Т–096. Техника «рабочий лист распознавания». ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ Ассоциированный Видите ли Вы этот образ как бы своими собственными глазами? Диссоциированный Видите ли Вы себя в этом образе? Цвет Это в цвете или же образ чёрно-белый? Виден ли весь спектр цвета? Яркость Этот образ яркий или тусклый? Резкость (резкость / нерезкость) Этот образ резкий или нерезкий? Форма Какая формы эта картина? Квадрата, круга? Она широкая? Высокая? Граница Имеет ли это границы, или же они размыты? Движется или неподвижно Это фильм или картинка? Число образов Сколько их там – этих картинок? Одна или несколько? Местонахождение изображения Где в пространстве находится образ? Где его центр? Дистанция изображения Как далеко от вас это изображение? Размер рисунка Какой размер образа? Покажите себе руками его размер или же просто определите особенности его размера. СЛУХОВОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ Высота звука Это высокий или низкий голос (звук) по сравнению с нормальным? Тональность Какова тональность звука – носовой, глубокий, резкий и т.д.? Мелодичный/резкий Каков диапазон звука? Мелодичен ли он? Или, наоборот, резкий? Темп Быстрый или медленный? Непрерывный или прерывистый? Местонахождение Откуда (из какого места) в пространстве Вы слышите этот звук? Покажите руками! Длительный или нет Этот звук длящийся или прерывистый? Внутренний диалог и его местонахождение Если ведётся внутренний диалог, то где именно (в каком месте)? Что именно говорит голос? Слова или фразы? КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ Тёплый/холодный Какая температура вашего ощущения? Оно тёплое? Холодное? Расслабленное/напряжённое (где?) Напряжено ли при этом ощущении тело (части тела), или оно (они) расслаблено Продолжительность Постоянно эго ощущение или оно прекращается / изменяется? Телодвижения Двигаются ли мышцы на теле? Есть ли движения в чувственном восприятии? Интенсивность Насколько сильно восприятие ощущения? Постоянно ли оно или изменяется? Местонахождение В каком именно месте Вы это чувствуете? Давление Слабое оно или сильное? Ощущение Вы это ощущаете кожей или внутренними органами? Дыхание Оно глубокое или поверхностное? Закончив описание, занесите полученные данные в такую вот таблицу: В И У А Л Ь Н О Е | Ассоциированный / Диссоциированный | | Чёрно-белый / Цветной | | Яркость | | Резкий / Нерезкий | | Объёмный / Плоский | | Форма | | Граница | | Подвижное или неподвижное | | Число образов | | Местонахождение изображения | | Дистанция изображения | | Размер рисунка | | А У Д И Т О Р Н О Е | Высокий / низкий | | Тональность | | Мелодичный / резкий | | Громкий /тихий | | Темп | | Местонахождение | | Продолжительный или нет | | Внутренний диалог и его местонахождение | | К И Н Е С Т Е Т И К А | Тёплый / холодный | | Расслабленный / напряжённый | | Продолжительный | | Телодвижение | | Интенсивность | | Местонахождение | | Давление | | Ощущение телом или внутренними органами | | Дыхание, глубокое или неглубокое | | Калибровка субмодальностей. Теперь вы уже почти готовы к тому, чтобы приступить к так называемому «субмодальному перепрограммированию» (самое поразительное в нём то, что субмодальности можно использовать для изменения любого опыта или программы вашего мозга независимо от их содержания, временами успешно скрещивая «ежа и ужа» – впрочем, об этом позже). Однако перед этим вам необходимо сделать одну очень важную вещь, которая в НЛП называется «калибровка субмодальностей». А именно определить, как конкретно эти самые субмодальности меняют ваши ощущения и какие именно субмодальности – больше всего. … Это явилось следствием обычной небрежности, вызванной моей торопливостью. Дело в том, что время сеанса стремительно заканчивалось, но цикл его всё ещё был далёк от завершения. И тогда я, в то время совсем молодой Практик (а не Мастер) НЛП, сделал своему клиенту классический контекстный взмах (сейчас уже не важно, по поводу какой проблемы). Результат оказался просто удручающим – и без того нервничающий в связи с картинкой-триггером клиент стал попросту испуганным. К счастью, я быстро разобрался, в чём дело. Взмах – это ведь тоже, по сути своей, субмодальная техника, где в качестве ключевых субмодальностей используется размер и яркость (картинка нового образа «Я» из маленькой и тёмной становится большой и яркой). У 70–80% людей обе эти субмодальности «работают» по принципу «чем больше, тем лучше». А мой клиент оказался в числе тех 30%, у которых всё наоборот. Вернее, не всё, а яркость – чем ярче была картинка, тем более неприятные чувства она вызывала. Быстренько отредактировав соответствующим образом технику взмаха, я добился успеха. И навсегда запомнил, что прежде чем приступать к