Примерная тематика практических занятий Практическое занятие №1. (6 часов) Тема: Педагогические технологии как наука и инструмент образовательной деятельности педагога ДОУ Основные понятия: технология, педагогическая технология, технологичность деятельности человека. Основные вопросы: 1. Основные подходы к определению понятия «педагогическая технология». 2. Взгляды педагогов и психологов на многозначность понятия «педагогическая технология». 3. Характеристика признаков и качеств педагогической технологии. 4. Структура педагогической технологии. 5. Основные показатели технологичности деятельности педагога. 6. Основные принципы педагогических технологий. 7. Классификации педагогических технологий. 8. Педагогические технологии в области дошкольного образования Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, представление эссе. Для анализа теоретических аспектов здоровьесбережения необходимо выяснить отличительных особенности программ по оздоровительной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, познакомиться с текстами предложенных программ. Внимательно прочесть пояснительную записку, особо отметив цели, задачи, предлагаемые методы. Познакомиться с содержанием программ. Определить какие основные представления формируются в указанных программах. Литература для подготовки к занятию: 1.Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ . Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2011. 2.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М., 2010. 3.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с. 4. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский новый университет, 2012.- 80 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС Дополнительная литература: 4. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. Педагогика. – 2002. 5. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с. 6. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. Практическое занятие №2. (4 часа) Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Основные понятия: здоровье, здоровьесбережение, здоровьеобогащение, инновация, инновационная деятельность, технология, образовательная технология, методика, концептуальность, системность, содержательность, алгоритмизированность, процессуальность, управляемость, ситуативность, эффективность, диагностичность описания цели. Основные вопросы: 1. Отражение теоретических аспектов здоровье сберегающих технологий в оздоровительных программах детского сада. 2. Здоровьесбегающее образовательное пространство детского сада. 3. Здоровьесберегающие основы использования педагогических технологий. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, представление эссе. Для анализа теоретических аспектов здоровьесбережения необходимо выяснить отличительных особенности программ по оздоровительной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, познакомиться с текстами предложенных программ. Внимательно прочесть пояснительную записку, особо отметив цели, задачи, предлагаемые методы. Познакомиться с содержанием программ. Определить какие основные представления формируются в указанных программах. Основная литература: 1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ . Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2011. 2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М., 2010. 3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с. 4. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский новый университет, 2012.- 80 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС Дополнительная литература: 1. Здоровьесберегающее образование: теор. и приклад, аспекты: сб. ст. / Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Пермь: Кн. мир; Звезда, 2002. – 205 с. 2. Крутиков М.А. Игра как средство сохранения здоровья школьников на уроке / М.А. Крутиков // Современная школа: от теории к практике: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференциис международным участием. 30 мая 2009 г. – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009. – С.117-120. 3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с. Задания для СРС: На основе имеющегося опыта, и комплекса подобранных видеоматериалов проанализировать педагогическое мастерство педагога, как основного условия успешного применения педагогических технологий в детском саду с детьми дошкольного возраста. Практическое занятие №3. (4 часа) Тема: Информационно-коммуникативные (ИКТ) и интерактивные технологии (ИАТ). Проблема внедрения ИКТ и ИАТ в дошкольное образовательное учреждение. Основные понятия: информация, коммуникация. технология, образовательная технология, методика, информационно-коммуникативные, интерактивные технологии концептуальность, системность, содержательность, алгоритмизированность, процессуальность, управляемость, ситуативность, эффективность, диагностичность описания цели. Основные вопросы: 1. Общее понятие информационно-коммуникативные и интерактивные технологии. Сущность и содержание. 2. Основные требования к технологии ИК применяемые с дошкольниками. 3. Санэпидемиологические требования к оснащению и оборудованию, обеспечивающими внедрение ИКТ. 4. Мультимедиа презентации для дошкольников и в работе с педагогами ДО. 5. Опыт внедрения ИКТ и ИАТ в дошкольном образовательном учреждении. Анализ предметно-пространственной развивающей среды развития дошкольников с использованием ИКТ. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, представление эссе. Для анализа теоретических аспектов здоровьесбережения необходимо выяснить отличительных особенности программ по оздоровительной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, познакомиться с текстами предложенных программ. Внимательно прочесть пояснительную записку, особо отметив цели, задачи, предлагаемые методы. Познакомиться с содержанием программ. Определить какие основные представления формируются в указанных программах. Литература для подготовки к занятию: Основная литература: 1.Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ . Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2011. 2.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М., 2010. 3.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с. 4. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский новый университет, 2012.- 80 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС Дополнительная литература: 1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003 2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6 3. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития //Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7 Практическое занятие №4. (6 часов) Тема: Проектные технологии в ДОУ Основные понятия: методы, сложная познавательная деятельность, иллюстративно-наглядный материал, технические средства обучения, проект, технология проектной деятельности, познавательные возможности. Основные вопросы: 1. Технология проектной деятельности – основной инструмент повышения дошкольного образования в современном ДОУ. 2. Виды и типы проектов. 3. Общая и частная классификации проектных технологий с детьми и педагогами ДОУ. 4. Технология проектирования в ДОУ. 5. Алгоритм работы над проектом. Основные этапы. 6. Основные критерии эффективности проектной деятельности в ДОУ. 7. Особенности составления проектов по различным направлениям и областям дошкольного образования (ФГОС ДО) Литература для подготовки к занятию: Основная: 1.Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ . Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2011. 2.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М., 2010. 3.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с. 4. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский новый университет, 2012.- 80 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС Дополнительная: 5. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с. 6. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007. 7. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с. 8. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. |