МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принцип разделения властей. 6 страница





 

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция, актуальность и значимость законопроекта и вносятся в него поправки. Во втором чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. Третье чтение н а зн а ч а е т с я д л я го л о со в ан и я в ц ел я х принятия законопроекта в качестве закона.

 

Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

 

Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

 

Официальное опубликование принятого нормативно-правового акта осуществляется в специальных печатных изданиях. Так, федеральные конституционные и федеральные

 

законы, акты палат Федерального Собрания официально публикуются в “Парламентской газете”, “Российской газете” или в “Собрании законодательства Российской Федерации”. В этих же изданиях в течение десяти дней после их подписания публикуются акты Президента РФ и Правительства РФ.

 

 

Неопубликованные законы, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 15), не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие общий (межведомственный) характер, подлежат официальной публикации в “Российской газете” в течение десяти дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

 

Официальное опубликование актов субъектов РФ осуществляется в специальных местных печатных изданиях.

 

В местных средствах массовой информации публикуются и акты органов местного самоуправления.__

 

Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.

 

Нормативно-правовой акт – принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права. В нем выражается абсолютное большинство правовых норм, которые регулирует наиболее важные общественные отношения.

 

Понятия «правовой акт» и «НПА» не тождественны, - первое понятие значительно шире по содержанию, т.к. включает в себя несколько видов правовых актов: НПА, правоприменительные акты, акты толкования, договоры.

 

Признаки нормативно-правового акта:

 

1) нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности уполномоченных субъектов правотворчества, в пределах их компетенции;

 

2) в нормативно-правовом акте содержатся правила общего характера, обладающие государственной обязательностью;

 

3) нормативно-правовые акты рассчитаны на многократное применение;

 

4) нормативно-правовой акт оформляется в виде официального письменного документа, который имеет обязательные атрибуты и установленную форму;

 

17. Злоупотребление правом. Объективно-противоправное деяние.

 

Состав правонарушения – это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения.

 

Состав правонарушения включает в себя следующие элементы:

 

- субъект правонарушения – это лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо. Субъектом может быть как индивид, так и организация, однако, субъектом преступления может быть только индивид.

 

- объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред. Таковым является жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т.д.

 

- объективная сторона правонарушения – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности. Причем для характеристики правонарушения необходима связь между деянием и его последствиями. Важно, чтобы полученный вред был непосредственно связан с совершенным деянием, был его следствием. Как уже указывалось, деяние может быть как в форме действия, так и бездействия.

 

- субъективная сторона правонарушения характеризует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, то есть его вина. Правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение. Индивид должен осознавать, что он действует противоправно. Следовательно, правонарушение предполагает свободу волеизъявления субъекта, наличие возможности выбора варианта поведения. Отсутствие указанной свободы, например, действия по выполнению приказа исключает ответственность субъекта. Нарушение норм права и нанесение ущерба может быть и при отсутствии вины. В этом случае нельзя говорить о правонарушении.

 

Следует отметить, что для характеристики деяния как правонарушения, необходимо наличие всех указанных элементов состава. Отсутствие хотя бы одного из них не позволяет квалифицировать действие как правонарушение. С другой стороны, наличие указанных элементов достаточно для признания деяния как правонарушения. Если в действии виновного присутствуют все элементы состава, для привлечения субъекта к ответственности нет необходимости искать какие-либо «дополнительные» условия, признаки деяния.

 

Как уже указывалось выше, не всякое деяние, нарушающее нормы права, является правонарушением. В отдельных случаях субъект, нарушая нормы права, наносит ущерб (то есть налицо объективная сторона правонарушения). Однако иные элементы состава правонарушения – субъект или субъективная сторона – отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости и др. В юридической литературе они определяются не как правонарушения, а как «объективно противоправные деяния». Такое определение деяния объясняется тем, что здесь налицо лишь объективные моменты состава правонарушения (объект и объективная сторона). Субъективная же сторона деяния отсутствует. В соответствии с положениями ст.97 УК РФ эти действия не влекут уголовной ответственности, а порождают иные меры государственного принуждения (например, принудительные меры медицинского или воспитательного характера). В соответствии с ч.1 ст.5 УК РФ объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

 

Злоупотребление правом

 

Расширение комплекса демократических прав и свобод, обогащение их содержания, повышение правовой активности общества привели к тому, что далеко не всегда эти права используются эффективно. Нередко при их осуществлении игнорируются интересы общества и государства, ущемляются права других участников отношений.

