Рассмотрите схему и выполните задания 13-16  13. Напишите имя маршала, командующего 1-м Белорусским фронтом во время изображенных на схеме событий. 14. Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1». 15. Укажите год, в который происходили изображенные на схеме события. 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1) После изображённых на карте событий состоялась конференция глав государств Антигитлеровской коалиции в Ялте 2) Во время изображенных на схеме событий Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР был К.К. Рокоссовский 3) После изображённых на карте событий произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 4) Командующим 1-м Украинским фронтом во время изображенной на схеме военной операции был маршал И.С. Конев 5) Во время изображённых на схеме событий состоялась Тегеранская конференция глав государств Антигитлеровской коалиции 6) В результате изображенной на схеме военной операции советские войска вышли на дальние подступы к Берлину 17. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Памятники культуры | Характеристики | А) храм Христа Спасителя | 1) Сооружение спроектировано русским архитектором К.А. Тоном. | Б) церковь Спаса на Нередице | 2) Здание было построено во времена Ивана IV Грозного. | В) Архангельский собор Московского кремля | 3) Автор — архитектор О.И. Бове. | Г) Кремлевский Дворец Съездов | 4) Здание было сооружёно под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV в. | | 5) Сооружение возведено за один сезон новгородским князем в память о погибших сыновьях. | | 6) Для строительства здания был снесён целый ряд кремлёвских построек XV-XIX вв. | Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19  18.Какие суждения о данном изображении являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены 1) Автором памятника, изображённого на оборотной стороне медали, является В.И. Мухина 2) Памятник, изображённый на оборотной стороне медали, был воздвигнут в городе, жители которого (согласно «Повести временных лет») призвали на княжение правителя, представленного в левой части лицевой стороны медали 3) Один из правителей, изображённых на лицевой стороне медали, погиб в результате покушения народовольцев 4) Оба персонажа, изображённых на лицевой стороне медали, – представители одной правящей династии 5) Медаль, представленная на изображении, была выпущена в начале XX в 19. Укажите изображение архитектурного сооружения, находящегося в том же городе, в котором установлен памятник, представленный на оборотной стороне данной медали. В ответе запишите цифру, которой обозначено это архитектурное сооружение. 1) 2)  3) 4)  Ответ Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Прочтите отрывок из статьи учёного. «Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламациями призывали их к свободе и торжественно обещали им законно-свободные установления. Правительства не только не спешили исполнить свои обещания, но стали вменять в преступление справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы. Российский император стал во главе монархических реакционеров. Заодно с ним действовали король прусский и император Франц, или, лучше сказать, князь Меттерних – душа австрийского министерства и всей монархической реакции. Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учредились тайные союзы карбонариев; в германских университетах образовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции – тайные политические общества под разными названиями. Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия. По низложении <…> главным предметом всех политических действий императора российского было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, которым угрожали тайные общества. Все правительственные и дипломатические действия его, начиная с заключения священного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом. С этою целью созван был конгресс в Ахене, на котором по настоянию императора российского признано право вмешательства во внутренние дела соседственной державы в случае изменения существующего в ней порядка. В Ахене приняты строгие меры против свободы книгопечатания и тайных обществ, против восстановления в Испании нарушенной королём конституции кортесов. Конгресс в Лайбахе определил подавить революцию неаполитанскую, вследствие которой сам король принял предложенную им конституцию и присягнул в точном её соблюдении, и силою предупредить восстание в Пьемонте против короля сардинского». 20. Укажите с точностью до четверти века хронологические рамки периода, когда происходили события, упомянутые в статье. Назовите императора Франции, упоминаемого в отрывке. Назовите российского императора, о котором идёт речь в тексте. 21. Что, по мнению автора статьи, было главным предметом политических действий российского императора после низложения императора Франции? Какие конкретные мероприятия в данном направлении были предприняты? Укажите любые два мероприятия. 22. Укажите название участников тайного общественного движения, возникшего в описываемый период в Российской империи. Какие причины привели к его возникновению? Укажите любые две причины. 23. Подписание Тильзитского договора было выгодно России, т.к. давало свободу действий против Турции и Швеции. Однако несмотря на эти внешнеполитические успехи, после Тильзитского мира в русском обществе появилось недовольство и ропот. Объясните, в чем состояли причины недовольства договором большинства слоев российского общества (приведите три объяснения) 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Существование Государственной Думы 1906-1907 гг никак не подрывало прерогатив самодержавной власти». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)… 2)… Аргументы в опровержение: 1)… 2)… 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1613-1645 гг.; 2) 1905-1907 гг.; 3) 1914–1918 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду Вариант 3 Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). 1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) открытие Х. Колумбом Америки 2) поход С. Дежнева 3) путешествие А. Никитина в Иран и Индию 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ | ГОДЫ | А) Брусиловский прорыв Б) Парижский тракта В) Итальянский поход Г) Деулинское перемирие | 1) 1618г 2) 1856 г 3) 1916 г 4) 1799 г 5) 1914 6) 1878г | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами 3.Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к XVI в. 1) Судебник; 2) Земский собор; 3) избранная тысяча; 4) патриаршество; 5) мануфактура; 6) приказы. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду. Ответ: 4.Запишите термин, о котором идет речь. Собрание патериков (жизнеописаний отцов церкви), житий святых и других церковных источников, составленных под руководством митрополита Макария в 30-40-х гг. XVI в, называлось ________________ 5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ | А) секуляризация Б) установление крепостного права В) новое политическое мышление Г) военный коммунизм | 1) создание цифирных школ 2) ввод советских войск в Афганистан 3) введение перехода крестьян за неделю до и неделю после Юрьева дня 4) создание комбедов 5) подписание ДОВСЕ 6) указ об обязанных крестьянах | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. А) «Убит же был Шевкал... И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушёл во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове». Б) «Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. ... Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. ... И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его...». 1) Речь идет о событии, произошедшем в 1242 г. 2) Данный документ повествует о первом масштабном восстании против монголо-татарского ига. 3) После данного события русские князья перестали платить дань Золотой Орде. 4) Описываемые события относятся к XIV в. 5) Данное событие произошло в эпоху Владимира Мономаха. 6) Герой описываемых событий был канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. | | | | | 7. Какие три органа власти были созданы в 1917 г.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Государственная дума 2) Верховная распорядительная комиссия 3) Всероссийский съезд Советов 4) Съезд народных депутатов 5) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия 6) Временное правительство | | | | | | | | | | | | | | | 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В _________________ битве советские войска окружили и принудили капитулировать крупную группировку противника под командованием Ф. Паулюса. Б) В _________ советскими войсками была осуществлена операция «Багратион». В) Летчик __________________ прославился осуществлением одного из первых в истории советской авиации ночного тарана. Пропущенные элементы: 1) А. П. Маресьев 2) Сталинградской 3) 1942 г. 4) Московской 5) В. В. Талалихин 6) 1944 г. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. События | Участники | А) оборона Порт-Артура | 1) Н.С. Хрущев | Б) разгром Хазарского каганата | 2) Федор Иоаннович | В) XXII Олимпийские игры | 3) Л.И. Брежнев | Г) война со Швецией 1590-1593 гг. | 4) Святослав Игоревич | | 5) Алексей Михайлович | | 6) Р.И. Кондратенко | 10. Прочтите отрывок из источника и укажите год, к которому относится данное событие. «1 сентября в 9 часов вечера начался в городском театре, в Высочайшем присутствии, парадный спектакль. В 11.30, в антракте, после второго акта, П.А. Столыпин, сидевший в первом ряду близ Государевой ложи, поднялся с места и стал спиной к сцене, разговаривая с подходившими к нему лицами. Вдруг раздались в зале один за другим два выстрела... Раненный двумя пулями Столыпин сохранил присутствие духа. Он осенил крестным знамением себя и царскую ложу, в которой стоял Государь, после чего, мертвенно бледный, стал падать» Ответ_____________ 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран | XIV в. | __________ (А) | Битва на Косовом поле | __________(Б) | Восстание под предводительством С.Т. Разина | __________ (В) | XVIII в. | __________ (Г) | Семилетняя война | __________ (Д) | Восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге | __________ (Е) | | | Пропущенные элементы: | 1) | подавление восстания в Твери московско-ордынским войском | 2) | XV в. | 3) | учреждение Правительствующего сената | 4) | XVII в. | 5) | «стояние» на реке Угре | 6) | XIX в. | 7) | протекторат Кромвеля | 8) | Гражданская война в США | 9) | возникновение Английского парламента | | | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами 12. Прочтите отрывок из исторического источника. «Июня в 23 день был великому государю выход на праздник Сретения Пресвятой Богородицы на Усретенку. И того числа была смута великая на Москве и били челом великому государю всем народом посадские и всяких чинов люди во всяких налогах и в разоренье на Леонтия Плещеева. А боярин Борис Иванович Морозов да окольничий Пётр Тихонович Траханиотов за него стали. И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли на его, государев, двор всяких чинов посадские люди всем народом и всех приказов стрельцы и били челом великому государю с большим невежеством. И великий государь к ним послал боярина князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила Волошенинова с тем, что они бьют челом ему, великому государю, шумно и с большим невежеством, и указал было великий государь тех челобитчиков ловить головам стрелецким. И стрельцы учинилися непослушны и были с ними заодно и боярина князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила Волошенинова обесчестили и платье на них ободрали, едва они ушли вверх к великому государю. И пошли всяких чинов люди из города из Кремля вон и, выйдя, начали грабить боярские дворы». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В отрывке идёт речь о восстании под предводительством Степана Разина 2) В источнике упоминается, что в ходе народного движения были разграблены боярские дворы 3) В отрывке идёт речь о народном восстании, участниками которого были служилые люди, составлявшие в Российском государстве в XVI–XVII вв. постоянное пешее войско 4) Одной из причин восстания, о котором идёт речь в отрывке, явилось ухудшение материального положения податного населения из-за введения медных денег 5) Описанные события относятся ко второй половине царствования царя, о котором идёт речь в отрывке 6) Народное движение, о котором идёт речь в отрывке, привело к принятию нового общегосударственного свода законов |