ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Путеводитель по «Морфологии русского литературного языка» В.Н. Сидорова Название раздела | Номер газеты, страницы | Содержание раздела | ФОРМЫ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ СЛОВ Вып. XLVII. 24/2004 | Предмет грамматики и морфологии | 24/2004. С. 13 | Фонетика. Грамматика. Синтаксис. Морфология | Формы слов | 24/2004. С. 14–16 | Реальные и формальные значения слов. Общее значение слова. Синтаксические и несинтаксические формальные значения. Форма слова. Формальные значения словоизменения и словообразования. Падежные формы. Синтетические и аналитические формы выражения формальных значений. Вспомогательные слова. Вспомогательные частицы. Грамматические средства, используемые для выражения формальных значений в слове | Аффиксы | 24/2004.С. 16–17 | Членение слова: фонетическое, морфологическое. Фонема. Слог. Морфема. Основа: непроизводная, производная. Корень. Аффиксы: префикс (приставка), суффикс, окончание. Отрицательная форма (форма с нулевым окончанием) | Чередование фонем | 24/2004. С. 17–20 | Чередование фонем: соотносительные, изолированные | Ударение | 24/2004. С. 20–21 | Ударение | Флективный строй русского языка | 24/2004. С. 21–22 | Многозначность аффиксов. Многотипность образования форм. Множественность грамматических средств. Флективный способ. Синтетические формы. Агглютинативный способ | Грамматические разряды слов | 24/2004. С. 22–24 | Грамматические разряды. Части речи (самостоятельные части речи). Самостоятельные слова. Несамостоятельные слова | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Вып. XLVIII.25–26/2004. С. 22–35.Вып. XLIX.27–28/2004. С. 21–29 | Формы и разряды имен существительных | Вып. XLVIII. 25–26/2004. С. 22–35 | Значение и формы имен существительных | 25–26/2004. С. 22–23 | Существительное. Падежи существительных. Род: мужской, женский, средний. Число (указание на неопределенное множество или количество предметов). Синтаксическая форма (падеж), несинтаксические формы (род, число). | Формы числа имен существительных | 25–26/2004. С. 23–24 | Единственное число. Множественное число. Значение единичности. Существительные, преимущественно имеющие формы единственного числа. Существительные, преимущественно имеющие формы множественного числа. | Средства различения форм единственного и множественного числа | 25–26/2004. С. 25–27 | Основное грамматическое средство различения форм числа: падежные окончания. Дополнительные признаки: различия в основах единственного и множественного числа (посредством суффиксов, посредством замены согласных фонем); перенос ударения; совокупность признаков: окончание, изменение основы, ударение. | Род имен существительных | 25–26/2004. С. 27–28 | Мужской род. Женский род. Средний род. Принадлежность к роду: морфологические признаки, синтаксические признаки. | Значение форм рода имен существительных | 25–26/2004. С. 28–31 | Принадлежность к роду: морфологические и синтаксические признаки. Соотношение с реальным значением существительного. | Существительные одушевленные и неодушевленные | 25–26/2004. С. 31–32 | Одушевленные. Неодушевленные. Грамматические различия. Различия в реальном значении. | Падежи имен существительных | 25–26/2004. С. 32–33 | Падеж (синтаксическая форма). Склонение. Прямой падеж: именительный. Косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Значение и синтаксические функции падежей | Несклоняемые существительные | 25–26/2004. С. 34 | Группы несклоняемых существительных. Распределение по родам. | Образование имен существительных | 25–26/2004. С. 34–35 | Образование имен существительных с помощью суффиксов: от существительных, от других частей речи. | Склонение имен существительных | Вып. XLIX. 27–28/2004. С. 21–29 | Типы склонения имен существительных | 27–28/2004. С. 21–22 | Три склонения: первое, второе, третье. Принципы отнесения существительных к тому или иному склонению. | Первое склонение | 27–28/2004. С. 22–23 | Падежные формы. Ударение. Существительные, относящиеся к первому склонению. | Второе склонение | 27–28/2004. С. 23–25 | Падежные формы. Ударение. Существительные, относящиеся ко второму склонению. | Третье склонение | 27–28/2004. С. 25–27 | Падежные формы. Ударение. Существительные, относящиеся к третьему склонению. | Склонение имен существительных во множественном числе | 27–28/2004. С. 26–27 | Падежные формы. Ударение. | Образование именительного