ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Принцип разделения властей. 3 страница Парламент может состоять из одной или двух палат. Двухпалатный парламент существует, как правило, в федеральных (союзных) государствах. Так, Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, Конгресс США - Сената и Палаты представителей. Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы – принятие законов. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. К ведению Совета Федерации относятся: - рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; - изменение границ между субъектами Федерации; - утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; - принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; -назначение выборов Президента РФ; - назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы. В компетенцию Государственной Думы входят: - дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; - решение вопроса о доверии Правительству; -назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; - объявление амнистии и другие вопросы. Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации называются по-разному: областные и краевые думы (в городе федерального значения Москве — Городская дума), Законодательное собрание (в городе федерального значения Санкт-Петербурге и в Ленинградской области). Представительное собрание (в Астраханской области) и т.д. 9. Гарантии законности. Особую актуальность и практическую значимость проблемы законности и правопорядка приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства. Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с важнейшими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества. В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенных политических сил, стоящих у власти, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов - законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и реализации нормативно-правовых актов. Законность- это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно. Суть этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает, прежде всего, активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона. Наиболее существенные признаки законности[211]: 1. Всеобщность требования соблюдать и исполнять законы государства; 2. Осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законодательством прав и свобод личности, гарантии от необоснованного привлечения граждан к ответственности или незаконного лишения благосостояния; 3. Решительное пресечение и предупреждение любых правонарушений, от кого бы они не исходили, обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законов. Законность должна обеспечивать одинаковые условия при решении юридических ситуаций. Речь идет не о фактическом равноправии, а юридически равном решении вопроса. Неравенство заключается в том, что: а) отдельные законы принимаются в противоречии с Конституцией РФ, конституционными федеральными законами; б) правоохранительные органы, применяющие закон, нарушают правоприменительные акты; в) чиновничий аппарат нарушает законодательство, а реальной борьбы с этим в стране нет и не ведется. Исторический опыт показывает, что строго соблюдать законы становится обязанностью всех представителей порабощенных, эксплуатирующих классов, причем такое требование неукоснительно поддерживается принудительной силой господства. Таким образом, все же подавляющее большинство населения в условиях всех общественно-экономических формаций и всех политических режимов вынуждено действовать в соответствии с действующим законодательством. Под принципами (требованиями) законности следует понимать основные, исходные положения правовой жизни и деятельности общества и государства. Теперь рассмотрим основными принципами (требованиями) законности являются: 1. Всеобщность законности означает, что в государстве все равны перед законом. Равенство распространяется на всех должностных лиц, какое бы служебное положение они не занимали, на всех граждан, независимо от их социального положения, благосостояния, национальных, религиозных, расовых и других признаков. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить товаропроизводителей в одинаковые условия - главная задача закона правового государства. Реализация принципа всеобщности законности обеспечивает развитие демократии, прав и свобод личности, а также одинаковую ответственность всех субъектов общественных отношений перед законом. 2. Верховенство закона проявляется в том, что законы в государстве имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Все остальные нормативно-правовые акты являются подзаконными, они должны соответствовать конституции и принимаются на основе и во исполнение законов. Важное значение имеет установление законом иерархии правовых актов. Четкое разделение властей представительной (законодательной), исполнительной и судебной обеспечивает развитие и утверждение в стране демократии. Акты органов исполнительной власти тоже должны быть подзаконными актами, т.е. соответствовать требованиям закона и издаваться на основании и во исполнение актов соответствующего законодательного органа - федерального, субъекта федерации, либо местного органа. Вместе с тем законность требует от подчиненных отраслевых и местных органов, чтобы их акты не расходились с актами федеральных органов. 3. Единство (единообразие) законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всех граждан, органов и организаций государства нормативно-правовых актов; единстве юридической (нормативной) основы законности. Единство нужно понимать так, что все законы государства имеют одинаковую силу на территории всей Российской Федерации. Однако не учитывать местных условий нельзя. Законность должна гарантировать определенную свободу действий субъектов федерации, местных органов, способствовать развертыванию творческой инициативы. Единообразное понимание законности - свидетельство высокой правовой культуры. Указанный принцип не должен сковывать инициативы субъектов Федерации, местных органов самоуправления, учитывающих свои специфические особенности. Особенно важно поддерживать правовую культуру управленцев, от деятельности которых во многом зависит состояние правопорядка. 4. Гарантированность основных прав и свобод граждан предполагает, что государство обеспечивает своим гражданам такие права и свободы, которые зафиксированы в международных правовых документах. В международных актах закреплены общепризнанные стандарты прав и свобод человека и гражданина и тем самым установлен уровень, который не может быть занижен государством. