МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 5 страница





В результате в мозге формируется отчетливый образ, полученный в резуль­тате анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей.

 

КОММЕНТАРИИ

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым харак­тером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.

Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, отно­сящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают разли­чия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состоя­ния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию лич­ности. Воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осознанию человеком сущности и назначения предметов становится возмож­ным и целенаправленное их использование.

Константность восприятия — это постоянство в восприятии/которое обу­словлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет вос­приятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета пред­метов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в про­цессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно им ранее.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых пред­метов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизиче­ские закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине пространство, форма, величина, глубина, удаленность, линей­ная и воздушная перспектива должны правильно отражаться органами чувств.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объема объек­тов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и на­правления, в котором они находятся.

Восприятие формы, объемности и величины предметов — это сложный про­цесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кине­стетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, прав­да, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопут­ствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируе­мом предмете.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблю­дателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рель­сов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной степени искажаются под влия­нием слоев воздуха.

Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями.

Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие ве­личины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий. Например:

● переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вер­тикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной;

● неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высо­кий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их большие или маленькие; одинаковые предметы кажутся предметами разной величины, если они воспринимаются как находящие­ся на определенном удалении друг от друга, при этом предмет, располо­женный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей действитель­ной величины.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величи­на предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти пред­меты находятся.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоя­тельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит рит­мическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное со­стояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчленен­ность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также свя­зано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды вос­принятое явление останется в памяти в виде представления о нем. И если по­следнее затем повторно актуализируется, то это восприятие вызывает в нашей памяти воспоминания о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 секунды путем спе­циальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие происходит очень медленно, восприятие его длительности опирается на пока­затели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг дру­га отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, че­редования звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действи­тельности на наши органы чувств.

Восприятие движения — это отражение во времени изменений положе­ния объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движени­ях — быстрый или медленный темп);

7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плав­ное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных ана­лизаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Психологическая чувствительность — повышенная восприимчивость к пси­хологическим проявлениям своего внутреннего мира и других людей, устой­чивое стремление и желание разобраться во всем том, что воздействует на органы чувств и происходит.

Знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и спо­собов предупреждения наиболее вероятных ошибок восприятия основывается на личностных качествах партнеров по восприятию, их чувственном опыте, практике наблюдений.

Навыки и умения восприятия и наблюдения позволяют людям быстрее адаптироваться к конкретным условиям жизни и деятельности, дают возмож­ность избегать трудностей в оценке окружающей действительности, позволя­ют преодолевать различные барьеры в ее осмыслении.

Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых оно осуществляется. Среди них: расстояние, на котором находится объект восприятия; время, в течение которого оно длится; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем, а также фон восприятия (наличие или отсутствие трудностей и сложностей восприятия окружающей действительности, различных барьеров для него). Сказываются и социальные условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, слою или обществу, осуществляет свое восприятие под влиянием собственных социально-психо­логических особенностей или групповых установок и стереотипов.

«Вера в первый взгляд». Повсеместно бытует убеждение, что первое впечат­ление — самое верное. Как показали специальные исследования, это ведет к тому, что многое рассматривается потом через призму первого впечатления, односто­ронне преломляющего все поступки человека. К сожалению, первое впечатление не всегда верно, поскольку опирается не на проникновение в суть воспринимае­мого явления, а на наши собственные подсознательные ожидания и слабости.

Прислушивание к мнению других людей. Нередко даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас предмете или явлении доста­точно, чтобы скорректировать его оценку. Если нам дали самую поверхност­ную характеристику объекта нашего интереса, то, сталкиваясь с ним, мы стараемся уложить представления о нем в рамки чужого, возможно, не со­всем объективного, мнения.

Психологическое состояние. Человек в хорошем настроении все окружаю­щее оценивает в основном в светлых тонах и сам формирует у себя симпатии к нему. И наоборот, человек, пребывающий в депрессии, видит все в сером цвете.

Упрощение. Человеческая психика устроена так, что наш разум просто не может замечать и запоминать все. Подсознательно в мозге идет отбор и клас­сификация поступающей извне информации, в результате чего мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для нас наи­большее значение, или к восприятию которых мы наиболее подготовлены и которые будут нами использоваться в последующей деятельности.

 

КОММЕНТАРИИ

Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных обра­зов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каж­дом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации о нем, которая впо­следствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сиг­налов, управляющих нашим поведением.

Сигнальная функция представлений становится наиболее действенной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых че­ловек осуществляет свою сознательную деятельность, И. П. Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализирую! о конкретных явлениях действительно­сти. Отличительной особенностью сигнальной функции, например двига­тельных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобре­тают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осу­ществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информа­ции о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулиру­ющей функции актуализируются именно те стороны, например двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается постав­ленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятель­ности организма человека на определенные параметры отражения воздей­ствий окружающего мира.

Изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двига­тельного аппарата на выполнение соответствующих движений. Действенность этой функции состоит в обеспечении определенного тренирующего эффекта дви­гательных представлений.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбужде­ний центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняют­ся благодаря известной пластичности центральной нервной системы.

Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления. Само представление с его конкрет­ной структурой возникает в результате образования условных временных свя­зей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы.

Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзажа), слуховые (представления мелодии), обонятельные («ощущение» запаха эфира), ося­зательные (представление предмета, к которому прикасался ранее), двига­тельные (представление движений тела при совершении прыжка) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика —обонятельный и т. д.

Представления различаются по степени обобщенности.

Представления бывают единичными и общими в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Единичные представления — это пред­ставления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Об­щие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления — это целевые представления, возникаю­щие у человека под воздействием волевых усилий.

Представления различаются по продолжительности.

