ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Принцип разделения властей. 4 страница Вопрос о суверенном характере государственной власти относится к числу наиболее дискуссионных в общей теории государства и права и требует более глубокого и детального рассмотрения. Теория суверенитета, как и любая другая политико-правовая концепция, является отражением реальных процессов общественного бытия, служит вполне определенным практическим потребностям. Но в своих даже самых современных вариантах она несет в себе отпечаток более чем 400-летней истории развития. Элементы старых воззрений присутствуют во всех современных доктринах суверенитета, вследствие чего они как бы сотканы из противоречий. Единой и общепризнанной концепции суверенитета сегодня не существует. В этом смысле можно сказать: сколько авторов, столько и теорий. Политико-правовые теории, даже самые современные, несут в себе сгусток истории; лишь знание генезиса той или иной концепции позволяет правильно понять ее смысл, определить содержание, раскрыть социально-политическую и правовую сущность. Принцип историзма чрезвычайно важен, так как терминологически-понятийная конструкция «суверенитета» неоднократно менялась. В новейшей литературе, конституционном законодательстве, официальных политических документах и в международно-правовых актах термин «суверенитет» употребляется для обозначения разных общественно-политических и правовых реальностей: 1) краткого определения статуса государства (правосубъектность); 2) обозначения политической независимости и самостоятельности государства во внутренней и внешнеполитической деятельности (суверенное государство); 3) подчеркивание принадлежности государственной власти народу, нации (суверенитет народа, национальный суверенитет); 4) характеристики свойств государственной власти быть единой, неделимой, неотчуждаемой, неограниченной, верховной и независимой во внутренних и внешних делах (государственный суверенитет); 5) обозначение совокупности прав, принадлежащих народу, нации или государству (суверенные права); 6) определения объема правовой связанности государства (суверенитет права). Как видим, под общим названием могут подразумеваться существенно разнящиеся социальные, политические, экономические и правовые отношения. Неудивительно, что употребление термина «суверенитет» нередко носит спекулятивно-популистский характер. Соперничающие между собой политики используют эту идею отнюдь не в качестве научной концепции, а в виде звонкого политического лозунга, мало понятного и, тем не менее, привлекательного для народа. При всем многообразии взглядов на проблему, идеи суверенизации можно все-таки определенным образом сгруппировать. Прежде всего, в зависимости от того, какой общий смысл вкладывается в понятие «суверенитет». Часть теоретиков отождествляет категории «суверенитет» и «верховная государственная власть». Это относится к тем, чьи первоначальные представления о суверенитете сформировались под влиянием преимущественно французских философов, политологов, государствоведов (Боден, Руссо, Дюги, Эсмен и др.). Причем, часто употребляемые ими формулы «суверенитет принадлежит народу» и «государственная власть принадлежит народу», по существу, выражают одну и ту же мысль. Многие же ученые под суверенитетом понимают не саму государственную власть, а лишь одно из ее свойств или признаков – быть верховной и независимой. В конституционном плане оба понятия суверенитета – результат длительного исторического развития этой идеи. Исторически она представляла собой отражение сеньоральных отношений при феодализме, когда крупные земельные собственники являлись в отношении зависимого от них населения в той или иной мере носителями судебной, административной и политической власти. Создание крупных централизованных государств, преодоление феодальной раздробленности и установление неограниченной власти монарха в странах Западной Европы нашло свое обоснование в правовой мысли средневекового общества в виде идеи верховной государственной власти, представленной в персоне государя. Впервые понятие суверенитета власти было сформулировано французским ученым Ж.Боденом в работе «О республике», вышедшей в 1576 году. Он не только обосновал и развил идею верховенства и независимости государственной власти, но и наполнил ее юридическим содержанием. По его мнению, к «правам суверенитета» относились: право законодательства, право войны и мира, право назначения высших должностных лиц, право верховной юрисдикции, право на верность и повиновение, право помилования, право чеканки монет и право взимания налогов и пошлин. Перечень суверенных прав пытались определить Гоббс, Гроций и другие мыслители, стоявшие у истоков теории суверенитета. Кстати, уже самые ранние метаморфозы идеи суверенитета весьма существенны для правильного понимания глубинных исторических корней современных дискуссионных вопросов. Даже при беглой оценке давних политико-правовых конструкций становится очевидным: во-первых, теория суверенитета с момента ее рождения представляла собой синтез политических и юридических начал. Во-вторых, слабое развитие в этот период международных отношений и международного права позволяет говорить о том, что доктрина суверенитета отражала внутригосударственную действительность, т. е. была обусловлена внутренними социальными процессами, а не только международными отношениями. В-третьих, верховенство государственной власти понималось как верховенство одного органа государства, в те времена, как правило, монарха. В-четвертых, в тот период понятие «суверенитет» отождествлялось с самой государственной властью. Существенное изменение взглядов на суверенитет происходит со сменой общественно-экономических формаций. Вступление буржуазии в борьбу с абсолютной королевской властью потребовало нового теоретического арсенала. Демократически и популярно звучащий лозунг «суверенитет принадлежит народу», всесторонне обоснованный Ж.