Принцип разделения властей. 8 страница » государства периода промышленных революций, » государства общества высокого массового потребления. В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной среды, ликвидация монополизма в сфере экономических отношений. Сейчас настоятельно выдвигается задача увеличения роли государства как центра экономического регулирования, важнейшего инструмента решения социальных, культурных, природоохранных и иных проблем. Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1 - во внутренней организации государства и 2 - в его деятельности. 1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Принципиальная важность права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правовые отношения. С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства. Право выступает существенным свойством государственной организации общества. Упорядочивая внутриорганизационные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины. 2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него. Сложным является вопрос о соотношении государства (политики) и морали. Государственная власть сталкивается с трудной проблемой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согласующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы: ~ с политическими партиями, ~ с национальными движениями и организациями, ~ с церковью, ~ с органами местного самоуправления, ~ с профсоюзами, молодежными организациями и др. Политические партии, общественные организации и объединения - это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политическая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой. Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть. Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами: — возрастанием политической активности граждан; — процессом демократизации властных структур государства; — политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности. Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему: 1. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней. 2. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке. 3. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина. 4. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства. 5. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества. 6. Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается. 7. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость. Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку. Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности. Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений. Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке. Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами. 22.Методы теории государства и права. Теория государства и права, как и все другие науки, имеет не только свой предмет, но и методы, которые указывают на то, каким образом исследуется предмет. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования. Методология теории государства и права – это система методов (особых приемов, принципов, способов) изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений, точнее предмета теории государства и права. Система методов теории государства и права. Теория государства и права использует следующие виды методов: – философские (всеобщий метод), – общенаучные (межотраслевые), – частнонаучные (отраслевые). Особенности философского метода. Данный метод отличает всеобщий характер. Он: – используется во всех конкретных науках, на всех стадиях (этапах) научного познания; – содержит всеобщие универсальные принципы мышления, познания и дает ключ к познанию всех областей природы, общества, мышления, а не отдельных областей; – определяет мировоззренческие подходы исследования (раскрывает смысл человеческого, определяет отношения человека к миру, вырабатывает модели развития общества). Подход не содержит специфических правил, принципов познания государства и права, поэтому применяется в тесном единстве с общенаучными и частнонаучными методами. Он имеет два направления – материалистическое и идеалистическое. Общенаучные методы. Их особенности состоят в следующем: 1) они используются во всех конкретных науках; 2) но сфера их применения ограничена решением определенных задач; 3) они не охватывают всех стадий научного познания; 4) применяются на основе философского метода, взаимодействуют с ним; 5) представляют собой рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинную объективность теории. К общенаучным методам относят: – анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); – синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей) – системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); – функциональный подход (ориентирует на выявление одних социальных явлений по отношению к другим) и др. Частнонаучные методы. Частнонаучные методы исследования – это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования. В некоторых работах их называют специальными методами. Есть учебная литература, в которой специальные и частнонаучные методы рассматриваются как самостоятельные группы. Особенности частно научных методов. Данная группа методов характеризуется следующим: 1) это конкретные способы получения знания (опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение и т. д.); 2) они свойственны некоторой группе наук или присущи одной конкретной науке (специальной). К частнонаучным методам относят: – конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере); – статистический (позволяет получать количественные показатели того или иного государственно-правового явления); – кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления); – формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.); – сравнительно-правовой (позволяет сопоставлять различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т. д. в целях выявления их общих и особенных свойств). Учебная литература предлагает и другие варианты системы методов: 1) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т. п.); общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование); частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п.) (С.А. Комаров. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 18); 2) общенаучные методы и основные подходы (материалистический, идеалистический, вероятностный, исторический, логический, рациональный); междисциплинарные, или частные, методы (системный, сравнительный, статистический, психологический, эксперимент); специальные, или специфические, методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, судебной статистики, правовой эксперимент) (Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999. – С. 37). 23. Методы, способы и типы правового регулирования. Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования: 1. дозволение (управомочение); 2. обязывание (позитивное обязывание); 3. запреты. В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов). Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности) (позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность), связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями. Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание граждан, иными лицами совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий. Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий. Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья - юридические нормы, правоотношения, акты реализации во многом определяя их черты и особенности. Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Виды методов правового регулирования. Обычно выделяют два главных метода: 1. централизованный (метод директивный, императивный); 2. децентрализованный (метод автономный, диспозитивный). Централизованный метод. Его отличает: - регулирование на властно-императивных началах; «сверху - донизу»; - строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений; - использование предписания в качестве основного юридического средства; - использование для защиты интересов общества в целом и государства. Децентрализованный метод. Его отличает: - возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению; - равноправие сторон; - он основан на дозволениях. В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве. Тип правового регулирования. Он представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: 1. общедозволительный (дозволительный); 2. запретительный (разрешительный). Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели. Запретительный тип. Он применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т.д.); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения. Правовой режим. Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего не благоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения). 24.Механизм государства: понятие, структура и принципы деятельности. Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства. Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы. Признаки механизма государства: 1. наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата; 2. сложная структура; 3. взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом; 4. решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций. Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов: 1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства: · органы представительной власти; · органы исполнительной власти; · судебные органы; · контрольно-надзорные органы; 2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.: 1. государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки; 2. государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны; 3. государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность; 4. здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства. Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти: 1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни; 2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов; 3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение. Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства. Принципы, о которых здесь идет речь, – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья .государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе .«О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма. Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», 0 Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция) и др. Первая группа охватывает констуциоино закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное (место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов. ( Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства держится на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России. |