Экономические, социальные, культурные права Данные права составляют своего рода конституцию социального государства — гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права. Право частной собственности. Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом. Собственник может быть лишен имущества только по решению суда. Из Уголовного кодекса исключена конфискация имущества за любые правонарушения. Национализация, то есть обращение частной собственности в государственную, также исключена из российского законодательства. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допустимо при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует право наследования. Граждане России и их объединения имеют право частной собственности на землю. Свобода труда. Конституция провозглашает свободу труда, в этой норме закреплены все основные принципы трудового права: труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен; все трудящиеся имеют право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Государство обязано контролировать условия труда; трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может; запрещены любые формы дискриминации при оплате, приеме, продвижении по служебной лестнице; трудящиеся имеют право оспаривать решение работодателя, то есть право на трудовые споры с работодателем; конституционно закреплено право на отдых. Законом установлены дни отдыха, когда работы запрещены: выходные, праздничные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Работодатель не имеет права их отменять. Кроме того, ограничена продолжительность рабочего дня; защита от безработицы: государство создает новые рабочие места или стимулирует их создание, организует переквалификацию трудящихся на те профессии, которые пользуются спросом. Государство выплачивает пособие по безработице. Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция предусматривает следующие элементы данного права: бесплатная медицинская помощь в муниципальных или государственных лечебных учреждениях в пределах медицинского страхования; свобода выбирать врача; государственное поощрение занятий физкультурой и спортом, на что выделяются средства в государственном бюджете; контроль государства за экологической обстановкой и принятие мер по осуществлению экологического законодательства; государство обязано возместить вред здоровью лица, если он нанесен по вине государства. Право на жилище. Никто не может быть лишен жилища. Государство предоставляет малоимущим и многодетным семьям бесплатные квартиры. Государство поощряет жилищное строительство. Право на социальное обеспечение. Оно также состоит из нескольких элементов: право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); право на пособие по временной нетрудоспособности; право на пособие по безработице; право на пособие на детей; право на пособие по беременности и родам. Право на образование. В Конституции сказано, что каждый может свободно получать образование без каких-либо возрастных ограничений. Одновременно в Конституции установлены виды бесплатного образования: дошкольное; школьное основное; среднее профессиональное образование; высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в институт. Экономические права человека Особую группу основных прав составляют экономические права, гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных. Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд. Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34). Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, [[Конституция РФ 1993]] г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере: принудительный труд запрещается; закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждается право на защиту от безработицы; признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37). Социальные права человека С экономическими правами тесно связаны социальные права. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей. Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство. Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений. Культурные права человека Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д. В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом. 42. Право и мораль: единство, различие, взаимодействие. Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; 6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем: 1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. 2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. 3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. 5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность. Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). 7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. 43. Правовая система общества. Основные правовые системы современности. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения. С точки зрения сравнительного правоведения правовая система – комплекс элементов, характеризующий правовое развитие той или иной страны. Элементы правовой системы: 1. Правовая идеология (юридическая наука – система знаний о социально-правовой действительности; правовые понятия – формы научного и практического правового мышления; правовые принципы – основополагающие начала построения и организации правового уклада, правового порядка общества); правовая сфера внутреннего мира человека (правовая культура, юридическое мировоззрение, правовой менталитет, правовое мышление, правосознание); правовая политика (векторы развития отраслей права и всей правовой системы в целом). 2. Право и действующее законодательство. 3. Правовые отношения (поведение субъектов на основе правовых норм). 4. Юридическая практика (правотворческая и правоприменительная - деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и реализации правовых норм). 5. Юридическая техника. Юридическая техника – совокупность специфических правил, приемов и средств наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений. В нее входят: правовые аксиомы, юридические конструкции, правовые символы, презумпции и фикции. Правовые системы современности. Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Выделяют следующие правовые семьи: 1) романо-германскую; 2) общего права; 3) мусульманскую; 4) евразийскую; 5) индусскую; 6) обычно-традиционную. Романо-германская правовая семья объединяет группы романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния) и группу германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия), имеет следующие признаки: - рецепция римского права; - наличие писаного права; - иерархическая система источников права; - деление на публичное и частное право; - право носит законодательный и кодифицированный характер; - общий понятийный фонд, единая система правовых принципов; - судебная практика не признается в качестве источника права; - высшим авторитетом является Конституция. Семья общего права (англосаксонская) включает правовые системы Англии, США, Канады, бывших англоязычных колоний – Австралии и Новой Зеландии и характеризуется следующим: - основными источниками права являются судебные решения (прецеденты); - структура источников права: общее право (основной источник), право справедливости (дополняющее и корректирующее общее право), статутное право (писаное право законодательного происхождения); - отсутствуют кодифицированные отрасли права, нет разбиения на частное и публичное право; - нормы общего права носят казуистический (от слова казус – конкретное дело, случай), а не абстрактный характер; - важнейшую роль играют нормы судопроизводства. Изначально общее право складывалось как основной источник правовых способов решения конфликтов. Право справедливости возникло в XV веке в форме апелляций к монарху с просьбой решить дело по суду, по совести. Долгое время отсутствовали профессиональные судьи, применялись присяжные – отсюда велика роль традиций, обычаев в формировании английского права. В США аналогичен принцип доминирования судебного прецедента в качестве основного источника права, однако более велика свобода от предыдущих решений. Правовых систем в США 51 – пятьдесят в штатах и одна федеральная. Существует ряд обязательных общефедеральных законов. Например, порядка ста составов преступлений присутствует в уголовном праве всех штатов, однако есть и преступления индивидуальные для каждого штата. Мусульманская правовая семья. Источником права является Коран (священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухамедда), Сунна – священное мусульманское предание, рассказывающее о жизни пророка Мухамедда и представляющая собой сборник норм-традиций, служащих образцами поведения для мусульман, Иджма – комментарии ислама, составленные докторами богословия и представляющие собой согласие, достигнутое всем мусульманским обществом по вопросу об обязанностях правоверного. Так как окончательное толкование Ислама дается в Иджме, Коран и сунна юридического значения не имеют, судьи ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме, разработанные авторами правоведами, авторитет которых общепризнан. Нормы носят казуистический характер. В настоящее время увеличивается роль законов и кодексов – результата деятельности государства. Некоторые мусульманские государства полностью отказались от мусульманских судов, например Египет, в других они играют важную роль, как например, в Судане. Традиционная правовая семья (обычное право). Африканский континент. С помощью термина обычное право обозначается традиционное право африканских племен, существовавшее до колонизации. Это право представляло собой совокупность неписанных правил, устно передаваемых из поколения в поколение. В обычном праве правовые и моральные начала слиты воедино, все конфликты должны быть разрешены с помощью примирения сторон. Ярко выраженным является общественное начало: коллективная ответственность семьи, рода или общины, коллективные обязательства и права. Например, земля принадлежит социальной группе – племени или поселению. С развитием государственной власти увеличивается роль судебного правотворчества и государственного законодательства. 