МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Историко-материалистическая





Теория происхождения государства подробно освещена в отечественной учебной и научной литературе. В ее основу положен диалектико-материалистический метод познания государственно-правовой действительности, согласно которому все общественные явления, в конечном счете, сводятся к материальным условиям жизни общества. Производительные силы и производственные отношения образуют основу общественной жизни, а все остальное – государство, право, политика, вся культура – это лишь надстройка над экономическим базисом.

 

Наиболее полно историко-материалистическая теория возникновения государства изложена в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной им в 1884 году. Суть этой концепции можно схематично изложить так: «появление частной собственности в результате общественного разделения труда и роста его производительнос-

ти – возникновение имущественного неравенства – раскол общества на антагонистические классы – появление государственной власти как организованного насилия одного класса над другим». Непосредственная причина образования государства – раскол общества на классы с непримиримыми интересами. «Государство, – писал В.И.Ленин, – есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены».

 

Историко-материалистическая теория происхождения государства имеет свои положительные качества и недостатки. К положительным качествам можно отнести следующие:

 

1. Процесс образования государства рассматривается как чисто фактический, а не как проявление божественной воли или сознательной планомерной деятельности человека.

 

2. Представляется плодотворной попытка определить те общественные потребности, которые обусловили переход от догосударственного состояния к новому типу политического общения.

 

3. Достоинством данной теории является то, что происхождение государства рассматривается не как скачок, дату которого можно установить с некой исторической точностью, а лишь как общий принцип перехода к государственному, состоянию.

 

К наиболее существенным недостаткам историко-материалистической теории относится то, что в государствах Древнего Востока не было частной собственности. Следовательно, рушится вся историческая и логическая схема происхождения государства. Для данной теории, как и для большинства учений XIX – начала XX века, характерен европоцентристский взгляд на общественное развитие, при котором не принимаются во внимание социальные процессы в глобально мировом масштабе. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс, перечисляя последовательные стадии в истории человечества от первобытного стада до буржуазного государства, практически ничего не говорит о зарождении государственности в странах Древнего Востока. Он проследил разложение родового строя и образование государства на примерах греков, римлян и германцев. По существу, Ф.Энгельс продолжает идущую от Аристотеля традицию рассматривать социальную историю Древнего Востока и Западной Азии как примитивную и варварскую. Сегодня европейский эгоцентризм полностью отвергнут наукой. На основании новейших исторических данных можно утверждать, что сама идея государственности берет свое начало не в греческих городах-полисах, а в государствах Древнего Востока, которые имели развитую систему управления в условиях иерархического, но не классового расслоения общества.

 

Более частные недостатки историко-материалистической теории происхождения государства, как правило, отмечаются в современных учебниках. В основном они сводятся к тому, что Ф.Энгельс использовал труды американского ученого

Л.-Г.Моргана, которые в значительной степени устарели и опровергнуты современной этнографической, археологической и исторической науками.

 

Попытки модернизировать историко-материалистическую теорию привели к созданию концепции восточного (азиатского) пути возникновения государства. Однако и в этом варианте первопричиной возникновения государства признается классовое расслоение общества, т.е. суть теории, по существу, остается неизменной.

 

В данном курсе лекций изложены лишь те теории происхождения государства, изучение которых предусмотрено программой курса «Общая теория государства права». В философских, политических и юридических науках существуют и другие концепции происхождения государства. Одни из них утратили свое значение, другие не получили достаточно широкого научного признания. К числу первых относится, например, патримониальная теория. Она объясняет происхождение государства исходя из права собственности на землю. Власть собственника на землю постепенно преобразуется во власть над живущими на его земле людьми. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией, составляющей необходимый элемент государства. Преобразование частных отношений в публичные имело место в процессе образования феодальных государств, т.е. в тот период, когда идея господства была уже хорошо известна.

 

К современным концепциям происхождения государства относится ирригационная (гидравлическая) теория немецкого ученого К.А.Витгфогеля. Согласно этой концепции возникновение ранних государственных образований в долинах рек Нила, Евфрата, Тигра обусловлено необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений. В процессе строительства и эксплуатации мощных ирригационных систем возник особый бюрократический класс, поработивший общество. Однако данную теорию нельзя признать убедительной, так как строительство грандиозных ирригационных сооружений могло осуществляться в условиях уже сформировавшегося высокоорганизованного общества. Таким образом, ни одна из рассмотренных теорий не может претендовать на истину в последней инстанции. Причина почти одновременного зарождения государственности в различных районах мира до сих пор остается загадкой истории. Не исключено, что сама постановка вопроса о познании обшей причины происхождения государства является псевдонаучной.

