория и практика», отец психосинтеза дополнительно предлагает ещё четырнадцать групп символов, которые, однако, имеют несколько другое, более высокое, чем у ранее описанных, назначение: раскрытия перед человеком надличностной перспективы. Список этих «надличностных» групп символов имеет следующий вид: 1. Обращение внутрь (интроверсия). 2.Спуск – Нисхождение. 3.Подъем – Восхождение. 4.Расширение – Распространение. 5.Пробуждение. 6.Свет – Озарение. 7.Огонь. 8.Развитие. 9.Усиление – Возрастание. 10.Любовь. 11.Путь – Странствие. 12.Превращение – Преобразование. 13.Возрождение – Обновление. 14.Освобождение. Р. Ассаджиоли следующим образом характеризует эти группы символов (с некоторыми моими дополнениями): 1.Символы интроверсии, обращения внутрь крайне необходимы современному человеку ввиду чрезмерной «экстравертированности» нашей цивилизации. Они позволяют нам вернуться в себя и уравновесить чрезмерно активную внешнюю жизнь жизнью внутренней. Обращение внутрь восстанавливает равновесие, укрепляя нервное и психическое здоровье, а также позволяет обрести опыт надличностных переживаний, открыть свой Центр, свою истинную Сущность, что обычно сопровождается «пиковыми переживаниями». 2.Символы спуска и нисхождения позволяют исследовать «дно» нашей души, её тёмные бездны. Только там мы сможем узнать свою Тень, изгнанные нами в подсознание теневые стороны самого себя, чтобы потом признать их и включить в состав своей личности наряду со «светлыми» качествами своей Персоны. Ибо подавление и осуждение каких-то сторон своей личности никогда не приносит положительных результатов, а, наоборот, стимулирует их на противодействие. Однако признание своей Тени вовсе не значит, что человек должен ей уступить – оно просто является необходимым условием последующего преобразования этих самых теневых сторон. 3.Символы подъёма и восхождения дают нам возможность освоения внутренних пространств своей психики как бы в «верхнем» направлении. При этом вы можете освоить восходящий ряд внутренних миров, каждый из которых также имеет и более низкие, и более высокие уровни. Мир эмоций, простирающийся до уровня возвышенных чувств; мир ума. лежащий между уровнями конкретного аналитического рассудка и отвлечённого философского разума; а ещё и миры интуиции, воли и непостижимые запредельные миры, которые невозможно выразить словами. 4.Символы расширения и распространения позволяют нам безгранично увеличивать спектр нашего сознания, включая в него всё более широкую сферу впечатлений – вплоть до иных реальностей бытия и осознания вечности как вневременного трансцендентального измерения, в котором наше Высшее Я пребывает над потоком времени. Однако, дабы не утратить сознание себя в чём-то большем, не потерять себя в целом, расширение должно обязательно дополняться центрированием – обращением вовнутрь и упрочнением центра своей сути. 5.Символы пробуждения дают нам возможность буквально проснуться от сна в мире иллюзий – «реальности» картины («карты») мира, отображаемой нашими органами чувств, а также порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями. Ведь всё то, что мы воспринимаем как прочное и незыблемое, на самом деле представляет собой бесконечный танец чрезвычайно малых и постоянно движущихся элементов, между которыми – пустота. А воспринимаем мы всё это не объективно, а как бы через густую вуаль собственных пристрастий – эмоций, психотравм, убеждений и заблуждений. Так что на самом деле мы не живём, а спим в мире иллюзий, и не случайно Будду часто называли «Совершенно Пробуждённым». 6.Символы света и озарения дают нам возможность продолжить своё пробуждение, но уже в области надличной сознательности. И совершить великий переход, который обычно называют «озарением» или «просветлением». Точнее – три перехода, первый из которых позволит нам обрести способность ясно видеть всё, что происходит у нас внутри; второй – разрешить неразрешимые ранее проблемы посредством интуиции как особого инструмента внутреннего видения; а третий – испытать собственно Просветление как внезапное восприятие Света, присутствующего как в душе человека, так и во всех творениях. 7.Символы огня позволят совершить самоочищение собственной психики, а впоследствии – и её трансмутацию, превращение в нечто более высокое и качественно отличное от первого. Именно огонь является одним из лучших средств «духовной алхимии». 