МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 8 страница





Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллекту­альную деятельность и обязательно включают процессы мышления. Созна­тельный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происхо­дит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных реше­ний. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуще­ствляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т. е. на уровне коры головного мозга.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность — субъект и объект обще­ственных отношений.

А. Г. Ковалев

Психика человека, мир его психических явлений — не только производное от его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, об­щественных отношений. Богатство психики человека зависит от многообра­зия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

Личность человека как члена общества проявляется в сфере влияния раз­личных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность проявляется также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может ре­ально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жиз­ни или быть исполнительницей воли господствующего класса, Зависит пси­хология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеоло­гия как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивиду­альные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в со­циальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное по­ложение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объектив­ных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведе­ние перед обществом.

Личность — существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личны­ми интересами.

 

КОММЕНТАРИИ

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определен­ного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкрет­ным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и на­деленный индивидуально-психологическими особенностями.

Общество влияет на развитие и становление личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью: т. е.-создает человека природа, а формирует — общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности опре­деляются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека — это сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определен­ных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специ­фическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических ка­честв на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интере­сы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем кото­рых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоя­тельств.

3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его ми­ровоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают ми­ровоззрение человека.

5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологиче­ских проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказы­ваться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Внешне обусловленные характеристики личности. Человек, становясь лич­ностью, формируется под влиянием внешних факторов.

Социальная природа личности определяется общественными отношения­ми, в которых она формируется: отношениями, складывающимися прежде все­го в процессе производства и потребления материальных благ, политически­ми отношениями, идеологическими отношениями, отношениями людей в со­циальной группе, в которую она входит.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития. Если одни факторы доминируют над другими, если человек попадает в асоциальные условия и ограничен в получении полноцен­ного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всесторон­нем развитии как личности.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенном возрасте к в определенные периоды социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности и на каж­дом из которых действуют свои законы.

Кроме того, можно говорить и о неравномерности развития, например, свойств личности. Так, направленность личности формируется гораздо доль­ше, чем способности, и т. д.

Внутренне обусловленные характеристики. Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних, но и внутренних условий, связанных с особенностями организма человека.

Неравномерность развития личности означает, что в зависимости от ин­дивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой — медленнее. Ранее говорилось и о неравномер­ности развития, например, различных свойств личности, что тоже должно приниматься во внимание.

Интеграция в развитии личности означает, что все внутренние возможно­сти организма человека в окончательном итоге мобилизуются на его каче­ственное развитие.

Компенсация в развитии личности означает, что несмотря на возможность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его становле­ния и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен, пускай и позже дру­гих, достигнуть полного индивидуального совершенства.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания человека мож­но активно влиять на этот процесс.

Движущие силы психического развития — это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросши­ми физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития личности — это то объективно существу­ющее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широ­ком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внут­ренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности — это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятель­ства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития.

Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками психи­ческого развития личности выступают качество и особенности воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личности выступают актив­ность и желание, а также мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития — степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он демонстрирует, какова обученность, навыки и умения личности, какими каче­ствами она обладает и насколько они развиты. Современное состояние разви­тия психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают воз­можность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппара­туры важнейшие характеристики людей.

Уровень ближайшего развития личности — показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой по­мощью других.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Психологические особенности личности развиваются закономерно и в опре­деленных направлениях. Эти направления и тенденции можно классифици­ровать и эффективно изучать в интересах совершенствования всех сторон личности.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности. Эти сферы личности развиваются в процессе обучения и накопления челове­ком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведения. Этот про­цесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельности и эмоциональ­но-волевого восприятия воздействий окружающего мира и социальной сре­ды, формирования целостной структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли личности.

Развитие направленности, характера и способностей личности. Можно следить за возникновением, становлением и усложнением мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленности, выделять в ней, ведущие и доминирующие линии. Можно также изучать и характеризовать доминирую­щие линии развития характера и способностей человека, их основных особен­ностей.

Развитие психологической структуры деятельности личности. Психо­логическая структура деятельности личности развивается с изменением со­отношения между мотивами и целями, усложнением операциональной сторо­ны самой деятельности человека.

Основные тенденции психического развития

Тенденция 1 выражается в движении от непроизвольности, непосредствен­ности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к сознательному взаимодействию с ними.

Тенденция 2 выражается в становлении и стабилизации аналитико-синтетической деятельности мозга человека, усложнении его эмоционально-воле­вой сферы.

Тенденция 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлеченному, аб­страктно-логическому ее осмыслению.

Тенденция 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и услож­нением всех сторон жизни и деятельности личности, что приводит к форми­рованию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыс­лению положительных и отрицательных сторон темперамента, их продуктив­ному использованию в интересах совершенствования личности.

Тенденция 5 свидетельствует о характере завершения процесса формирова­ния личности, возможных направлениях ее адаптации к социальному и про­фессиональному окружению.

 

КОММЕНТАРИИ

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака.

1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ, про­дукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, ис­пользующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека в единстве проявления всех сторон его психики.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обще­стве, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-пси-хологичсскими особенностями

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной дея­тельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальностьне есть что-то над- или сверхличностное. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обыч­но словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивиду­ален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональ­ной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Инди­видуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Индивидуальность является постоянным объектом исследования при изу­чении каждой конкретной личности.

 

КОММЕНТАРИИ

Современные теории личности. С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В резуль­тате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подхо­дов и теорий личности. Все они отражены на схеме.

Если подходить к подсчету количества современных теорий личности фор­мально, то в соответствии с представленной схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть, в свою очередь, оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психологических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических (или внутренних, субъективных) характеристик.

Социологическиминазываются теории, в которых главную роль в детер­минации поведения отводят внешним условиям и не придают существенного значения психическим свойствам личности

Социопсихологическими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, построенные на ана­лизе и обобщении собранных опытным путем результатов.

К неэкспериментальным относят теории, авторы которых'опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобще­ния, не прибегая к эксперименту.

К структурным причисляют теории, для которых главной проблемой яв­ляется выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью кото­рых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразо­вание, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психо­логии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от мла­денчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на виды выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внут­ренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, на­пример поведение и поступки.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.