44. Правовая система современного российского общества. Российская правовая система Раскрыть следующие понятия: регламент, манифест, именной указ, кодификация, частное право, публичное право, закон, подзаконный акт, договор, советское право, социалистическая правовая семья, 1. Особенности и основные этапы эволюции российской правовой системы Начиная изучать правовую систему России, необходимо обратиться к её формированию в 10-11 вв. К источникам древнерусского права относились: обычное право – совокупность правил поведения, сложившаяся при их длительном использовании; договоры с Византией и немецкими городами; византийское законодательство, заимствованное после принятия христианства (Эклога Льва Исавра и Константина Копронима, Прохирон Василия Македонянина, Судебник императора Константина). Сфера применения этих актов – гражданское и уголовное право; церковное право Византии (установлена особая юрисдикция церкви, которая рассматривала семейно-брачные отношения); уставы князей (фактически устав посвящён одному конкретному вопросу и определяет границы церковной юрисдикции); Русская Правда (первый сборник обычного права). Она не являлась результатом правотворчеством государства. В ней закреплены обычаи и осуществлён переход на более высокий уровень правового регулирования. По своему типу Русская Правда может быть поставлена в один ряд с варварскими Правдами Западной Европы (Салическая Правда, Рипуарская Правда). Кровная месть заменяется штрафом. Власть не обладает правом на подачу иска. Пострадавший сам начинает дело. Процесс носит состязательный характер и не является письменным; Псковская судная грамота 1397 г.; Новгородская судная грамота середины 15 века. В период образования русского централизованного государства система источников права претерпевает определённые изменения. 1. Русская Правда утрачивает силу с 14 века и её место занимают жалованные и устные грамоты. Жалованная грамота – это правовой акт привилегированного характера (дарственные акты на имущество, либо льготное налогообложение, либо подтверждение действия общей нормы). Уставные грамоты определяли порядок местного управления определённой территории (Двинская уставная грамота 1397 г.). 2. Губные грамоты, издававшиеся с 30-х гг. 16 века по просьбе местного населения. 3. Уставные земские грамоты (50-е гг. 16 века). 4. Судебники. Они являлись первыми крупными правовыми актами, созданными государственной властью (1497, 1550, 1589). В них право ещё не делится на отрасли, однако можно выделить материальное и процессуальное право. Судебники действовали на территории всей страны. Основное развитие получил процесс (гражданский и уголовный). На основании ст.97 Судебника 1550 г. закон не имел обратной силы, что говорит об определённом развитии юридической техники. 5. Стоглав (1551 г.), который наряду с Судебниками произвёл систематизацию обычного права, продолжавшего действовать. 6. Указанные книги приказов. Нужно учитывать, что множество законов и указов давались в устной форме, а в приказах их фиксировали и оформляли. 7. Соборное Уложение 1649 г. Это – первый полномасштабный кодекс России. В нём можно выделить отрасли права (уголовное, административное). После принятия Уложение было напечатано и разослано на места для сведения населения и чиновников. До конца 17 века русское право развивалось самобытно, несмотря на некоторые заимствования законодательных актов Византии и Великого княжества Литовского. С начала 18 века начался императорский период истории государства и права России. Резко усилилось вмешательство власти в повседневную жизнь человека. Основными источниками права в этот период стали нормативные акты, изданные государственной властью. К ним относились: 1. Регламенты – нормативные акты, определяющие структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений. 2. Манифесты – нормативные акты, издаваемые только монархом и обращённые ко всем жителям страны (содержали декларативные нормы). 3. Именные указы – нормативно-правовые акты, издаваемые монархом и адресованные конкретным учреждениям и должностным лицам (носили правоприменительный характер). 4. Указы – нормативные акты, издаваемые монархом или Сенатом и направленные на разрешение конкретных дел. 5. Уставы – сборники правовых норм, регулирующих определённую сферу государственной деятельности. Усиленно развивались отдельные правовые институты, особенно в сфере публичного права. Была осуществлена «рецепция» права стран Западной Европы (Нидерландов, Швеции). Закон становится источником прав и обязанностей подданных. В первой половине 19 века была осуществлена кодификация русского права. Все существующие законы были сведены в единую систему. В 1835 г. введён в действие Свод законов Российской Империи. Кроме того, в хронологическом порядке издано Полное Собрание законов Российской Империи. Однако кодификация не была полной. Гражданское законодательство оставалось архаичным из-за господства сословного строя. Уголовное законодательство было унифицировано и