МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 4 страница





Ориентировочные рефлексы, и особенно последний тип проявления, хо­рошо развиты у человека и широко представлены в его жизни. Они лежат в основе непроизвольного внимания и очень важны в деятельности людей.

В целом безусловные рефлексы все же обладают приспособительной из­менчивостью, однако в очень малых пределах. Поэтому достигаемое с помо­щью безусловных рефлексов адекватное реагирование организма на воздей­ствия внешней среды может быть более или менее точным только в отноше­нии малоизменяющихся факторов внешней среды.

Безусловные рефлексы не могут обеспечить приспособление организма к новым или резко меняющимся условиям среды.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Условный рефлекс — врожденная или приобретенная (выученная) реакция, автоматически (непроизвольно) следующая в ответ на биологически нейтраль­ный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий орга­низм о предстоящем биологически важном воздействии.

Всякий нейтральный внешний раздражитель, если он несколько раз совпа­дает во времени с действием на организм безусловного раздражителя, начинает вызывать свойственную этому безусловному раздражителю ответную реакцию. Например, вид пищи, при первом ее предъявлении не вызывавший слюноотде­ления, начинает его вызывать после того, как появление пищи несколько раз совпадает с попаданием ее в рот, т. е. с безусловным раздражением.

Условные рефлексы имеют свои особенности, отличающие их от безусловных (см. схему).

1. Все условные рефлексы предполагают образование в коре больших полу­шарий временных нервных связей, которые нуждаются в периодическом подкреплении. Отдельные условные рефлексы у человека, выработанные на основе многосторонней связи нескольких раздражителей и постоянно подкрепляемые в процессе жизненной практики, часто практически не уга­сают (прием пищи, одевание, общение с людьми, речь на родном языке и пр.). И наоборот, условные рефлексы, которые вырабатываются в видах деятельности, не являющихся повседневными (игра на музыкальном ин­струменте, чтение и письмо на иностранном языке, спортивная игра и др.), нуждаются в систематически проводимых подкреплениях путем повторе­ния этих видов деятельности.

2. Безусловные рефлексы могут быть различными у отдельных представи­телей одного и того же вида животных. Например, дрессированное живот­ное имеет такие условные рефлексы, которыми не обладает недрессиро­ванное животное того же вида.

3. Совпадение во времени безусловного и нейтрального раздражителей — необходимое условие для того, чтобы нейтральный раздражитель оказал­ся способным вызывать реакцию, ранее свойственную только безусловно­му раздражителю. Благодаря такому совпадению нейтральный раздражи­тель как бы сигнализирует организму о предстоящем воздействии без­условного раздражителя, вследствие чего он и называется сигналом.

4. На базе уже закрепленных условных рефлексов образуются новые, так называемые условные рефлексы первого, второго порядка и т. д. У собак, например, были выработаны условные рефлексы третьего порядка, у че­ловекообразных обезьян — четвертого порядка. Человек же имеет вырабо­танные в течение жизни, в процессе воспитания и обучения, условные реф­лексы до девятого порядка, наслаивающиеся на многочисленные рефлек­сы, выработанные в предшествующем жизненном опыте.

 

КОММЕНТАРИИ

Превращение того или иного индифферентного раздражителя в сигнал, т. е. в значимый условный раздражитель, означает, что выработалась связь меж­ду центрами мозга, воспринимающими этот раздражитель, и другими центра­ми, содержащими информацию о его жизненно важном значении. Так форми­руется условный рефлекс.

Благодаря такому превращению индифферентный раздражитель сам при­обретает значение, становясь сигналом наступления важного события. По­этому человек начинает реагировать на факты, события, признаки, которые раньше были для него безразличны. Он начинает предвосхищать ход будущих событий, заблаговременно реагировать на признаки наступающих важных явлений, что повышает успешность его поведения в окружающем мире.

Условия формирования условного рефлекса:

● осуществление его высшими отделами центральной нервной системы; наличие биологически нейтрального воспринимаемого органами чувств сигнала (биологическая нейтральность сигнала означает, что он сам по себе не вызывает сильной безусловной реакции);

● условный сигнал должен предшествовать по времени безусловному раз­дражителю (подкреплению);

● возбудимость безусловно-рефлекторного центра должна быть достаточно высокой;

● отсутствие помех со стороны других сигналов;

● повторное предъявление условного и безусловного сигналов до образова­ния внутренней связи.

Условные рефлексы классифицируются по различным основаниям (см. схе­му):

● они могут быть обонятельными, осязательными и т. д. в зависимости от того, в каком органе возникает реакция на раздражение;

● они могут быть слюноотделительными, зрачковыми и т. д. в зависимости от безусловного рефлекса, на основе которого образовались;

● они могут быть активными и тормозными. Первые вызывают активную деятельность человека, вторые прекращают, тормозят, сдерживают, меша­ют ей. Те и другие могут иметь как положительное, так и отрицательное значение для решения человеком определенных задач. Так, чрезмерно ак­тивная реакция на опасность — аффективный страх, паника — вредна, а тормозная реакция на команду «стой!» — полезна;

● они могут быть рефлексами на словесные сигналы и безусловные раздра­жители. Первые хорошо устойчивы и часто более значимы. Вторые могут быстро пропадать, если не подкрепляются часто повторяющимися ситуа­циями воздействия.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Окружающая среда наряду с постоянной изменчивостью характеризуется и известной периодичностью своих трансформаций, повторяемостью раздражи­телей в каком-то комплексе и последовательности. Это внешний стереотип. Кроме того, бывают стереотипы внутренние, динамические.