падежа множественного числа имен существительных | 27–28/2004. С. 27–28 | Падежные формы. | Образование родительного падежа множественного числа имен существительных | 27–28/2004. С. 28–29 | Падежные формы. Группы существительных, образующих родительный падеж без окончания. | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Вып. XLIX.27–28/2004. С. 29–35 | Значение и формы имен прилагательных | 27–28/2004. С. 29–30 | Значение прилагательного. Синтаксические формы рода, числа, падежа. | Переход имен прилагательных в существительные | 27–28/2004. С. 30 | Грамматические признаки. Синтаксические функции. Три группы прилагательных, перешедших в существительные. | Имена прилагательные качественные и относительные | 27–28/2004. С. 31–32 | Разряды по значению: качественные, относительные. Грамматические признаки качественных прилагательных. Сложные случаи разграничения качественных и относительных прилагательных. Подгруппы относительных прилагательных: притяжательные, порядковые. | Краткие формы имен прилагательных | 27–28/2004. С. 32 | Синтаксические функции. Способы образования форм рода и числа. | Сравнительная форма имен прилагательных | 27–28/2004. С. 32–33 | Сравнительная форма имени прилагательного. Синтаксические функции сравнительной степени. | Склонение имен прилагательных | 27–28/2004. С. 33–34 | Способы образования сравнительной степени. | Склонение притяжательных прилагательных. | 27–28/2004. С. 34 | Падежные формы. | Образование прилагательных. | 27–28/2004. С. 34–35 | Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ов-, -ин-, -j- Образование прилагательных от других прилагательных и от других частей речи. Продуктивные суффиксы. Приставки. Сложение основ. | ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Вып. XLIX.27–28/2004. С. 21–29 | Значение и формы числительных. | 27–28/2004. С. 36–37 | Значение имени числительного. Грамматические признаки: отсутствие форм числа, своеобразные формы падежей, отсутствие форм рода. Промежуточная часть речи. | Слова с количественным значением, не являющиеся числительными. | 27–28/2004. С. 37–38 | Существительные, прилагательные и наречия с количественным значением. | Разряды числительных. | 27–28/2004. С. 38 | Количественные числительные: определенные (счетные), неопределенные. Собирательные числительные. Употребление числительных с существительными. | Склонение числительных. | 27–28/2004. С. 38–39 | Особенности в склонении числительных. | НАРЕЧИЕ Вып. L. 36/2004. С. 12–15 | Форма и значение наречий. | 36/2004. С. 12–13 | Особая часть речи. Отсутствие форм словоизменения. Значение наречия. Синтаксическое употребление. | Смысловые разряды наречий. | 36/2004. С. 13–14 | Группы наречий: определительные (образа действия, степени), обстоятельственные (места, времени, совместности, причины, цели). | Образование наречий. | 36/2004. С. 14–15 | Образование наречий от прилагательных. | МЕСТОИМЕНИЕ Вып. L. 36/2004. С. 16–21 | Понятие о местоимении. | 36/2004. С. 16 | Особый разряд слов (не часть речи). Слова-указания. Отсутствие определенного реального значения вне контекста. Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные и местоимения-наречия. Формы местоимений. Противопоставление знаменательных слов местоимениям. | Разряды местоимений по значению | 36/2004. С. 17–18 | Личные, возвратные, указательные, определительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные местоимения. | Грамматические особенности местоимений | 36/2004. С. 18–19 | Грамматические особенности местоимений-существительных. Особенности синтаксического употребления местоимений-существительных. | Склонение местоимений | 36/2004. С. 19–21 | Преимущественное образование падежных форм по аналогии с прилагательными. | ГЛАГОЛ Вып. LI.40/2004. С. 12–21. Вып. LII.44/2004. С. 10–17. Вып. LIII.1/2005. С. 24–27. Вып. LIV.3/2005. С. 34–46. Вып. LV.6/2005. C. 27–30 | Значение и формы глагола | 40/2004. С. 12–13 | Значение глагола. Спряжение. Синтаксические формы: предикативные (наклонение) и атрибутивные (причастие, деепричастие); неопределенная форма (инфинитив). Несинтаксические формы: возвратность, невозвратность, совершенный, несовершенный вид. Основные грамматические средства образования глаголов. Синтетические и аналитические формы спряжения глагола. | Возвратные и невозвратные глаголы | 40/2004. С. 13 | Наличие/отсутствие грамматических признаков, указывающих на непереходность процесса. | Переходные