МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 3 страница





● появляется способность заниматься творчеством.

Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются

● познания себя путем познания других;

● самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;
●самоконтроля и самовоспитания.

Развитие социального поведения человека. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.

 

 

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Психология, не опирающаяся на фи­зиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существо­вании анатомии.

В. Г. Белинский

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности — учение о закономерностях высших, наиболее слож­ных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека.

Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следующие задачи:

• изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;

•познание физиологических механизмов психической познавательной дея­тельности (восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения;

• продолжение разработки учения об условных рефлексах;

• изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и животных.

Методологически и экспериментально в нашей стране в настоящее время психофизиология основывается на теории функциональных систем П. К. Ано­хина, в соответствии с которой психические и физиологические процессы состав­ляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, предназначенные для достижения полезного приспособительного результата.

Психофизиология делится на общую психофизиологию; возрастную психо­физиологию, занимающуюся изучением онтогенетических изменений физио­логических основ психической деятельности человека; дифференциальную психофизиологию, ставящую своей целью исследовать естественно-научные предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

 

КОММЕНТАРИИ

Знания о взаимосвязях психологии с другими естественно-научными дис­циплинами. Психология опирается не только на физиологию ВНД, но и на другие естественно-научные дисциплины, например биологические и меди­цинские, так как они помогают лучше понять психику.

Представления о структуре и специфике функционирования нервной системы человека. Нервная система человека является физиологическим носителем психики человека. Неточно понимая структуру и специфику функционирования нервной системы, невозможно правильно исследовать психи­ческую деятельность и поведение человека.

Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответ­ствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют . единое целое, когда отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение по­лезного, приспособительного результата.

В результате теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной системы.

Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности челове­ка. Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особенности функ­ционирования таких сложных психических феноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальные системы, функциональные системы психики и акцептор действия.

Правильное осмысление рефлексов головного мозга. Рефлексы голов­ного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде.

 

Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.

И.М. Сеченов

 

Рефлексы отличаются следующими особенностями:

●они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе;

● они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответ­ствующее раздражение.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Раскрытие нервных механизмов психических процессов. В настоящее вре­мя отечественной наукой активно исследуются следующие проблемы:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. Но психическое тожде­ственно не любой физиологической деятельности, а только высшей нервной деятельности.

2. Психическое — это особый вид (высшая форма) нервных процессов, обла­дающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной деятельности.

Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективней реальности и отличающиеся субъективным компонентом — наличием внутренних образов и их переживанием (см.: Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997. С. 11).

Использование физиологических методов в психологии и психофизио­логических методов в физиологии ВНД очень перспективно и эффективно, так как предоставляет возможности изучения психических и физиологических процессов новыми средствами и способами.

Например, применение методов энцефалографической диагностики позво­ляет более четко выявить особенности многих психических процессов (мыш­ления, внимания и др.).

Использование психологии для построения гипотез и объяснительных схем в физиологии ВНД (и наоборот) — весьма перспективное направление сотрудничества психологов и физиологов, так как оно открывает новые пути для аналитического осмысления и обобщения реалий как в той, так и в другой науке.

Совместное участие в решении ряда теоретических и практических за­дач — необходимое условие для более продуктивного осмысления различных направлений деятельности людей, так как, например, трудовая активность, обучение и воспитание — явления, которые имеют и психологическую и фи­зиологическую основы, что необходимо принимать во внимание.

 

Следует, кроме того, помнить, что многие известные психологи придерживались дуалистического решения психофизиологиче­ских проблем.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Физиология человека — наука о строении тела человека.

Антропология — наука о происхождении и развитии человека.

Физиология труда — наука, раскрывающая физиологические особенно­сти трудовой деятельности.

Психиатрия — медицинская дисциплина, изучающая причины и формы нарушения психической деятельности, особенности протекания психических заболевании, пути их предупреждения и лечения.

Неврология — совокупность медико-биологических дисциплин, изучаю­щая строение и функции нервной системы, закономерности ее онто- и фило­генеза.

Психофармакология — совокупность научных знаний о влиянии биоло­гически активных веществ на психическую деятельность.

Психоэндокринология — наука о влиянии эндокринной системы и ее гормонов на работу мозга и на психическую активность в частности.

Биологические науки раскрывают биологические закономерности проте­кания психической деятельности, изучают физико-биологические процессы, которые сопровождают проявления психики.

Медицинские науки занимаются изучением и лечением различных забо­леваний человека, в том числе и психических.

Человек должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга — и только из мозга — происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, так же как и наши печаль, боль, скорбь и слезы.

Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что при­ятно и неприятно.

