Примерная тематика лабораторных занятий Лабораторное занятие 1 (2 часа) Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Цель: закрепить знания и сформировать умения использовать особенности здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ; усвоить комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических условий и специфику психо-физиологических процессов у детей на разных этапах технологии. Практикум: 1. Проверка усвоения основных теоретических положений по теме. 2. Отражение теоретических аспектов здоровье сберегающих технологий в оздоровительных программах детского сада. 3. Здоровьесбегающее образовательное пространство детского сада. 4. Здоровьесберегающие основы использования педагогических технологий. Методические рекомендации: Для анализа теоретических аспектов необходимо выяснить отличительных особенности программ по данному виду деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, познакомиться с текстами предложенных программ. Внимательно прочесть пояснительную записку, особо отметив цели, задачи, предлагаемые методы. Познакомиться с содержанием программ здоровьесбережения. Определить какие основные представления формируются в указанных программах. Схема анализа: 1. Познакомиться с программами по составленными авторским коллективом ДОУ, предложенными преподавателем, выяснить цели, задачи и особенности содержания технологий. Определить специфику каждой программы, сравнить содержание программ и определить, как в программах осуществляется учет возрастных особенностей детей, условия реализации программы и требования к их реализации. 2. На основе имеющегося опыта, и комплекса подобранных видеоматериалов проанализировать предметно-пространственную здоровьеобогащающую среду образовательного учреждения. 3. Разработать, на основе предварительной работы, на лекции и в ходе самостоятельной подготовки заданий СРС конспект НОД по 2-м образовательным направлениям (на выбор студента), с применением методов и приемов здоровьесберегающих технологий 4. После наблюдение показательных занятий воспитателем (в конкретном ДОУ или видеофрагменты), владеющих разнообразными приемами, сделать сравнительную таблицу : «Современные направления реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве детского сада»: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, представление эссе. Для анализа теоретических аспектов здоровьесбережения необходимо выяснить отличительных особенности программ по оздоровительной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, познакомиться с текстами предложенных программ. Внимательно прочесть пояснительную записку, особо отметив цели, задачи, предлагаемые методы. Познакомиться с содержанием программ. Определить какие основные представления формируются в указанных программах. Основная литература: 5. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ . Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2011. 6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М., 2010. 7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с. 8. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский новый университет, 2012.- 80 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС Дополнительная литература: 4. Здоровьесберегающее образование: теор. и приклад, аспекты: сб. ст. / Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Пермь: Кн. мир; Звезда, 2002. – 205 с. 5. Крутиков М.А. Игра как средство сохранения здоровья школьников на уроке / М.А. Крутиков // Современная школа: от теории к практике: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференциис международным участием. 30 мая 2009 г. – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009. – С.117-120. 6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с. Задания для СРС: На основе имеющегося опыта, и комплекса подобранных видеоматериалов проанализировать педагогическое мастерство педагога, как основного условия успешного применения педагогических технологий в детском саду с детьми дошкольного возраста. Лабораторное занятие 2 (6 часов) Тема: Технология развивающего обучения в ДОУ. Цель: закрепить знания и сформировать умения использовать особенности развивающих технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ; усвоить комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических условий и специфику психических процессов у детей на разных этапах технологии. Практикум: 1. Проверка усвоения основных теоретических положений по теме. Опорные понятия: профессия, педагог, учитель, педагогическая технология, технология, педагогическая система, воспитательная система, педагогическое мастерство и его элементы. 2. Осмысление сущности развивающей технологии (сравнительный анализ определений данного понятия в научно-методической литературе). - Разработка проекта развивающей среды ДОУ с позиций психологического контекста:
· П.Я. Гальперина. · Л.В. Занкова · Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова - Разработка макета образовательного пространства, в котором осуществляется развивающее обучение в ДОУ (составление мультимедийной презентации).