 

Такое деяние в юриспруденции характеризуется как «злоупотребление правом».

 

Анализ законодательства и практики его применения позволяет заключить, что факт злоупотребления предполагает:

 

1) наличие у лица субъективных прав;

2) деятельность по практической реализации этих прав;

3) использование этих прав в противоречии с их общественным назначением;

4) причинение ущерба общественным либо личным интересам;

5) отсутствие нарушения конкретных юридических обязанностей либо запретов;

6) определение факта злоупотребления компетентным органом;

7) наличие юридических последствий злоупотребления.

 

Таким образом, злоупотребление правом – юридическое явление, вариант правового поведения. Характеризуя этот феномен с юридической стороны, многие авторы рассматривают его как правонарушение. На наш взгляд, подобный вывод не вполне адекватно отражает содержание данного явления.

 

Юридическая наука и практика связывают злоупотребление правом, прежде всего, с использованием субъективных прав в противоречии с их назначением, с превышением пределов использования. С увеличением законодательно закрепленных прав и свобод количество злоупотребления ими возросло. И хотя в мировой юридической практике это явление известно давно, в российском законодательстве оно получило формальное закрепление только в ныне действующем гражданском кодексе РФ. Ст. 10 этого кодекса определяет: «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом иных формах.

 

Некоторые авторы характеризуют злоупотребление правом как правонарушение. Полагаем, что подобный вывод делается без учета юридической специфики. Правонарушение предполагает, прежде всего, противоправность деяния. В данном случае нарушения правовых предписаний нет. Более того, речь идет о злоупотреблении при использовании именно прав, а не обязанностей. Правонарушение же связано с нарушением юридических обязанностей (запретов).

 

Кроме того, признаком правонарушения является то, что оно влечет за собой юридическую ответственность. Злоупотребление же правом, согласно действующему законодательству, такой ответственности не влечет.

 

Законодательством РФ предусмотрены следующие последствия злоупотребления правом:

 

1) признание недействительности последствий злоупотребления правом. Примером может служить признание недействительности сделки, совершенной с целью, противной интересам общества и государства (ст.49 ГК РФ);

 

2) прекращение возможностей использования права без его лишения. Так, ст. 73 Жилищного кодекса РФ ограничивает возможность использования права на обмен жилого помещения, если он носит корыстный характер;

 

3) отказ в принудительной государственной защите принадлежащего субъективного права. П.2 ст.10 ГК РФ предписывает, что в случае злоупотребления правом «суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права».

 

Как видим, все указанные последствия не являются юридической ответственностью. Правда, в случае, когда последствия злоупотреблением правом носят общественно опасный характер, законодатель закрепляет эти деяния как правонарушения (например, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), или злоупотребление при выпуске ценных бумаг (ст. 185 УК РФ). Но для того, чтобы злоупотребление характеризовать как правонарушение, оно должно быть формально закреплено как таковое с указанием на соответствующие меры юридической ответственности за его нарушение.

 

 

18. Индивиды как субъекты правоотношений. Правосубъектность граждан.

 

 

Различаются четыре разновидности индивидуальных субъектов: граждане, иностранцы (иностранные граждане), лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

 

Граждане. Это основная преобладающая разновидность индивидуальных субъектов. Напоминаем, что правоспособность граждан появляется уже с рождения. Дееспособность же развивается в зависимости от возраста. В различных государствах уровень дееспособности может быть разным. Это зависит от климатических, исторических, религиозных условий и традиций. Полная дееспособность российских граждан наступает с 18 лет, ограниченная - с 14 до 18 лет. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за совершение тяжких преступлений – с 14 лет, административная ответственность – с 16 лет, вступать в трудовые правоотношения гражданин может с 16 лет, брачный возраст установлен законом в 18 лет. За малолетних (лиц, не достигших возраста 14 лет) в соответствии с ГК РФ сделки могут совершать от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают имущественные сделки с письменного согласия своих законных представителей. Однако они могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией. Осуществлять права автора произведений, вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки.

 

Дееспособный гражданин не может быть ограничен в дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. В частности, в судебном порядке может быть ограничена дееспособность граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами и ставящих из-за этого семью в тяжелое материальное положение. Психически больные граждане, не способные осознавать последствий своих действий, могут быть признаны судом недееспособными.