Гиппократ

 

Связь психологии с естественно-научными дисциплинами, конечно же, осуществляется через воплощение в реальной жизни единства физиологиче­ского и психологического в зарождении и развитии сознательной деятельно­сти человека. Физиологическое является материальным носителем психики, и без контакта с естественными науками психологии не обойтись.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Нервная система — совокупность нервных образований в организме челове­ка и позвоночных животных.

Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интегра­ция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельно­сти; организация целостного функционирования организма.

Центральная нервная система (головной и спинной мозг) — совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.

Ее функции — координация и регуляция всей психической деятельности.

Периферическая нервная система — нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецеп­торы, мышцы со спинным и головным мозгом.

Ее функции - передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней.

Телесная (соматическая) нервная система включает центральную и пе­риферическую нервные системы.

Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система — часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов.

Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой антагонистически.

Кроме того, в деятельности нервной системы играет важную роль функ­циональная организация головного мозга, включающая три блока:

1. Энергетический блок поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах мозгового ствола.

2. Блок приема, переработки и хранения информации включает задние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные и височ­ные отделы коры.

3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль де­ятельности нервной системы. Расположен в лобных отделах коры голов­ного мозга.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Мозг — центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспе­чивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организ­ма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у челове­ка — и высшие психические функции.

Передний мозг — передняя часть головного мозга, состоящая из двух по­лушарий.

Средний мозг — отдел головного мозга, расположенный под большими полушариями и совершенствующий рефлекторную деятельность регуляцией тонуса мышц, позы, движения глаз.

Задний мозг — отдел головного мозга, в котором находится мозжечок и к ко­торому примыкает продолговатый мозг.

Конечный мозг — важный отдел переднего мозга.

Промежуточный мозг — отдел переднего мозга, в котором располагаются таламус и гипоталамус.

Продолговатый мозг — продолжение верхней части спинного мозга, вклю­чающего ряд жизненно важных центров , в том числе и ретикулярную форма­цию.

Кора больших полушарий головного мозга — слой серого вещества (нервных клеток), покрывающий полушария головного мозга и играющий ис­ключительно важную роль в осуществлении психической деяте'лыюсти.

Таламус — подкорковая нервная структура, служащая своего рода распре­делителем информации от рецепторов, которую он интегрирует и затем пере­дает в кору больших полушарий.

Между корой и таламусом существуют кольцевые связи, участвующие в образовании условных процессов.

С непосредственным участием таламуса происходит формирование эмо­ций человека.

Гипоталамус — структура головного мозга, расположенная под зритель­ными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию сна и бодр­ствования, приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды.

Мозжечок — задняя часть ствола головного мозга, обеспечивающая коор­динацию движений и сохранение позы, тонуса и равновесия тела.

Лимбическая система — группа нервных структур, образующая кольцо в центральной части головного мозга. Она регулирует потребностно-мотивационную сферу психики человека.

Ствол мозга — наиболее древняя часть головного мозга, состоящая из ряда отделов.

Базальные ганглии — структура головного мозга, связанная с регуляцией двигательных и вегетативных функций.

 

КОММЕНТАРИИ

Раздражение — процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств животного и человека. Организм животного и человека (нервные клетки) обладает свойством раздражимости.

Раздражимость — способность внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов тела реагировать изменением структур и функций на воздей­ствия факторов внешней и внутренней среды.

Нейрон (нервная клетка) — основная структурная и функциональная еди­ница нервной системы.

Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, перераба­тывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям.

Покой — состояние нейрона при отсутствии внешних воздействий и раз­дражений.

В нейроне, находящемся в состоянии покоя, протекают электрохимические процессы, обеспечивающие равновесие между нейроном и внешней средой (се воздействием).

Возбуждение — процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ ла раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. _

В нейроне находящемся в состоянии возбуждения нарушается равнове­сие внутренних электрохимических процессов, что приводит к его активному ответу на воздействия внешней среды.

Передача возбуждения от нейрона к нейрону осуществляется с помощью двух механизмов: 1) индукционного (см. 3.7), влиянием электрических полей возбужденных нервных клеток на соседние; 2) передачи возбуждения нервных клеток через определенные соединения синапсов. Распространение возбужде­ния происходит диффузно (рассыпается во все стороны) или направленно в зависимости от состояния окружающих нейронов.

Торможение — активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение.

Он проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфи­ческой для данной системы организма.

В нейроне, находящемся в состоянии торможения, как правило, начинает­ся восстановление равновесия происходящих в нем электрохимических про­цессов.

Кора головного мозга представляет собой сложнейшую динамиче­скую систему, постоянно стремящуюся к установлению единой, об­щей связи. И. П. Павлов

КОММЕНТАРИИ

Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соот­ветствии со своими определенными особенностями и закономерностями, ко­торые необходимо знать и учитывать.