В пользу этого предположения можно высказать следующие суждения.

 

· Во-первых, в общественных науках не существует универсального и общепризнанного определения государства. При рассмотрении данной проблемы под государством понимаются и восточные деспотии, и античные города-государства, и удельные княжества, и современные государственные образования. Вместе с тем причины возникновения названных политических образований различны. Кроме того, сам термин «государство» стал употребляться для обозначения политического общества сначала в Италии (конец XIV – начало XV в.), затем в Англии и во Франции (середина XVI в.). Это новое понятие выражало новую объективную реальность. Использование современной терминологии применительно к прошлому нередко приводит к его искажению.

 

 

· Во-вторых, процесс образования государств рассматривается как поступательное движение от низших социальных форм к высшим, от первобытного общества к государству. Однако исторические факты свидетельствуют, что наряду с образованием государств идет обратный процесс их распада и исчезновения. Многие исторически известные государства превратились в примитивные социальные организации, на основе которых впоследствии возникли новые государственные образования. Русский историк Карамзин так охарактеризовал вечное движение и смену социальных форм жизни: «Нам едва известны имена древних азиатских народов и царств, но по некоторым историческим отрывкам, до нас дошедшим, можно думать, что сии народы были не варвары... Царства разрушались, народы исчезали, из праха их, подобно как из праха фениксов, рождались новые племена...».

 

· В третьих, процесс зарождения государственности нельзя зафиксировать с достаточной точностью ни во времени, ни в пространстве. Известно лишь то, что за тысячелетний период с 4 тыс. до 3 тыс. лет до нашего летоисчисления возникли политические образования с централизованным аппаратом власти и управления. На основании имеющихся исторических данных невозможно установить точку отсчета для определения временных границ происхождения государств.

 

Таким образом, исторические науки не дают нам ответа на вопрос, как и где зародились ранние государственные образования. Датировка с точностью до тысячелетий не позволяет судить даже о том, что предшествовало государству – первобытное состояние, родоплеменная организация или какие-то иные политические общности, которые принципиально отличались от государства. Общее учение о государстве не содержит ответа на вопрос, что есть государство по своей исторической сущности. Из множественности определений государства рождается и многообразие теорий его происхождения.

 

30. Отрасль права: общая характеристика основных отраслей российского права.

 

Ведущей отраслью российского права является конституционное (государственное) право. Данная отрасль содержит в себе основы правового регулирования в других отраслях, поэтому иногда конституционное право называют «надотраслью» или «сверхотраслью».

 

Конституционное право — это отрасль, регулирующая основы государственного и общественного устройства, закрепляющая основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Кроме того, конституционное право регламентирует и ряд других общественных отношений, в частности, порядок формирования и деятельности высших органов государственной власти, вопросы гражданства, выборы и референдумы и т.д.

 

Источниками конституционного права РФ являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, например, «О референдуме РФ», а также конституции и уставы субъектов Федерации.

 

Методом конституционного права считается учредительно-закрепительный.

 

Административное право. Данная отрасль регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Регламентации подвергаются структура и деятельность государственных органов, компетенция должностных лиц. Кроме того, административное право устанавливает систему административных проступков и санкции за их совершение.

 

Административное право представляет собой сферу централизованного регулирования с подчинением нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим. Ведущий метод регулирования — императивный, метод властных указаний.

 

Источниками административного права являются Кодекс об административных правонарушениях и другие законы и подзаконные акты, в том числе положения о конкретных министерствах и ведомствах, Правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности и т.д.

 

Финансовое право. Предметом регулирования данной отрасли являются финансовые отношения, в частности, исполнение государственного бюджета, отношения в сфере налогообложения, кредитов, банковских операций. Данная отрасль тесно связана с административным правом и имеет сходные методы регулирования — властные предписания, контроль, ревизии и т.д.

 

Источниками финансового права являются Налоговый кодекс, законы о государственном бюджете, банковское законодательство.