 

В определенных законом случаях лица, не достигшие соответствующего возраста, могут быть признаны дееспособными. В частности, такая возможность предоставлена п. 2 ст. 13 Семейного кодекса РФ. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступление в брак в возрасте 16 лет. Кроме того, субъекты РФ своим законом могут разрешить вступление в брак и до достижения 16 летнего возраста. В соответствии с ч. 3 ст. 63 Трудового кодекса РФ с согласия родителей и органов опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен и с учащимися, достигшими 14-летнего возраста.

 

Правовой статус граждан. Любой гражданин одновременно является участником большого числа правоотношений, обладая при этом правами и обязанностями. Совокупность прав и обязанностей гражданина определяется наукой как правовой статус. Правовой статус граждан в демократическом обществе отличается широтой прав и свобод, их реальностью, материальной обеспеченностью и высоким уровнем государственной защиты. В соответствии с Конституцией РФ все граждане наделены равными возможностями обладания юридическими правами и обязанностями независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода занятий, места жительства и других факторов.

 

Субъекты правоотношений (права) — это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

 

Субъекты правоотношения, содержание правоотношения и объекты правоотношения образуют его состав.

 

К индивидам как субъектам правоотношений относятся:

 

- граждане суверенного государства, иностранцы, лица без граж­данства, лица с двойным гражданством. Иностранцы и лица без гражданства (апатриды) могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане Российской Федерации, за рядом исключений, установленных отечественным законодательством: они не могут избирать и быть избранными в предста­вительные органы России, входить в экипаж гражданского воздушного, морского или речного судна, а тем более быть его ка­питаном, служить в Вооруженных Силах республики. В частнос­ти, в законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., определяющем военную службу как особый вид федеральной государственной службы и устанавливающем исчерпывающий перечень структур, в которых предусмотрена военная служба (ст. 2), речь идет только о гражданах Российской Федерации как субъектах воинской обязаннос­ти и военной службы (СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.).

 

Особенность лица с двойным гражданством как субъекта права состоит в том, что он обладает одновременно правами и обязан­ностями двух государств (он одновременно и гражданин, и ино­странец),

 

Правосубъектностъ — это способность быть субъектом права.

 

Норма права, правосубъектность и юридический факт явля­ются предпосылками возникновения правоотношений.

 

Применительно к государственным и негосударственным ор­ганизациям, государству в целом правосубъектность находит вы­ражение в их компетенции. Компетенция — совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций. Компетенция имеет строго определенные рамки и устанавливается норматив­но-правовыми актами. Каждая организация имеет свою компе­тенцию. Она закрепляется в уставе организации, в положении о ней и определяет рамки деятельности организации. Компетенция главы государства, высших органов государственной власти и уп­равления закрепляется конституцией государства.

 

Рассматривая правосубъектность применительно к индивидам, в ней следует различать три составные части: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

 

Правоспособность — способность индивида иметь, в силу норм права, субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью.

 

Дееспособность — способность своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с возрастом и с психическими свойствами человека и зависит от них. Наступает она в полном объеме с момента совершеннолетия, а до этого подросток обладает частичной дееспособностью. Несовершенно­летние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

 

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

 

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

 

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

 

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

 

Еще более ограничена дееспособность малолетних в возрасте от шести до четырнадцати лет. Они вправе самостоятельно совершать:

 

1) мелкие бытовые сделки;

 

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

 

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с согласия последних третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 29 ГК РФ).

 

Правоспособность и дееспособность обычно совпадают в одном лице. Например, трудовая правоспособность российского гражданина заключается в том, что он имеет право трудиться, получать за труд вознаграждение и должен нести определенные тру­довые обязанности. Трудовая дееспособность его состоит в том, что он лично реализует свое право на труд. Правоспособность и дееспособность здесь не разделимы и наступают одновременно. Таким образом дело обстоит в большинстве отраслей права. В гражданском праве ситуация несколько иная. Здесь может наблюдаться разъединение право и дееспособности. В соответствии с гражданским законодательством дети до шести лет и граждане, страдающие психическим расстройством (по признанию суда), являются полностью недееспособными, но они обладают в то же время правоспособностью. За малолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки, за исключением тех, что они совершают самостоятельно, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК РФ). От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ).

