МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Путеводитель по «Морфологии русского литературного языка» В.Н. Сидорова





Название раздела Номер газеты, страницы Содержание раздела
ФОРМЫ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ СЛОВ Вып. XLVII. 24/2004
Предмет грамматики и морфологии 24/2004. С. 13 Фонетика. Грамматика. Синтаксис. Морфология
Формы слов 24/2004. С. 14–16 Реальные и формальные значения слов. Общее значение слова. Синтаксические и несинтаксические формальные значения. Форма слова. Формальные значения словоизменения и словообразования. Падежные формы. Синтетические и аналитические формы выражения формальных значений. Вспомогательные слова. Вспомогательные частицы. Грамматические средства, используемые для выражения формальных значений в слове
Аффиксы 24/2004.С. 16–17 Членение слова: фонетическое, морфологическое. Фонема. Слог. Морфема. Основа: непроизводная, производная. Корень. Аффиксы: префикс (приставка), суффикс, окончание. Отрицательная форма (форма с нулевым окончанием)
Чередование фонем 24/2004. С. 17–20 Чередование фонем: соотносительные, изолированные
Ударение 24/2004. С. 20–21 Ударение
Флективный строй русского языка 24/2004. С. 21–22 Многозначность аффиксов. Многотипность образования форм. Множественность грамматических средств. Флективный способ. Синтетические формы. Агглютинативный способ
Грамматические разряды слов 24/2004. С. 22–24 Грамматические разряды. Части речи (самостоятельные части речи). Самостоятельные слова. Несамостоятельные слова
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Вып. XLVIII.25–26/2004. С. 22–35.Вып. XLIX.27–28/2004. С. 21–29
Формы и разряды имен существительных Вып. XLVIII. 25–26/2004. С. 22–35
Значение и формы имен существительных 25–26/2004. С. 22–23 Существительное. Падежи существительных. Род: мужской, женский, средний. Число (указание на неопределенное множество или количество предметов). Синтаксическая форма (падеж), несинтаксические формы (род, число).
Формы числа имен существительных 25–26/2004. С. 23–24 Единственное число. Множественное число. Значение единичности. Существительные, преимущественно имеющие формы единственного числа. Существительные, преимущественно имеющие формы множественного числа.
Средства различения форм единственного и множественного числа 25–26/2004. С. 25–27 Основное грамматическое средство различения форм числа: падежные окончания. Дополнительные признаки: различия в основах единственного и множественного числа (посредством суффиксов, посредством замены согласных фонем); перенос ударения; совокупность признаков: окончание, изменение основы, ударение.
Род имен существительных 25–26/2004. С. 27–28 Мужской род. Женский род. Средний род. Принадлежность к роду: морфологические признаки, синтаксические признаки.
Значение форм рода имен существительных 25–26/2004. С. 28–31 Принадлежность к роду: морфологические и синтаксические признаки. Соотношение с реальным значением существительного.
Существительные одушевленные и неодушевленные 25–26/2004. С. 31–32 Одушевленные. Неодушевленные. Грамматические различия. Различия в реальном значении.
Падежи имен существительных 25–26/2004. С. 32–33 Падеж (синтаксическая форма). Склонение. Прямой падеж: именительный. Косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Значение и синтаксические функции падежей
Несклоняемые существительные 25–26/2004. С. 34 Группы несклоняемых существительных. Распределение по родам.
Образование имен существительных 25–26/2004. С. 34–35 Образование имен существительных с помощью суффиксов: от существительных, от других частей речи.
Склонение имен существительных Вып. XLIX. 27–28/2004. С. 21–29
Типы склонения имен существительных 27–28/2004. С. 21–22 Три склонения: первое, второе, третье. Принципы отнесения существительных к тому или иному склонению.
Первое склонение 27–28/2004. С. 22–23 Падежные формы. Ударение. Существительные, относящиеся к первому склонению.
Второе склонение 27–28/2004. С. 23–25 Падежные формы. Ударение. Существительные, относящиеся ко второму склонению.
Третье склонение 27–28/2004. С. 25–27 Падежные формы. Ударение. Существительные, относящиеся к третьему склонению.