 

 

Гражданское право. Данная отрасль регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Следует отметить, что имущественные отношения регламентируются и другими отраслями права, однако гражданское право регулируют отношения, стороны которых равны в отличие от административного, финансового и других отраслей.

 

 

Гражданским правом регулируется обширная сфера общественной жизни, в том числе товарный оборот, владение, пользование и распоряжение имуществом, деятельность предпринимателей и коммерческих организаций, наследование, авторское право, права потребителей и т.д. Поэтому гражданское право включает в себя ряд подотраслей: вещное право, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.

 

Источниками гражданского права выступают Гражданский кодекс РФ и другое законодательство, например, законы «Об авторском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей», «Об акционерных обществах» и др.

 

Ведущим методом регулирования является диспозитивный. Стороны вправе сами определять ряд своих прав и обязанностей, государство устанавливает лишь общие правовые рамки регулирования соответствующих отношений.

 

Трудовое право. Данной отраслью регулируются отношения между работниками в процессе выполнения ими трудовых обязанностей. К вопросам, регулируемым трудовым правом, относятся заключение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, коллективные договоры и соглашения. Подотраслью трудового права является право социального обеспечения, которое регулирует порядок назначения и размер пособий по временной нетрудоспособности, в случае утраты кормильца и т.д.

 

Источниками трудового права являются Трудовой кодекс и другие нормативные акты, например, законодательство о занятости, о коллективных договорах и соглашениях и т.д. Ведущий метод регулирования — поощрительный.

 

Уголовное право. Данная отрасль права определяет основные начала назначения уголовных наказаний и виды этих наказаний, закрепляет перечень общественно вредных деяний, признаваемых преступными, а также вид и размер неблагоприятных последствий за их совершение. Помимо этого, определяются обстоятельства, исключающие преступность деяния, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства, основы ответственности несовершеннолетних, порядок назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров.

 

Единственным уголовным законом в России является Уголовный кодекс Российской Федерации, состоящий из Общей и Особенной частей. Никакое другое деяние, помимо обозначенных в Особенной части, не может признаваться преступлением и влечь уголовную ответственность.

 

Основным методом уголовного права является императивно-запретительный .

 

Земельное право. Этой отраслью регулируются вопросы владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами. Нормы земельного права определяют виды земель, порядок предоставления и изъятия земельных участков, их эксплуатации. Подотраслями земельного права выступают лесное право, водное и горное.

 

 

Основной источник земельного права — Земельный кодекс. Данная отрасль не имеет специфических методов регулирования, методами регулирования данной отрасли являются дозволения, запреты, обязывания.

 

Семейное право. Относительно семейного права в науке ведутся дискуссии — является ли оно самостоятельной отраслью или подотраслью гражданского права. Так или иначе, семейное право регулирует отношения, связанные с принадлежностью человека к семье. К таковым относятся вопросы заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, порядок усыновления, алиментные обязательства и т.д.

 

Ведущим методом регулирования выступает диспозитивный, так как члены семьи сами определяют многие свои права и обязанности. Главный источник права — Семейный кодекс РФ.

 

Уголовно-процессуальное право. Нормы данной отрасли регулируют порядок судопроизводства по уголовным делам. В данном случае регламентируется деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судов, определяются права и обязанности участников уголовного процесса. Основным источником данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Методы регулирования — императивный и метод равенства сторон.

 

Гражданско-процессуальное право. Нормы гражданско-процессуального права регламентируют порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым, финансовым и иным делам. Хотя субъекты гражданского и уголовного процесса во многом сходны, однако гражданско-процессуальное право отличается предметом и методом правового регулирования. Методом регулирования является метод автономии и равенства сторон. Основной источник данной отрасли — Гражданско-процессуальный кодекс. Помимо деятельности судов общей юрисдикции нормы данной отрасли регулируют деятельность арбитражных судов и нотариальных органов.

 

Помимо указанных отраслей некоторые авторы предлагают считать отраслями российского права экологическое, сельскохозяйственное, уголовно-исполнительное право и т.д.

 

 

31. Политическая система общества: понятие и структура.

 

 

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

 

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

 

Основные формы политических систем: Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм

 

Взгляды на политическую систему:

 

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

 

Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

 

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

 

В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

 

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

 

Рациональная основа:

 

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

 

Системность:

 

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

 

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

 

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.