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) и Международные пакты о гражданских и политических правах (1966 г.) суммировали универсальный характер прав и свобод, необходимых для цивилизованной жизнедеятельности человека: они не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина. 5. Неотвратимость наказания за совершение правонарушения состоит в том, что каждое совершенное правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении подвергнуты соответствующему наказанию за содеянное. Наказание должно быть справедливым. Суд обязан при назначении наказания учитывать все обстоятельства дела, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наказание - не просто мера предупреждения, сочетающая в себе кару и воспитание. Наказание - это юридический институт и одновременно социальный институт в руках государства, средство обеспечения законности и правопорядка. 6. Недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления означает, что субъектам правовых отношений предоставляется возможность принимать наиболее эффективные, целесообразные решения в границах правового поля, определенного нормой права. Субъектам права запрещается выходить за правовое поле, нарушать нормативно-правовые акты, они обязаны руководствоваться исключительно требованиями законности. Любые попытки объяснить отступление от действующего законодательства целесообразностью недопустимы. Безусловно, из всех важных принципов права, как в сфере правотворчества, так и при реализации норм права основным является его целесообразность. Но целесообразность права не может и не должна быть отчуждена или противопоставлена другим принципам права и в первую очередь - законности. Осуществление законности предполагает применение правовой нормы в соответствии с ее смыслом и буквой. Нельзя оправдывать отступление от точного применения норм права ссылкой на быстро изменяющуюся обстановку, неспособностью закона поспевать за бурно развивающейся жизнью. Этого нельзя допускать потому, что сам законодатель при издании закона (нормы права) максимально учитывает возможные в будущем изменения в социальной жизни, ее разнообразие и динамизм. Если в реальной действительности произошли изменения, вызывающие необходимость установления новой нормы либо изменение или отмену действующей правовой нормы, то это- концепция законодателя, а не органа, применяющего нормы права. Пока закон не отменен или не изменен в установленном порядке, он должен строго и неуклонно соблюдаться и исполняться всеми. 7. Связь законности и культурысостоит в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц. Связь законности и культуры приобретает особую актуальность в период строительства демократичного, правового государства. Связь законности с культурным строительством проявляется в различных формах и направлениях, начиная с подготовки законопроектов, применения на практике принятых норм права и кончая правовым воспитанием и повышением правосознания населения. Законность служит важным средством развития, укрепления и охраны завоеваний культуры. По мере повышения культурного уровня населения законность становится все более существенным фактором культурного строительства. Высокая культура, образованность и организованность людей образуют в свою очередь главную предпосылку строгого проведения в жизнь требований законов. Высокая правовая культура означает не только формально хорошее знание законов (норм права), но и глубокое уважение законов, умение применять их. Следует также отметить, что, несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности. Гарантии законности-это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия (объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности) и специальные средства. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности. 1. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. 2. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. 3. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. 4. Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. 5. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции. А) Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства). Б) Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания. Среди юридических гарантий различают следующие: 1) Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд. 2) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Предупредительную роль играют, например, такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д. 3) Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов. 4) Мерами защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. 5) Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью. 6) Процессуальные гарантии. 7) Правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. В) Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.). 10. Государственная власть: понятие, свойства. Понятие «государственная власть» производно от более широкого понятия « социальная власть». Под властью обычно понимается определенная система господства и подчинения между людьми, способ управления, фактор организованности и порядка в обществе. Суть любой социальной власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли подвластных. Власть необходимо отличать от влияния и от простого физического господства. Нельзя ставить знак равенства между влиянием и властью. Как отмечал русский юрист А.С.Алексеев, властвует и чарующая красота, и гениальный ум, и художественный талант, и мода. Однако в подобных случаях речь должна идти о влиянии, а не о власти как таковой. То же самое можно сказать о выражении «пресса – четвертая власть». В отличие от власти влияние не определяет желаемое поведение, оно – лишь один из побудительных мотивов. Власть необходимо отличать также от простого физического господства над субъектом как вещью. Физическое насилие чаще всего свидетельствует об отсутствии власти. Власть существует в любом обществе, однако государственная власть появляется на определенной ступени его развития. При любых интерпретациях понятия государства – формально-юридических, философских, идеологических – государственная власть признается необходимым признаком государства. В научной литературе даются разные определения государства. Как правило, они указывают на следующие ее признаки и свойства: · публичность; · институциональность; · легитимность и легальность; · суверенитет. Некоторые авторы к этим признакам добавляют другие: территориальность, правосубъектность, всеобщность, универсальность. Однако эти признаки по существу являются вторичными, уточняющими, второстепенными, дополняющими уже названные свойства государственной власти. Признак публичности в теории государства и права означает, что государственная власть является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной, т.е. действующей от имени общества. Публичной она называется потому что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Свойство публичности означает, что государственная власть, все ее органы должны действовать открыто, за исключением отдельных специальных органов государства. Степень открытости государственной власти может быть различной. Таким образом, любая государственная власть формально является публичной, т.е. выступает от имени народа. Однако по своей сущности она может быть частной (монархия), корпоративной (аристократия), авторитарной, тоталитарной и т.