МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принцип разделения властей. 7 страница





 

Цивилизационный подход

Исторические типы государства в рамках этого подхода классифицируются, исходя не столько из социально-экономического критерия, но также и на основе преобладающих в политических объединениях духовных, культурных, правовых принципов и норм, которые в общей совокупности формируют собой характеристики цивилизации. Рассмотрим примеры подобных категорий. Мировые цивилизации Исторические типы и формы государства в рамках цивилизационного подхода предлагаются исследователями в большом количестве теоретических концепций. Например, Освальд Шпенглер считал, что на протяжении истории человечество развивалось в рамках 8 цивилизационных культур, Карл Ясперс выделил 9 цивилизаций, в учении Арнольда Тойнби их количество составило 21. Одна из научных концепций выделяет, к примеру, 7 древних цивилизаций: месопотамскую, египетскую, греко-римскую, критскую, византийскую, центральноамериканскую и андскую, и порядка 8 современных: западную, китайскую, японскую, исламскую, индуистскую, русскую православную, африканскую, латиноамериканскую. Некоторые исследователи выделяют первичные и вторичные цивилизации. Главный критерий их разграничения - роль государства в общественных отношениях. Так, например, первичные цивилизации предполагают всестороннее участие в развитии суверенного политического объединения. Экономика, общество, государство и право в такой модели взаимосвязаны. В свою очередь, во вторичных цивилизация роль государства несколько более узкая. Она сводится к надстройке - духовной, правовой, культурной составляющей развития социума. Примеры таких цивилизаций - латиноамериканская, западноевропейская. Типология права С формированием институтов государственности тесно связаны процессы, отражающие возникновение и развитие права. Какие теории в этом направлении можно назвать самыми распространенными? В числе тех, что популярны в исторической науке, - концепция о том, что право следует классифицировать на два типа - естественное и позитивное. Первое отражает в большей степени неписаные, интуитивно понятные для человеческого сообщества нормы и принципы. Второе - это, в свою очередь, законы, детализирующие их нормы, а также акты, адаптирующие их к конкретной среде регулирования. Естественное право предшествовало позитивному. Но в среде ученых остается дискуссионным нюанс: в какой момент времени соотносительно, скажем, с возникновением формации или цивилизации появилось позитивное право? Есть версия, что именно с момента его возникновения человечество, собственно, и начало развиваться в рамках формационного или цивилизационного пути. Механизм образования государства как критерий типологии Типологизация может быть осуществлена, исходя из механизма, в рамках которого шло образование государства. В исследовательской среде имеется большое количество концепций в этом направлении. Есть государства, которые могут возникать как получившие суверенитет территории, ранее принадлежавшие другим самостоятельным политическим единицам. Например, таковыми являются многие бывшие республики СССР. До распада Советского Союза всего лишь несколько из них имели исторический опыт самостоятельной государственности. Образование государства может быть связано с интеграционными процессами между народами, характеризующимися единой культурой, языком, идеологией. Так, было сформировано большое количество современных европейских государств. Например, это Германия и Италия - долгое время на территории этих стран существовали независимые политические единицы. В какой-то мере уникален опыт США. Их некоторые исследователи характеризуют как пример государства, объединенного не в силу культурных и национальных связей, а на базе демократических идей, свободы и конституционализма, весьма прогрессивных для времени, когда американцы решили стать независимыми от Англии, в конце 18-го века. Россия. Как определить тип государства России? Вероятно, прежде всего стоит определиться с тем, какой исторический период брать в рассмотрение. Дело в том, что нашему государству более тысячи лет. Если соотносить Россию и типы современных государств, то, исходя из концепции Маркса и Энгельса, вероятно, мы принадлежим к капиталистической формации. Со строительством коммунистической, как известно, не получилось. Как мы отметили выше, в российской истории имела место также и феодальная формация. Согласно другому рассмотренному подходу, Россию можно назвать государством, принадлежащим к русской православной цивилизации. Что касается критерия, отражающего факторы образования страны как суверенного политического объединения, то, с учетом многовекового опыта государственности, нас, вероятнее всего, справедливо отнести к странам, возникшим вследствие интеграционных процессов - на уровне культуры, языка, религии. История государства Российского - это объединение славянских, финно-угорских, тюркских и других народов, ключевым фактором которого, как полагают многие исследователи, был имперский статус России. В рамках соответствующего исторического периода в нашей стране существовал, если брать за основу теорию Маркса и Энгельса, феодальный строй, позже сменившийся капитализмом. Россия - государство нескольких формаций? После революции 1917 года имперский фактор перестал играть свою роль, после чего на территории страны, где раньше не было никаких федеративных и иного типа суверенных образований, за исключением имевших достаточно большую автономию Польши и Финляндии, образовалось несколько независимых суверенных политических единиц по национальному признаку. Однако, как считают некоторые исследователи, новые независимые страны, за исключением как раз Польши и Финляндии, оказались далеко не в самом оптимальном социально-экономическом положении для того, чтобы развиваться самостоятельно. В итоге Москве довольно скоро удалось консолидировать их в рамках СССР и новой идеологии - коммунизма. Соответствующая государственная формация, возникшая в нашей стране, с учетом концептуальных дополнений со стороны учений Ленина, Сталина и других советских лидеров, в целом была в достаточной мере близка к теоретической модели Маркса и Энгельса. Когда же в годы Перестройки объединяющий коммунистический фактор перестал играть свою роль, политическое пространство бывшей Российской империи стало таким, каким мы его знаем сегодня. Так же, как и после революции 1917 года, наша страна разделилась на несколько суверенных государств. Их объединения, как в 1922 году, не произошло. Почему? Есть много версий на этот счет. По одной из них, в начале 20-го века у новых стран не было экономических ресурсов на строительство независимых хозяйственных и политических систем. После Перестройки, в свою очередь, у большинства было мощное советское инфраструктурное наследство и более или менее действующие институты управления. В силу отсутствия желания продолжать развитие по коммунистическим принципам новые государства фактически вернулись к капитализму и продолжили строительство в рамках данной формации.