Динамический стереотип — закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторя­ющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять опре­деленные действия без значительного напряжения сознания.

Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования: формирование и закрепление его только пос­ле соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях и забо­леваниях. Термин «стереотип» говорит о закрепленности, целостности обра­зования, тенденции к повторению, автоматизме протекания.

И. П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, обра­за мышления.

Динамические стереотипы:

● облегчают выполнение стандартных, повторяющихся дeйcтвий. Много­кратное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной си­стеме приводит к их максимальной дифференцированное™, выраженно­сти, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономич­ным, автоматическим (автоматичным). Это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы;

● обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных усло­виях, а также готовность действовать максимально эффективно в случае, если эти условия возникнут в будущем;

● вызывают по механизму временной связи повышение готовности к пред­стоящей деятельности;

● обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в новых усло­виях для выработки новых связей. Взрослый человек, попавший в новые условия, совсем отличается от новорожденного, в частности потому, что он пытается разобраться в возникшей ситуации на основе своего опыта, используя все ценное в нем, т. е. видоизменяет и динамические стереоти­пы, приспосабливая их к новым условиям;

● нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые про­цессы, так как, возникнув в результате какого-то одиночного возбужде­ния — «толчка», стереотип начинает развертываться по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Естественно-научная теория регуляции поведения И. М. Сеченова. Все акты сознательной и бессознательной психической жизни рефлекторны по происхождению. При этом рефлекс трактовался Сеченовым не как механиче­ский ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием.

Сеченов обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целост­ного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о простран­ственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы по­знавательной активности.

Учение И. IL Павлова о высшей нервной деятельности. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи Сеченова. Руководящим прин­ципом для Павлова послужило представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл.

Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система. Начав с изучения кровообращения и пищеварения, выдающийся российский ученый перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимодействии с окружающей средой. Органа­ми, позволяющими сделать это, служат центры больших полушарий голов­ного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, вклю­чая психические.

В качестве основного акта поведения выступает условный рефлекс, бла­годаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям суще­ствования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных рефлексов.

Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы иррадиации и др.), открыв детер­минанты многих психологических явлений.

Теория функциональных систем П.К. Анохина (см. комментарии к схе-ме3.17).

Теория системной динамической локализации А.Р. Лурии. Согласно этой теории, в процессе регуляции произвольного поведения на первый план выходит речь. При этом слово, выполняющее познавательную функцию, выступает важнейшим регулятором произвольных движений человека, пере­ходя от импульсивных произвольных действий к произвольному типу пове­дения, представляющему сложную единую систему.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассматриваться как целостный, определенным образом организованный процесс, направлен­ный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-вторых, на активное ее преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П. К. Анохиным.

Функциональная система (ФС) - это такая организация активности элементов нервной системы и органов тела человека, действие которой направ­лено на достижение полезного приспособительного результата и позволяет продуктивно выполнять задуманное действие.

Достижение приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнози­рования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;

3) собственно действие;

4) сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора резуль­татов действия и параметров выполненного действия;

5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной бли­зостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС могут вклю­чаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых целостных в анатомическом отно­шении систем и даже части отдельных органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участво­вать в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему. Фактором, опреде­ляющим избирательность этих соединений, является биологическая и физио­логическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объеди­нений является конечный приспособительный результат.

Функциональные системы характеризуются:

■ степенью пластичности, т. е. способностью менять составляющие их ком­поненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабиль­ных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и пери­ферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи;

■ индивидуальными и меняющимися требованиями к афферентации. Имен­но количество и качество афферентных импульсов характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы;

■ способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При воз­можном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов, так чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффек­тивно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС, составляет аффе­рентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта ста­дия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии — собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раз­дражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и пре­дыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индиви­дуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т. е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результа­те обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, «что делать», и происходит переход к формированию программы действий, кото­рая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнитель­ным органам и воплощается в соответствующее действие.

Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является ак­цептор результатов действия — центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуще­ствления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немед­ленно бы погиб, если бы подобного механизма не существовало.

 

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

У каждого человека свое умение ви­деть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим.

Ж.-Ж. Руссо

 

Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир. Лопе де Вега

 

Мир психических явлений человека, как уже говорилось, очень многообразен.

В его основе лежат психические процессы, которые обеспечивают отраже­ние и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Первоначальная же картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов.

К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, па­мять, воображение, мышление, речь.

