МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.





С. Л. Рубинштейн

КОММЕНТАРИИ

Подход Б. Г. Ананьева. Человек рассматривается в единстве четырех сторон: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) человек как личность; 4) человек как часть человечества.

Подход В. Н. Мясищева. Ядро личности рассматривается как система отношений человека к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действитель­ности, являясь одной из форм этого отражения.

Подход К. А. Абульхановой. Представляет личность как субъект жиз­ненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит формиро­вание таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способ­ность к организации времени, социальное мышление.

Подход Д. Н. Узнадзе. Личность рассматривается как целостное и ду­ховное образование, чьи мотивы и поступки могут иметь и неосознанный ха­рактер. Узнадзе — основатель теории установки как общенсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

Подход А. Н. Леонтьева и А. В. Петровского. Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целост­ная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

Подход К. К. Платонова. Согласно ему, личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направлен­ность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и 4) ее биопсихологи­ческие свойства.

Подход военных психологов. В соответствии с этим подходом лич­ность — это конкретный человек, являющийся представителем определенно­го общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделен­ный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Подход Д.И. Фельдштейна. С позиций этого подхода в онтогенезе личность развивается от одного уровня к другому, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность.

 

 

КОММЕНТАРИИ

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и про­исхождению личности.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической осо­бью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных усло­вий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения сум­мы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяе­мых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, обще­ственно-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход кладет в основу развития личности биологиче­ские процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности проходит в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д.

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, вы­водя типы личности из особенностей телосложения человека.

Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологически­ми, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).

Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение разви­тию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).

Ученые персонологической ориентации акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и др.).

 

 

КОММЕНТАРИИ

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирова­ния ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первич­ное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действитель-ности..

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень пове­дения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — это уровень работоспособности и функциональ­ные качества психики человека в каждый данный момент времени.

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определен­ных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, от­ражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и пове­дение в обществе.

Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в об­ществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивидуально-и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное для нее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально- и социально-психологическими особенно­стями, позволяющие завоевывать определенный авторитет и доверие со сто­роны других людей.

Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления лич­ности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности — ее настроенность на определенное от­ношение к обществу и другим людям.

 

КОММЕНТАРИИ

Человек— это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необхо­димое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятель­ности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно опре­делены, выражают потребности, которые должны быть удовлетворены. В де­ятельности также проявляются и свойственные личности отношения, сложив­шиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде в частности.

Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жиз­ни и деятельности.

Потребности личности — это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивы личности — это те внутренние силы, которые связаны с потреб­ностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее сибтема убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определен­ных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установки личности — это ее внутренняя настроенность на осуществле­ние той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Установки имеют важное функциональное значение: выступают в каче­стве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчи­вый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необхо­димости принимать решения и произвольно контролировать протекание дея­тельности в стандартных ситуациях.

Цели — это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.

Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, нуждается для своего существования и деятельности в опре­деленных условиях и средствах. Он должен иметь контакт с внешним миром, пищу, общение с представителями другого пола, книги, развлечения и т. д.

Потребности — это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, имеющих более или менее стабиль­ный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потреб­ности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: челове­ческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет обще­ственное производство. Изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей.

Характерными особенностями потребностей являются:

а) конкретно-содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (на­ пример, определенная работа, игра и т. п.);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое
характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего
эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некото­рых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удов­летворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвра­щения при виде пищи в состоянии пресыщения);

д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят нематериальные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и другие; духовные — связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной дея­тельности, труде, общении, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т. п.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Мотивы— это те внутренние силы, которые связаны с потребностями лично­сти и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы — это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологи­ческие) и высшие (социальные).

Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности.

Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, кото­рые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в моти­вацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма.

Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функ­циональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результа­тов действия.

Мотивация создает особое состояние функциональной системы — пред­пусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполне­нию соответствующей деятельности.

Под влиянием этого состояния происходит повышение тонуса симпатиче­ской нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удов­летворена соответствующая потребность.

Все перечисленное создает условия для оптимального достижения же­лаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществ­лении нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбужде­ние. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе кото­рой лежит наиболее важная потребность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определен­ному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возник­нув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как свое­образные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потребностей в форме тех или иных представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы— это мотивы личности, выражающие ее специальную направ­ленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определя­ющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определен­ным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интере­сы могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются по свое­му содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жиз­ни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которая не нужда­ется в развернутом пояснении.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызыва­ющих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обыч­но на духовное богатство и многосторонность развития личности.

Однако из множества интересов должен быть выделен центральный инте­рес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных ви­дах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлека­тельной (досуг).

Особенностямиинтересов являются:

● активизация не только познавательных процессов, но и творческих побу­дительных усилий человека в различных областях деятельности;

● большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

● расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

● своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительно­му занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта ин­тереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходи­мых в деятельности личности.

 

КОММЕНТАРИИ

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся ди­намикой протекания психических процессов.

Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и по­ведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколь­ко в их течении.

И. П. Павлов считал, что темперамент - это генотип, т. е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотно-| шения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться одно другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. т.п

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответ­ствии с этим четыре вида темперамента.

1 Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

2 Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Од­нако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует хо­лерический темперамент.

3 Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешен­ные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

4 Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они ма­лоподвижны, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует меланхо­лический темперамент.

 

КОММЕНТАРИИ

Сангвиник обычно находится в приподнятом расположении духа, отличает­ся быстрым и эффективным мышлением, пребывает в хорошем расположе­нии духа. Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сме­няются. Его мимика богата, подвижна, выразительна. При отсутствии серь­езных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника выра­батываются поверхностность и непостоянство.

Холерикдействует резко и порывисто, отличается повышенной впечат­лительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Без труда дающееся сангвинику чувство ду­шевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой толь­ко в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темпера­мента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффек­тивное.

Флегматику, как правило, совершенно чуждо чувство тревоги. Его обыч­ные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стой­кими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не скло­нен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мысли и т. д., в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие,

Меланхолик отличается стесненностью в движениях, колебаниями и осторожностью в принятии решений. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно дол­го на чем-то сосредоточиваться. Сильные воздействия часто вызывают у ме­ланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тре­вожного человека.

КОММЕНТАРИИ

Характер — это психическое свойство личности, определяющее линию пове­дения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, тру­ду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Знать характер человека — значит знать те существенные черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках.

Несмотря на то что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты характера связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмот­реть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные ком­поненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

а) динамикой воли (тем, насколько способен человек осуществить свои цели,
т. е. слаба или сильна его воля);

б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его поступки;

в) интеллектуальными особенностями человека;

г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то,
насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наобо­рот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявля­ется в активном избирательном отношении личности к требованиям реально­го мира, и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.

Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на харак­тер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамен­та (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целост­ной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное разви­тие на протяжении всего жизненного пути.

 

КОММЕНТАРИИ

Специалисты-психологи, а также психотерапевты и медики, руководствуясь классификацией Кречмера, обычно различают следующие категории людей, индивидуальные особенности которых являются результатом влияния тело­сложения на их характер.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.