МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Продуктивные классы глаголов





Класс Прошедшее время Действит. причастие прошедшеговремени Деепричастие совершенного вида Страдательное причастие прошедшего времени Инфинитив Настоящее время Действительное причастие настоящего времени Страдательное причастие настоящего времени Повелительное наклонение Деепричастие несовершенного вида
I II III IV V игра-л беле-л рисова-л бели-л толкну-л игра-вший беле-вший рисова-вший бели-вший толкну-вший -игра-в -беле-в -рисова-в -бели-в толкну-в игра-нный -рисова-нный -бел-енный толкну-тый игра-ть беле-ть рисова-ть бели-ть толкну-ть играj-ут белеj-ут рисуj-ут бел’-ат толкн-ут играj-ющий белеj-ющий рисуj-ющий бел’-ащий играj-емый рису-емый бел’-имый играй белей рисуй бел’и толкн’и играj-а белеj-а рисуj-а бел’-а

Непродуктивные классы глаголов

I. 1 вяза-л коло-л вяза-вший коло-вший -вяза-в -коло-в -вяза-нный коло-тый вяза-ть коло-ть вяж-ут кол’ют вяж-ущий кол’-ущий   вяж-и кол’-и кол’-а
крича-л лете-л крича-вший лете-вший -крича-в -лете-в   крича-ть лете-ть крич-ат лет’ат крич-ащий лет’-ащий   крич-и лет’-и крич-а лет’-а
соса-л реве-л соса-вший реве-вший -соса-в -реве-в -соса-нный соса-ть реве-ть сос-ут рев-ут сос-ущий рев-ущий   сос’и рев’и сос’-а рев’а
II мёрз де-л мерз-ший де-вший -мерз-ши де-в де-тый мерзну-ть де-ть мерзн-ут ден-ут мерзн-ущий   мерзн’и день  
III. 1 пек нес -шиб тер пек-ший нес-ший -шиб-ший тер-ший -пек-ши -нес-ши -шиб-ши -тер-ши -печ-ённый -нес-ённый -шибл’-енный -тер-тый пе-чь не-сти -шиби-ть тере-ть пек-ут нес-ут -шиб-ут тр-ут пек-ущий нес-ущий тр-ущий пек-омый нес-омый пек-и нес’-и -шиб’-и тр’-и нес’-а
кла-л жи-л кла-вший жи-вший -кла-в -жи-в -жи-тый кла-сть жи-ть клад-ут жив-ут клад-ущий жив-ущий   клад’-и жив’-и клад’-а жив’-а
IV. 1 жа-л жа-вший -жа-в -жа-тый жа-ть жн-ут жн-ущий   жн’-и  
жа-л -ня-л жа-вший -ня-вший -жа-в -ня-в -жа-тый -ня-тый жа-ть -ня-ть жм-ут -ним-ут -йм-ут жм-ущий   жм’-и -ним’-и -йм’-и  
V. гни-л ду-л гни-вший ду-вший -гни-в -ду-в -ду-тый гни-ть ду-ть гниj-ут дуj-ут гниj-ущий дуj-ущий   дуй гниj-а дуj-а
VI. 1 би-л бри-л мы-л би-вший бри-вший мы-вший -би-в -бри-в -мы-в -би-тый -бри-тый -мы-тый би-ть бри-ть мы-ть бj-ут бреj-ут моj-ут бj-ущий бреj-ущий моj-ущий   бей брей мой бреj-а моj-а
пе-л пе-вший -пе-в -пе-тый пе-ть поj-ут поj-ущий бреj-емый моj-емый пой  
живописа-л живописа-вший     живописа-ть живописуj-ут живописуj-ущий живописуj-емый живописуй живописуj-а
VII дава-л дава-вший живописа-в   дава-ть даj-ут даj-ущий даваj-емый давай даваj-а
Изолированные глаголы бежа-л бы-л да-л е-л еха-л ше-л надое-л созда-л чти-л бежа-вший бы-вший да-вший е-вший еха-вший шед-ший надое-вший созда-вший чти-вший -бежа-в да-в -е-в -еха-в -шед-ши надое-в созда-в -чти-в да-нный -ед-енный созда-нный -чт-енный бежа-ть бы-ть да-ть е-сть еха-ть ид-ти надое-сть созда-ть чти-ть бег-ут буд-ут дад-ут ед’-ат ед-ут ид-ут надоед’-ат создад-ут чт-ут бег-ущий ед-ящий ед-ущий ид-ущий чт-ущий чт’-имый бег-и будь дай ешь (поезжай) ид’-и создай чт’-и буд-учи ид’-а чт’-а