 

Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни стра­стями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чув­ствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависи­мость, бессилие, пустоту. Б. Паскаль

 

КОММЕНТАРИИ

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощуще­ний отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и со­стояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализато­ров, которые состоят из:

1) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находя­щихся на периферии центральной нервной системы;

2) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответ­ствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

3) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработ­ка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов (см. 3.8).

Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают в нем возбуждение.

Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагают­ся в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных не­рвов, идущих от рецепторов.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в сред­ней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность — ' в центральной извилине.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляет­ся по физиологическому механизму «рефлекторного кольца», обеспечиваю­щего постоянную обратную связь человека с окружающим миром. Принцип обратной связи, открытый И. М. Сеченовым и разработанный затем в тру­дах И. П. Павлова, П. К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

 

КОММЕНТАРИИ

Ощущения возникают в результате переработки центральной нервной систе­мой воздействий на разные органы чувств различных видов энергии. Она по­ступает на рецепторы в форме физических стимулов, преобразуется, переда­ется далее в центральную нервную систему и окончательно перерабатывается в ощущения в коре головного мозга.

Наши ощущения— это результат сложнейшей синтезирующей и аналитической деятельности всех составных частей нервной си­стемы. Чтобы их правильно изучить, нужны громадные усилия физи­ологов и психологов. И. П. Павлов

В приводимой таблице представлены основные органы чувств человека, их анатомо-физиологический субстрат, качества ощущений, которые они порож­дают, и рецепторы, способные воспринимать соответствующие им виды энер­гии. Модальностью ощущений обычно называют их вид, а термином «качество» характеризуют различные параметры соответствующих ощущений. Кроме того, данные, представленные в таблице, указывают на основные анатомические части тела, которые помимо центральной нервной системы принимают участие в формировании ощущений соответствующей модальности и качества.

В целом физиологический механизм формирования ощущений, в том чис­ле неосознаваемых, с учетом роли и действия ретикулярной формации вы­глядит следующим образом. На многочисленные интеро- и экстерорецепторы ежесекундно воздействует масса раздражителей, причем лишь незначитель­ная их часть вызывает реакции в рецепторах. Попадая на специализирован­ные рецепторы, они возбуждают их; рецепторы преобразуют энергию воздей­ствующих стимулов в нервные импульсы, которые в закодированном виде несут в себе информацию о жизненно важных параметрах стимула. Далее эти стимулы попадают в центральную нервную систему и на различных ее уров­нях — спинного, промежуточного, среднего и переднего мозга — многократно перерабатываются.

В кору головного мозга поступает переработанная, отфильтрованная и отсе­янная информация; достигая проекционных зон коры, она порождает ощущения соответствующей модальности. С помощью ассоциативных волокон, связываю­щих между собой отдельные части коры головного мозга, эта информация, вна­чале представленная на уровне отдельных ощущений, интегрируется в образы.

Различные рефлексы, которые лежат в основе формирования и функционирования многих ощущений, настолько сложны и мно­гообразны, что очень часть их достаточно сложно объяснить и изу­чить. Но современная наука должна стремиться к этому. И. М. Сеченов

 

 

КОММЕНТАРИИ

Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст — явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздра­жителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражи­теля, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточ­ное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, напри­мер, 20 000 колебаний в секунду. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в секунду. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила, дли­тельность раздражения и др.

Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разни­ца в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек спосо­бен ощутить. Уловить эту разницу можно лишь тогда, когда она достигает оп­ределенной величины. Например, звуки в 400 — 402 колебания в секунду вос­принимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновремен­ной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора мо­жет быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при условии деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма спо­собствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности.

Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд ка­жется, что мы еще движемся в поезде.

 

КОММЕНТАРИИ

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явле­
ний внешней среды.

● С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 то­нов цвета и более 10 000 их оттенков.

● С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д.

● Обонятельные ощущения помогают человеку различать летучие вещества и запахи, присутствующие в окружающей его среде.

● Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.

● Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода.

● Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составля­ют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особен­ности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также при­косновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.

● Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях орга­нов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, дости­гая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к воз­никновению шокового состояния.

● Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человече­ского тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональ­ной деятельности вестибулярного анализатора.

● Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение
нашего тела.

● С помощью мышечно-двигателъных ощущений человек получает инфор­мацию о положении тела в пространстве, о положении всех его органов, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле­нии мышц и т. п.

● Мышечно-двигательные ощущения имеют сложный характер. Одновре­менное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает свое­образные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движе­ния; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражени­ем нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и скорости движений.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздей­ствующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предме­та, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей осо­бенностями.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Их вызывают определенные волевые усилия человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых пред­меты окружающей действительности воспринимаются без специально постав­ленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) - это целенаправленное, плано­мерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вто­рая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Физиологические основы восприятия. Восприятие возникает как резуль­тат одновременно действующих комплексных раздражителей и функциони­рует как следствие осуществляемой тогда же согласованной деятельности не­скольких анализаторов, которая протекает при участии ассоциативных отде­лов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-де­текторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образо­ванию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмыс­ленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Нейроны-детекторы - высокоспециализированные нервные клетки, спо­собные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

«Рефлекс на отношение» - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеют качество раздражителей и особенности отношений между ними.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.