Для ассистентов к практическому занятию по пропедевтике стоматологических заболеваний (терапевтический раздел). На тему: Методы лечения пульпитов. Методы витальной ампутации и витальной экстирпации пульпы. Курс 4 семестр Воронеж 2010 Тема: Методы витальной ампутации и витальной экстирпации пульпы. Цель: ознакомить студентов с методами лечения пульпитов, освоить методы витальной ампутации и витальной экстирпации пульпы. Мотивационная характеристика: изучить методы витальной ампутации и витальной экстирпации пульпы. Педтехнологии:игровая технология, технология сотрудничества, личностно-ориентированная технология. Компетенции: ОК: способность грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готовность применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач. ПК: способность и готовность к изучению научно-медицинской информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования, а также к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине. 1. Продолжительность занятия - 3 часа. 2. Место проведения занятия - клинический кабинет кафедры, фантомный класс. ПЛАН ЗАНЯТИЯ. № | Этапы занятия | Материальное оснащение | Время | Оборудование | Уч.пособия, средства контроля | 1. | Введение. | Инструктаж раскрытия темы занятия и план его проведения. | Методическая разработка для ассистентов. | 5 мин. | 2. | Контроль уровня исходных знаний. | Вопросы, ситуационные задачи, тестовый контроль. | Ответы на вопросы, решение ситуационных задач, тестового контроля. | 45 мин. | 3. | М/б разбор ООД, ЛДС. | Учебные фильмы, мультимедийные презентации. | Групповое обсуждение фильмов, презентаций. | 15 мин. | 4. | Практическая работа студентов. Отработка мануальных навыков на фантомах. | Фантомы.. Оборудование фантомного класса, инструментарий. Дневники практических навыков. | .Перечень практических навыков. | 60 мин. | 5. | Контроль результатов усвоения. | Тестирование, решение ситуационных задач. | Оценка знаний студентов заносится в журнал успеваемости. | 45 мин. | 6. | Заключение (ответы на вопросы студентов). | | . | 5 мин. | 7. | Задание на следующее занятие. | | Семестровый план. | 5 мин. | Контрольные вопросы: 1. Назовите методы лечения пульпитов. 2. Методика проведения витальной ампутации пульпы. 3. Методика проведения витальной экстирпации пульпы. Ожидаемые ответы. Витальная ампутация К методам лечения пульпита с сохранением жизнеспособности пульпы наряду с биологическим методом относится также метод витальной ампутации. Данный метод лечения проводят в зубах с несформированными корнями, чаще в многокорневых зубах. Под анестезией удаляют коронковую пульпу, при этом сохраняется жизнеспособность корневой пульпы. Местную анестезию (инфильтрационная, проводниковая) проводят с использованием 2 % раствора лидокаина, 3 — 4 % растворов препаратов артикаина, мепивакаина. К растворам лидокаина и артикаина добавляют вазоконстрикторы (адреналин, норадреналин и др.) с целью увеличения длительности действия и уменьшения количества вводимого анестетика. Этапы лечения пульпитов методом витальной ампутации (в одно посещение): 1. Проведение местной анестезии 2. Препарирование кариозной полости 3. Вскрытие и раскрытие полости зуба 4. Ампутация пульпы в раскрытой полости зуба, расширение устьев корневых каналов. 5. Проведение антисептической обработки полости зуба. 6. Наложение лечебной прокладки, изолирующей прокладки, постоянной пломбы. Метод требует строгого соблюдения правил асептики и антисептики, исключения попадания слюны в полость зуба, применения стерильных инструментов и материалов, частой смены стерильных боров. После механической и медикаментозной обработки кариозной полости проводят вскрытие и раскрытие полости зуба. Затем стерильным экскаватором удаляют коронковую пульпу до устьев каналов, проводят удаление пульпы из устьевой части каналов. Полость при этом постоянно промывают растворами антисептиков. При возникновении кровотечения из пульпы проводят гемостаз с использованием стерильных тампонов, гемостатической губки или других средств. Полость высушивают