Морфология русского литературного языка*



ГЛАГОЛ

Спряжение глаголов

Инфинитив

В системе спряжения глагола инфинитив противостоит предикативным и аттрибутивным формам, которые выражают процесс в определенном отношении к лицу или предмету. В отличие от них, инфинитив сам по себе не выражает никаких синтаксических отношений к другим словам речи и представляет собой наиболее общее отвлеченное выражение процесса: работать, читать, нести, искать, итти, стеречь, мешать, лежать и т.д. Таким образом, по своему грамматическому значению инфинитив является отрицательной глагольной формой.

Отношение инфинитива к остальным формам глагола можно сопоставить с отношением именительного падежа существительных к косвенным падежам. Обе эти формы по отношению к другим формам тех же слов являются отрицательными, или «прямыми» формами, которые лишь выражают обозначаемые ими признаки как процесс или предмет, не указывая на их отношение к другим словам речи. Благодаря грамматической близости именительного падежа существительного и инфинитива глаголов, что отражается и на их синтаксическом употреблении, существительные в именительном падеже, обозначающие действия в отвлечении от лица или предмета, которые их производят, например: работа, чтение, ходьба, курение и т.д., сближаются по значению с инфинитивами глаголов, обозначающих те же действия без указания на производящее их лицо или предмет: работать, читать, ходить, курить и т.д. Основное различие между ними заключается в способе выражения обозначаемого признака – действия. Существительное, обозначая действие, выражает его как предмет, а инфинитив выражает это же действие как процесс. Являясь формой, выражающей предмет, именительный падеж противостоит косвенным падежам существительного, указывающим на различные отношения этого предмета к другим словам речи. Инфинитив же, являясь выражением процесса, противостоит прочим формам глагола, как формам, которые выражают отношения процесса к лицу или предмету.

Поскольку инфинитив является формой, которая не выражает отношений к другим словам речи, он может выступать, как и существительное в именительном падеже, в качестве подлежащего предложения: Курить воспрещается, Но умирать и вам будет страшно. (А.Чехов), Выкупиться на волю было его заветной мечтой. (И.Гончаров), Написать его биографию было бы делом его друзей. (А.Пушкин), Жизнь прожить – не поле перейти (посл.). Кроме того, инфинитив может употребляться в роли второстепенных членов предложения (но не определения и обстоятельства, для выражения чего у глагола имеются особые формы – причастие и деепричастие): Он придет проститься, Я прилег отдохнуть, Доктор предписал больному лежать, Он любитель играть на скрипке, Ну и мастер ты песни петь!

В эмоциональной речи инфинитив широко употребляется в значении предикативных форм глагола. Так, он может выступать в значении изъявительного наклонения: Я его окликнул, а он бежать! Дрозд горевать, дрозд тосковать! Инфинитив с отрицанием и реже без отрицания может употребляться в значении повелительного наклонения: Не шуметь! Не разговаривать! Не баловаться! Молчать! Смирно сидеть! и др.

Такое разнообразие в синтаксическом употреблении инфинитива объясняется его грамматическим значением как формы, которая не выражает какого-либо определенного синтаксического отношения. По этой же причине он используется для образования аналитических форм спряжения глагола, например, сложного будущего времени: буду читать, буду работать, или сложных форм повелительного наклонения: будемте работать, давайте читать. В этих формах инфинитив является носителем только реального значения и несинтаксических формальных значений, а формальные синтаксические значения выражаются присоединяемыми к нему вспомогательными частицами или словами.

