МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принцип разделения властей. 9 страница





 

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как:

 

верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

 

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Конституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

 

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:

 

• верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

 

* приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

 

равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

 

обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

 

профессионализм и компетентность госслужащих;

 

гласность в осуществлении государственной службы; ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

 

внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

 

и некоторые другие.

 

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной , службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.

 

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

25. Механизм правового регулирования: понятие и элементы.

 

Понятие и виды государственного принуждения

 

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

 

Признаки государственного принуждения:

 

· является разновидностью социального принуждения;

 

· по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;

 

· опосредовано правом, носит правовой характер;

 

· представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;

 

· воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;

 

· осуществляется посредством применения соответствующих мер;

 

· обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;

 

· применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;

 

· основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;

 

· применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

 

· реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

 

Виды государственного принуждения:

 

1. административное принуждение;

 

2. уголовное принуждение;

 

3. гражданско-правовое принуждение;

 

4. дисциплинарное принуждение.

 

Виды государственного принуждения

· меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, отмена незаконного акта);

· меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др.);

· меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение -либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

· меры защиты или правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.).

Как видим, юридическая ответственность является лишь одним из видов государственного принуждения. Из этого следует, что на нее распространяются все признаки государственного принуждения. Как и все виды государственного принуждения,

юридическая ответственность представляет собой принудительное воздействие,

может исходить только от уполномоченных на то органов или лиц,

осуществляется исключительно на основе норм права,

осуществляется строго в соответствии с процедурой, ими предусмотренной.

В отличие от иных видов принуждения, юридическая ответственность всегда является следствием только противоправного поведения лица и при этом всегда связана с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель.

 

 

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

 

Этот механизм позволяет:

 

§ обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;

 

§ показать динамику права, механизм его реального функционирования;

 

§ выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

 

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

 

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

 

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

 

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

 

§ норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

 

§ юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

 

§ правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

 

§ акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

 

§ охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

 

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

 

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

 

С точки зрения функционирования правового регулирования (юридический механизм действия права) - это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры - это элементарный состав каждого из его аспектов.

 

Первая стадия механизма правового регулирования (МПР) как процесса состоит в общем воздействии права на общество и складывающиеся в нем общественные отношения. Происходит формулирование правил поведения, направленных на удовлетворение интересов определенной группы субъектов права. Уже на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных препятствий на пути реализации и предусматриваются варианты применения правовых средств их преодоления. На данном этапе речь идет о качественном подходе к формированию нормы права.

 

Вторая стадия. Определяются специальные условия, при наступлении которых общие правила поведения могут быть детализированы применительно к определенному виду субъекта (субъектов) права. На данном этапе речь идет о юридическом факте, выступающем в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения возможной юридической связи между субъектами права.

 

Третья стадия устанавливает характер конкретной юридической связи между субъектами права посредством определения взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу и к третьим лицам. На данном этапе на основе норм права и конкретных юридических фактов осуществляется процесс возникновения правоотношений определенного вида.

 

Четвертая стадия. Реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на удовлетворение их целей посредством соблюдения, исполнения или использования предоставленных правовыми предписаниями возможностей. Это находит свое отражение в актах реализации прав и обязанностей.

 

Пятая стадия. Если форме реализации права препятствуют негативные явления, вызванные противоправными действиями и поставленные цели не могут быть достигнуты, то в процесс механизма правового регулирования включается определенный законом круг лиц или государственных органов власти, наделенных полномочиями по правоприменительной деятельности. Возникновение этой стадии носит факультативный (необязательный) характер и возможно только при необходимости восстановления правомерного поведения субъектов права в рамках устанавливаемого государством юридически значимого поведения. Свое выражение оно находит в форме принятия правоприменительного акта, носящего охранительный характер.

 

Можно выделить также и другую факультативную стадию, предшествующую иногда возникновению правоотношений - это стадия формирования и возникновения права.

 

Таким образом, указанным стадиям соответствуют следующие элементы юридического аспекта правового регулирования, составляющие структуру механизма правового регулирования:

 

· нормы права;

 

· юридические факты, в том числе и акты (факультативный элемент) правоотношения; правоотношение;

 

· акты реализации прав и обязанностей;

 

· правоприменительный акт, носящий охранительный характер

 

26.Механизм современного Российского государства.

 

 

Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.

 

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности – демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма.

 

Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

 

Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц, работников государственных органов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.

 

Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.

 

Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.

 

Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.

 

 

Профессионализм. От человеческого фактора, т.е. персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государства представляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом деле дилетантизм выражается в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений.