стерильными ватными тампонами. На устья корневых каналов, либо на все дно полости накладывают лечебную прокладку на основе гидроокиси кальция, при необходимости (если паста нетвердеющая) накладывают изолирующую прокладку и постоянную пломбу. Иногда лечение проводят в два посещения. После наложения лечебной прокладки оставляют временную пломбу на 3 —4 нед. При отсутствии болей временную пломбу меняют на постоянную. Витальная экстирпация Наиболее распространенным в мировой практике методом лечения пульпита является витальная экстирпация. Коронковая и корневая пульпа удаляются под анестезией без предварительного применения девитализирующих средств. Местную анестезию (инфильтрационная. проводниковая) проводят с использованием местных анестетиков: (2 % раствор лидокаина, 3 — 4 % растворы артикаина, мепивакаина). К растворам лидокаина и артикаина добавляют вазоконстрикторы (адреналин, норадреналин и др.) с целью увеличения длительности действия и уменьшения количества вводимого анестетика. После проведения анестезии препарируют кариозную полость, а в случае интактного зуба трепанируют коронку зуба. Вскрытие и раскрытие полости зуба проводится аналогично ампутационным методам. Удаление корневой пульпы называется экстирпацией. После экстирпации канал подвергают механической и медикаментозной обработке, высушивают, герметично пломбируют до верхушки. Дефект твердых тканей зуба восстанавливают постоянной пломбой. Метод, как правило, проводится в одно посещение, что является причиной его популярности. Учебные ситуационные задачи: 1.Больной К. обратился в клинику с жалобами на острую самопроизвольную приступообразную боль в области зуба 2.5, усиливающуюся при действии температурных и механических раздражителей и ночью. При осмотре на апроксимально-дистальной поверхности зуба 2.5 обнаружена глубокая кариозная полость с размягченным пигментированным дентином. Какие основные и дополнительные методы диагностики необходимо провести пациенту для постановки диагноза? Поставьте диагноз, составьте план лечения. 2. При лечении глубокого кариеса зуба 1.6 случайно был вскрыт рог пульповой камеры. Ваша тактика лечения в данной ситуации? Ответы на задачи: 1.Данному пациенту необходимо провести следующие виды обследования: 1)выяснить анамнез заболевания (время обнаружения кариозной полости, когда возникли болевые ощущения, их характер, продолжительность) 2)основные методы диагностики: зондирование (будет резко болезненно в одной точке, возможно вскрытие пульповой камеры); термометрия (реакция на температурные раздражители болезненна, продолжительна, возможно уменьшение боли от холодного) перкуссия (может быть безболезненная). 3)дополнительные методы обследования: ЭОД (снижена до 20-50 мкА); Рентгенография (иногда возможно расширение периодонтальной щели). Диагноз: острый диффузный пульпит. План лечения: лечение пульпита 2.5 зуба методом витальной экстирпации, предусматривающее проведение анестезии и лечение в одно посещение. 2.Необходимо провести лечение методом витальной ампутации: инфильтрационная анестезия, условия, приближенные к стерильным с обязательным использованием коффердама, антисептическая обработка, удаление коронковой пульпы стерильными инструментами, высушивание полости, нанесение гидроксида кальция (Кальсепт, Прорут), Тестовый контроль исходного уровня знаний: 1. Центральные резцы верхней челюсти имеют: 1) один корень, один канал; 2) один корень, два канала; 3) два корня, два канала; 4) два корня, три канала; 5) три корня, три канала. 2. Вторые премоляры нижней челюсти имеют: 1) один корень, один канал; 2) один корень, два канала; 3) два корня, два канала; 4) два корня, три канала; 5) три корня, три канала. 3. Два корня и три канала имеют зубы нижней челюсти: 1) резцы и клыки; 2) первые премоляры; 3) первые и вторые моляры; 4) вторые премоляры; 5) клыки и премоляры. 4. Зубы 1.4 и 2.4 имеют: 1) один корень, один канал; 2) один корень, два канала; 3) два корня, два канала; 4) два корня, три канала; 5) три корня, три канала. 