МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 2 страница





Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, — первичных по от­ношению к своим компонентам.

Восприятие как психический познавательный процесс, например у геш-тальтпсихологов, не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не опи­сываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная орга­низация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. По­нятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

Гуманистическая психология — одно из ведущих направлений современ­ной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляю­щее себя психоанализу и бихевиоризму.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на ана­лиз отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического пси­хоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возника­ют как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология — новое направление в западной психо­логии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующи­ми взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономер­ности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенно­сти и закономерности психики животных на разных этапах развития живот­ного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят ис­следование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование ме­тодов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к прак­тической деятельности, и пр.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного воз­раста, процесс формирования их личности и умственного развития, возраст­ных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мо­тивов деятельности и т, п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соот­ношения технических требований современных машин и психических возмож­ностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и рас­пределения внимания и др.



Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусства (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусст­ва, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Психология спорта занимается исследованием психологических особен­ностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение осо­бенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику боль­ших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомо­сти. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспо­собности во время полета, в частности при необходимости действовать в ус­ловиях крайнего недостатка времени, и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и пре­ступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и рас­стройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализации и усовер­шенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (по­лученных в результате исследований, например по общей или социальной пси­хологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения кон­кретных практических задач, выдвигаемых жизнью и практической деятельно­стью людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические законо­мерности. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тог­да, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специаль­ной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

 

 


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫПСИХОЛОГИИ

 

Наука движется толчками, в зависи­мости от успехов, делаемых методо­логией. С каждым шагом методоло­гии вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывает­ся нам более широкий горизонт, с не­видимыми раньше предметами.

И. П. Павлов

Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают мето­дология и теория этой науки.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория — это совокупность взглядов, пред­ставляющих собой результат научного познания, исследования и осмысле­ния практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изу­чаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методо­логия обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих ком­понентах, а также о месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология, или методология конкретной науки, позво­ляет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функ­ционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная ме­тодология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые со­ставляют предмет и объект ее анализа.

История развития науки и общества в целом свидетельствует о возможно­сти разных методологических подходов к проблеме происхождения и сущно­сти психики: материалистического или идеалистического, психоаналитиче­ского (фрейдистского) и бихевиористского и т. д. В каждом из этих подходов отражены конкретные взгляды конкретных ученых и школ психологической науки на проблемы изучения и интерпретации человеческой психики.

 

КОММЕНТАРИИ

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалекти­ке-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют следую­щие научные представления: о первичности материи и вторичности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной деятельности, и внутренней, психической; о социаль­ной обусловленности развития психики человека; о психике как функции го­ловного мозга; о сознании как высшем этапе развития психики.

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельно­сти, принцип развития и принцип личностного подхода.

Принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с трансформацией этих условий.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и дея­тельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в дея­тельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развития означает, что психика может быть правильно попята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индиви­дуально- и социально-психологических особенностей человека на то, чтобы осмысливать их как особые качества, присущие каждому конкретному инди­виду в отличие от других людей.

Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характе­ристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкрет­ных психологических явлений.

Брось свои иносказанья,

Брось гипотезы пустые,

На проклятые вопросы

Дай ответы мне простые.

И. Кант

 

КОММЕНТАРИИ

Общая методология российской психологической науки исходит из того, что:

1. Окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи).

2. Материя первична, а сознание вторично.

3. Материя находится в непрерывном движении, развитии:

1) движущие силы развития окружающего мира, материи подчиняются
законам:

●единства и борьбы противоположностей;

●перехода количественных изменений в качественные;

● отрицания отрицания;

2) движение определяет собой качественные характеристики всех явлений
объективной реальности и собственно психики.

4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.
Специальная методология психологической науки исходит из того, что:

1. Психика — свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга.

2. Сущность психики состоит в отражении воздействий на человека предме­тов и явлений объективной реальности.

3. Сознание — высший этап развития психики.

4. Психика, сознание социально обусловлены.