5. Микровыступления: · История развивающих педагогических технологий П.Я. Гальперина Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова в работе с детьми дошкольного возраста. · Мотивация на конкретное действие как педагогический инструментарий педагога, применяющего в своей работе технологию развивающего обучения. Методические рекомендации: Для анализа теоретических аспектов развивающего обучения необходимо выяснить отличительных особенности программ по данному виду деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, познакомиться с текстами предложенных программ. Внимательно прочесть пояснительную записку, особо отметив цели, задачи, предлагаемые методы. Познакомиться с содержанием программ развивающего обучения. Определить какие основные представления формируются в указанных программах. Схема анализа: 1. Познакомиться с программами по развивающему обучению, программами развивающей направленности, составленными авторским коллективом ДОУ, предложенными преподавателем, выяснить цели, задачи и особенности содержания технологий развивающего обучения. Определить специфику каждой программы, сравнить содержание программ и определить, как в программах осуществляется учет возрастных особенностей детей, условия реализации программы и требования к их реализации. 2. На основе имеющегося опыта, и комплекса подобранных видеоматериалов проанализировать предметно-пространственную развивающую среду образовательного учреждения. 3. Разработать, на основе предварительной работы, на лекции и в ходе самостоятельной подготовки заданий СРС конспект НОД по 2-м образовательным направлениям (на выбор студента), с применением методов и приемов технологий развивающего обучения 4. После наблюдение показательных занятий воспитателем (в конкретном ДОУ или видеофрагменты), владеющих разнообразными приемами развивающих технологии, сделать сравнительную таблицу : «Современные направления реализации технологий развивающего обучения в образовательном пространстве детского сада». Литература для подготовки к занятию: Основная литература: 1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ . Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2011. 2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М., 2010. 3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с. 4. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский новый университет, 2012.- 80 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС Лабораторное занятие 3 (2 часов) Тема: Информационно-коммуникативные (ИКТ) и интерактивные технологии (ИАТ). Проблема внедрения ИКТ и ИАТ в дошкольное образовательное учреждение. Цель: познакомиться с опытом внедрения ИКТ и ИАТ в дошкольном образовательном учреждении;закрепить знания и сформировать умения использовать особенности ИКТ и ИАТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ. Практикум: 1. Проанализировать использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации в различных видах детской деятельности любого ДОУ на выбор. 2. Проанализировать задачи и интерфейс компьютерных программ для дошкольников, направленных: - на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; - на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; - музыкальное развитие: «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». - на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». - на художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения», «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики». 3. Разработать содержание игры или занятия по любому направлению развития дошкольника, предназначенной для использования на занятиях, с использованием программы PowerPoint. Для подготовки использовать образец, представленный в приложениях 1,2: Приложение 1. В гостях у сказки: загадки волшебного календаря Совместная театрально-игровая познавательная деятельность с детьми средней группы с использованием игровой презентации. Автор игровой презентации Владимирова И.Н. Материалы ДОУ центра развития ребенка – детского сада №54 Совместная авторская разработка: зам. зав. по УВР высшей кв. категории Камалова Т.А., воспитатель высшей кв. категории Владимирова И.