 

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

 

Структура политической системы:

 

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

 

1) организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

 

2) культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

 

3) нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

 

4) коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

 

5) функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

 

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

 

Функции политической системы:

 

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

 

1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

 

2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

 

3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

 

4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

 

5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

 

6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

 

7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

 

8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 

 

32. Политический (государственный) режим: понятие, основные разновидности.

 

 

Государственно-политический режим — это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимизация — это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.

Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Государственно-политический режим — это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

 

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

 

1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

 

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

 

Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимостьСМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

 

 

2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными.

 

3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

 

4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Рассмотрим подробнее черты демократичесмких и антидемократических режимов.

Демократия — (от греч. demokratia, буквально — народовластие) — политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

 

Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов.

 

Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).

 

Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии. Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим — это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.

 

 

Основные черты антидемократических режимов:

 

Тоталитаризм — это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать.

 

Авторитаризм — это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху».

 

 

33. Понятие государства, его основные признаки.

 

 

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенное на определенной территории, и представляемое органом высшей власти. В этом значении, например, говорят о французском государстве, немецком, японском, российском государстве. В древности, примерно до XVI – XVII веков, государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества, которое оно представляет и организует. Одним из первых широкое и узкое понимание термина «государство» разграничил Макиавелли. До него для обозначения государства использовали самые разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика и так далее. Макиавелли ввел в научный оборот специальный термин «стато» для обозначения государства независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества.

 

В узком собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. Пожалуй, нет более спорного вопроса в политической, юридической науки, чем вопрос о государстве, его природе, его роли в общественной жизни.

 

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства. Существует множество определений понятия «государство» и такое многообразие взглядов объясняется в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное и исторически меняющееся явление. Множественность определений понятия государства не может быть оспорена. В разных определениях отражаются различные стороны государства как сложного явления.

 

Всем государствам истории и современности присущи общие признаки, которые отличают государство от других политических организаций общества, например, политических партий, политических клубов, ассоциаций и так далее:

 

1.Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.

 

Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, воздушное пространство, континентальный шельф и так далее. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени, например, уменьшаться в результате поражения в войне, или наоборот увеличиваться в процессе экспансии. Территория государства занята его населением. Население – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ или нация понятия не тождественные. Народ или нация – это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как подданный, гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению пространственных пределов государства – государственной границы, – которая отделяет одно государство от другого. Таким образом, государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ.

 

 

2.Государство – это особая организация политической публичной власти, которая располагает специальным аппаратом или механизмом управления обществом.

 

Политическая публичная власть – это определяющий признак государства. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воли, навязывать ее подвластным. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет – их иначе называют чиновниками, бюрократами, управленцами, политической элитой и так далее. Власть политической элиты имеет институализированный характер, то есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Аппарат или механизм государства является материальным выражением государственной власти. К важнейшим государственным органам относятся законодательные, исполнительные, судебные органы, однако особое место в аппарате государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе карательные функции – армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения. Отличительным признаком государственной власти от других видов власти (политической, партийной, семейной) является ее публичность или всеобщность, универсальность, общеобязательность ее указаний.

 

Признак публичности означает, во-первых, что государство является особой властью, которая не сливается с обществом, а стоит над ним. Во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество. Универсальность государственной власти означает ее способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы. Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения, проводить их в жизнь, зависит от ее легитимность. Легитимность власти означает, во-первых, ее законность, то есть установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными, во-вторых, ее поддержка населением и, в-третьих, ее международное признание.

 

3.Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативно-правовые акты.

 

 

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом. Право позволяет власти сделать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направлять поведение народа в нужное русло. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях требования правовых норм с помощью специальных органов – судов, администраций и так далее.

 

4.Только государство взимает с населения налоги и сборы.

 

Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленные сроки в определенных размерах. Налоги необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы, для создания резервов на случай чрезвычайных ситуаций и на выполнение других общи дел.

 

5.Государство представляет собой суверенную организацию власти.