Специальная методология психологической науки в результате длитель­ного развития пришла к выводам о том, что:

●в основе исследования психологических явлений могут лежать лишь ме­тодологические принципы психологии;

●сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами;

●существуют специальные методики, способы и приемы исследования кон­кретных классов и видов психологических явлений и процессов;

●результаты применения методик психологического исследования подда­ются конкретной статистической обработке и обобщению;

●все научные психологические исследования должны проводиться в соот­ветствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.

 

КОММЕНТАРИИ

Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое от­ражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и про­тиворечия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности, психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же чело­веком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются сним­ками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека актив­ное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — peгулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание дея­тельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достиже­ния результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма про­явления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориента­цию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-пси­хологическими особенностями, как представителя конкретного общества, со­циальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Движение элементарных частиц — это движение микрочастиц — протонов, нейтронов, электронов и др. Закономерные количественные изменения во вза­имодействии элементарных частиц приводят к возникновению новых, с дру­гими качественными характеристиками.

Физическое движение — более сложный вид движения, в процессе кото­рого количественные изменения в мире атомов приводят к возникновению молекул различных веществ с новыми качественными особенностями. Напри­мер, два взаимосвязанных атома водорода и один атом кислорода образуют молекулу воды.

Химическое движение — движение и трансформация молекул, сопровож­дающиеся сложными химическими процессами.

В процессе дальнейшего развития материального мира физико-химические соединения усложняются и становятся разнообразнее, пока при определенных благоприятных условиях не возникает новая форма движения — органиче­ская жизнь.

В ходе поступательного развития природа создала виды животных с раз­витой нервной системой, а затем появился человек. Вместе с ним возникла новая форма движения — сознание — с присущими ей качественными осо­бенностями — субъективным отражением объективного мира.

Одновременно с развитием сознания возникает высшая форма движения — общественная жизнь, для которой характерны труд, законы экономического и политического развития общества и другие особенности.

Существуют следующие закономерности взаимосвязи различных форм движения:

1. Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Так, любые общественные явле­ния предполагают существование людей, наделенных сознанием; а любой психический процесс требует особым образом организованных нервных процессов и их физиологических субстратов.

2. Каждая высшая форма движения обладает своими собственными каче­ственными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей низших форм. Так, явления общественной жизни могут быть объяснены только прису­щими им самим закономерностями и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других психологических характеристик людей, участву­ющих в общественной жизни.

3. Каждая высшая форма движения представляет собой сложное единство, в котором присутствуют и все низшие формы.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Физическое отражение — простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения.

На поздней стадии физического движения возникает элементарная чув­ствительность (тропизм), представляющая собой начальную форму приспо­собления простейших организмов к внешней среде на основе присущего им свойства раздражимости.

Физиологическое отражение — более сложный вид отражения, соответ­ствующий органической жизни (органическому движению).

На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятель­ность животных, которая характеризовалась тем, что:

а) она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;

б) при наступлении раздражения содержание ответного движения, его сила
и направленность находятся в полном соответствии с особенностями
раздражения.

При этом само отражение представляет довольно сложную реакцию жи­вого организма.

На высшей стадии физиологического отражения сформировались слож­ные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие.

Психическое отражение — самый сложный и наиболее развитый вид отражения.

На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм развития, носящих название интеллектуального поведения.

На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.

Для этой стадии отражения характерны:

●отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;

● отражение как самоконтроль и самовоспитание;

● отражение как путь познания других;

● отражение как путь познания социальной жизни и социальных отноше­ний.

 

КОММЕНТАРИИ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способ­ности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, кри­тически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя опреде­ленные планы и программы. Все это, вместе взятое, связано со сферой челове­ческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действитель­ности, если рассматривать психику с материалистических позиций, и соб­ственно человеческой формой осмысленного начала бытия, если трактовать психику с идеалистических позиций.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались иссле­дователи сознания, с ним неизбежно связывали его первую важную характе­ристику, так называемую рефлексивную способность, т. е. готовность созна­ния к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у челове­ка такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для изучения и осмысления. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже пред­ставления о том, что у него есть психика.

Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная характеристика сознания, отражающая способность человека ощу­щать себя познающим субъектом, способность мысленно представлять суще­ствующую и воображаемую действительность, а также контролировать собственные психические и поведенческие реакции и управлять ими, видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Третья характеристика человеческого сознания - его способность к ком­муникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативными возможно­стями обладают многие высшие животные, но от человеческих они отличают­ся одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает лю­дям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это являет­ся главным в общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире.

Другими особенностями человеческого сознания являются: восприятие человеком себя как познающего субъекта, связь воображения и представлении человека с его волей, связь сознания с мышлением и речью, отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов, наличие в нем интеллекту­альных схем, доминирование языка и речи во взаимодействии с другими людьми. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания выходит, вероятно, за рам­ки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории челове­ческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческо­го сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей, которая преследовала определенные цели.

КОММЕНТАРИИ

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, про­цессы свойства и состояния, которые по своему воздействию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышеч­ные) ощущения. Неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения вызыва­ют непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой нервных системах Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, которое иногда возни­кает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бес­сознательная память связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием опре­деляя и содержание мыслей человека в данный момент времени, и те образы, объекты, на которые они направлены. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бес­сознательная речь - это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и ха­рактер поступков и на многое другое, не осознаваемое человеком в психиче­ских процессах, свойствах и состояниях.

Но главный интерес для психологии представляют так называемые лично­стные проявления бессознательного, в которых помимо желания, сознания и воли человека он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Бессознатель­ное в личности человека - это те психологические качества и особенности, ко­торые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в раз­нообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Последняя является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений людей.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют пове­дением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самы­ми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально слож­ные проблемы, не имеющие очевидного решения; (б) когда человеку требует­ся преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути «дви­жения мысли»; (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая не может разрешиться без волевого усилия; (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, которая при отсут­ствии немедленной реакции потенциально опасна для него.

 

КОММЕНТАРИИ

Человек как вид. Человек — это представитель вполне определенного биоло­гического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, гово­рить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Человек как индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ, про­дукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, ис­пользующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения этого понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации, устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой, активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Человек как личность. Каждый человек — это индивид, занимающий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общественно по­лезную деятельность и отличающийся от других индивидов присущими толь­ко ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками, т. е. личность.

Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действи­тельности в ее рамках.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Человечество как история общества. Человек — продукт развития обще­ства. Развитие человека шло параллельно с развитием общества, с его исто­рией.

Вместе с тем, человек — сам творец истории общества. Знание его соци­ального, онто- и филогенетического развития позволяет познать историю общества.

 

 

КОММЕНТАРИИ

 

Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных осуществляется следующее:

● совершенствуется их двигательный аппарат;

● постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на

воздействие внешних и внутренних раздражителей;

● одновременно развиваются органы рецепции — обоняния, зрения, слуха,

осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние

раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе у животных:

● появляется сложная нервная система;

● наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процес­сов, а также усложняется их роль в поведении;

●совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

● появляется предметно-образное отражение действительности;

● появляются эмоции.

Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе у жи­вотных:

● появляется способность к интеллектуальному поведению при возникно­вении препятствий на пути достижения цели;

● интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

● интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении;

● изобретенные способы действий не передаются от одного животного к дру­гому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.

Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.

На этом этапе в процессе труда у человека:

● руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая че­ловеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;

● появляется способность к мышлению;

● появляется потребность к общению с другими людьми;

● появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

● деятельность отражения начинает иметь сознательный характер.

Развитие сознания человека. На этом этапе у человека:

● появляется способность познавать общее и особенное в окружающей дей­ствительности;

●появляется способность определенным образом относиться к окружающей
действительности;





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.