и непереходные глаголы | 40/2004. С. 14–15 | Возвратные глаголы со значением переходности и непереходности. Значение переходных и непереходных глаголов. Соединение переходных глаголов с существительными в винительном падеже без предлога, образование страдательных причастий от переходных глаголов. Грамматическая выраженность возвратных глаголов с непереходным значением, противопоставленная отсутствию грамматических признаков переходности и непереходности невозвратных глаголов. | Значение и образование возвратных глаголов | 40/2004. С. 15–16 | Непереходность возвратных глаголов как общее грамматическое свойство. Возвратная частица. Добавочные значения, образуемые возвратной частицей: общевозвратное, собственно-возвратное, взаимное, страдательное, безличное, усилительное. | Виды глагола | 40/2004. С. 16–17 | Значение совершенного и несовершенного вида глаголов. Различия в образовании форм совершенного и несовершенного вида. | Образование глаголов, различающихся видом | 40/2004. С. 17–20 | Виды глаголов (словообразовательная категория). Образование производных глаголов: посредством приставок, суффиксов. Изменение видового значения производных глаголов. | Изменение видового значения у глаголов движения | 40/2004. С. 20 | Глаголы определенного движения, глаголы неопределенного движения. Соотносительные смысловые пары глаголов движения. | Видовые пары глаголов | 40/2004. С. 20–21 | Видовые пары: одинаковое реальное значение и разное видовое значение. | Классификация глаголов | Вып. LII. 44/2004. С. 10–17 | Основы глаголов | 44/2004. С. 10 | Образование форм спряжения от двух основ: основы прошедшего времени и основы настоящего времени. Другие способы образования форм спряжения. | Классы глаголов | 44/2004. С. 11 | Выделение классов глаголов по основам прошедшего и настоящего времени. Продуктивные и непродуктивные классы глаголов. | Продуктивные классы глаголов | 44/2004. С. 11–12 | Пять продуктивных классов глаголов современного русского языка. | Непродуктивные классы глаголов | 44/2004. С. 12–15 | Семь основных классов непродуктивных глаголов современного русского языка. Изолированные глаголы, не отнесенные ни к одному классу. | Перечень глаголов непродуктивных классов | 44/2004. С. 15–17 | Сводная таблица образования форм для продуктивных и непродуктивных классов глаголов. | Спряжение глаголов | Вып. LIII. 1/2005. С. 24–27. Вып. LIV. 3/2005. С. 34–46. Вып. LV. 6/2005. С. 28–30 | Инфинитив | 1/2005. С. 24–25 | Отношение инфинитива к остальным формам глагола. Инфинитив как отрицательная или прямая форма. Синтаксическое употребление инфинитива. Использование инфинитива в образовании аналитических форм спряжения глагола. | Образование инфинитива | 1/2005. С. 25–26 | Инфинитивные суффиксы: -ть, -сти (-сть), -ти, -чь. | Формы наклонения глагола | 1/2005. С. 26 | Наклонение как предикативная форма глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. | Формы времени изъявительного наклонения | 1/2005. С. 26–27 | Прошедшее, настоящее и будущее время у глаголов несовершенного вида. Прошедшее и будущее время у глаголов совершенного вида. Значение форм времени. | Будущее время, простое и сложное | 3/2005. С. 34 | Образование форм будущего времени у глаголов совершенного (синтетические формы) и несовершенного (аналитические формы) вида. | Формы лица у глагола | 3/2005. С. 34–36 | Формы первого, второго и третьего лица единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени. Значение личных форм. | Безличные глаголы | 3/2005. С. 36 | Глаголы, образующие только формы третьего лица единственного числа в настоящем и будущем времени и средний род в прошедшем времени. | Образование личных форм глагола | 3/2005. С. 36–37 | Шесть личных окончаний глаголов, обозначающих лицо и число. Спряжения глаголов: первое и второе. Изменение основ у глаголов обоих спряжений. | Прошедшее время | 3/2005. С. 37–38 | Образование форм прошедшего времени. Значение форм прошедшего времени. Синтаксические функции прошедшего времени. | Краткая форма глагола | 3/2005. С. 38 | Значение краткой формы глагола. | Условное наклонение | 3/2005. С. 38–39 | Значение условного наклонения глагола. Аналитический способ образования условного наклонения. | Повелительное наклонение и его формы | 3/2005. С. 39–40 | Повелительное наклонение как экспрессивная форма. Формы третьего лица, второго лица и совместная форма. Формы повелительного наклонения на -ка. | Употребление