Склонение имен существительных во множественном числе 27–28/2004. С. 26–27 Падежные формы. Ударение.
Образование именительного падежа множественного числа имен существительных 27–28/2004. С. 27–28 Падежные формы.
Образование родительного падежа множественного числа имен существительных 27–28/2004. С. 28–29 Падежные формы. Группы существительных, образующих родительный падеж без окончания.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Вып. XLIX.27–28/2004. С. 29–35
Значение и формы имен прилагательных 27–28/2004. С. 29–30 Значение прилагательного. Синтаксические формы рода, числа, падежа.
Переход имен прилагательных в существительные 27–28/2004. С. 30 Грамматические признаки. Синтаксические функции. Три группы прилагательных, перешедших в существительные.
Имена прилагательные качественные и относительные 27–28/2004. С. 31–32 Разряды по значению: качественные, относительные. Грамматические признаки качественных прилагательных. Сложные случаи разграничения качественных и относительных прилагательных. Подгруппы относительных прилагательных: притяжательные, порядковые.
Краткие формы имен прилагательных 27–28/2004. С. 32 Синтаксические функции. Способы образования форм рода и числа.
Сравнительная форма имен прилагательных 27–28/2004. С. 32–33 Сравнительная форма имени прилагательного. Синтаксические функции сравнительной степени.
Склонение имен прилагательных 27–28/2004. С. 33–34 Способы образования сравнительной степени.
Склонение притяжательных прилагательных. 27–28/2004. С. 34 Падежные формы.
Образование прилагательных. 27–28/2004. С. 34–35 Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ов-, -ин-, -j- Образование прилагательных от других прилагательных и от других частей речи. Продуктивные суффиксы. Приставки. Сложение основ.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Вып. XLIX.27–28/2004. С. 21–29
Значение и формы числительных. 27–28/2004. С. 36–37 Значение имени числительного. Грамматические признаки: отсутствие форм числа, своеобразные формы падежей, отсутствие форм рода. Промежуточная часть речи.
Слова с количественным значением, не являющиеся числительными. 27–28/2004. С. 37–38 Существительные, прилагательные и наречия с количественным значением.
Разряды числительных. 27–28/2004. С. 38 Количественные числительные: определенные (счетные), неопределенные. Собирательные числительные. Употребление числительных с существительными.
Склонение числительных. 27–28/2004. С. 38–39 Особенности в склонении числительных.
НАРЕЧИЕ Вып. L. 36/2004. С. 12–15
Форма и значение наречий. 36/2004. С. 12–13 Особая часть речи. Отсутствие форм словоизменения. Значение наречия. Синтаксическое употребление.
Смысловые разряды наречий. 36/2004. С. 13–14 Группы наречий: определительные (образа действия, степени), обстоятельственные (места, времени, совместности, причины, цели).
Образование наречий. 36/2004. С. 14–15 Образование наречий от прилагательных.
МЕСТОИМЕНИЕ Вып. L. 36/2004. С. 16–21
Понятие о местоимении. 36/2004. С. 16 Особый разряд слов (не часть речи). Слова-указания. Отсутствие определенного реального значения вне контекста. Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные и местоимения-наречия. Формы местоимений. Противопоставление знаменательных слов местоимениям.
Разряды местоимений по значению 36/2004. С. 17–18 Личные, возвратные, указательные, определительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные местоимения.
Грамматические особенности местоимений 36/2004. С. 18–19 Грамматические особенности местоимений-существительных. Особенности синтаксического употребления местоимений-существительных.
Склонение местоимений 36/2004. С. 19–21 Преимущественное образование падежных форм по аналогии с прилагательными.
ГЛАГОЛ Вып. LI.40/2004. С. 12–21. Вып. LII.44/2004. С. 10–17. Вып. LIII.1/2005. С. 24–27. Вып. LIV.3/2005. С. 34–46. Вып. LV.6/2005. C. 27–30
Значение и формы глагола 40/2004. С. 12–13 Значение глагола. Спряжение. Синтаксические формы: предикативные (наклонение) и атрибутивные (причастие, деепричастие); неопределенная форма (инфинитив). Несинтаксические формы: возвратность, невозвратность, совершенный, несовершенный вид. Основные грамматические средства образования глаголов. Синтетические и аналитические формы спряжения глагола.