Иррадиация — способность нервных процессов возбуждения и торможе­ния распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому.

Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И. П. Павлова, ле­жит в основе генерализации условного рефлекса (см. 3.12,3.13) и зависит от интенсивности раздражения. Как показали исследования П. К. Анохина, ир­радиация торможения является следствием проявления доминантности от­рицательных воздействий внешней среды и их тормозящего действия на другие реакции.

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения, подчи­няющий себе в данный момент деятельность нервных центров, на­правляющий ее и определяющий характер ответной реакции.

Концентрация — это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила воз­буждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их сле­дов наиболее устойчиво. Концентрация лежит в основе механизмов различе­ния условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций.

Индукция нервных процессов — взаимовлияние процессов возбуждения и торможения.

Индукция — это возбуждающее влияние одного процесса на дру­гой как в периферии от пункта данного процесса, так и в месте пре­кращения раздражения, вызывающего непосредственно тот или иной процесс. Это влияние взаимное, реципрокное: процесс раз­дражения ведет к усилению торможения — к усиленному раздра­жению.

И. П. Павлов

Когда в коре головного мозга возникает и стабилизируется очаг возбужде­ния или торможения, меняется состояние не только тех клеток, которые охва­чены ими, но и соседних. В последних возникает противоположный процесс. Эта разновидность индукции называется одновременной, или пространствен­ной. Другая разновидность — последовательная {временная) индукция. После исчезновения возбуждения в какой-то части головного мозга в ней развивает­ся торможение, и наоборот. Индукция также может быть отрицательной.

 

КОММЕНТАРИИ

Основным механизмом нервной деятельности, как у низших, так и у самых сложных организмов, является рефлекс. Рефлексом называется ответная ре­акция организма на раздражения внешней или внутренней среды. Рефлексы отличаются следующими особенностями: всегда начинаются с нервного воз­буждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепто­ре, и заканчиваются определенной реакцией организма (например, движени­ем или секрецией).

Рефлекторная деятельность — это сложная анализирующая и синтези­рующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциа­ции многочисленных раздражителей и установлении между ними самых раз­личных связей.

Анализ раздражителей выполняется сложными нервными органами-ана­лизаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического воспринимающего органа (рецептора); 2) проводящего афферентного, т. е. центростремительного пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру; 3) корковой части анализатора (центрального звена).

Передача нервного возбуждения от рецепторов сначала к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным, т. е. центробеж­ным, путям обратно к рецепторам для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга (реф­лекторное кольцо) состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного нерва и эффектора (мышцы или железы).

Первоначальный анализ раздражителей совершается в рецепторах и в низших отделах мозга. Он имеет элементарный характер и обусловлен сте­пенью совершенства того или другого рецептора. Высший и наиболее тон­кий анализ раздражителей осуществляется корой больших полушарий го­ловного мозга, представляющей собой совокупность мозговых окончаний всех анализаторов.

В ходе рефлекторной деятельности осуществляется также процесс дифференцировочного торможения, в ходе которого возбуждения, вызываемые неподкрепляемыми условными раздражителями, постепенно угасают, оста­ются же возбуждения, строго соответствующие основному, подкрепляемому условному раздражителю. Благодаря дифференцировочному торможению достигается очень тонкая дифференцировка раздражителей. В силу этого ока­зывается возможным образование условных рефлексов на комплексные раз­дражители.

При этом условный рефлекс вызывается воздействием только комплекса раздражителей в целом и не вызывается действием какого-нибудь одного из входящих в комплекс раздражителей.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Российские ученые Е. Н. Соколов и Ч. А. Измайлов предложили ввести по­нятие концептуальной рефлекторной дуги. В блок-схеме концептуальной реф­лекторной дуги они выделяют три взаимосвязанные, но относительно авто­номно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализа­тор), эффекторную (исполнительную — органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами).

Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информа­ции, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных и реагирую­щих только на такие стимулы.

Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т. е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их ис­полнение.

Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсис­темы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы — специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздей­ствия — поступают сигналы-стимулы. Рецепторы, в свою очередь, связаны с селективными детекторами — нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принци­пу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов. От детекторов сиг­налы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения команд­ных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.

В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обрат­ной связи, который для упрощения рисунка на блок-схеме не представлен. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эф­фекторов и самих нейронов.

Выделение основных элементов концептуальной дуги явилось результа­том обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, сто­ящих на разных ступенях эволюционной лестницы. Изучение же физиологи­ческих механизмов психики в целом позволяет более правильно интерпретиро­вать всю рефлекторную деятельность центральной и периферической нервных систем.

 

КОММЕНТАРИИ

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения.