Ж.Руссо в его «Общественном договоре», стал идейным оружием буржуазии в ее борьбе с абсолютной монархией. Но, завоевав государственную власть и достаточно окрепнув, буржуазия устами своих теоретиков начинает высказывать уже иные мысли, своеобразие которых обусловлено также и появлением федеративных государств, когда возникла необходимость обосновать верховенство одновременно нескольких властей в едином союзном государстве. Несмотря на множество течений, можно выделить, по крайней мере, несколько существенно отличающихся друг от друга концепций суверенитета: развитие идеи народного или национального суверенитета, частичное или полное отрицание суверенитета, учение о суверенитете права, теорию государственного суверенитета. Кроме того, особое место занимают труды по философским аспектам суверенитета. Идея народного суверенитета, отвечающая интересам широких масс, всесторонне обоснована Ж.Ж.Руссо – одним из величайших мыслителей XVIII века, сыгравшим большую роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции 1789 года. Руссо не был основателем теории народного суверенитета, однако именно он придал ей завершающую стройность и глубокое философское обоснование. Под суверенитетом Руссо понимал абсолютную, независимую, неотчуждаемую и неделимую власть народа, осуществляемую согласно его воле. Если Боден использовал в свое время концепцию суверенитета для обоснования абсолютной монархии, то Руссо употребил ее для обоснования безграничной власти народа. Суверенным, по мнению Руссо, является народ и только народ, который определяет формы правительства. Различая законодательную и исполнительную власть, он считал, что законодательная власть всегда должна принадлежать народу, исполнительная власть или управление может быть передано в руки одного лица (монархия) или группы лиц (аристократия), или большей части народа (демократия). Идеи Руссо носили явно революционный характер, они не остались только на страницах его творений, а оказали огромное влияние на конституционное законодательство многих стран. Принцип народного суверенитета закреплен во французских конституциях 1791, 1793, 1795 гг., а также во многих ныне действующих конституциях современных государств. Определенная же группа ученых под суверенитетом понимает не саму верховную власть, а лишь свойство, один из признаков государственной власти, выражающий ее верховенство и независимость. Таким образом, существует еще одно понятие суверенитета, которое принципиально отличается от предыдущих. И эти два понятия, первое из которых носит преимущественно социально-политический характер, второе – формально-юридический, вряд ли совместимы в рамках одной теоретической конструкции. В этой связи нелишне подчеркнуть, что концепции народного, национального и государственного суверенитетов исторически формировались как самостоятельные течения политико-правовой мысли, зачастую как противоположные и отрицающие друг друга доктрины. Даже сам термин «суверенитет» в словосочетаниях «народный суверенитет» и «государственный суверенитет» употребляется в разном смысле. Идея суверенитета с момента своего зарождения имела не только сторонников, но и противников, которые целиком или частично отвергали суверенитет как принцип устройства любой власти. Наиболее скептически к ней отнеслись на родине автора теории суверенитета. Например, французский государствовед Дюги отрицал суверенитет во всех его проявлениях, считал понятие суверенитета фикцией, схоластической формулой, исчезающей при простом исследовании действительности. По его мнению, принцип национального суверенитета не только не доказан и недоказуем, но он еще и бесполезен. Он резко выступал против идеи народного суверенитета. «Надо остерегаться, – писал он, – на место монархического абсолютизма поставить демократический абсолютизм, основанный на божественном праве народа. Надо понять, что гарантии должны быть установлены также и против деспотизма народных собраний, причем эти гарантии должны, быть может, более энергичными, чем против деспотизма королей». В современных условиях существуют объективные причины как для отрицания, так и для сохранения и развития доктрины суверенитета. Критика суверенитета в основном преобладает в зарубежной литературе. Например, один из авторитетных ученых нашего времени, видный общественный деятель, организатор и первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи дает следующую критическую характеристику суверенитета: «... при всей своей этической, политической и функциональной неприемлемости и нелепости, суверенитет национального государства по-прежнему остается краеугольным камнем нынешнего мирового порядка». Далее он считает, что структура нынешнего международного здания оказывается очень нестабильной и шаткой, потому что оно построено из старых негодных кирпичей – суверенных национальных государств. Само собой разумеется, что подобные кирпичи, по мнению А.Печчеи, неприемлемы для внутригосударственного строительства. В книге А.Печчеи «Человеческие качества» излагаются аналогичные взгляды и других ученых. Так, гарвардский политолог С.Хоффман утверждает, что «сосуд суверенитета дал течь», что постепенно обретает реальные черты идея необходимости отказа от принципа суверенитета национального государства. Другой ученый Тойнби отмечал, что «сила поклонения культу национального государства вовсе не свидетельствует о том, что национальный суверенитет действительно представляет собой удовлетворительную основу политической организации человечества в атомный век. Истина как раз в прямо противоположном. В нашу эпоху национальный суверенитет, по сути дела, равносилен массовому самоубийству». Опираясь на эти высказывания и свои собственные суждения, А.