Образование инфинитива

Форма инфинитива образуется посредством суффиксов -ть, -сти (-сть), -ти, -чь. Из всех этих суффиксов продуктивным является только один суффикс -ть. Посредством него образуется инфинитив у всех глаголов продуктивных классов: игра-ть, беле-ть, рисова-ть, бели-ть, толкну-ть, а также у большей части глаголов непродуктивных классов: вяза-ть, коло-ть, крича-ть, горе-ть, мерзну-ть, де-ть, -шиби-ть, тере-ть и т.д. Остальные суффиксы инфинитива -сти (-сть), -ти, -чь непродуктивные: они представлены у небольшой группы глаголов, причем только глаголов непродуктивных классов.

Инфинитив с суффиксом -сти (-сть) имеют глаголы с непроизводной основой прош. и наст. вр. на согласные б, с, з: греб, греб-ут – гре-сти; скреб, скреб-ут – скре-сти; нес, нес-ут – нести; пас, пас-ут – па-сти; вез, вез-ут – ве-зти, лез, лез-ут – ле-зть и др. Исключение представляет лишь один глагол с основой на б: -шиб, -шиб-ут – -шибить. Кроме этих глаголов, посредством суффикса -сти (-сть) образуют инфинитив еще глаголы с непроизводной основой наст. вр. на согласные т, д, н, выпадающие в основе прош. вр.: мет-ут, ме-л – ме-сти; плет-ут, пле-л – пле-сти; клад-ут, кла-л – кла-сть; пряд-ут, пря-л – пря-сть; клян-ут, кля-л – кля-сть; ед-ят, е-л – е-сть и др. Все глаголы, которые имеют суффикс -сти (-сть), за исключением изолированного глагола есть, принадлежат к III непродуктивному классу.

Из двух вариантов инфинитивного суффикса -сти и -сть вариант -сть имеют глаголы с неподвижным ударением на основе в прошедшем времени: гры'з, гры'зли – гры'зть; кла'л, кла'ли – кла'сть; се'л, се'ли – се'сть и др., а также один глагол, у которого благодаря выпадению в основе прошедшего времени беглой гласной, ударение переносится на окончание: -чёл, -чли' – -че'сть (за-, про-, у-). Другой вариант этого суффикса -сти представлен у глаголов с ударением в прошедшем времени на окончании (кроме, конечно, формы мужск. рода, где из-за отсутствия окончания ударение, естественно, стоит на основе): гребли' – грести', несли' – нести', везли' – везти', мели' – мести' и др. Вариант -сти имеет всегда на себе ударение и лишь у глаголов с приставкой вы-, переносящей ударение на себя, он является безударным: грести' – вы'грести, нести' – вы'нести, ве'сти – вы'вести и т.д.

С суффиксом -чь инфинитив образуется у глаголов с непроизводной основой прошедшего и настоящего времени, оканчивающейся на задненёбные к и г: пек, пек-ут – пе-чь; влек, влек-ут – вле-чь; берег, берег-ут – бере-чь; жег, жг-ут – же-чь и др. Эти глаголы также принадлежат к III непродуктивному классу. Но, кроме них, суффикс -чь в инфинитиве имеет еще один глагол II непродуктивного класса, у которого в прошедшем времени непроизводная основа на задненёбную г, а в настоящем времени производная основа с суффиксом -н-: достиг – достигн-ут – дости-чь. Параллельно с достичь употребляется и обычная для II непродуктивного класса форма инфинитива достигнуть.

Инфинитивный суффикс -ти представлен только у одного изолированного глагола: шел – идут – ид-ти (орфогр. идти и итти).

