Принципы реабилитации детей с дизартрией Успешность психолого-педагогической работы с детьми, имеющими дизартрию, существенно зависит от учета разработанных теорией и практикой логопедии общих принципов реабилитации. Общие принципы реабилитации: 1. Этиопатогенетический принцип связан с учетом пре имущественного поражения тех или иных структур мозга. Ему предшествует диагностика состояния ре чевых и психофизиологических функций, позволяю щая определить преимущественное поражение струк тур мозга и связанный с этим характер нарушений мышечного тонуса, моторных, сенсорных и речевых функций. 2. Принцип раннего воздействия. Раннее воздействие на ребенка с риском дизартрии способствует более полному развитию компенсаторных возможностей мозга, а зна чит, усиливает эффективность коррекционной работы. 3. Системность воздействия, направляющегося: • на моторное развитие; • на психическое развитие; • сенсорное развитие; • речевое развитие; • на личность ребенка. 4. Комплексность воздействия, которое состоит в согла сованной работе специалистов: невропатолог — лого пед — психолог. Система коррекционного воздействия, в свою очередь, учитывает следующие более конкретные аспекты: • Учет закономерностей и последовательности развития моторных, сенсорных, психических и речевых функций. • Учет структуры речевого нарушения: выделение ведуще го дефекта в структурно-функциональной организации речевой деятельности; учет вторичных расстройств. • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. • Учет детско-родительских отношений, их максимальное использование. Большое значение в специальной педагогической работе имеет воспитание личности ребенка с дизартрией, особенно при значительной выраженности паралича и общих мозговых нарушений. ____________________________ Глава 6__________________________ Несмотря на то, что некоторые из ранних проявлений психоорганического синдрома с возрастом могут ослабнуть адаптационные и психологические проблемы обычно сохранаяют-ся и по выходе из детского возраста. Ребенок и его семья имеют насущную потребность в психологической помощи в связи с повышенной уязвимостью к эмоциональному стрессу и личностными проблемами,отражающими низкую самооценку ребенкаи чувство собственной неполноценности. Такиедети имеютплохие учебные и социальные навыки и часто страдают расстройствами личности, отражающими их попытки справиться с трудностями обучения. У ребенка могут возникать отклонения в общем функционировании организма, дефициты зрительного и слухового восприятия, не только речевые (дизартрия), но и когнитивные нарушения. Эти дети отличаются импульсивностью, незрелостью, ригидностью. В школьном возрасте они обнаруживают дефицитарность социальных навыков, низкий академический уровень, что диктует необходимость многосторонней поддержки специалистов. 6.2. Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста В стратегические задачи коррекционной работы входит развитие вербальных средств общения и коммуникативной деятельности в целом. В тактические задачи включаются: нормализация тонуса, угашение патологических автоматизмов речевого аппарата, развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, развитие (коррекция) звуковой и лексико-грамматической сторон речи, развитие сенсорных и высших психических функций. Первое направление. Нормализация мышечного тонуса и развитие движений органов артикуляционного аппарата, моторики в целом и в особенности движений пальцев рук. Методическими приемами для решения задач данного этапа является массаж органов артикуляционного аппарата и мышц кистей рук, а также пассивная и активная гимнастика этих органов. При необходимости логопедическая работа начинается с затормаживания гиперкинезов и формирования произвольного сглатывания слюны. Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией Второе направление. Развитие дыхательной функции, а также силы, модуляции и выразительности голоса. На этом этапе применяются различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения, которые позволяют увеличить объем вдыхаемого воздуха, развить фонационный выдох и голосоведение. Третье направление. Коррекция фонетической стороны речи. Применяются упражнения для развития фонематического восприятия и различные приемы постановки звуков и их автоматизации. Четвертое направление. Развитие сенсорных и высших психических функций как основы речи. Пятое направление. Развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Развитие устной речи, речевого дыхания, формирование просодической стороны высказывания. Все эти направления не являются строго последовательными этапами, а реализуются в различных сочетаниях, а иногда одновременно. 6.2.1. Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук На этом направлении реализуется важнейшая коррекци-онная задача, связанная с воздействием на структуру речевого дефекта. Чем моложе ребенок, у которого обнаруживаются факторы риска дизартрии развития, тем продолжительнее этот период. На этом этапе работы основное значение имеет массаж как общий, так и логопедический. В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа. Особого внимания в коррекционной работе на этом направлении уделяется выработке произвольного сглатывания слюны. Если у взрослых можно этот навык восстановить путем вербальных инструкций и напоминаний, детям необходимо формировать эти произвольные движения на базе врожден- ____________________________ Глава 6__________________________ |