 

Государственный суверенитет можно определить как политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящая в праве государства самостоятельно и свободно решать свои дела. Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона выражается в независимости государственной власти от всякой иной власти внутри страны, самостоятельной организации государственного аппарата, издания и отмены юридических норм и так далее. Внешняя сторона выражается в самостоятельном выступлении государства вовне, во взаимоотношениях с другими государствами. Однако международным правом предусмотрены случаи вмешательства во внутригосударственные дела извне в определенных ситуациях.

 

Государственный суверенитет как особенность или свойство государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета. Народный суверенитет означает верховенство народа, его право своей волей определять свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Таким образом, народный суверенитет – это само содержание демократии и основа народовластия.

 

Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

 

Рассмотренные признаки государства получили всеобщее признание, однако некоторые ученые, например Венгеров, выделяют такие признаки государства, как наличие единого языка для общения на территории того или иного государства, наличие единой оборонной и внешней политики, транспортной, информационной, энергетической системы, права личностей. По мнению профессора Коваленко, это не признаки государства. Признаками государства могут быть только те, которые отличаю его как особую политическую реальность от других социальных явлений. Сущность предмета и явления может быть открыта только через существенные признаки. Существенным признаком может быть только тот, который характеризует природу рассматриваемого явления. Для того, чтобы установить существенный признак, следует руководствоваться положением, по которому между явлением и его существенным признаком существует неотъемлемая двусторонняя зависимость, а именно, отсутствие указанного признака неизбежно влечет за собой и отсутствие явления, признаком которого оно является. В свою очередь, без явления и не может существовать и такой признак. Например, неотъемлемым признаком человека является сознание, и было бы неразумным полагать, что человек без этого существенного признака мог являться вполне нормальным человеком, как и сознание вне человека немыслимо. Точно также между языком и государством нет двусторонней и неотъемлемой связи, ибо язык как средство общения между людьми способен существовать и без государства.

 

Всеми учеными отмечается, что определить понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки, свойства государства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Вместе с тем, как доказала мировая наука, любое государство обладает набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Эти же признаки были определены выше.

 

Обобщая, их можно сформулировать определение понятия государства. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

 

Сущность государства. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в государстве.

 

Раскрыть сущность государства – это значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. При рассмотрении сущность государства нужно учитывать два аспекта:

 

1.Любое государство есть организация политической власти.

 

2.Чьим интересам – классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным, служит данная организация.

 

Выделяют два подхода к исследованию сущности государства:

 

1. Классовый подход.

 

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства оного класса над другим, и сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле как орудие диктатуры господствующего класса. Такое положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Так, рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев, феодальное государство – организацией феодалов и других богатых сословий, капиталистическое государство на первых этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии. Государство здесь используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо других классов не может вызывать сопротивление противоположных классов, поэтому возникает проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия и диктатуры. Говоря о социалистическом государстве на этапе диктатуры пролетариата, следует заметить, что государство должно осуществлять эту диктатуру в интересах подавляющего большинства населения. К сожалению, многие теоретические положения о социалистическом государстве так и остались теорией, так как на практике государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-номенклатурной верхушке.

 

2. Общесоциальный или общечеловеческий подход.

 

Другой подход государства заключается рассмотрении сущности государства с общечеловеческих и общесоциальных начал. Особенность рабовладельческого, феодального, капиталистического на первых этапах развития государств состоит в том, что они, прежде всего, выражали экономические интересы меньшинства рабовладельцев, феодалов, капиталистов. Однако по мере совершенствования общества экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный элемент сужается, и в силу объективных причин государство превращается в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы членов общества. Вопреки предсказаниям политологов о кризисе и «загнивании» капитализма, об империализме как кануне и преддверии социалистической революции, капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства. Капитализм как общественный строй постепенно укрепился, значительно видоизменился. Он оказался способным принять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику. Общество, которое сформировалось после Второй Мировой Войны в развитых странах Западной Европы и Азии стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от капиталистического общества времен Маркса и Энгельса и империалистического общества, которое изучал Ленин. Современное западное общество подчас более ориентировано на социализм чем страны, называющие себя социалистическими. Государственным механизм превратился из орудия, средства преимущественной реализации общих дел в инструмент достижения согласия и компромисса. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений и так далее.

 

Таким образом, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить как классовое начало, что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное начало, что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических государствах.