формы 2-го лица ед. числа повелительного наклонения | 3/2005. С. 40–41 | Особенности употребления формы 2-го лица ед. числа повелительного наклонения в обобщенно-личном значении. | Образование форм повелительного наклонения | 3/2005. С. 41–43 | Аналитические формы. Агглютинативные формы. Флективные формы. | Причастие | 3/2005. С. 43 | Атрибутивная форма глагола. Значение причастий. Синтаксическое употребление причастий. Сходство синтаксических функций причастий и прилагательных. | Причастия действительного и страдательного залога | 3/2005. С. 44 | Причастия действительного залога (действительные причастия). Причастия страдательного залога (страдательные причастия). Значения действительных и страдательных причастий. Образование форм. Нестрадательные причастия (причастия у непереходных глаголов и действительные причастия у переходных глаголов). | Краткие страдательные причастия | 3/2005. С. 44–45 | Образование кратких страдательных причастий. Значение. Синтаксическое употребление. Формальные признаки. | Образование причастий | 3/2005. С. 45–46 | Образование причастий от основ настоящего и прошедшего времени. Суффиксы причастий. | Деепричастие | 6/2005. С. 27–28 | Атрибутивная форма глагола. Значение деепричастий. Синтаксическое употребление деепричастий. Сходство деепричастий и наречий. | Образование деепричастий у глаголов несовершенного вида | 6/2005. С. 28–29 | Образование деепричастий от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида. Суффиксы деепричастий. Классы глаголов, не образующих или редко образующих деепричастия. | Образование деепричастий у глаголов совершенного вида | 6/2005. С. 29–30 | Образование деепричастий от основ прошедшего времени глаголов совершенного вида. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий от основ настоящего времени глаголов совершенного вида. | [Сводная таблица образования предикативных и атрибутивных форм глаголов] | Вып. LV. 6/2005. С. 30 | НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. Вып. LV. 6/2005. С. 31–36 | Служебные слова и частицы | 6/2005. С. 31 | Синтаксическое употребление несамостоятельных слов. Отсутствие реального значения у несамостоятельных слов. Формальные значения несамостоятельных слов. Аналитический характер выражения формальных значений посредством несамостоятельных слов. Служебные слова: предлоги, союзы, относительные слова. Синтаксические формальные значения, выражаемые служебными словами. Частицы. Несинтаксические формальные значения, выражаемые частицами. | Предлоги | 6/2005. С. 31–32 | Выражение различных отношений существительных к другим словам речи. Употребление предлогов с падежами существительных. Переход различных частей речи в предлоги. | Союзы | 6/2005. С. 33 | Выражение отношений между словами при сочинительной связи в словосочетаниях или между простыми предложениями в составе сложного. Сочинительные и подчинительные союзы. Особенности употребления сочинительных и подчинительных союзов. | Относительные слова | 6/2005. С. 33–34 | Относительные слова (союзные слова). Выражение грамматического подчинения одного предложения другому. Совмещение у относительных слов функций самостоятельного слова (местоимения) и служебного. Деление относительных слов на существительные, прилагательные и наречия по значению, формам и синтаксической роли в предложении. | Связки | 6/2005. С. 34–35 | Служебное слово с предикативными формами. Наличие формальных значений, свойственных предикативным формам глагола. Отсутствие реального значения. Глаголы, употребляемые в качестве связки. | Частицы | 6/2005. С. 35 | Выражение различных оттенков в отношении говорящего к высказываемому в предложении. Частицы: отрицательные, усилительные, выделительные, вопросительные, восклицательные. | СЛОВА ВНЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Вып. LV. 6/2005. С. 35–36 | Слова вне частей речи | 6/2005. С. 35–36 | Слова-предложения: да и нет; междометия. Вводные слова. Общие свойства слов, находящихся вне частей речи. | Морфология русского литературного языка* ГЛАГОЛ Классификация глаголов Основы глаголов Для образования форм спряжения подавляющее большинство глаголов имеет две основы, различающиеся между собой суффиксами или различными фонемами в этих основах. Одна из них – это основа прошедшего времени, которая выявляется в форме прош. вр., если от нее отделить суффикс -л вместе с родовыми окончаниями, например: игра-л (-ла, -ло; -ли), беле-л, рисова-л, реши-л, толкну-л. Другая основа – основа настоящего времени, выделяемая из формы 3-го л. множ. числа наст. или буд. прост. вр.: игpaj-ym, белеj-ут, pucyj-ут, реш-ат, толкн-ут. В зависимости от того, от какой основы образуются формы спряжения, их можно разбить на две группы: на группу форм с основой прош. вр. и на группу форм с основой наст. вр. К первой относятся: прошедшее время (рисова-л),инфинитив (рисова-ть), причастия прош. вр. (рисова-вший, рисова-нный) и у глаголов соверш. вида деепричастие (нарисова-в). К группе форм, образуемых от основы наст. вр., принадлежат: настоящее время у глаголов несоверш. вида (риcуj-yт) или будущее простое у глаголов соверш. вида (нарисyj-yт), повелительное наклонение (рисуй), причастия наст. вр. (pucyj-ущий, pucyj-емый) и у глаголов несоверш. вида деепричастие (pucyj-a). Прочие глагольные формы являются аналитическими формами, т.е. образуются путем сложения одной из указанных форм с особыми так называемыми вспомогательными частицами или словами. Такова, например, форма условного наклонения (рисовал бы), форма будущего сложного времени (будут рисовать) и др. Так образуются формы спряжения у большей части глаголов, но у некоторых из них отдельные формы образуются или не от той основы, как обычно, т.е., например, не от основы прош. вр., а от основы наст. вр. (ср. прош. вр. свали-л и страдат. причастие прош. вр. свал-енный от основы наст. вр. свал-ят), или же от особой основы, отличной от обеих основ (ср. прош. вр. засох, наст. вр. засохн-ут и инфинитив засохну-ть). Кроме того, и сами основы прош. и наст. вр. не остаются всегда такими, как они обнаруживаются в формах прош. вр. и 3-го л. множ. числа наст. вр. В некоторых группах глаголов эти основы при образовании определенных форм изменяются благодаря тому, что у них одни фонемы в порядке чередования заменяются на другие, ср., например, 3-е л. множ. числа пек-ут и 2-е л. ед. числа печ-ёшь или 3-е л. множ. числа прос-ят и 1-е л. ед. числа прош-у. Все эти особенности в образовании форм спряжения не случайны, а определяются характером той основы, от которой образуется данная форма. Классы глаголов Различия между основами прош. и наст. вр. у разных глаголов неодинаковы. На учете того, какого рода различия представляют те или иные глаголы в основах прош. и наст. вр., строится классификация глаголов. Выделяемые путем сопоставления основ классы глаголов характеризуются каждый особым свойственным только ему соотношением основ прош. и наст. вр. Например, глаголы типа играть имеют основу прош. вр., оканчивающуюся на суффикс -а-: игр-а-л, толк-а-л, организовыв-а-л и основу наст. вр. с этим же суффиксом -а-, к которому присоединяется суффикс -j-, ср.: игр-a-j-yт, толк-a-j-yт, организовыв-a-j-yт. Но, например, у глаголов типа писать при основе прош. вр., одинаковой с глаголами типа играть (ср. игр-а-л и пис-а-л, вяз-а-л, плак-а-л), в наст. времени является непроизводная основа на согласную без суффикса: пиш-ут, вяж-ут (ср. игр-a-j-yт). Различаясь основами наст. вр., глаголы играть и писать имеют неодинаковое соотношение основ прош. и наст. вр. (ср. игр-а-л – игр-a-j-yт и пис-а-л – пиш-ут) и, следовательно, принадлежат к разным классам глаголов. В современном русском литературном языке глаголы по соотношению основ прош. и наст. вр. делятся на довольно большое число классов. Одни из этих классов являются продуктивными, другие – непродуктивными. Продуктивные классы – это такие, в которых число глаголов постоянно увеличивается за счет новообразований. Иначе говоря, продуктивными являются классы глаголов, имеющие соотношение основ, которое свойственно производным глаголам, образуемым посредством продуктивных словообразовательных суффиксов. Большая часть глаголов принадлежит к продуктивным классам. Число этих глаголов не может быть установлено, так как оно постоянно изменяется, увеличиваясь благодаря новообразованиям. В принципе количество глаголов, входящих в продуктивные классы, безгранично. Напротив, непродуктивные классы глагола характеризуются таким соотношением основ прош. и наст. вр., с которым в современном языке глаголы вновь не образуются. Поэтому число глаголов в непродуктивных классах не может увеличиваться благодаря новообразованиям. В одних классах глаголы исчисляются единицами, в других десятками или даже сотнями, но какое бы количество их ни было в том или другом непродуктивном классе, оно всегда может быть определено. |