20.Краткая характеристика исторических типов.

 

Восточное государство. До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований.

 

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.

 

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства.

 

Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т. п.), ниже – его приближенные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды–общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

 

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

 

В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

 

Восточные государства выполняли несколько функций: 1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений); 2) финансовую – взимание податей; 3) военную – оборона своей территории или захват чужих территорий; 4) подавления сопротивления общинников и рабов.

 

Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.

 

Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю – наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

 

 

Рабовладельческое государство. Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII–VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).

 

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

 

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н.э. и др).

 

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

 

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

 

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

 

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид – аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

 

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

 

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

 

Феодальное государство.

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

 

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

 

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

 

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

 

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

 

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

 

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

 

Буржуазное (капиталистическое) государство. Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной – огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

 

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

 

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

 

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

 

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в.– первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения – тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

 

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г.–исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

 

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней – функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в.– это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива – или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

 

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

 

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и. вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений.

 

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества – экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п.

 

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных – побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

 

Социалистическое государство.

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

 

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

 

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

 

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

 

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.

 

Вывод: таким образом, взяв за основу формационный подход можно выделить следующие исторические типы государств: восточное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

 

21. Место государства в политической системе общества.

 

Государство как элемент политической системы общества

 

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

 

Эти два понятия можно рассматривать как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

 

• является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;

 

• является единственным носителем суверенитета;

 

• обладает публичной властью и является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

 

• располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

 

• обладает монополией на правотворчество, устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций;

 

• располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

 

• выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

 

Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

 

Современное демократическое государство обеспечивает общественные интересы, концентрирующие интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

 

Соотношение государства с другими элементами политической системы

 

Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Испытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздействие. В стабильных демократических обществах функциональная связь государства с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли и методов политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической и общественной жизни.

 

 

Прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.

 

Исходя из социально-экономических условий и других факторов, многие ученые выделяют пять типов государств:

 

» традиционные примитивные,

 

» традиционные цивилизованные,

 

» государства переходных обществ,





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.