ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 3 страница ● появляется способность заниматься творчеством. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются ● познания себя путем познания других; ● самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; ●самоконтроля и самовоспитания. Развитие социального поведения человека. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Психология, не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии. В. Г. Белинский Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности — учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека. Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следующие задачи: • изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека; •познание физиологических механизмов психической познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения; • продолжение разработки учения об условных рефлексах; • изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и животных. Методологически и экспериментально в нашей стране в настоящее время психофизиология основывается на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психические и физиологические процессы составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, предназначенные для достижения полезного приспособительного результата. Психофизиология делится на общую психофизиологию; возрастную психофизиологию, занимающуюся изучением онтогенетических изменений физиологических основ психической деятельности человека; дифференциальную психофизиологию, ставящую своей целью исследовать естественно-научные предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека. КОММЕНТАРИИ Знания о взаимосвязях психологии с другими естественно-научными дисциплинами. Психология опирается не только на физиологию ВНД, но и на другие естественно-научные дисциплины, например биологические и медицинские, так как они помогают лучше понять психику. Представления о структуре и специфике функционирования нервной системы человека. Нервная система человека является физиологическим носителем психики человека. Неточно понимая структуру и специфику функционирования нервной системы, невозможно правильно исследовать психическую деятельность и поведение человека. Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют . единое целое, когда отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата. В результате теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной системы. Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности человека. Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особенности функционирования таких сложных психических феноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальные системы, функциональные системы психики и акцептор действия. Правильное осмысление рефлексов головного мозга. Рефлексы головного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде. Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. И.М. Сеченов Рефлексы отличаются следующими особенностями: ●они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе; ● они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответствующее раздражение. КОММЕНТАРИИ Раскрытие нервных механизмов психических процессов. В настоящее время отечественной наукой активно исследуются следующие проблемы: 1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. Но психическое тождественно не любой физиологической деятельности, а только высшей нервной деятельности. 2. Психическое — это особый вид (высшая форма) нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной деятельности. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективней реальности и отличающиеся субъективным компонентом — наличием внутренних образов и их переживанием (см.: Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997. С. 11). Использование физиологических методов в психологии и психофизиологических методов в физиологии ВНД очень перспективно и эффективно, так как предоставляет возможности изучения психических и физиологических процессов новыми средствами и способами. Например, применение методов энцефалографической диагностики позволяет более четко выявить особенности многих психических процессов (мышления, внимания и др.). Использование психологии для построения гипотез и объяснительных схем в физиологии ВНД (и наоборот) — весьма перспективное направление сотрудничества психологов и физиологов, так как оно открывает новые пути для аналитического осмысления и обобщения реалий как в той, так и в другой науке. Совместное участие в решении ряда теоретических и практических задач — необходимое условие для более продуктивного осмысления различных направлений деятельности людей, так как, например, трудовая активность, обучение и воспитание — явления, которые имеют и психологическую и физиологическую основы, что необходимо принимать во внимание. Следует, кроме того, помнить, что многие известные психологи придерживались дуалистического решения психофизиологических проблем. КОММЕНТАРИИ Физиология человека — наука о строении тела человека. Антропология — наука о происхождении и развитии человека. Физиология труда — наука, раскрывающая физиологические особенности трудовой деятельности. Психиатрия — медицинская дисциплина, изучающая причины и формы нарушения психической деятельности, особенности протекания психических заболевании, пути их предупреждения и лечения. Неврология — совокупность медико-биологических дисциплин, изучающая строение и функции нервной системы, закономерности ее онто- и филогенеза. Психофармакология — совокупность научных знаний о влиянии биологически активных веществ на психическую деятельность. Психоэндокринология — наука о влиянии эндокринной системы и ее гормонов на работу мозга и на психическую активность в частности. Биологические науки раскрывают биологические закономерности протекания психической деятельности, изучают физико-биологические процессы, которые сопровождают проявления психики. Медицинские науки занимаются изучением и лечением различных заболеваний человека, в том числе и психических. Человек должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга — и только из мозга — происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, так же как и наши печаль, боль, скорбь и слезы. Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно. Гиппократ Связь психологии с естественно-научными дисциплинами, конечно же, осуществляется через воплощение в реальной жизни единства физиологического и психологического в зарождении и развитии сознательной деятельности человека. Физиологическое является материальным носителем психики, и без контакта с естественными науками психологии не обойтись. КОММЕНТАРИИ Нервная система — совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности; организация целостного функционирования организма. Центральная нервная система (головной и спинной мозг) — совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга. Ее функции — координация и регуляция всей психической деятельности. Периферическая нервная система — нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом. Ее функции - передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней. Телесная (соматическая) нервная система включает центральную и периферическую нервные системы. Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система — часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов. Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой антагонистически. Кроме того, в деятельности нервной системы играет важную роль функциональная организация головного мозга, включающая три блока: 1. Энергетический блок поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах мозгового ствола. 2. Блок приема, переработки и хранения информации включает задние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные и височные отделы коры. 3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности нервной системы. Расположен в лобных отделах коры головного мозга. КОММЕНТАРИИ Мозг — центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека — и высшие психические функции. Передний мозг — передняя часть головного мозга, состоящая из двух полушарий. Средний мозг — отдел головного мозга, расположенный под большими полушариями и совершенствующий рефлекторную деятельность регуляцией тонуса мышц, позы, движения глаз. Задний мозг — отдел головного мозга, в котором находится мозжечок и к которому примыкает продолговатый мозг. Конечный мозг — важный отдел переднего мозга. Промежуточный мозг — отдел переднего мозга, в котором располагаются таламус и гипоталамус. Продолговатый мозг — продолжение верхней части спинного мозга, включающего ряд жизненно важных центров , в том числе и ретикулярную формацию. Кора больших полушарий головного мозга — слой серого вещества (нервных клеток), покрывающий полушария головного мозга и играющий исключительно важную роль в осуществлении психической деяте'лыюсти. Таламус — подкорковая нервная структура, служащая своего рода распределителем информации от рецепторов, которую он интегрирует и затем передает в кору больших полушарий. Между корой и таламусом существуют кольцевые связи, участвующие в образовании условных процессов. С непосредственным участием таламуса происходит формирование эмоций человека. Гипоталамус — структура головного мозга, расположенная под зрительными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию сна и бодрствования, приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды. Мозжечок — задняя часть ствола головного мозга, обеспечивающая координацию движений и сохранение позы, тонуса и равновесия тела. Лимбическая система — группа нервных структур, образующая кольцо в центральной части головного мозга. Она регулирует потребностно-мотивационную сферу психики человека. Ствол мозга — наиболее древняя часть головного мозга, состоящая из ряда отделов. Базальные ганглии — структура головного мозга, связанная с регуляцией двигательных и вегетативных функций. КОММЕНТАРИИ Раздражение — процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств животного и человека. Организм животного и человека (нервные клетки) обладает свойством раздражимости. Раздражимость — способность внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов тела реагировать изменением структур и функций на воздействия факторов внешней и внутренней среды. Нейрон (нервная клетка) — основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям. Покой — состояние нейрона при отсутствии внешних воздействий и раздражений. В нейроне, находящемся в состоянии покоя, протекают электрохимические процессы, обеспечивающие равновесие между нейроном и внешней средой (се воздействием). Возбуждение — процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ ла раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. _ В нейроне находящемся в состоянии возбуждения нарушается равновесие внутренних электрохимических процессов, что приводит к его активному ответу на воздействия внешней среды. Передача возбуждения от нейрона к нейрону осуществляется с помощью двух механизмов: 1) индукционного (см. 3.7), влиянием электрических полей возбужденных нервных клеток на соседние; 2) передачи возбуждения нервных клеток через определенные соединения синапсов. Распространение возбуждения происходит диффузно (рассыпается во все стороны) или направленно в зависимости от состояния окружающих нейронов. Торможение — активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. Он проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. В нейроне, находящемся в состоянии торможения, как правило, начинается восстановление равновесия происходящих в нем электрохимических процессов. Кора головного мозга представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к установлению единой, общей связи. И. П. Павлов КОММЕНТАРИИ Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соответствии со своими определенными особенностями и закономерностями, которые необходимо знать и учитывать. Иррадиация — способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому. Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И. П. Павлова, лежит в основе генерализации условного рефлекса (см. 3.12,3.13) и зависит от интенсивности раздражения. Как показали исследования П. К. Анохина, иррадиация торможения является следствием проявления доминантности отрицательных воздействий внешней среды и их тормозящего действия на другие реакции. Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Концентрация — это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво. Концентрация лежит в основе механизмов различения условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций. Индукция нервных процессов — взаимовлияние процессов возбуждения и торможения. Индукция — это возбуждающее влияние одного процесса на другой как в периферии от пункта данного процесса, так и в месте прекращения раздражения, вызывающего непосредственно тот или иной процесс. Это влияние взаимное, реципрокное: процесс раздражения ведет к усилению торможения — к усиленному раздражению. И. П. Павлов Когда в коре головного мозга возникает и стабилизируется очаг возбуждения или торможения, меняется состояние не только тех клеток, которые охвачены ими, но и соседних. В последних возникает противоположный процесс. Эта разновидность индукции называется одновременной, или пространственной. Другая разновидность — последовательная {временная) индукция. После исчезновения возбуждения в какой-то части головного мозга в ней развивается торможение, и наоборот. Индукция также может быть отрицательной. КОММЕНТАРИИ Основным механизмом нервной деятельности, как у низших, так и у самых сложных организмов, является рефлекс. Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражения внешней или внутренней среды. Рефлексы отличаются следующими особенностями: всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе, и заканчиваются определенной реакцией организма (например, движением или секрецией). Рефлекторная деятельность — это сложная анализирующая и синтезирующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциации многочисленных раздражителей и установлении между ними самых различных связей. Анализ раздражителей выполняется сложными нервными органами-анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического воспринимающего органа (рецептора); 2) проводящего афферентного, т. е. центростремительного пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру; 3) корковой части анализатора (центрального звена). Передача нервного возбуждения от рецепторов сначала к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным, т. е. центробежным, путям обратно к рецепторам для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо) состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного нерва и эффектора (мышцы или железы). Первоначальный анализ раздражителей совершается в рецепторах и в низших отделах мозга. Он имеет элементарный характер и обусловлен степенью совершенства того или другого рецептора. Высший и наиболее тонкий анализ раздражителей осуществляется корой больших полушарий головного мозга, представляющей собой совокупность мозговых окончаний всех анализаторов. В ходе рефлекторной деятельности осуществляется также процесс дифференцировочного торможения, в ходе которого возбуждения, вызываемые неподкрепляемыми условными раздражителями, постепенно угасают, остаются же возбуждения, строго соответствующие основному, подкрепляемому условному раздражителю. Благодаря дифференцировочному торможению достигается очень тонкая дифференцировка раздражителей. В силу этого оказывается возможным образование условных рефлексов на комплексные раздражители. При этом условный рефлекс вызывается воздействием только комплекса раздражителей в целом и не вызывается действием какого-нибудь одного из входящих в комплекс раздражителей. КОММЕНТАРИИ Российские ученые Е. Н. Соколов и Ч. А. Измайлов предложили ввести понятие концептуальной рефлекторной дуги. В блок-схеме концептуальной рефлекторной дуги они выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную — органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами). Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных и реагирующих только на такие стимулы. Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т. е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение. Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги. Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы — специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия — поступают сигналы-стимулы. Рецепторы, в свою очередь, связаны с селективными детекторами — нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов. От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами. В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи, который для упрощения рисунка на блок-схеме не представлен. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение основных элементов концептуальной дуги явилось результатом обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы. Изучение же физиологических механизмов психики в целом позволяет более правильно интерпретировать всю рефлекторную деятельность центральной и периферической нервных систем. КОММЕНТАРИИ Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения. К ним относятся иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов. Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга — это высшая регуляция взаимоотношений организма со средой, сложная деятельность коры больших полушарий головного мозга по тонкой дифференциации многочисленных раздражителей и установлению между ними самых различных связей. Динамическая стереотипия (системность в работе коры головного мозга). Кора головного мозга постоянно подвергается воздействию большого числа раздражителей, вызывающих в ней разнообразные по качеству и степени процессы возбуждения и торможения. Однако несмотря на это мозг обеспечивает не хаотические и разобщенные, а целостные реакции организма на раздражения. Объясняется это тем, что нервные процессы в коре всегда протекают по определенной системе. При повторном воздействии раздражителя процессы возбуждения и торможения будут иррадиировать и концентрироваться по ранее уже активизированным нервным путям, что и вызовет образование динамического стереотипа. Системность (динамическая стереотипия) в работе коры головного мозга обеспечивает целостные реакции организма на внешние раздражения и вместе с тем приспособление этих реакций к меняющимся условиям среды. Сигнальная деятельность коры головного мозга. В работе коры головного мозга человека имеют место две сигнальные системы — первая и вторая. Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в которых раздражителями (сигналами) являются непосредственно действующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители. Вторую сигнальную систему составляют временные связи — условными раздражителями, в отличие от первой сигнальной системы, являются слова, с помощью которых человек осознает предметы и явления. Функциональные системы психики — это такое сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие. Акцептор результатов действия — это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата. КОММЕНТАРИИ Безусловный рефлекс — врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И. П. Павловым для обозначения качественно своеобразного класса рефлексов — основы пожизненного формирования условно-рефлекторных связей. В отличие от рефлексов условных, служащих приспособлению организма к изменяющимся обстоятельствам, безусловные рефлексы имеют свои особенности (см. схему), определяют приспособление к относительно постоянным факторам и не зависят от наличия подкрепления. Подкрепление — безусловный раздражитель, вызывающий значимую реакцию организма, при сочетании которой с предваряющими ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи — положительным (награда). Вершины дуг безусловных рефлексов лежат в стволе мозга и отчасти в спинном мозге. Поэтому эти рефлексы могут осуществляться #сз участия коры больших полушарий, т. е. непроизвольно. Но поскольку работа нижележащих отделов контролируется корой, а процессы в ней влияют на процессы в других отделах, существует и возможность произвольного влияния на действие безусловных рефлексов. Безусловный рефлекс имеет место, если: а) действует жизненно важный раздражитель; б) рефлекторный центр находится в возбужденном состоянии. Безусловные рефлексы прекращаются, если: а) получены сигналы достижения требуемого результата; б) выполнена врожденная программа действий; в) раздражитель прекратил свое действие; г) начал действовать более сильный (значимый) раздражитель. Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни. Например, человеку очень трудно не реагировать, когда на него действует тот или иной безусловный раздражитель (т. е. раздражитель, обязательно вызывающий распространение возбуждения по определенной, врожденно организованной цепи или сети нейронов). При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлекторных связей оказывается недостаточной (бедной, инертной, слишком простой), чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начинают образовываться и приобретать все большое значение в поведении условные рефлексы — временные связи между какими-то раздражителями и определенными реакциями на них. КОММЕНТАРИИ Безусловные рефлексы в чистом виде практически не существуют. В онтогенезе на их основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов, определяющие вместе с безусловными рефлексами гибкость и динамизм поведения. Классификация безусловных рефлексов, представленная на схеме, понятна каждому, по этой причине можно остановиться на развернутой характеристике только одного из них, наиболее универсального и часто проявляющегося в жизни животного и человека, — ориентировочного рефлекса, рефлекса на изменение окружающей обстановки, на новое, неожиданное, рефлекса «что такое?». Биологический смысл этого рефлекса огромен. Если бы у животного не было этой реакции, то жизнь его каждую минуту, можно сказать, висела бы на волоске. И.П. Павлов Ориентировочный рефлекс складывается из трех реакций: ● моментального сокращения мышц тела («вздрагивание»), прекращения двигательной активности («застывание») и изменения вегетативных реакций организма, мгновенно мобилизующих его внутренний ресурсы; ● поворота головы, тела в сторону источника раздражения и настройки соответствующих рецепторов и анализаторных систем в целом; ● «исследовательского» поведения — осматривания, ощупывания и других действий, направленных на ознакомление с новым раздражителем (предметом, явлением, их свойством). |