ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 1 страница ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения научить человечество обращаться с этим сокровищем. Н. К. Рерих Как и любая другая наука, общая психология имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология — фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимаются. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутренний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отношение ко всему происходящему вокруг них. Кроме того, общая психология закладывает основы для изучения человека как существа действующего, творящего, преобразующего окружающую действительность с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершающего конкретные действия и поступки. Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Н. Г. Чернышевский КОММЕНТАРИИ Общая психология — отрасль психологической науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека. Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурного развития. Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека — это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми. Сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда. Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное — это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями. Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Деятельность "- это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Поведение — внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач. 1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. 2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей. 3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития. 4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности). КОММЕНТАРИИ Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны. С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую"ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловленность социальных и иных явлений и процессов. Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам. Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение. Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. КОММЕНТАРИИ Психология — одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено. Мы еще толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой. П. Севак Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить. Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков ц поведения человека. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявить, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации. Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять. Ф. Бич КОММЕНТАРИИ Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний. Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Социально-психологические явления и процессы — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям. Именуют богатством блага те, что вовне, Настоящее благо Существует во мне. Р. Тагор КОММЕНТАРИИ Психологические феномены существуют в форме: 1. Процессов: ♦ индивидуальных, внутренних {психических): ощущений, восприятий, представлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, мотивации, усвоения, запоминания, забывания, обобщения, повторения, привыкания, рефлексии, самоактуализации, самовнушения, самонаблюдения, самоопределения, творчества и т. д.; ♦ индивидуальных внешних {поведенческих): действий, деятельности, жестикуляции, игр, импринтинга, мимики, подражания, поступков, реакции, упражнений и т. д.; ♦ групповых, внутренних (психологических): общения, межличностного восприятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, идентификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм; ♦ групповых внешних (поведенческих): межгрупповых отношений и взаимодействия. 2 Состояний: ♦ индивидуальных, внутренних (психических): адаптации, аффектов, влечений возбуждения, галлюцинаций, интересов, любви, меланхолии, намерений, напряжения, настроений, отчуждения, рассеянности, самоактуализации, самообладания, склонности, страсти, стремлений, стрессов, стыда, тревожности, убежденности, притязаний, привязанности, усталости, утомления, фрустрации, эйфории и т. д.; ♦ индивидуальных, внешних (поведенческих): готовности, интереса, поведенческой активности и т. д.; ♦ групповых, внутренних (психологических): конфликтов, сплоченности, внутригрупповой поляризации, психологического климата и т. д.; ♦ групповых внешних (поведенческих): паники; страха, открытости группы, закрытости группы и т. д. 3. Качеств: ♦ индивидуальных, внутренних (психических): авторитарности, агрессивности активности, акцентуации, боязливости, инертности, интровертированности, интуитивности, общительности, работоспособности, решительности, самолюбия, трудолюбия и т. д.; ♦ индивидуальных, внешних (поведенческих): авторитетности, человечности, внушаемости, настойчивости, обучаемости, организованности, трудолюбия, фанатизма, честолюбия, эгоизма, экстравертированности и т. д.; ♦ групповых, внутренних{психологических): совместимости, стиля взаимодействия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решении, эффективности совместной деятельности и т. д.; ♦ групповых внешних (поведенческих): организованности, соперничества и т.д. КОММЕНТАРИИ Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Речь — процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности. Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Характер — это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Способности — это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Кроме того, предметом общей психологии являются психические образования, т. е. все то, что связано с результатами освоения человеком окружающей действительности и совершенствования им своего внутреннего мира (знаний, навыков и умений, профессионального мастерства и т. д.), а также психические состояния, т. е. пассивность, активность, рабочий настрой, депрессии, удовлетворенность и неудовлетворенность. Общая психология вместе с тем закладывает основы методологии осмысления феноменов других отраслей психологической науки. КОММЕНТАРИИ Житейская психология — это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. Они обладают следующими основными отличительными характеристиками: ● конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности; ● интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования; ● ограниченностью, т. е. недостаточными представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов; ● основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению; ●ограниченностью в материалах, т. е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей. Научная психология — это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения исихики людей и животных. Этим знаниям присущи свои особенности: ● обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности; ● рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны; ● неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей; ●основываются на эксперименте, т. е. научные психологические знания исследованы в различных условиях; ●слабая ограниченность в материалах, означающая, что в научных психологических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливался. Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы до сих пор сидели бы в пещерах. А. и Б. Стругацкие КОММЕНТАРИИ 1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. 2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека. 3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. 4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-матери-алистического взгляда на происхождение психики. КОММЕНТАРИИ Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется. Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим ~ когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивида (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода). КОММЕНТАРИИ Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме. Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включает: 1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных. Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие. Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляются описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализа. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И наконец, может быть составлен прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях. КОММЕНТАРИИ Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию. Блонский Павел Петрович (1884-1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти. Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) — известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера. Ланге Николай Николаевич (1858-1921)— один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами. Нечаев Александр Петрович (1870-1948) — один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей. Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы российской психологической науки. Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) — видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий. Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) — выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) — выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) — великий русский физиолог и психолог. Разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения. Павлов Иван Петрович (1849-1936) — великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека. Лурия Александр Романович (1902-1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию, проблемам локализации высших психических функций. КОММЕНТАРИИ Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека. Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в.; отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S—R (при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования. |