 

Таким образом, в гражданском праве одно лицо может обладать только правоспособностью, а его отсутствующая дееспособность восполняется дееспособностью других лиц (родителей, опекунов, попечителя), которые вступают в правоотношения в интересах недееспособных.

 

Правосубъектность, или, как еще ее иногда называют, праводееспособность, характеризует положение человека в обществе, является условием стабильности его статуса. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В гражданском праве, например, судом признается недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Суд также может ограничить дееспособность граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ). Конституция Российской Федерации и российское законодательство о выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления ограничивают дееспособность (Правосубъектность) граждан, признанных судом недееспособны­ми, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда: они не имеют права избирать и быть избранными (ст. 32 Конституции РФ).

 

Деликтоспособность — способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение.

 

В составе правосубъектности правоспособность является определяющим моментом, а дееспособность и деликтоспособность производны от нее — если лицо неправоспособно, то ни о каких своих действиях по осуществлению прав и ответственности за неисполнение обязанностей речи идти не может.

 

Следует различать общую Правосубъектность и специальную. Общей правосубъектностъю обладают лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и не признанные судом недееспособными или невменяемыми. Общая Правосубъектность одинакова для всех. Она является общим равным условием для всех граждан России вступать в любые правоотношения, пользоваться любыми установленными законом правами и свободами. Специальная правосубъектностъ необходима для некоторых правоотношений, субъекты которых должны иметь специальные знания, определенный возраст, соответствовать каким-то дополнительным требованиям. Например, для избрания в Государственную Думу России необходимо достичь возраста 21 года, для занятия должности судьи — иметь высшее юридическое образование, возраст не менее 25 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

 

 

19. Конкретно-исторические типы государства.

 

В мире существует порядка 200 независимых государств. Есть теория, что многие из них допустимо объединить в категории, характеризующиеся общностью и единообразием по ключевым аспектам развития. Существует, таким образом, несколько типов государств. Научных подходов к их определению много. Какие из них наиболее популярны в российской науке? Нюансы типологии Поговорим прежде всего про понятие типа государства. Согласно распространенной трактовке, этот термин отражает принадлежность того или иного политического образования к некоторому классу (или группе), характеризуемому набором некоторых критериев. Государство и право, полагают исследователи, развивались поэтапно. Поэтому принадлежность их к тому или иному типу вполне можно проследить как в аспекте соотнесения с некоторым историческим периодом, так и посредством изучения их свойств вне привязки ко времени, но в сравнительном контексте. В видении некоторых исследователей понятие типа государства связано с особенностями функционирующей в нем системы политического управления, правовых институтов и т. д. В этом случае рассматриваемый термин может употребляться как синоним словосочетаний "форма правления" или, например, "политический режим". В современной российской политической науке типы государства и права часто понимаются как классы, характеристики которых позволяют отнести к ним те или иные суверенные политические образования в контексте их формационной или цивилизационной принадлежности. В этом случае такие термины, как "форма правления" или "политический режим", могут рассматриваться как более узкие. В связи с этим отечественные исследователи выделяют исторические типы государства, возникновение которых можно проследить в привязке к развитию тех или иных формаций или цивилизаций. Первый и второй критерий, между тем, определяют два разных теоретически подхода к классификации политических образований. Рассмотрим эти две концепции - формационную и цивилизационную.

Формационный подход

В числе самых, таким образом, распространенных в российской науке подходов - формационный. Тип государства в нем соответствует одному из следующих классов: первобытному (или общинному), рабовладельческому, феодальному, капиталистическому (или буржуазному), коммунистическому. Базовые критерии для каждого определены в учениях Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которых рассматривается материалистическая теория развития общества. Ключевые аспекты соответствующей концепции - формация определяется экономикой (который создает базис), а также отношениями в обществе, правом, идеологией (которые предопределяют надстройку). Отмеченные выше исторические типы государства в соответствии с теорией Маркса и Энгельса классифицируются, исходя из следующих основных компонентов: способов производства, преобладающих форм собственности на них, степени классового разделения общества и характеристик его отдельных социальных групп. Изучим некоторые их особенности. Основные типы формаций Рабовладельческие государства согласно рассматриваемой теории характеризовались базисом в виде сельскохозяйственой экономики, преобладанием государственной собственности на средства производства, высокой степенью классового разделения общества, где зависимое население составляло большинство, рабовладельцы - меньшинство. Примеры таких государств можно найти, изучая историю Древнего Востока, античного Рима, Греции. Суверенные политические объединения феодального типа характеризовались, в свою очередь, базисом в виде сельскохозяйственной, ремесленнической и мануфактурной экономики и преобладанием феодальной собственности. Касательно классов в обществе - основная часть населения государств была представлена крестьянским сословием, зависимым от феодалов, выше которых по социальному уровню стояли сюзерены. Исторические типы государства рассматриваемой категории - Россия крепостных лет, некоторые европейские страны: Германия, Италия, Франция.

