ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 2 страница Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, — первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, например у геш-тальтпсихологов, не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии. Гуманистическая психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды. Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций. КОММЕНТАРИИ Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности. Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям. Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира. Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и пр. Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т, п. Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др. Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусства (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека. Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности. Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д. Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике. Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах. Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения. Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей. Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления. Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например по общей или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью и практической деятельностью людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям. Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПСИХОЛОГИИ Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методологией. С каждым шагом методологии вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами. И. П. Павлов Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория этой науки. Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория — это совокупность взглядов, представляющих собой результат научного познания, исследования и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также о месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. История развития науки и общества в целом свидетельствует о возможности разных методологических подходов к проблеме происхождения и сущности психики: материалистического или идеалистического, психоаналитического (фрейдистского) и бихевиористского и т. д. В каждом из этих подходов отражены конкретные взгляды конкретных ученых и школ психологической науки на проблемы изучения и интерпретации человеческой психики. КОММЕНТАРИИ В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектике-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют следующие научные представления: о первичности материи и вторичности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной деятельности, и внутренней, психической; о социальной обусловленности развития психики человека; о психике как функции головного мозга; о сознании как высшем этапе развития психики. Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с трансформацией этих условий. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности. Принцип развития означает, что психика может быть правильно попята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека на то, чтобы осмысливать их как особые качества, присущие каждому конкретному индивиду в отличие от других людей. Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных психологических явлений. Брось свои иносказанья, Брось гипотезы пустые, На проклятые вопросы Дай ответы мне простые. И. Кант КОММЕНТАРИИ Общая методология российской психологической науки исходит из того, что: 1. Окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи). 2. Материя первична, а сознание вторично. 3. Материя находится в непрерывном движении, развитии: 1) движущие силы развития окружающего мира, материи подчиняются законам: ●единства и борьбы противоположностей; ●перехода количественных изменений в качественные; ● отрицания отрицания; 2) движение определяет собой качественные характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики. 4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции. Специальная методология психологической науки исходит из того, что: 1. Психика — свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. 2. Сущность психики состоит в отражении воздействий на человека предметов и явлений объективной реальности. 3. Сознание — высший этап развития психики. 4. Психика, сознание социально обусловлены. Специальная методология психологической науки в результате длительного развития пришла к выводам о том, что: ●в основе исследования психологических явлений могут лежать лишь методологические принципы психологии; ●сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; ●существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов; ●результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению; ●все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами. КОММЕНТАРИИ Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности, психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — peгулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. КОММЕНТАРИИ Движение элементарных частиц — это движение микрочастиц — протонов, нейтронов, электронов и др. Закономерные количественные изменения во взаимодействии элементарных частиц приводят к возникновению новых, с другими качественными характеристиками. Физическое движение — более сложный вид движения, в процессе которого количественные изменения в мире атомов приводят к возникновению молекул различных веществ с новыми качественными особенностями. Например, два взаимосвязанных атома водорода и один атом кислорода образуют молекулу воды. Химическое движение — движение и трансформация молекул, сопровождающиеся сложными химическими процессами. В процессе дальнейшего развития материального мира физико-химические соединения усложняются и становятся разнообразнее, пока при определенных благоприятных условиях не возникает новая форма движения — органическая жизнь. В ходе поступательного развития природа создала виды животных с развитой нервной системой, а затем появился человек. Вместе с ним возникла новая форма движения — сознание — с присущими ей качественными особенностями — субъективным отражением объективного мира. Одновременно с развитием сознания возникает высшая форма движения — общественная жизнь, для которой характерны труд, законы экономического и политического развития общества и другие особенности. Существуют следующие закономерности взаимосвязи различных форм движения: 1. Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Так, любые общественные явления предполагают существование людей, наделенных сознанием; а любой психический процесс требует особым образом организованных нервных процессов и их физиологических субстратов. 2. Каждая высшая форма движения обладает своими собственными качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей низших форм. Так, явления общественной жизни могут быть объяснены только присущими им самим закономерностями и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других психологических характеристик людей, участвующих в общественной жизни. 3. Каждая высшая форма движения представляет собой сложное единство, в котором присутствуют и все низшие формы. КОММЕНТАРИИ Физическое отражение — простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения. На поздней стадии физического движения возникает элементарная чувствительность (тропизм), представляющая собой начальную форму приспособления простейших организмов к внешней среде на основе присущего им свойства раздражимости. Физиологическое отражение — более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению). На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных, которая характеризовалась тем, что: а) она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение; б) при наступлении раздражения содержание ответного движения, его сила и направленность находятся в полном соответствии с особенностями раздражения. При этом само отражение представляет довольно сложную реакцию живого организма. На высшей стадии физиологического отражения сформировались сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие. Психическое отражение — самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм развития, носящих название интеллектуального поведения. На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни. Для этой стадии отражения характерны: ●отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения; ● отражение как самоконтроль и самовоспитание; ● отражение как путь познания других; ● отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений. КОММЕНТАРИИ Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя определенные планы и программы. Все это, вместе взятое, связано со сферой человеческого сознания. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если рассматривать психику с материалистических позиций, и собственно человеческой формой осмысленного начала бытия, если трактовать психику с идеалистических позиций. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали его первую важную характеристику, так называемую рефлексивную способность, т. е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для изучения и осмысления. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика. Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная характеристика сознания, отражающая способность человека ощущать себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, а также контролировать собственные психические и поведенческие реакции и управлять ими, видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Третья характеристика человеческого сознания - его способность к коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативными возможностями обладают многие высшие животные, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире. Другими особенностями человеческого сознания являются: восприятие человеком себя как познающего субъекта, связь воображения и представлении человека с его волей, связь сознания с мышлением и речью, отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов, наличие в нем интеллектуальных схем, доминирование языка и речи во взаимодействии с другими людьми. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей, которая преследовала определенные цели. КОММЕНТАРИИ Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему воздействию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой нервных системах Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бессознательная память связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием определяя и содержание мыслей человека в данный момент времени, и те образы, объекты, на которые они направлены. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков и на многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых помимо желания, сознания и воли человека он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Бессознательное в личности человека - это те психологические качества и особенности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Последняя является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений людей. Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути «движения мысли»; (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая не может разрешиться без волевого усилия; (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, которая при отсутствии немедленной реакции потенциально опасна для него. КОММЕНТАРИИ Человек как вид. Человек — это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Человек как индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака: 1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт. 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения этого понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающей средой, активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Человек как личность. Каждый человек — это индивид, занимающий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общественно полезную деятельность и отличающийся от других индивидов присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками, т. е. личность. Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности в ее рамках. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя. Человечество как история общества. Человек — продукт развития общества. Развитие человека шло параллельно с развитием общества, с его историей. Вместе с тем, человек — сам творец истории общества. Знание его социального, онто- и филогенетического развития позволяет познать историю общества. КОММЕНТАРИИ Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных осуществляется следующее: ● совершенствуется их двигательный аппарат; ● постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей; ● одновременно развиваются органы рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе у животных: ● появляется сложная нервная система; ● наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; ●совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами; ● появляется предметно-образное отражение действительности; ● появляются эмоции. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе у животных: ● появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели; ● интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; ● интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении; ● изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда. На этом этапе в процессе труда у человека: ● руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов; ● появляется способность к мышлению; ● появляется потребность к общению с другими людьми; ● появление речи содействует развитию абстрактного мышления; ● деятельность отражения начинает иметь сознательный характер. Развитие сознания человека. На этом этапе у человека: ● появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности; ●появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности; |