Оперативные представления — представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятель­ности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода пред­ставлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого по­явилась на дисплее локатора.

Кратковременные представления — это представления, очень непродол­жительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нуж­ные для этого представления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления — представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Внимание — это избирательная направленность сознания человека на опре­деленные предметы и явления.

Физиологические основы внимания. Внимание не имеет такого специ­ального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и вос­приятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по за­кону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индук­ции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельно­сти, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервно­го процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, дру­гие — заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными ча­стями коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания че­ловека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания

Концентрация внимания — это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в дан­ный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания — это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания — это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясно­сти и отчетливости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затра­той нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с боль­шей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на воспри­ятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

 

КОММЕНТАРИИ

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П. Я. Гальпе­рин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему.

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследователь­ской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, на другие представления, возникающие в данный момент в сознании человека.

Ориентировочно-исследовательская деятельность — реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активи­зации, в мобилизации сил и ресурсов.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содер­жанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнитель­ская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результа! а.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Когда функционирует внимание, контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствую­щий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как про­извольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Следует отметить, что когда человек хочет на чем-то сосредоточить­ся, он предпринимает значительные усилия сознания, концентри­рует свою волю, начинает управлять своими действиями. У него изменяется поведение, появляется осторожность, становится бо­лее острым зрительное восприятие. С. Л. Рубинштейн

 

 

КОММЕНТАРИИ

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамерен­ным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в ко­торых он осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание — это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на луч­шее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целена­правленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выпол­нении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходи­мые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет органи­зовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание — это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы харак­теризуется малой интенсивностью, и только с помощью значительных уси­лий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание — это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяже­нии всего времени ее выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание — это внимание, вызы­ваемое внешними причинами - теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, а также его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается в подавляющем действии объек­та внимания человека на его сознание (например, более сильный звук, более яркий план), которое активизирует психику.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсив­ностью своего действия, также становится стимулом внимания.

Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающаяся при сложных и дли­тельных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязания­ми, восприятии кинокартины и т. п.), также всегда вызывает особое внимание.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Т. Рибо одним из первых попытался представить механизм произвольного внимания, связанного с волевым усилием, возникающим в процессе припоминания (см. схему).

На ней М-центр, где хранятся воспоминания о некогда совершенных действи­ях (предполагаемый центр долговременной памяти на движения); S1 и S2 — цен­тры, где сохраняются сенсорные образы (центры сенсорной памяти). Те и другие локализованы в коре головного мозга, представленной на схеме дугообразной заштрихованной областью. Эти центры соединены между собой волокнами ас­социативного типа; R — центр, расположенный ниже коры и связанный с регуля­цией движений; С1, С2, С3 —совокупность сенсорных центров разного уровня, пе­редающих коре больших полушарий информацию о состоянии мышечной систе­мы М (мышечное чувство по Рибо); Т— область таламуса.

Допустим, что в кортикальных центрах М, S1 и S2 существует некоторый уровень возбуждения, т. е. они находятся в состоянии, связанном с внимани­ем, субъективно представляющим собой ряд воспоминаний сенсорного и дви­гательного характера о предмете А. Моторное возбуждение из центра М далее распространяется вниз до центра R и через него производит сокращение мышц Р. Это сокращение по нервным центростремительным волокнам через ряд промежуточных сенсорных центров С1, С2 и С3 вновь попадает в центр М коры. В результате «моторное воспоминание» будет усилено также и инервационным импульсом, явившимся в Т через рефлекторное возбуждение, восходящее от R. Произойдет двойное дополнительное усиление активности в центре М, ко­торое далее по ассоциативным волокнам распространится в коре больших по­лушарий до сенсорных центров S1 и S2 и возбудит их дополнительно. В ре­зультате весь комплекс воспоминаний, моторных и сенсорных, связанных с предметом А, усилится в сознании, т. е. интенсивность внимания к нему воз­растет.

Рибо предложил так называемую моторную теорию внимания, согласно ко­торой основную роль в процессе внимания играют движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активизации происходят концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержание внимания на данном пред­мете в течение определенного времени. Пользуясь приведенной схемой, Рибо сле­дующим образом объяснил участие движения в описанном процессе.

Внимание к предмету А начинается со слабого припоминания о нем, С помощью движения М мы усиливаем это воспоминание. Усиление воспо­минания по ассоциации вызывает, в свою очередь, первоначально слабое при­поминание о предмете В, которое мы далее усиливаем движением М и т. д.

Аналогичную мысль о механизме внимания высказывал и российский ученый А.А. Ухтомский. Он считал, что физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти:

Запоминание — запечатление в сознании человека полученной информа­ции, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение относи­тельно длительного периода времени.

Воспроизведение — активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание — сопровождающее процессы памяти явление психики, позво­ляющее им более эффективно функционировать.

Различают следующие виды памяти:

Наглядно-образную память — на зрительные, звуковые, осязательные, обо­нятельные и т. п. образы.

Словесно-логическую память — на смысл изложения, его логику, на соот­ношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательную память — на движения.

Эмоциональную память — на переживания.

Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механиче­скую и смысловую память.

Механическая память — это запоминание информации в той форме, в ко­торой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Физиологической основой памяти являются следы имевших место ра­нее нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий головно­го мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внеш­ним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет на ней «след» в виде опре­деленных функциональных изменений, которые облегчают течение повторя­ющихся нервных процессов, а также делают возможным их повторное возник­новение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на орга­ны чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии централь­ные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а в процессе функционирования памяти они представляют собой лишь «следы» ранее имевших место нервных процессов.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Одна из теорий, описывающих совместную, взаимосвязанную деятельность долговременной и кратковременной памяти, разработанная американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным, представлена на схеме.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.