Н. Цель: стимулировать интерес детей к совместной познавательной деятельности Задачи: Образовательные: Побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций. Стимулировать желание детей понятно для других высказывать мысли, предположения. Поощрять стремление детей к расширению интересов и видов деятельности. Способствовать вычленению последовательности действий и выделению этапов предстоящей деятельности (это – сначала, а потом….) Создать ситуации для актуализации личного опыта детей и их личностного общения. Поощрять стремление согласовывать действия и договариваться. Развивающие: Стимулировать познавательные способности: установление взаимосвязей между объектами, обследование предметов Развивать внимание, наблюдательность, ассоциативное мышление Воспитательные: Воспитывать терпение, желание слушать и сопереживать героям. Помочь почувствовать уверенность в своих возможностях Поощрять выполнение норм и правил группы Оборудование: парашют, дидактическое пособие «Волшебный календарь», маски для инсценировки, компьютер, монитор, компьютерная игра «Осенние сказки», созданная с помощью программы «Microsoft PowerPoint»; квадрат Воскобовича; игровизор с лабиринтами, запись шума ветра. Мотивация воспитателя | Деятельность детей | Гости проходят в группу, здороваются с детьми, воспитателем. Помощник воспитателя включает аудиозапись шума ветра: сначала – тихо, потом – громко, потом снова – тихо. - Ребятки, я что-то слышу. А вы - слышите? Что это? Что вам напоминают эти звуки? - Посмотрите-ка, а здесь какой-то мешок? - Наверное, сильный ветер принес его к нам в группу? Давайте посмотрим, что это? - Да это же парашют! - Ребята, что-то необычное сегодня в нашем парашюте? Парашют хочет с нами поиграть. Парашют свой купол раскрывает На осеннюю прогулку приглашает, Раз, два, три, четыре, пять – Поспеши места занять. Друг за дружкой становитесь, И за петельки беритесь. Мы идем и вспоминаем, Все про осень выполняем: Птицы в теплые края Улетают за моря, И у нас над головами Машут сильными крылами. Листья осенние тихо кружатся Листья нам под ноги тихо ложатся. Вот холодный ветер налетает, Дождевые тучки нагоняет. Кап-кап, все сильней Прячьтесь от дождя скорей. А мы дождик переждем, В гости к сказке попадем. Парашют не только прилетел сам в гости, но и принес с собой свой «Волшебный календарь». Может он поможет нам попасть в сказку? - Давайте вспомним волшебные слова… - А у нас с вами есть свои волшебные слова, давайте их скажем. Кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи Смотрите, волшебный календарь нас приветствует. - Давайте посмотрим, что он хочет нам предложить? Перечислить картинки…… Что за сказка нам попалась на пути? Мышь мала, но все ж она вырвать репку помогла. - Смотрите, календарь опять зашелестел своими страницами. Что же он хочет нам предложить? Смотрите-ка, сегодня наш компьютер подключен к телевизору: нам всем будет все хорошо видно. Дети садятся на диван перед экраном телевизора. - Но календарь перепутал все сказки, сам разобраться не может, а просит у вас помощи. - Мы сможем ему помочь? - А это что за герой? Из какой он сказки? (Серый волк) Календарь очень доволен, ему нравится, как вы справляетесь с заданием: дружно и вместе. Но смотрите, он опять зашелестел своими листочками. И мы с вами видим новых героев: то они? Маша и Медведь заблудились, не могут найти дорогу к своим домам. Нужно им помочь! Какие у нас дружные ребята, каждый выполнил свое задание. Вместе вы помогли героям. Смотрите, как весело шелестят листочки у календаря. Он вами доволен и хочет вас поблагодарить. Смотрите-ка, а тут на картинке – мешочек с осенними дарами. Это – картинка, а где же сам мешочек. Давайте его поищем. Вот он. Что там в мешочке (нюхают, трогают)? Яблоко. Но яблоко одно, а детей – много. Что делать? Делят яблоко и угощаются. | Дети в свободной деятельности в среде группы. На полу в центре группы лежит мешок. Дети вместе с воспитателем собираются в круг и смотрят, что лежит в мешке. Радуются, увидев свой любимый парашют. Дети делают открытие, что у парашюта появились глаза. Дети берутся за петельки и идут по кругу, выполняя движения: Игровая физминутка Коммуникативная деятельность Ситуация общения: Дети предполагают, в каких сказках собраны изображенные на картинках дары осени рукой Это сказка «Репка» Этюд «Мы - герои сказки» Театрализованная деятельность: Проигрывание театрального этюда по сказке «Репка». Дети выбирают роли персонажей и выполняют выразительные действия. Картинка «Компьютер» Игра на компьютере. «Осенние сказки» Дети садятся на диван, воспитатель – у компьютера. Воспитатель с помощью мыши нажимает на героев сказки, проверяет предположения детей. Герои передвигаются по экрану. Дети рассуждают и распределяют героев по сказкам. Познавательная и продуктивная деятельность: детям предлагается выбор: волшебный квадрат Воскобовича и игровизор с лабиринтом – строят домики маленький и большой, другие находят выход из лабиринта Поисковая деятельность. Проблемная ситуация: как поделить одно яблоко. Звуч ит шум ветра. | Приложение 2. Лисьи загадки |