При образовании инфинитива указанные суффиксы, как правило, присоединяются к основе прошедшего времени. От этой основы образуется инфинитив у всех глаголов продуктивных классов: игра-л – игра-ть, беле-л – беле-ть, рисова-л – рисова-ть, бели-л – бели-ть, толкну-л – толкну-ть, и у большей части глаголов непродуктивных классов: вяза-л – вяза-ть, коло-л – коло-ть, крича-л – крича-ть, горе-л – горе-ть, де-л – де-ть, жи-л – жи-ть и т.д. Но у некоторых глаголов непродуктивных классов суффикс инфинитива присоединяется к основе, отличной от основы прошедшего времени. Таковы, во-первых, почти все глаголы II непродуктивного класса (кроме деть, стать, стрять), т.е. глаголы с непроизводной основой прошедшего времени и производной основой настоящего времени с суффиксом -н-: они образуют инфинитив от особой основы с суффиксом -ну-, ср.: блек – блекн-ут – блек-ну-ть, дрог – дрогн-ут – дрог-ну-ть, зяб – зябн-ут – зяб-ну-ть, вял – вян-ут – вя-ну-ть и др.; во-вторых, большая часть глаголов III непродуктивного класса, а именно глаголы с непроизводной основой прошедшего и настоящего времени на согласные к, г, б, с, з, у которых инфинитив образуется от основы без этих согласных: пек – пек-ут – пе-чь, стерег – стерег-ут – стере-чь, греб – греб-ут – гре-сти, нес – нес-ут – не-сти, вез – вез-ут – ве-зти и т.д., затем глагол -шиб – -шиб-ут, у которого инфинитив образуется от основы на суффикс -и-: -шиб-и-ть, – и, наконец, глаголы с непроизводной основой на согласную р, образующие инфинитив от основы на гласную -е-: тер – тр-ут – тер-е-ть, пер – пр-ут – пер-е-ть и др.; в-третьих, один изолированный глагол образует инфинитив не от основы прошедшего времени, а от основы настоящего времени, ср.: шел – ид-ут – ид-ти.

Формы наклонения глагола

Отличительной чертой глаголов является наличие у них особых предикативных форм, т.е. форм, в которых глагол выступает в предложении в качестве сказуемого. Прочие части речи сами по себе не могут быть сказуемыми, потому что они не имеют таких форм. Имена существительные, прилагательные, числительные и наречия выступают в роли сказуемого только при помощи особого служебного слова-связки, которая выражает отсутствующие у них предикативные формы, ср.: Здесь будет город заложен назло надменному соседу. (А.Пушкин), Богатырь ты будешь с виду. (М.Лермонтов)и др. Таким образом, по образованию предикативных форм глагол противостоит остальным частям речи, как часть речи, имеющая предикативные формы, частям речи, у которых эти формы отсутствуют.

Предикативные формы глагола выражаются особыми формами, называемыми наклонениями. Посредством этих форм обозначаются различия в характере утверждения, которое выражается глаголом, как сказуемым предложения, по отношению к реальности или нереальности этого утверждения. В современном русском языке имеются три основные формы наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

Изъявительное наклонение обозначает, что процесс, выраженный глаголом, рассматривается как реальный, как действительно происходящий, например: Он написал письмо, Он пишет письмо, Он напишет письмо; или: Он не написал письма, Он не напишет письма и т.д. Изъявительному наклонению противостоят условное и повелительное наклонения.

Условное наклонение обозначает, что процесс, выраженный глаголом, рассматривается не как реальный, а как предполагаемый, например: Он бы тебе написал, Только бы он написал, Вы бы нам что-нибудь написали, Я бы написал, если бы не был так занят; и др. Точно так же не как реальный обозначается процесс в повелительном наклонении, выражающем побуждение к действию: Напиши письмо, Давай напишем, Пусть он напишет. Выражая волевое отношение говорящего к лицу, побуждаемому к действию, повелительное наклонение является эмоциональной, экспрессивной формой и в этом отношении противостоит изъявительному и условному наклонениям, которые не представляют собой форм волеизъявления.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.