 

В капиталистических, или буржуазных, странах присутствуют разные формы собственности, но преобладает частная, экономический базис основан на фабричном производстве и рыночном характере взаимоотношений, конкуренции. Классы общества делятся на высшие, средние, низшие, весьма заметна социальная роль рабочих и буржуазии. В соответствии с концепциями Маркса и Энгельса, в государствах коммунистического типа средствами производства в преобладающей степени должно владеть государство, а регулирование экономикой происходить в плановом порядке. Основные социальные классы - рабочие, крестьяне, а также интеллигенция. Исторические типы государства, согласно формационному подходу, должны меняться по мере осуществления социальной революции, возникающей вследствие кризиса, взаимоотношений в рамках социально-экономических процессов. Как правило, это выражается в том, что подчиненные классы перестают чувствовать себя удовлетворенно в рамках текущих методов управления и ведения политики со стороны ведущих социальных групп, "верхов". Какова современная формация? Основные типы государства в рамках формационного подхода мы назвали. Однако к каким из них мы вправе причислить современные суверенные политические единицы? И по каким критериям? Согласно концепции Маркса и Энгельса, вслед за буржуазной формацией должен появиться коммунистический строй. Опыт в его строительстве имела Россия, а сейчас в рамках данной модели, по крайней мере при соответствии по некоторым признакам, развиваются Китай и, вероятно, Северная Корея. Но что можно сказать об остальных странах? Согласно теории Маркса и Энгельса, капиталистическая формация возникла достаточно давно: порядка 300 лет назад. Государства, которые стали развиваться в рамках соответствующей модели, начали функционировать на базе, как мы уже сказали, частной собственности в аспекте средств производства. В числе других отмечаемых исследователями характеристик данной формации - юридическая независимость класса рабочих от буржуазии. Касательно этих двух признаков большинство развитых стран, как считают некоторые исследователи, так или иначе можно отнести к типу буржуазных по классификации Маркса и Энгельса. Есть вместе с тем эксперты, считающие правомерным выделить так называемую переходную модель от капитализма к принципиально иной формации, адаптированной к запросам общества, испытывающего неудовлетворенность текущим строем. В среде исследователей нет единой трактовки касательно четких критериев принадлежности той или иной страны к этой формации. Ее характеризуют многопрофильность производственных отношений, в некоторых случаях - присутствие некоторых феодальных элементов. Конкретные механизмы, посредством которых может быть осуществлен соответствующий транзит от одной формации к другой, могут, как полагают некоторые исследователи, базироваться на интеграционных процессах. То есть на объединении экономических систем разных стран, а в некоторых случаях - создании политических союзов, в которых как таковая государственность, возможно, не будет иметь определяющего значения. В числе вероятных прообразов подобных политических единиц некоторые эксперты называют Евросоюз. Как известно, между большинством стран ЕС нет паспортного контроля, функционирует единая валюта, принципы ведения внешней политики у европейцев также более или менее консолидированы. Хотя есть точка зрения, что ЕС - это в некоторой степени возвращение к тому, что уже когда-то было в Европе. История государства римлян известна всем. В прошлом это была империя огромных масштабов, в состав которой территориально входила значительная часть современного ЕС. И потому современная консолидация европейцев, полагают исследователи, - это, вероятно, не столько образование принципиально новой формации, сколько воспроизводство существовавшей в прошлом модели организации континентального политического суверенитета. Так или иначе, характеристика исторических типов государства с точки зрения формационного подхода включает положения, позволяющие определенным образом классифицировать современные страны. Вероятнее всего, сейчас мир продолжает жить преимущественно в капиталистической формации. Но это, как мы уже отметили выше, не единственный критерий классификации государств. Рассмотрим другой популярный вид.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.