каким-либо связанным с субмодальностями терапевтическим интервенциям, надо осуществить калибровку этих самых субмодальностей для конкретного, сидящего перед тобой человека… Дабы откалибровать свои субмодальности, продолжите свой эксперимент сначала с приятным воспоминанием, а потом и с тем, что вспоминать не хочется (дело в том, что субмодальности для положительного и отрицательного опытов могут «работать» совсем по-разному). По очереди изменяйте в обеих «картинках» каждый из перечисленных субмодальных элементов, причём делайте это так же, как вы делали с яркостью – идите сначала в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Но не увлекайтесь – изменяйте не более одного элемента за раз. Ведь если вы будете менять две или более субмодальности одновременно, то не узнаете, какой из них – или насколько сильно – воздействует на ваши ощущения. Не торопитесь – ведь сейчас вы, возможно, впервые узнаете, как работают программы вашего мозга. И лучше начните с приятного переживания. Нижеприведённая схема взята мной из книги «Трансформация личности», составленной О. Киндзюк. Однако того, у кого взял эту схему данный автор, я, к сожалению, обнаружить не смог. 1. ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до чёрно-белого. 2. РАССТОЯНИЕ. Меняйте расстояние от очень близкого до далёкого. 3. ГЛУБИНА. Видоизменяйте глубину картины от плоского, двумерного фото до полной глубины трёх измерений («объёмного изображения»). 4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте длительность «картинок» от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время. 5. ЧЁТКОСТЬ. Меняйте чёткость изображения от кристально чистой до размытой неразличимости. 6. КОНТРАСТ. Видоизменяйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого. 7. ПРЕДЕЛЫ. Меняйте пределы от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой. 8. ДВИЖЕНИЕ. Видоизменяйте движение в изображении от неподвижного фото или слайда до кинофильма. 9. СКОРОСТЬ. Варьируйте скорость «фильма» от очень медленной до очень быстрой. 10. ОТТЕНОК. Видоизменяйте баланс цветов и оттенков. Например, увеличьте интенсивность красных и жёлтых тонов, а голубых и зелёных – уменьшите. 11. ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным – так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью. 12. ПРОПОРЦИИ. Переделайте обрамлённую «картину» в сначала длинную и низкую, а потом короткую и широкую. 13. ОРИЕНТАЦИЯ. Видоизменяйте наклон картины, например, верхнюю её часть от себя, а потом к себе. 14. ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (там находится то, что вас больше всего интересует) и задним (а вот здесь «пребывают» обстоятельства, которым просто при сём присутствовали). Попробуйте поменять их местами, чтобы, например, задний план стал более интересным, чем передний. Механизм субмодального перепрограммирования. Теперь, когда вы приблизительно определили, каким образом ваш мозг кодирует вам опыт как приятный или неприятный, приступим к использованию вашего нового знания. Как вы думаете, что случится или произойдёт, если субмодальности чего-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку» – напоминаю, что хотя в нейролингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями аудиальными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно – это самое плохое станет если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае – не плохим. То есть перенос субмодальных характеристик с чего-то позитивного на что-то негативное способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым! Очень надеюсь, что в результате всех предшествующих экспериментов и экзерсисов этой главы вы поняли главное: изменение субмодальностей чего угодно приводит к видоизменению опыта, который они кодировали. И что направления этого самого изменения опыта требует знаний о характере воздействия на него соответствующих субмодальностей, для чего мы их и калибруем. Но в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного (переживаний, опыта или качеств и реакций) существует ещё масса чего хорошего, правильного или привлекательного (опять-таки переживаний, опыта или качеств и реакций), А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное, непривлекательное или неэкологичное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальные характеристики «эталона» (т.е. хорошего, правильного или привлекательного) и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными! При этом – что существенно – нашему мозгу абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!! Впрочем, убедитесь в этом сами – на классическом для НЛП примере техники работы со стремлениями. Помните, однако, что пока это только упражнение! (По: Р. Джонсон. «40 упражнений тренинга НЛП. С изменениями). |