д. Государственная власть по своей природе институциональна, т.е. она представляет собой совокупность институтов государственной власти – государственные органы, учреждения, организации, служащие, должностные лица, которые действуют в рамках определенных правовых принципов и норм. Для государственной власти характерно выделение особого слоя людей, призванных управлять обществом при помощи специальных институтов. Существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, – говорил К.Маркс, – она представляет собой лишь тень, воображение, простое название.[7]. Это высказывание бесспорно, именно потому государственная власть очень часто отождествляется с самим государством, которое ассоциируется с такими понятиями, как «парламент», «правительство», «администрация», «суд» и т.д. Институты президентства, парламентаризма, суда, государственной службы и многие другие составляют основу государственной власти. Все эти институты организованы как определенная система, все части которой связаны между собой и представляют единое целое. В связи с этим возникает много споров по вопросу единства и делимости государственной власти. Разные точки зрения по этой проблеме обусловлены тем, что одни авторы рассматривают разделение властей преимущественно в социологическом или политическом аспекте, другие акцентируют свое внимание на формально-юридических вопросах, т.е. на организационно-правовых аспектах и формах разделения властей в исторически конкретных государствах. В многочисленных научных трудах, посвященных теории разделения властей, выделяются две противоположные точки зрения. Согласно одной, государственная власть по своей природе едина и неделима. Согласно другой, разделение властей в государстве не только возможно, но и необходимо для обеспечения должной политической свободы. Такие крайности во взглядах объясняются тем, что одни авторы рассматривают проблему соотношения властей с точки зрения ее социальной организации, другие акцентируют свое внимание на политических или юридических формах организации государственной власти. Между тезисом о единстве и неделимости власти и принципом разделения власти нет логического противоречия. Социальное единство и неделимость власти является необходимой основой для разграничения государственных полномочий и функций. Ведь объект деления должен по своей сути представлять собой нечто единое в принципе. Так, если бы власть по своей социальной природе была раздельной, то не существовало бы проблемы разделения властей. Анализируя содержание теории и практики разделения властей необходимо, прежде всего, четко разграничить социальные, политические и юридические аспекты проблемы организации государственной власти. Разделение власти в социальном смыс- ле – это принадлежность власти народу, классам или отдельным социальным группам. Такой взгляд на природу государственной власти, как правило, приводит к выводу о единстве и неделимости власти. В политическом аспекте – это степень участия различных слоев населения в осуществлении государственной власти, совокупность государственных институтов. В политическом смысле можно говорить о разделении властей. Так, власть может быть поделена между различными политическими партиями, группами и другими организациями. Примером тому является политическая история США, где президент и парламентское большинство могут принадлежать к разным партиям. Разделение властей в юридическом смысле – это конституционно-правовой принцип, согласно которому государственные функции распределяются между специальными органами государства. Такое юридическое распределение полномочий и функций между государственными органами существует в любом государстве, даже там, где нет разделения власти в социальном смысле. Например, в Советском государстве существовало определенное разграничение компетенции между представительными, исполнительно-распорядительными и судебными органами. Но в основу государства был положен совершенно иной принцип: соединение законодательства и управления, при котором формально юридически вся власть принадлежала Советам, а фактически – партийным органам. Таким образом, в социальном смысле государственная власть едина и неделима. Она может принадлежать всему народу (демократия), группе лиц (аристократия), отдельному классу (социалистические государства), одному лицу (монархия, тоталитарный режим). В политическом плане государственная власть относительно делима. Например, отдельные партии могут в большей или меньшей степени влиять на организацию и функционирование государственной власти. В организационно-правовом смысле власть может быть построена по принципу единства («Вся власть Советам») или по принципу разделения властей. Организационно-правовое разделение властей возможно и необходимо при любой форме правления. В современной научной литературе для характеристики государственной власти используются понятия «легитимность», «легитимация» и «легальность». Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный) – политико-правовое понятие, означающее положительное отношение населения страны, больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти, признание их правомерности. Вопрос о легитимности обычно встает при изменении формы правления, политического режим в результате революции или государственного переворота. Узаконение новой государственной власти, признание ее легитимного характера называется легитимацией. В качестве средства легитимации режимов, пришедших к власти путем государственного переворота, обычно используются референдумы или всеобщие выборы. Понятие легитимности ввел в научный оборот один из наиболее крупных социологов конца XIX-начала XX в. Макс Вебер. Он утверждал, что легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно: 1. чисто аффективно: эмоциональной преданностью (харизматическая легитимность); 2. ценностно-рационально: верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших непреложных нравственных, эстетических или каких-либо иных ценностей (ценностно-рациональная легитимность); 3. религиозно: верой в зависимость благо и спасения от сохранения данного порядка (традиционная легитимность). М. Вебер подчеркивал, что чистые типы легитимности редко встречаются в действительности. Как правило, имеет место сочетания различных комбинаций этих чистых типов, которые относятся к проблемам «общего учения о государстве».[8] Харизматическая легитимность – это авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека. Традиционная легитимность – это авторитет «вечно вчерашнего дня», авторитет нравов и привычной ориентацией на их соблюдение. Ценностно-рациональная легитимность – это вера в обязательность соблюдения нравственных, правовых и других социальных норм. Государственная власть должна быть не только легитимной, но и легальной. Легальность – это признание какой-либо организации, процедуры, общественного отношения, тех или иных институтов государственной власти, существующими на законных основаниях. |