5. Раскрытием полости зуба называется полное удаление: 1) некротизированного дентина; 2) свода полости зуба; 3) пульпы из коронковой части зуба; 4) пульпы из корневых каналов; 5) коронковой части зуба. 6. Вскрытие полости зуба в интактных вторых премолярах верхней челюсти проводят: 1) из центра фиссуры; 2) с вершины щёчного бугра; 3) с вершины нёбного бугра; 4) с латерального эмалевого валика; 5) с медиального эмалевого валика. 7. Вскрытие полости зуба в интактных клыках нижней челюсти проводят: 1) в естественной ямке кпереди от валика; 2) с вершины режущего бугорка; 3) в области валика; 4) в пришеечной области; 5) в естественной ямке кзади от валика. 8. Вскрытие полости зуба — это создание: 1) точечного сообщения кариозной полости с полостью зуба; 2) дополнительной площадки на жевательной поверхности; 3) широкого сообщения кариозной полости с полостью зуба; 4) полноценного доступа к устьям корневых каналов; 5) апикального уступа в верхушечной части корневого канала. 9. Отверстие в верхушечной части корневого канала, являющееся границей перехода пульпы в периодонт, называется: 1) рентгенологическим; 2) анатомическим; 3) апикальным уступом; 4) физиологическим; 5) перфорацией. 10. Удаление свода обозначает: 1) вскрытие полости зуба; 2) раскрытие полости зуба; 3) некрэктомию; 4) раскрытие кариозной полости; 5) расширение полости зуба. Тестовый контроль итогового уровня знаний: 1.Витальную экстирпацию пульпы проводят с использованием: 1) наркотических анальгетиков; 2) параформальдегидной пасты; 3) местных анестетиков; 4) мышьяковистой пасты; 5) резорцин-формалина 2.К лечебным прокладкам относят: 1) пасты на основе гидроксида кальция; 2) унифас; 3) крезофен; 4) пасты на основе резорцин-формалина; 5) фосфат-цемент. 3.Коронковую пульпу при проведении метода девитальной ампутации удаляют с использованием: 1) эмалевого ножа; 2) пульпоэкстрактора; 3) дриль-бора; 4) экскаватора; 5) зонда. 4. Сформировать полноценный доступ к корневым каналам возможно при полном удалении: 1) дна полости зуба; 2) дна кариозной полости; 3) свода полости зуба; 4) стенок полости зуба; 5) стенок кариозной полости. 5. Для выполнения этапа раскрытия полости зуба используют: 1) зонд; 2) экскаватор; 3) фиссурный бор; 4) пинцет; 5) ультразвуковой наконечник. 6. При вскрытии полости интактного зуба для работы на эмали используют: 1) алмазные боры; 2) твердосплавные боры; 3) стальные боры; 4) карборундовые камни; 5) резиновые головки. 7. Коронковую пульпу удаляют: 1) пульгюэкстрактором; 2) экскаватором; 3) дриль-бором; 4) пинцетом; 5) эмалевым ножом. 8. Ампутацию пульпы проводят: 1) зондом 2) экскаватором 3) гладилкой 4) корневой иглой 5) пинцетом 9. Экстирпацию пульпы проводят: 1) экскаватором 2) пульпоэкстрактором 3) каналонаполнителем 4) спредером 5) плагером 10. Метод частичного сохранения пульпы в корневых каналах: 1) девитальная экстирпация 2) девитальная ампутация 3) витальная ампутация 4) витальная экстирпация 5) биологический Оснащение занятия. -учебные фильмы, мультимедийные презентации по теме занятия; -модели зубов, фантомы с естественными зубами; -основное оборудование и оснащение фантомного класса; Задание на дом по теме №9 Литература для подготовки студентов: Основная литература: 1.Лекции. 2.Терапевтическая стоматология. Под редакцией проф. Е.В.Боровского, проф. Ю.М.Максимовского, М., «Медицина», 2001. 3.Пропедевтическая стоматология. Под редакцией проф. Э. А. Базикяна, 2009 г. Дополнительная литература: 1.Фантомный курс терапевтической стоматологии. Под редакцией А. И. Николаева, Л. М. Цепова, 2009 г. 2.Иллюстрированный справочник по эндодонтологии. Под редакцией Рудольфа Бера, Михаэля А. Баумана, Андрея М. Киельбаса, 2008 г. 3.Эндодонтия,практическое руководство. Под редакцией И. К. Луцкой, 2009 г. Перечень практических навыков, приобретенных на занятии: освоение методики проведения витальной ампутации и витальной экстирпации пульпы. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Утверждено» зав. кафедрой пропедевтической стоматологии д.м.н. проф. ______ В.А.Кунин «_____» ________ 2010 г. |