К ним относятся иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов. Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга — это высшая регуляция взаимоотношений организма со средой, сложная дея­тельность коры больших полушарий головного мозга по тонкой дифференци­ации многочисленных раздражителей и установлению между ними самых различных связей.

Динамическая стереотипия (системность в работе коры головного моз­га). Кора головного мозга постоянно подвергается воздействию большого числа раздражителей, вызывающих в ней разнообразные по качеству и степе­ни процессы возбуждения и торможения. Однако несмотря на это мозг обеспе­чивает не хаотические и разобщенные, а целостные реакции организма на раз­дражения. Объясняется это тем, что нервные процессы в коре всегда протека­ют по определенной системе. При повторном воздействии раздражителя процессы возбуждения и торможения будут иррадиировать и концентриро­ваться по ранее уже активизированным нервным путям, что и вызовет образо­вание динамического стереотипа. Системность (динамическая стереотипия) в работе коры головного мозга обеспечивает целостные реакции организма на внешние раздражения и вместе с тем приспособление этих реакций к меняю­щимся условиям среды.

Сигнальная деятельность коры головного мозга. В работе коры голов­ного мозга человека имеют место две сигнальные системы — первая и вторая. Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в кото­рых раздражителями (сигналами) являются непосредственно действующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители. Вто­рую сигнальную систему составляют временные связи — условными раздра­жителями, в отличие от первой сигнальной системы, являются слова, с помо­щью которых человек осознает предметы и явления.

Функциональные системы психики — это такое сочетание нервных про­цессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие.

Акцептор результатов действия — это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с нахо­дящейся в памяти моделью предполагаемого результата.

 

КОММЕНТАРИИ

Безусловный рефлекс — врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И. П. Павловым для обозначения качественно своеобразного класса рефлексов — основы пожиз­ненного формирования условно-рефлекторных связей.

В отличие от рефлексов условных, служащих приспособлению организма к изменяющимся обстоятельствам, безусловные рефлексы имеют свои осо­бенности (см. схему), определяют приспособление к относительно постоян­ным факторам и не зависят от наличия подкрепления.

Подкрепление — безусловный раздражитель, вызывающий значи­мую реакцию организма, при сочетании которой с предваряющи­ми ее действием индифферентного стимула вырабатывается клас­сический условный рефлекс.

Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи — положительным (награда).

Вершины дуг безусловных рефлексов лежат в стволе мозга и отчасти в спинном мозге. Поэтому эти рефлексы могут осуществляться #сз участия коры больших полушарий, т. е. непроизвольно. Но поскольку работа нижеле­жащих отделов контролируется корой, а процессы в ней влияют на процессы в других отделах, существует и возможность произвольного влияния на дей­ствие безусловных рефлексов.

Безусловный рефлекс имеет место, если: а) действует жизненно важный раздражитель; б) рефлекторный центр находится в возбужденном состоянии. Безусловные рефлексы прекращаются, если: а) получены сигналы достиже­ния требуемого результата; б) выполнена врожденная программа действий; в) раздражитель прекратил свое действие; г) начал действовать более силь­ный (значимый) раздражитель.

Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни. Напри­мер, человеку очень трудно не реагировать, когда на него действует тот или иной безусловный раздражитель (т. е. раздражитель, обязательно вызываю­щий распространение возбуждения по определенной, врожденно организован­ной цепи или сети нейронов).

При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлек­торных связей оказывается недостаточной (бедной, инертной, слишком про­стой), чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начи­нают образовываться и приобретать все большое значение в поведении услов­ные рефлексы — временные связи между какими-то раздражителями и опре­деленными реакциями на них.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Безусловные рефлексы в чистом виде практически не существуют. В онтоге­незе на их основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов, определяющие вместе с безусловными рефлексами гибкость и динамизм по­ведения.

Классификация безусловных рефлексов, представленная на схеме, понят­на каждому, по этой причине можно остановиться на развернутой характери­стике только одного из них, наиболее универсального и часто проявляющего­ся в жизни животного и человека, — ориентировочного рефлекса, рефлекса на изменение окружающей обстановки, на новое, неожиданное, рефлекса «что такое?».

Биологический смысл этого рефлекса огромен. Если бы у животного не было этой реакции, то жизнь его каждую минуту, можно сказать, висела бы на волоске. И.П. Павлов

 

Ориентировочный рефлекс складывается из трех реакций:

● моментального сокращения мышц тела («вздрагивание»), прекращения двигательной активности («застывание») и изменения вегетативных ре­акций организма, мгновенно мобилизующих его внутренний ресурсы;

● поворота головы, тела в сторону источника раздражения и настройки со­ответствующих рецепторов и анализаторных систем в целом;

● «исследовательского» поведения — осматривания, ощупывания и других действий, направленных на ознакомление с новым раздражителем (пред­метом, явлением, их свойством).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.