8.Символы эволюции и развития делают реальным высвобождение наших внутренних сил и переход от возможного к действительному. Более всего они оказываются приложимы к двум разным стадиям человеческого роста: от ребёнка до взрослого человека и от «нормального» до «просветлённого» индивида. 9.Символы усиления и возрастания позволяют реально усилить жизнь сознания, повысить её напряжённость. Подобное возрастание имеет две стадии или как бы ступени. На первой происходит усиление всех дремлющих, недостаточно развитых сил и функций человека, а на второй – переход от личных сил к силам надличностного уровня, что часто бывает сопряжено с появлением парапсихологических способностей. 10.Символы любви дают нам возможность «выйти за пределы себя», преступить границы обособленного существования и соединиться с другим существом – сначала с человеком, а потом, возможно, и с Богом. 11.Символы пути и странствия позволяют нам открыть и обрести свой собственный Путь – сначала земной, а после, может быть и эзотерический. 12.Символы превращения и преобразования дают нам возможность «трансмутировать» свою душу и даже тело в нечто более совершенное и гармоничное объединение всех сторон человеческого существа; Сознания и Тела; Бессознательного и Осознаваемого; Персоны и Теней; Ролей и Личности – и т.д., и т.п. 13.Символы возрождения и обновления связаны с предыдущей группой и позволяют осуществить полное превращение человека: «новое рождение» или рождение «нового» человека из глубин старой личности. 14.Символы освобождения родственны символам развития и дают возможность уничтожить любые препятствия на своём Духовном Пути, освободиться от иллюзий и комплексов, а также от «ролей», которые мы вынуждены играть, «масок», которые приходится носить и «идолов», которым почему-то надобно поклоняться. Выбор символов для самоперепрограммирования. Как видите, даже три вышеприведённых списка (даже – потому, что далее будут ещё списки) содержат и необходимое, и достаточное для самоперепрограммирования количество символов. Но, разумеется, не все из них могут и должны быть использованы. По мнению Р. Ассаджиоли[221], главной задачей в работе с символами является выбор тех из них, которые сразу или после нескольких пробных экспериментов оказываются наиболее полезными и плодотворными для саморазвития. Причём на различных стадиях собственного роста также должны использоваться разные группы символов. Р. Ассаджиоли указывает на три основных способа репрезентации символа. Во-первых, мы можем просто назвать символ или давать его короткое описание. Во-вторых, его можно представить наглядно, то есть рассматривая изображение нужного символа. В-третьих, возможна и просто визуализация, то есть вызывание в воображении внутреннего образа символа, что особенно важно для динамических символов, то есть символов действия, которые подвергаются трансформации и проходят через различные стадии. Как же выбрать символ для работы над собой? Р. Ассаджиоли утверждает, что главное здесь то, чтобы выбор символа опирался, а сам символ отражал конкретно стоящую задачу или имеющуюся у вас проблему. В качестве же более конкретных рекомендаций данный автор отмечает следующие[222]. Одни символы (например, море или гора) чётко связаны с проблемами роста; другие же – общечеловеческие символы – пригодны для решения определённых задач социальной жизни. Помимо индивидуальных необходимо обязательно использовать стандартные символы – по крайней мере, один или два из каждой из вышеописанных категорий первого списка символов. Животные символы могут быть, по мнению Р. Ассаджиоли, использованы как в диагностических целях (с каким конкретным животным вы себя отождествляете), так и в качестве средства для пробуждения некоторых необходимых психологических черт. В качестве примера он приводит методику Ленера, в которой человека просят представить себя на лугу смотрящим на лес и ожидающим появления оттуда какого-нибудь животного. То, какое животное возникнет из бессознательного пациента, даёт возможность сделать вывод о его психологических характеристиках – тех, которые представлены обычно ассоциируемыми с этим животным (например, лев – мощь и сила; крыса – хитрость и