Печчеи делает вывод, что вызревает не менее обильный урожай идей, связанных с прямо противоположной принципу суверенитета концепцией взаимозависимости. Гарантией прав государств должна служить не химера независимости, а утверждение и коллективные гарантии отсутствия зависимости от какого бы то ни было другого государства. 11. Государственный орган: понятие, характеристика, классификация. Орган государства— это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями (компетенцией). Властность этих органов проявляется в том, что они издают решения, обязательные для лиц, которым они адресованы, осуществляют контроль за их исполнением и в случаях, предусмотренных законом, применяют принудительные меры. Следовательно, признаками государственного органа являются следующие. 1. Государственный орган — это единоличное лицо (президент, прокурор и др.) или организация. 2, Государственный орган действует от имени государства. Он наделен властными полномочиями. Это выражается в том, что государственный орган принимает решения общего (нормативные акты) или индивидуального характера (например, решение, приговор суда), обязательные для тех, кому они адресованы. Властные полномочия могут быть выражены в контрольно-надзорной деятельности и в применении физических принудительных мер. 3. Государственный орган — это всегда государственное учреждение, состоящее на содержании государства, получающее материальные и финансовые средства (здания, средства связи и прочее оборудование, деньги) от государства, из бюджета государства, доходы которого формируются за счет налогов. 4. Людским человеческим субстратом государственного органа являются граждане государства, работающие в государственных органах на постоянной, профессиональной основе, получающие средства для своего существования от государства. Система органов государства разнообразна по своей структуре, формам образования, сфере властвования, формам деятельности, выполняемым задачам и функциям. Виды По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные и органы надзора и контроля. В особую группу выделяются силовые структуры (армия, полиция, разведка). По способу формирования государственные органы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные органы — это органы, формируемые непосредственно самим народом путём выборов. Это, следовательно, органы выборные. Хотя не каждый выборный орган является первичным. Некоторые выборные органы избираются представительными органами. В федеративном государстве органы подразделяются на федеральные и субъектов федерации. По месту в иерархической системе органы подразделяются на высшие и местные. В федеральных государствах наблюдаются две системы высших органов власти: общефедеральные и субъектов федерации. К. местным относятся органы местного самоуправления. По своей структуре органы подразделяются на единоначальные (президент, министр, прокурор, командир военной части и др.) и коллегиальные (представительные органы, правительство и др.). Различие состоит в том, что в первых решения принимает единоначальник, во вторых— коллегия (группа должностных лиц). По компетенции органы государства подразделяются на органы общей и специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и т. д. Во втором — соответствующий орган руководит какой-то одной, относительно узкой", сферой. К первым относятся прежде всего представительные органы, правительство, главы администраций и др.; ко вторым — министерства, ведомства, прокуратура, суды и др. Принципы организации и деятельности органов государства — это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принцип территориальности положен в основу организации системы органов. Территория государства делится на территориальные единицы. По этим единицам подразделяется подвластное государству население. Система государственных органов привязывается к этим единицам. Каждый орган действует в определенном территориальном пространстве, очерченном административно-территориальными единицами. Принципы иерархичности. Органы государства занимают в системе механизма разные уровни, одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих. Принципы централизма или децентрализма в деятельности государственных органов проявляются в том, на каком уровне принимаются решения: принимаются ли они центральными органами и в силу иерархичности нижестоящие органы только их исполняют, или важные решения принимаются и территориальными местными органами с учетом местных условий. В зависимости от степени самостоятельности территориальных органов может преобладать централизм или децентрализм в принятии, решений. Принципы выборности и назначаемости противоположны в своей сути. Первый отражает демократические, а второй — бюрократические начала в формировании государственных органов. Оба принципа присущи современным государствам и реализуются в разных частях государственного механизма. Принципы коллегиальности и единоначалия. 