в 1845 г. издано Уложение о наказаниях уголовный и исправительных. Со второй половины 18 века в России начала развиваться теоретическая юриспруденция, так как увеличившаяся правотворческая деятельность государства требовала наличия специалистов-правоведов. Юридическая наука развивалась в университетах и лицеях (Московский университет 1755 г., Демидовский лицей 1803 г., Царскосельский лицей 1811 г.). На основании Указа от 6.08.1809 г. о новых правилах производства в чины для занятия должности в государственном аппарате требовалось наличие образования ( в том числе и юридического). Само юридическое образование было основано на изучении нормативных актов и судебной практики. Значительным был интерес к римскому праву, так как категориальный аппарат отечественного правоведения был недостаточно развит. Римское право во многом было рецепировано в гражданское законодательство, что позволяет сделать вывод о вхождении России в семью романо-германского права. Говоря о советском периоде развития отечественного права, следует обратить внимание на то, что преемственность по отношению к предыдущему периоду развития практически отсутствует. Законодательство Российской Империи было отменено, и в течении нескольких лет (1918-1922) его заменяло «революционное правосознание», являвшееся на практике беззаконием и вопиющим произволом. Общий уровень правового развития населения был крайне низким, вследствие чего нельзя было осуществить какие-либо эффективные меры по наведению правопорядка. Кроме того, пришедшие к власти большевики вообще отрицали необходимость существования права. С начала 20-х гг. были предприняты попытки создать новое, социалистическое право. Основой права стал классовый подход. Весьма высокая была роль доктрины. Например, существовали следующие основные воззрения на право: 1. Право как классовый порядок (П.И. Стучка). всякое право является классовым; формально-логический метод в юриспруденции должен быть заменён революционно-диалектическим; материальные общественные отношения являются базисом для объяснения и понимания правовой надстройки. Право фактически является формой насилия. «Право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая его организованной силой»; деление права на публичное и частное категорически отвергается, так же как и концепция правового государства. Господствует правовой нигилизм, который является разновидностью социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку. 2. Право как меновое отношение (Е.Б. Пашуканис). Право – форма существования буржуазного общества. Пролетарского права не может быть, так как предполагается отсутствие угнетения. Право есть порождение меновых отношений товаровладельцев. Высшей формой права является процесс. 3. Право как идеологическая форма классовых отношений (И. Разумовский). Возникновение права данный автор связывал с классовыми материальными отношениями. Право – форма общественного сознания. 4. Психологическая концепция классового права (М.А. Рейснер). Классовое право вырабатывается интуитивно в соответствии с положением класса и его психикой. В этом заметно влияние теории Л.И. Петражицкого. В 1938 г. на 1-м совещании юристов А.Я. Вышинский сформулировал «окончательное» определение права как воли экономически господствующего класса, возведённой в закон. Говоря о развитии и состоянии советского законодательства, нужно учитывать тот факт, что оно напрямую было подчинено целесообразности и не было стабильным. Кроме того, основную массу нормативных актов до конца 80-х годов составляли ведомственные акты, зачастую противоречащие немногочисленным законам и носящие закрытый характер. Отрасли советского права целиком находились в подчинении официальной идеологии. Деление права на публичное и частное не признавалось в связи с отсутствием частной собственности. Гражданское право носило «опубличенный» характер. Государство активно вмешивалось в частно-правовые отношения, устанавливая различные ограничения и запреты. В 20-х гг. была осуществлена первая, а в 50-60 годах – вторая кодификация права. Существовавшее советское право не может быть отнесено к романо-германской правовой семье, несмотря на определённое сходство с неё. Источниками советского права признавались: Конституции и законы, принимаемые Верховными Советами Союза ССР, союзных и автономных республик – каждым в пределах своей компетенции; Указы Президиумов Верховных Советов всех уровней; Постановления и распоряжения Советов Министров Союза ССР, союзных и автономных республик; решения местных Советов народных депутатов; решения и распоряжения исполкомов местных Советов всех уровней; приказы, инструкции и постановления министерств и государственных комитетов всех уровней; постановления ВЦСПС – высшего органа профсоюзов СССР, наделённого правом принимать обязательные для всех постановления по вопросам охраны труда и социального страхования; акты центральных органов других общественных организаций в отношении внутрикорпоративных норм; акты руководителей предприятий и учреждений о внутреннем трудовом распорядке и иной внутриорганизационной деятельности. Иные источники права, кроме нормативных правовых актов государственных органов и общественных организаций, в Советском государстве почти не признавались. Сравнительно-правовой характер социалистического права: социалистическое право как квазизападное право В современной компаративистике существует три теории о природе социалистического права – французская, германская и американская. Французская теория считает социалистическое право «внебрачной (т.