злобность). В этой связи вместо популярного общечеловеческого символа автомобиля (в НЛП мы часто сравниваем человека с водителем автобуса, который завёл его, тронул с места, а после пересел на заднее сидение и как бы стал пассажиром неуправляемого автобуса своей жизни…), Р. Ассаджиоли предлагает использовать символ лошади, который в отличие от автомобиля подразумевает стадиальность: вначале – дикая лошадь, затем – её обуздание, а далее – её использование человеком и её привязанность к человеку. Отношение к лошади, по мнению отца психосинтеза может символизировать характер отношения к своему физическому телу, где «правильным» будет овладение им, а не насилие и осуждение телесности. Помимо этого, Р. Ассаджиоли указывает на очень богатые возможности использования символа дверей, поскольку этот символ обычно означает вход в новую жизнь, или в новый жизненный цикл. Один из способов использования этого символа, на который указывает данный автор, заключается в том, чтобы представить дверь (в стене или здании – в зависимости от ситуации), а на ней начертать в воображении слово, с которым связана проблема, (например, «страх», «тревога», «беспокойство», «сомнение» и т.п.) или же (на стадии развития) слова, имеющие положительное значение («надежда», «мир», «любовь» или даже «просветление»). Затем следует просто мысленно открыть эту дверь. То, что находится за ней, иногда имеет очень глубокий смысл. Наконец, по Р. Ассаджиоли весьма полезным классом символов являются детские символы, которые относятся к до-невротической или до-психотической стадии состояния человека. Это позволяет установить связь с его нормальной частью (которая в настоящее время скрыта или погружена в невротический или психотический поток); вступить с ней в контакт; дать возможность выразиться и оказать поддержку. Здесь он рекомендует использовать такие образы раннего детства (но конечно же, вызывающие положительные чувства) как Новый год или Рождество, карусель и воздушные шары, любые игрушки, песенки из детского репертуара и т.п. (разумеется, на основании вашего лексикона и образов, почерпнутых из вашей же собственной биографии). Создание личностной метафоры. Однако главное в выбранном вами символе для работы должно заключаться в том, чтобы он, во-первых, был действительно вашим – пусть даже и отобранным из предложенного списка. А во-вторых – соответствовал проблеме, которая в данный момент является действительно актуальной для вас. То есть был внутренней метафорой проблемного пространства (или пространства развития): вас и/или ситуации – а ещё, возможно, вашей жизни и мира вообще. До сих пор не забуду, как во время прохождения мною первого Мастерского курса по НЛП наш тренер М. Аткинсон предложила нам мысленно ответить на вопрос: «Я как кто сейчас? На кого я похож в нынешней ситуации?». Дела мои тогда обстояли неважнецки (теперь-то я знаю, что это была архетипическая ситуация падения – совершенно необходимая для последующего взлёта), и я даже особо не удивился, когда обнаружил, что моё бессознательное показало мне образ одинокого монаха в дождь и под дырявым зонтиком (я как раз тогда в своих духовных исканиях «забрёл» в удивительную страну дзен-буддизма). А затем мы начали работать с этой внутренней метафорой и произошло настоящее и подлинное чудо. Всё преобразилось, и внезапно у меня в голове возник целый сюжет – своеобразный видеофильм, который и сейчас, спустя многие годы, вызывает у меня мурашки восторга и благоговения. Всё в моем внутреннем пространстве изменилось, и я увидел себя весёлым монахом, идущим по залитой солнцем очень красивой и окружённой зеленью дороге. Монахом, идущим от селения к селению, чтобы в каждом из них совершать чудеса исцеления. И молва о моих чудесных возможностях опережает меня; и люди ждут, выходя на околицу; и я прихожу и исцеляю, помогаю и учу. А утром снова выхожу в путь, наслаждаясь жизнью и собственным предназначением. И весело идя по дороге, я с удовольствием вспоминаю, что где-то через месяц – традиционный сбор таких как я, странствующих монахов; и мы весело проведём время в кабачке за кружками вина, и обсудим наши дела, и просто поговорим и посплетничаем. А потом снова разойдёмся, чтобы опять идти и приходить, и делать дело, не делать которое ты просто не уже можешь… |