МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Отношение к личному участию в общественной жизни, жизни группы, к совершенствованию своего образа жизни — социальная активность.





В этой характеристике представлен главный источник субъективности со­циальных отношений — их зависимость от самой личности.

 

 

КОММЕНТАРИИ

При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил.

Способности— это психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие. Специальные (профессиональ­ные) способности — это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.

Общие способности — это благоприятные возможности развития особен­ностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов дея­тельности. Такими общими способностями, например, являются возможно­сти развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных кон­кретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом.

Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигну­тых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обя­зательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные предпо­сылки его способностей — задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться са­мые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком де­ятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

 

КОММЕНТАРИИ

Социализация личности — это аккумулирование ею в процессе жизни и дея­тельности опыта социального развития и поведения, накопленного человече­ством и передаваемого посредством воспитания и обучения, ролевого освое­ния окружающего мира и общества.

Социализация — не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть — одно, слышать — другое, говорить — третье, думать — четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы, а с другой — отношением индивида ко всему этому.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение чело­веком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимо­действия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социа­лизирующие функции параллельно со своими основными функциями (про­изводственные, общественные, клубные и другие структуры, а также сред­ства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типич­ны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, в целом создающего конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаи­модействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представ­ляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, люби­мый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверст­никам, значимым лицам и т. д.

Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления чело­веком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей.

С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Стр 218-219 неТУ

КОММЕНТАРИИ

Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее обще­ственный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвое­ние общественного опыта.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд — это деятельность, направленная на создание общественно полез­ного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и спосо­бам выполнения — продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь конкретным видом деятельности, человек выполняет такие дей­ствия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в про­цессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые дости­гаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных опре­деленной целью, к которой стремится человек в данной деятельности, и на­правленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности. Деятельность — это не просто сумма отдель­ных действий или движений. В любом виде деятельности действия, состав­ляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвя­занными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду еще и ее длительность и систематич­ность. Именно этими особенностями отличается трудовая деятельность. От­дельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.

 

КОММЕНТАРИИ

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности рас­крывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятель­ности - это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий.

При этом человек является и субъектом познания окружающей действи­тельности, и самой деятельности.

Более всего необходимо, чтобы для человека сделалось невоз­можным то лакейское препровождение времени, когда он оста­ется без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти имен­но минуты портится голова, сердце и нравственность. К. Д. Ушинский

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознание человека — высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и осо­бенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мыш­ления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие каче­ства личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.

Деятельность — категория социальная. У животных она представляет собой лишь биологическое приспособление их организма к требованиям окру­жающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из при­роды. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к актив­ности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности чело­век выступает как субъект общения и социального поведения.

На схеме указаны различные науки, которые изучают человека как субъек­та с различными характеристиками.

 

КОММЕНТАРИИ

Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъект­ность.

Онтогенетически специфика предметности определяется тем, что объек­ты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, они преоб­разуются в процессе деятельности.

Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов — ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятель­ности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности чело­века, в ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, в по­нятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потреб­ностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими на­правленность и избирательность деятельности; а также в аспекте личност­ном — «значении для себя», когда индивидуальные мотивы человека оказыва­ют влияние на различные события, действия.

При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения:

1) генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а в качестве механизма развития психики выступает интериоризация, в ходе которой осуществ­ляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятель­ность;

2) структурно-функциональный — в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реаль­ности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи единиц деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (про­извольный или непроизвольный);

3) динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологиче­ских механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психи­ки, акцептора результатов действия и представлений о системной организа­ции высших психических функций.

 

КОММЕНТАРИИ

Человеческая деятельность проходит в процессе своего развития следующие этапы:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека по существу совпадает с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и раз­вивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

2. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека — это вклю­чение человека в различные виды деятельности в процессе его индивиду­ального развития. Данный процесс интеграции растущего индивида в дей­ствующую систему деятельности называется социализацией, а ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — четыре основных вида деятельности.

3. Изменения внутри отдельных видов деятельности — это их трансформа­ции по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе разви­тие самого труда. Внутри конкретной деятельности как бы заложено стрем­ление к более полному и всестороннему се применению уже и в новых сферах жизни люден, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к дан­ной деятельности, когда в ходе нее появляются все новью способы и приемы.