Возвратные и невозвратные глаголы 40/2004. С. 13 Наличие/отсутствие грамматических признаков, указывающих на непереходность процесса.
Переходные и непереходные глаголы 40/2004. С. 14–15 Возвратные глаголы со значением переходности и непереходности. Значение переходных и непереходных глаголов. Соединение переходных глаголов с существительными в винительном падеже без предлога, образование страдательных причастий от переходных глаголов. Грамматическая выраженность возвратных глаголов с непереходным значением, противопоставленная отсутствию грамматических признаков переходности и непереходности невозвратных глаголов.
Значение и образование возвратных глаголов 40/2004. С. 15–16 Непереходность возвратных глаголов как общее грамматическое свойство. Возвратная частица. Добавочные значения, образуемые возвратной частицей: общевозвратное, собственно-возвратное, взаимное, страдательное, безличное, усилительное.
Виды глагола 40/2004. С. 16–17 Значение совершенного и несовершенного вида глаголов. Различия в образовании форм совершенного и несовершенного вида.
Образование глаголов, различающихся видом 40/2004. С. 17–20 Виды глаголов (словообразовательная категория). Образование производных глаголов: посредством приставок, суффиксов. Изменение видового значения производных глаголов.
Изменение видового значения у глаголов движения 40/2004. С. 20 Глаголы определенного движения, глаголы неопределенного движения. Соотносительные смысловые пары глаголов движения.
Видовые пары глаголов 40/2004. С. 20–21 Видовые пары: одинаковое реальное значение и разное видовое значение.
Классификация глаголов Вып. LII. 44/2004. С. 10–17
Основы глаголов 44/2004. С. 10 Образование форм спряжения от двух основ: основы прошедшего времени и основы настоящего времени. Другие способы образования форм спряжения.
Классы глаголов 44/2004. С. 11 Выделение классов глаголов по основам прошедшего и настоящего времени. Продуктивные и непродуктивные классы глаголов.
Продуктивные классы глаголов 44/2004. С. 11–12 Пять продуктивных классов глаголов современного русского языка.
Непродуктивные классы глаголов 44/2004. С. 12–15 Семь основных классов непродуктивных глаголов современного русского языка. Изолированные глаголы, не отнесенные ни к одному классу.
Перечень глаголов непродуктивных классов 44/2004. С. 15–17 Сводная таблица образования форм для продуктивных и непродуктивных классов глаголов.
Спряжение глаголов Вып. LIII. 1/2005. С. 24–27. Вып. LIV. 3/2005. С. 34–46. Вып. LV. 6/2005. С. 28–30
Инфинитив 1/2005. С. 24–25 Отношение инфинитива к остальным формам глагола. Инфинитив как отрицательная или прямая форма. Синтаксическое употребление инфинитива. Использование инфинитива в образовании аналитических форм спряжения глагола.
Образование инфинитива 1/2005. С. 25–26 Инфинитивные суффиксы: -ть, -сти (-сть), -ти, -чь.
Формы наклонения глагола 1/2005. С. 26 Наклонение как предикативная форма глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение.
Формы времени изъявительного наклонения 1/2005. С. 26–27 Прошедшее, настоящее и будущее время у глаголов несовершенного вида. Прошедшее и будущее время у глаголов совершенного вида. Значение форм времени.
Будущее время, простое и сложное 3/2005. С. 34 Образование форм будущего времени у глаголов совершенного (синтетические формы) и несовершенного (аналитические формы) вида.
Формы лица у глагола 3/2005. С. 34–36 Формы первого, второго и третьего лица единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени. Значение личных форм.
Безличные глаголы 3/2005. С. 36 Глаголы, образующие только формы третьего лица единственного числа в настоящем и будущем времени и средний род в прошедшем времени.
Образование личных форм глагола 3/2005. С. 36–37 Шесть личных окончаний глаголов, обозначающих лицо и число. Спряжения глаголов: первое и второе. Изменение основ у глаголов обоих спряжений.
Прошедшее время 3/2005. С. 37–38 Образование форм прошедшего времени. Значение форм прошедшего времени. Синтаксические функции прошедшего времени.
Краткая форма глагола 3/2005. С. 38 Значение краткой формы глагола.