1ый выражает демократические, второй— бюрократические начала. Принципы, гласности, открытости или тайны. Первый принцип, безусловно, свойствен демократическому государству, второй — государству недемократическому, бюрократическому. Однако даже и в демократическом государстве деятельность некоторых органов или некоторые стороны деятельности не являются гласными и открытыми (вопросы государственной тайны, следственной тайны и т. д.). Принцип законности в организации и деятельности органов государства состоит, во-первых, в том, что в государстве существуют и действуют органы, только предусмотренные конституцией и иными законами; во-вторых, в том, что эти органы создаются согласно процедуре, предусмотренной законами; в-третьих, в том, что все органы действуют в рамках своей компетенции, решения принимают на основе закона и согласно процедуре, установленной законами. Принцип разделения властей. Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы и взаимосвязаны в функционировании государственного аппарата. -------------------------------------------- Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства. 1. Господство, или верховенство, права предполагает: во-первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона; во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц; в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны. 2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности-государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых гос.властью. 3. Взаимная ответственность личности и государства– гос-во не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны гос-ва, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. 4. Принцип разделения властей - относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. 12.Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Гражданское общество – такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются его права и свободы, а государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободы. Находясь под контролем общества, государственная и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости. Структура: 1. экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ 2. политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику) 3. духовно – культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения 4. социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями. Признаки: свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования); правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции открытость – информационная свобода, т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны: плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие Сущность и основные принципы гражданского общества. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся: 1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3. легитимность и демократический характер власти; 4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9. классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Гражданское общество – не государственно–политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество – открытое, демократическое, саморазвивающееся общество в котором центральное место занимает человек гражданин и личность. Гражданское общество – это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, и защищаются его права и свободы, государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах, демократии и справедливости. Основные признаки: 3. Свобода обеспечивается, когда: - индивид независим от государства – не находится под его тотальным контролем; - индивид является собственником, т.е. обладает средствами, необходимыми для достойного существования; - человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи; - человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации; - человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их; - права и свободы человека признаются, соблюдаются, и защищаются государством; - существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты. 2. Открытость, т.е. наличие информационной свободы, свободы мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны. 3. Плюрализм, который характеризуется наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп; политических сил, выражающих их интересы, свободной конкуренции политических сил в борьбе за отстаивание интересов и за обладание государственной властью; развитой структурированной политической системы и ее стабильностью; достаточным совершенством государственного аппарата и наличия разделения властей, наличием в обществе разных точек зрения, свободой их выражения и отсутствия обязательной государственной идеологии. 5. Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают, и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический, культурно – нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития. Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженных в юридических правах и обязанностях. Составляющими элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде 5 основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. 1. Социальная – охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием; межличностные отношения; большие социальные общности людей связанные общими интересами – нации, национальности, социальные группы, отношения между крупными социальными группами. 2. Экономическая система – совокупность экономических институтов и отношений, в которых люди вступают в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта: - отношения собственности (частная, государственная, муниципальная) - производство социальных материальных и нематериальных благ – в основе лежит созидательный труд членов общества, следовательно, частью экономических отношений являются трудовые отношения, производственные отношения. Структурными элементами экономической системы выступают: - частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия; - фермерские хозяйства; - индивидуальные частные предприятия граждан. 3. Политическая система – совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь, и осуществляется государственная власть: |