 

 

34. Понятие законности, ее основные черты. Принципы законности.

 

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.

 

Важнейшим признаком права является его общеобязательность.

 

Законность трактуется именно как режим - то есть своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан.

 

В юридической литературе законность анализируется и с иных позиций. Она понимается и как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и обеспечения неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность рассматривается и как принцип деятельности демократического государства, основа его эффективного функционирования.

 

Как обобщающую категорию, законность нельзя отождествлять с иными правовыми явлениями, с которыми она близка по содержанию.

 

Как режим общественно - политической жизни законность не есть устоявшийся порядок отношений. Такой устоявшийся порядок правовых отношений определяется как правопорядок.

 

Не отождествляется законность и с деятельностью людей, их правомерными действиями. Она выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти.

 

Рассмотрим эти требования.

 

Основу законности составляет требование неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действующих законов и подзаконных актов. Это требование вытекает непосредственно из свойства права - его общеобязательности. Ведь право, закон живет, действует только тогда, когда он исполняется всеми и безусловно. Советская юридическая наука все содержание законности сводила только к этому требованию. Это, безусловно, правильное понимание явления, однако оно однобоко отражает содержание и сущность законности. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан, их организации, непосредственно реализующие обязанности и запреты. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания. Не отражает такое понимание законности и особенности права как явления.

 

 

Поэтому подлинная законность предполагает всеобщность права (воплощение идеи господства права в жизни общества).

 

Именно оно, а не личные, политические или идеологические мотивы должны лежать в основе социального регулирования. Поэтому для режима законности важно, что все общественные отношения, требующие правового регулирования, должны быть законодательно регламентированы.

 

Подчеркивая господство закона, следует учитывать, что закон и право – не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления сами законы выступают выражением произвола. Но при «беззаконном режиме не может быть законных действий». Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «правовое» решение.

 

Верховенство закона. Закон – акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством, прежде всего ,законов. Однако сводить законность к требованию соблюдения только законов, значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний. Другое дело, что подзаконные акты должны соответствовать закону. Любое отступление от этого требования есть уже нарушение законности (даже если подзаконные акты всеми субъектами соблюдаются).

 

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование связано с необходимостью практической реализации прав. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может пассивно либо активно реализовать свое право. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их реальное осуществление. Ведь использование как форма реализации предполагает возможность выбора варианта поведения.

 

Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. Ведь одна из функций юридической ответственности – правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавливаются нарушенные права, и, следовательно, режим законности.

 

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола – деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. В условиях режима законности должностные лица, принимая властное решение (даже в рамках своей компетенции), должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали.

 

Только при реализации всех указанных требований в обществе реально осуществляется режим подлинной законности. Как видим, эти требования обращены, прежде всего, к властным структурам, к государству. Поэтому законность и выступает как принцип его деятельности.

 

2. Основные принципы законности

 

Подлинная, а не формальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее содержание и место в общественной жизни. К числу таковых относятся: единство, всеобщность, целесообразность.

 

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии, учреждении) «своей» законности, отличной от общегосударственной.

 

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, не исключает самостоятельности и инициативы мест. Речь идет о том, чтобы при проявлении инициативы не допускалось отступлений от общеправовых принципов, а учет своеобразия местных условий не был направлен в обход закона.

 

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. Точно так же все субъекты должны нести юридическую ответственность в случае нарушения закона.

 

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан.

 

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция, в свою очередь, диктует необходимость точной и неуклонной реализации содержащихся в нем предписаний независимо о субъективного к ним отношения. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, субъективизма и волюнтаризма отдельных лиц.

 

Однако формально закрепленный закон не может сам изменяться вслед за изменяющимися общественными отношениями. Со временем он может устареть, утратить свою актуальность, отстать от требований жизни. Законы могут быть неудачными, неэффективными и с технической стороны неадекватно отражать характер общественной жизни. В этом случае соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты. Поэтому нередки случаи, когда такие законы нарушаются по соображениям их устарелости, несовершенства, то есть нецелесообразности.

 

35. Понятие и признаки правоотношений. Их роль и место в правовом регулировании.