Условное наклонение 3/2005. С. 38–39 Значение условного наклонения глагола. Аналитический способ образования условного наклонения.
Повелительное наклонение и его формы 3/2005. С. 39–40 Повелительное наклонение как экспрессивная форма. Формы третьего лица, второго лица и совместная форма. Формы повелительного наклонения на -ка.
Употребление формы 2-го лица ед. числа повелительного наклонения 3/2005. С. 40–41 Особенности употребления формы 2-го лица ед. числа повелительного наклонения в обобщенно-личном значении.
Образование форм повелительного наклонения 3/2005. С. 41–43 Аналитические формы. Агглютинативные формы. Флективные формы.
Причастие 3/2005. С. 43 Атрибутивная форма глагола. Значение причастий. Синтаксическое употребление причастий. Сходство синтаксических функций причастий и прилагательных.
Причастия действительного и страдательного залога 3/2005. С. 44 Причастия действительного залога (действительные причастия). Причастия страдательного залога (страдательные причастия). Значения действительных и страдательных причастий. Образование форм. Нестрадательные причастия (причастия у непереходных глаголов и действительные причастия у переходных глаголов).
Краткие страдательные причастия 3/2005. С. 44–45 Образование кратких страдательных причастий. Значение. Синтаксическое употребление. Формальные признаки.
Образование причастий 3/2005. С. 45–46 Образование причастий от основ настоящего и прошедшего времени. Суффиксы причастий.
Деепричастие 6/2005. С. 27–28 Атрибутивная форма глагола. Значение деепричастий. Синтаксическое употребление деепричастий. Сходство деепричастий и наречий.
Образование деепричастий у глаголов несовершенного вида 6/2005. С. 28–29 Образование деепричастий от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида. Суффиксы деепричастий. Классы глаголов, не образующих или редко образующих деепричастия.
Образование деепричастий у глаголов совершенного вида 6/2005. С. 29–30 Образование деепричастий от основ прошедшего времени глаголов совершенного вида. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий от основ настоящего времени глаголов совершенного вида.
[Сводная таблица образования предикативных и атрибутивных форм глаголов] Вып. LV. 6/2005. С. 30
НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. Вып. LV. 6/2005. С. 31–36
Служебные слова и частицы 6/2005. С. 31 Синтаксическое употребление несамостоятельных слов. Отсутствие реального значения у несамостоятельных слов. Формальные значения несамостоятельных слов. Аналитический характер выражения формальных значений посредством несамостоятельных слов. Служебные слова: предлоги, союзы, относительные слова. Синтаксические формальные значения, выражаемые служебными словами. Частицы. Несинтаксические формальные значения, выражаемые частицами.
Предлоги 6/2005. С. 31–32 Выражение различных отношений существительных к другим словам речи. Употребление предлогов с падежами существительных. Переход различных частей речи в предлоги.
Союзы 6/2005. С. 33 Выражение отношений между словами при сочинительной связи в словосочетаниях или между простыми предложениями в составе сложного. Сочинительные и подчинительные союзы. Особенности употребления сочинительных и подчинительных союзов.
Относительные слова 6/2005. С. 33–34 Относительные слова (союзные слова). Выражение грамматического подчинения одного предложения другому. Совмещение у относительных слов функций самостоятельного слова (местоимения) и служебного. Деление относительных слов на существительные, прилагательные и наречия по значению, формам и синтаксической роли в предложении.
Связки 6/2005. С. 34–35 Служебное слово с предикативными формами. Наличие формальных значений, свойственных предикативным формам глагола. Отсутствие реального значения. Глаголы, употребляемые в качестве связки.
Частицы 6/2005. С. 35 Выражение различных оттенков в отношении говорящего к высказываемому в предложении. Частицы: отрицательные, усилительные, выделительные, вопросительные, восклицательные.
СЛОВА ВНЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Вып. LV. 6/2005. С. 35–36
Слова вне частей речи 6/2005. С. 35–36 Слова-предложения: да и нет; междометия. Вводные слова. Общие свойства слов, находящихся вне частей речи.