 

Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чиновников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня – пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять:

 

• точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица;

 

• действенный контроль;

 

• строгая моральная и юридическая ответственность;

 

• хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов.

 

На качественное совершенствование механизма Российского государства направлен Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 5 июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы Российской Федерации, права, обязанности и ответственность государственных служащих.

 

 

27. Общее понятие права и его основные признаки.

 

 

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

 

Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

 

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

 

Признаки права:

 

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей,

 

Но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);

 

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

 

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

 

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

 

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

 

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

 

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

 

1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная Сторона);

 

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

 

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

 

 

В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности права:

 

— классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

 

— общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как

 

выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.).

 

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

 

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

 

2. Понятие права в объективном и субъективном смысле. Право как государственный регулятор общественных отношений ???

 

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

 

 

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

 

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п. ), которые субъективном смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и от его воли и сознания.

 

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в целях или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

 

Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

 

 

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле Юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

 

Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством, который выражается в том, что:

 

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п.;

 

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществление его задач и функций;

 

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

 

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

 

28. Основные подходы правопонимания.

 

Право одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, так как в правопонимании отражается представления людей об обществе, о его критериях, ценностях. Право в практической жизни людей – это явление, относящееся к обыденным делам, конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях и связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей и других юридических работников. Право настолько сложный и уникальный феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к праву не только не исчезает, а возрастает, поэтому все то, что называется правом, изучается с глубокой древности и до настоящего времени прежде всего в практических целях. С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и поэтому на своем собственном опыте составляет как раз собственное представление.

 

История цивилизаций знает сотни правовых теорий. Учения о праве демонстрируют огромное разнообразие оценок, результатов. И все же можно утверждать, что все представления о праве опираются на общую основу, а именно: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе, но за этой общей основой начинаются различия. Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Основные положения этой концепции сформировались еще в древности. Суть данной теории сводится к тому, что в каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, свободу и так далее.

 

Исходный пункт теории естественного права – природа человека, социальные качества людей. Люди признаются равными по своей природы, они от природы наделены естественными стремлениями, разумом и так далее. Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые независимо от того, закреплены они где-либо или нет. Они вытекают из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и других факторов. В силу этого естественные права, хотя и в известной мере зависят от условий общественной жизни, в своей сути являются природными, неизменными. Содержание природных или естественных прав человека не определяется государством. Государство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Законы, принимаемые государственными органами, могут выражать естественные права человека, но могут и расходиться с ними. При расхождении закона с естественными правами, закон не признавался обоснованным и отвечающим правам человека. Для того, чтобы оценивать любой закон, как правовой или не правовой, нужно ответить на вопрос, что же такое право? Но все представители естественно правовой теории сходились в мнении о том, что право – это прежде всего высокая идея, призванная охватить все проявления правовой реальности. А вот содержание этой высокой идеи различные мыслители определяли по-разному: для одних эта идея сводилась к божественному началу, для других – к объективному разуму, для третьих – к равенству и так далее. Но в целом всегда эта идея связывалась с природой человека и признавалась первичной по отношению к законам и регулируемыми ими общественными отношениями. В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, то есть выражает закон. Яркими представителями теории естественного права называют Бродского, французских просветителей, Радищева и так далее. Изложенные ими идеи нашли свое закрепление в американской декларации независимости, во французской декларации прав и свобод гражданина.

 

 

Признаки права. Его сущность: классовая и общесоциальная.

 

Многие философы, юристы отмечают неуловимость сути права, и поэтому некоторые ученые, отчаявшись, пришли к пессимистическому выводу о том, что многолетние дискуссии о праве не дают плодотворного результата. Еще более двух столетий тому назад знаменитый философ Карлс сетовал на то, что все еще ищут определение права. Около сотни лет назад западногерманский ученый Гембен и крупный итальянский теоретик Веккео писали о том, что столетние дискуссии о праве не дают ни какого результата, так как нет такого определения права, которое было бы общепризнанным. Очевидно поэтому современный теоретик права Алексеев писал: «Юристы никогда не найдут определения понятия права, как естествоиспытатели не ответили до сих пор на вопрос, что такое природа вообще». В рамках отечественной юридической науки многими учеными предлагаются свои определения права, и не одно из этих определений не может считаться общепризнанным. Научные дискуссии по проблемам правопонимания начались в России еще в 20е годы и продолжаются до сих пор. Десятилетия дискуссий о праве в юридической науке выявили три основных подхода к определению понятия права и его сущности:





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.