е. нелегитимной) дочкой» романо-германского права со многими чертами, присущими этой правовой семье. Согласно данной теории социалистическое право является самостоятельной правовой семьей, обладает многими атрибутами Романо-германского права, но все-таки относится к категории квазизападного права. вместе с тем германская теория (теория временной аномалии социалистического права) считает социалистическое право «блудным сыном» Романо-германского права, который со временем вернется к своему родному дому. Соответственно данной теории социалистическое право хотя и является самостоятельной правовой семьей, но по существу построено на базе Романо-германского права и лишь на определенное время отклоняется от континентально-европейского. В противоположность этим двум взглядам в американской теории утверждается, что социалистическое право представляет собой «генетическое уродство» с некоторыми элементами Романо-германского права. Как французская и германская теории, американская теория считает социалистическое право самостоятельной правовой семьей и включает его в категорию квазизападного права. Все три западные теории о природе социалистического права единогласно утверждают, что по первому критерию для микроклассификации правовых систем, т.е. по признаку правового стиля, а также по философии гражданского процессуального права социалистическое право практически не отличается от романо-германского права. Существенное различие между Романо-германским и социалистическим правом проявляется именно в философии уголовного процессуального права и в вопросе правовой идеологии. По этим двум критериям социалистическое право коренным образом отличается от Романо-германского права и обособляется от чисто западного права. Согласно американской теории о природе социалистического права правовая идеология социалистического права состоит из трех компонентов – таких, как экономическая, квазитеологическая и социально-политическая философия права. Данная теория рассматривает социалистическое право не только как учение о праве, но прежде всего как теологию об обществе. Экономическая философия социалистического права проявляется в следующих конкретных формах: установлении государственной собственности на основные средства производства, особенно на землю и ее недра, и их распределение; отрицание частной, но признание личной собственности; вытеснении деликтного права правом социального страхования и непривычным для западного права симбиозом деликтного и уголовного права; отрицание существования частного права вообще, т.к. по марксистско-ленинскому учению о праве, «все право публично, и мы ничего частного не признаем»; политизации и идеологизации гражданского права; проведении политики уравниловки в экономической жизни общества; карательной налоговой политики, направленной против частной собственности. В свою очередь квазитеологическая философия социалистического права состоит из учения об отмирании государства при коммунизме и торжестве морального кодекса строителя коммунизма; о воспитательной роли права, цель которого заключается в воспитании нового человека, очищенного от природных грехов, т.к. при коммунизме будет жить лишь «новый человек»; патернализме государства по отношению к своим гражданам, которых оно считает своими детьми, при этом отец всегда знает, что лучше для ребенка и полностью управляет его жизнью. Наконец, социально-политическая философия социалистического права проявляется в учении о руководящей роли коммунистической партии, согласно которому коммунистическая партия считалась умом, честью и совестью эпохи; о том, что обществом будут управлять не все граждане, а лишь достойнейшие из достойнейших, т.е. члены коммунистической партии; надзоре коммунистической партии над всеми государственными органами; проведении кадровой политики, основанной на идеологической закалке, а не на меритократии; признание сугубо позитивистской теории права, согласно которой несанкционированный обычай не считается источником права. Близкое ознакомление с основными тезисами правовой идеологии социалистического права сразу дает понять, что данная правовая семья не признает кардинальных принципов правовой культуры и сущности правового государства, лежащих в основе западной правовой традиции. Именно по этому признаку и по философии своего уголовно-процессуального права оно и называется квазизападным правом, несмотря на то, что полностью воспринимает правовой стиль и философию гражданского процесса Романо-германского права. |