 

 

Понятие, виды и состав правоотношений

 

Правоотношения – охраняемые государством общественные отношения, возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. Признаки правоотношений:

 

1)это общественные отношения; носят сознательный характер; являются результатом разумной деятельности;

 

2)правоотношения возникают вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей (правоотношения, возникающие в сфере конституционного, уголовного, административного права. Иногда правоотношения возникают при отсутствии нормы права);

 

3)правоотношения могут представлять связь между людьми посредством юридических прав и обязанностей, т. е. отношения индивидуальные.

 

Индивидуализация правоотношений двояка:

 

а) поименная (характерна для брачносемейных отношений);

 

б) ролевая (характерна для имущественных отношений (например, продавец покупатель);

 

4) правоотношения представляют собой волевые отношения:

 

а) воля, выраженная самой нормой права;

 

б) в правоотношении всегда присутствует воля самих субъектов правоотношения (например, воля сторон договора купли-продажи).

 

В уголовном и административном праве иногда достаточно воли одного субъекта.

 

Классификация правоотношений: 1) по функциям права:

 

а) регулятивные; б) охранительные; 2) по отраслям права:

 

а) материальные (возникающие на основе материальных норм права);

 

б) процессуальные;

 

в) публичные;

 

г) частные;

 

д) конституционноправовые;

 

е) уголовные;

 

ж) гражданские:

 

з) семейные;

 

и) земельные и т. д.

 

Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, т. е. реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

 

Состав правоотношений:

 

I. Субъекты правоотношения (участники правоотношения, обладающие субъективными правами и обязанностями (схема 17):

 

1) индивиды (это всегда люди), но иногда рассматривались животные, предметы окружающего мира.

 

Разновидности индивидов:

 

—граждане того государства, в котором возникают правоотношения;

 

—иностранцы;

 

—лица без апатриды (гражданства) и бипатриды (лица с двумя гражданствами);

 

2)организации:

 

– государство (коллектив может выступать субъектом, реализуя свои властные полномочия);

 

 

—государственные органы;

 

—общественные объединения;

 

—юридические лица.

 

Для того чтобы индивид мог стать субъектом правоотношений, он должен обладать правосубъектностью. Виды правосубъектности у индивидов:

 

—общая правосубъектность – с 18 лет;

 

—социальная правосубъектность (например, возраст, необходимый для того, чтобы занять должность Президента Российской Федерации, должен быть 35 лет).

 

Виды правосубъектности у коллективов (выражаются в компетенции, т. е. в совокупности прав и обязанностей):

 

– правоспособность – способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и обязанности. Правоспособность возникает в момент рождения и заканчивается в момент смерти (но, например, в наследственном праве правоспособным признается неродившийся человек);

 

– дееспособность – способность субъекта правоотношения своими действиями осуществлять субъективные права и обязанности.

 

Виды дееспособности у коллективов:

 

а) полная дееспособность (с 18 лет);

 

б) частичная (человеку еще не исполнилось 18 лет, но он может уже вступать в некоторые правоотношения (например, трудовые и т. д.);

 

в) ограниченная (у лиц, злоупотребляющих спиртным и наркотиками, она выражается в том, что они мо гут работать, но не могут распоряжаться результатами труда).

 

В большинстве правоотношений дее и правоспособность совпадают:

 

– деликтоспособность – способность совершить сделку (этот термин применяется к гражданским правоотношениям; в уголовном праве – синоним – вменяемость).

 

Недееспособные всегда неделиктоспособны. Неделиктоспособны, например, душевнобольные.

 

II. Содержание правоотношений (включает субъективное право и юридическую обязанность7).

 

III. Объекты правоотношений (то, по поводу чего возникают правоотношения или на что они направлены).

 

Виды объектов правоотношений:

 

—наиболее распространенными объектами правоотношения являются предметы материального мира (иногда отдельно выделяют ценные бумаги, но это тоже предметы материального мира);

 

—продукты духовного творчества (могут быть чисто материальные и нематериальные);

 

—личностные неимущественные блага (музыка, жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловая репутация);

 

—поведение участников правоотношения;

 

—результаты поведения участников правоотношения (например, договор подряда на капитальное строительство).

 

 

36. Понятие нормативного акта как источника права, его отличие от правоприменительного акта.

 

Таким образом, применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

 

Применение права имеет следующие признаки;

 

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

 

2) имеет индивидуальный характер;

 

3) направлено на уста





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.