Морфология русского литературного языка*



ГЛАГОЛ

Классификация глаголов

Основы глаголов

Для образования форм спряжения подавляющее большинство глаголов имеет две основы, различающиеся между собой суффиксами или различными фонемами в этих основах. Одна из них – это основа прошедшего времени, которая выявляется в форме прош. вр., если от нее отделить суффикс вместе с родовыми окончаниями, например: игра-л (-ла, -ло; -ли), беле-л, рисова-л, реши-л, толкну-л. Другая основа – основа настоящего времени, выделяемая из формы 3-го л. множ. числа наст. или буд. прост. вр.: игpaj-ym, белеj-ут, pucyj-ут, реш-ат, толкн-ут.

В зависимости от того, от какой основы образуются формы спряжения, их можно разбить на две группы: на группу форм с основой прош. вр. и на группу форм с основой наст. вр. К первой относятся: прошедшее время (рисова-л),инфинитив (рисова-ть), причастия прош. вр. (рисова-вший, рисова-нный) и у глаголов соверш. вида деепричастие (нарисова-в). К группе форм, образуемых от основы наст. вр., принадлежат: настоящее время у глаголов несоверш. вида (риcуj-yт) или будущее простое у глаголов соверш. вида (нарисyj-yт), повелительное наклонение (рисуй), причастия наст. вр. (pucyj-ущий, pucyj-емый) и у глаголов несоверш. вида деепричастие (pucyj-a). Прочие глагольные формы являются аналитическими формами, т.е. образуются путем сложения одной из указанных форм с особыми так называемыми вспомогательными частицами или словами. Такова, например, форма условного наклонения (рисовал бы), форма будущего сложного времени (будут рисовать) и др.

Так образуются формы спряжения у большей части глаголов, но у некоторых из них отдельные формы образуются или не от той основы, как обычно, т.е., например, не от основы прош. вр., а от основы наст. вр. (ср. прош. вр. свали-л и страдат. причастие прош. вр. свал-енный от основы наст. вр. свал-ят), или же от особой основы, отличной от обеих основ (ср. прош. вр. засох, наст. вр. засохн-ут и инфинитив засохну-ть). Кроме того, и сами основы прош. и наст. вр. не остаются всегда такими, как они обнаруживаются в формах прош. вр. и 3-го л. множ. числа наст. вр. В некоторых группах глаголов эти основы при образовании определенных форм изменяются благодаря тому, что у них одни фонемы в порядке чередования заменяются на другие, ср., например, 3-е л. множ. числа пек-ут и 2-е л. ед. числа печ-ёшь или 3-е л. множ. числа прос-ят и 1-е л. ед. числа прош-у. Все эти особенности в образовании форм спряжения не случайны, а определяются характером той основы, от которой образуется данная форма.

Классы глаголов

Различия между основами прош. и наст. вр. у разных глаголов неодинаковы. На учете того, какого рода различия представляют те или иные глаголы в основах прош. и наст. вр., строится классификация глаголов. Выделяемые путем сопоставления основ классы глаголов характеризуются каждый особым свойственным только ему соотношением основ прош. и наст. вр. Например, глаголы типа играть имеют основу прош. вр., оканчивающуюся на суффикс -а-: игр-а-л, толк-а-л, организовыв-а-л и основу наст. вр. с этим же суффиксом -а-, к которому присоединяется суффикс -j-, ср.: игр-a-j-yт, толк-a-j-yт, организовыв-a-j-yт. Но, например, у глаголов типа писать при основе прош. вр., одинаковой с глаголами типа играть (ср. игр-а-л и пис-а-л, вяз-а-л, плак-а-л), в наст. времени является непроизводная основа на согласную без суффикса: пиш-ут, вяж-ут (ср. игр-a-j-yт). Различаясь основами наст. вр., глаголы играть и писать имеют неодинаковое соотношение основ прош. и наст. вр. (ср. игр-а-л – игр-a-j-yт и пис-а-л – пиш-ут) и, следовательно, принадлежат к разным классам глаголов.

В современном русском литературном языке глаголы по соотношению основ прош. и наст. вр. делятся на довольно большое число классов. Одни из этих классов являются продуктивными, другие – непродуктивными. Продуктивные классы – это такие, в которых число глаголов постоянно увеличивается за счет новообразований. Иначе говоря, продуктивными являются классы глаголов, имеющие соотношение основ, которое свойственно производным глаголам, образуемым посредством продуктивных словообразовательных суффиксов. Большая часть глаголов принадлежит к продуктивным классам. Число этих глаголов не может быть установлено, так как оно постоянно изменяется, увеличиваясь благодаря новообразованиям. В принципе количество глаголов, входящих в продуктивные классы, безгранично.

Напротив, непродуктивные классы глагола характеризуются таким соотношением основ прош. и наст. вр., с которым в современном языке глаголы вновь не образуются. Поэтому число глаголов в непродуктивных классах не может увеличиваться благодаря новообразованиям. В одних классах глаголы исчисляются единицами, в других десятками или даже сотнями, но какое бы количество их ни было в том или другом непродуктивном классе, оно всегда может быть определено.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.