4. Дифференциация видов деятельности. В этом процессе из одних видов деятельности рождаются другие за счет обособления и превращения от­дельных действий в самостоятельные виды деятельности.

При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Обще­ние взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение мла­денца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят се внутренние преобразова­ния. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и, соответственно, средством удовлетворения связанных с ней по­требностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры.

Во-вторых, в деятельности появляются новые средства реализации, кото­рые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усво­ение нового языка расширяет возможности для записи и усвоения информа­ции; знакомство с высшей математикой совершенствует способности людей при осуществлении сложных расчетов.

В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.

В-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определен­ных условиях нормального функционирования индивида.

Потребность не переживается как таковая — она представляется как пере­живание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в по­исковой активности. В ходе последней происходит идентификация с ее предме­том — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается — как потреб­ность в чем-то конкретном — и становится мотивом, который может уже и осоз­наваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; внешние причины проявля­ются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в каче­стве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной много­уровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, умений и моти­вации.

Единицей анализа в деятельности является действие.

Действиями называются движения, направленные на предмет и пресле­дующие определенную цель.

В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции орга­низма, действия имеют социальный характер: они зависят от предметов, со­зданных предшествующими поколениями и окружающих человека.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружаю­щих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или про­ступком, если противоречат им.

Совокупность действий, объединенных обшей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определен­ную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном по­рядке, строятся по определенному плану.

Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является созна­тельной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно по­ставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно орга­низуемых средств или способов действия.

 

КОММЕНТАРИИ

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельно­сти, цель и результат.

Мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, застав­ляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Способы и приемы — это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.

Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состо­ять из одной или нескольких операций.

Цели — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятель­ности. Цель выступает в образе результата деятельности.

Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зави­симости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в обще­ственной жизни играет его деятельность.

Результат— это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результа­ты могут не совпадать с целями деятельности. Человек (люди) оценивают результаты своей деятельности, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.

Исследования советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действий формируются вначале как внешние, предметные, и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, абстрагированное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепен­но ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности со­ставляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного дей­ствия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

КОММЕНТАРИИ

В структуру мотивационной сферы деятельности человека обычно входят по­требности, мотивы и цели.Потребности — это нужда человека в чем-то. В свою очередь, мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, за­ставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Цель же деятельно­сти — это образ того результата, к которому человек стремится, осуществляя ее.

По содержанию мотивация деятельности может быть материальной или со­циальной. В первом случае человек прежде всего заботится о своих материаль­ных благах. Во втором — его действия и поступки подчинены общественным интересам. Мотивация поведения человека также может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие — нет. Многие проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле иx истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Мотивационную сферу человека с точки зрения се развитости можно оце­нивать по широте, гибкости и иерархической организации.Широта мотива­ционной сферы — это качественное разнообразие мотивационных факторов, мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сфе­ры характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой счи­тается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей бо­лее низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем дру­гой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством се удовлетворения также являются книги, периодическая печать, общение с людь­ми. Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, спо­собных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разны­ми уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мо­тивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархическая организация — это характеристика строения каждого из уровней мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и пели не существуют как рядоположенные наборы мотивации. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образо­ваний определенного уровня, тем выше иерархичность мотивационной сферы.

 

КОММЕНТАРИИ

Характерная для деятельности динамичность, когда при изменении обстоя­тельств изменяются и ее цели, наиболее ярко проявляется в процессуальном характере ее мотивов. Этот термин означает, что в определенный момент мо­тив может находиться на одном из пяти этапов своего формирования:

1. На этапе осознания побуждения, когда мотивационное побуждение осо­знается и начинает выполнять направляющую функцию. Отсутствие это­го этана ведет к слепому поиску, импульсивному поведению.

2. На этапе принятия мотива, который предполагает преобразование осо­знанного побуждения в личностный мотив. При этом происходит соотне­сение и включение побуждения в иерархию субъективно-личностных цен­ностей. Если мотив внутренне не принимается, возникает чувство раздво­енности, неопределенности, нерешительности. В этом случае возможно формирование второй, как бы параллельной, системы мотивов.

3. На этапе реализации, когда происходит наполнение или насыщение его содержания. Как правило, в этом случае невозможность реализации моти­ва вызывает фрустрацию побуждения.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.