ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Непродуктивные классы глаголов Глаголы непродуктивных классов, как уже говорилось, обладают соотношением основ прош. и наст. вр., которое несвойственно вновь образуемым глаголам. Таких глаголов в современном русском языке более трехсот, если считать одни только непроизводные глаголы без приставок. Они отличаются большим разнообразием в соотношении основ прош. и наст. вр. Учитывая наиболее значительные различия в соотношении основ у этих глаголов, их можно подразделить на семь классов. В эти классы, однако, не входят отдельные так называемые изолированные глаголы, которые не могут быть отнесены ни к одному классу, так как каждый из них имеет особое соотношение основ прош. и наст. вр., отличное от других глаголов. Класс I. В прош. вр. производная основа на гласную, в наст. вр. непроизводная основа на согласную: вяза-л – вяж-ут, коло-л – кол’-ут, крича-л – крич-ат, лете-л – лет’-am, соса-л – сос-ут, ревe-л – рев-ут. Из непродуктивных классов этот класс является самым обширным. В него входит более половины всех глаголов, относящихся к непродуктивным классам. Однако внутри I класса нет полного единства. Глаголы в нем различаются, во-первых, качеством конечной гласной основы прош. вр. (ср. вяз-а-л, лет-е-л, кол-о-л) и, во-вторых, соотношением последних согласных в основах прош. и наст. вр. По различию в соотношении последних согласных в основах I непродуктивный класс может быть подразделен на три группы. К 1-й группе относятся глаголы, у которых последние согласные основы прош. вр. заменяются в основе наст. вр. по нормам чередования: задненёбные и твердые зубные – на шипящие: плака-л – плач-ут, двига-л – движ-ут, паха-л – паш-ут, иска-л – ищ-ут, брызга-л – брызж-ут, прята-л – пряч-ут, глода-л – глож-ут, блиста-л – блещ-ут, пляса-л – пляш-ут; губные – на сочетания губных с л’: сыпа-л – сыпл-ют, колеба-л – колебл-ют, дрема-л – дремл-ют; твердые сонорные – на мягкие: стла-л – стел-ют, коло-л – кол-ют, поро-л – пор-ют. На эту группу оказывают сильное влияние глаголы I продуктивного класса, с которыми большая ее часть сближается одинаковыми основами прош. вр. на суффикс -а- (ср. паха-л, пляса-л и глагол I прод. кл. игра-л). Сходство в основах прош. вр. привело к тому, что многие глаголы 1-й группы стали образовывать и основу наст. вр. по образцу глаголов I продуктивного класса на -a-j-. В результате у ряда глаголов теперь имеются две основы наст. вр., ср.: брызжут и брызгают, движут и двигают, внемлют и внимают, подъемлют и подымают, колышут и колыхают, мычут и мыкают, мяучат и мяукают, рыщут и рыскают, хнычут и хныкают и т.д.В ряде случаев новые основы на -a-j- совсем вытеснили старые непроизводные основы. Так, теперь, например, не употребляются формы глочут (глотают), ичут (икают), лобжут (лобзают), лачут (лакают), мачут (макают), мижут (мигают), чишут (чихают), формы, которые употреблялись раньше и нередко и сейчас встречаются в говорах. У некоторых глаголов формы с непроизводной основой отличаются смысловым оттенком поэтичности, торжественности или книжности, например: блещут, движут, подъемлют, объемлют, внемлют, страждут. Кроме указанного влияния, глаголы этой группы испытывают еще влияние со стороны глаголов IV продуктивного класса, с которым они сближаются своими непроизводными основами наст. вр. (ср. вяж-ут, меч-ут, стел-ют и глагол IV прод. кл. служ-ат, моч-ат, вал-ят). Под этим влиянием у глаголов с основой на губную согласную образуется, наряду с основой на сочетание губной с л’, еще вторая основа наст. вр. на мягкую губную, например: дремлют и дремят, каплют и капят, сыплют и сыпят, треплют и трепят и др. (ср. глаголы IV кл. любят, топят, кормят и др.). Нужно заметить, однако, что такие формы с основой на мягкую губную свойственны исключительно разговорному языку и не приняты в языке письменном, за исключением некоторых форм повелительного наклонения: клепи, сыпь, трепи. Во 2-ю группу входят глаголы с основой наст. вр. на мягкие согласные или шипящие, которым в основе прош. вр. соответствуют: шипящим – те же шипящие: крича-л – крич-ат, кише-л – киш-ат, лежа-л – леж-ат, пища-л – пищ-aт, визжа-л – визж-ат и др., а мягким согласным у двух глаголов гнать и спать – парные с ними твердые: гна-л – гон-ят, спа-л – сп-ят и у прочих глаголов – согласные, твердость и мягкость которых остается невыраженной, так как они находятся перед гласной е, перед которой твердые и мягкие согласные не различаются: лете-л – лет-ят, сиде-л– сид-ят, висе-л – вис-ят, греме-л – грем-ят, хрипе-л – хрип-ят и др. По основе прош. вр., которая у этих глаголов оканчивается на суффиксы -а- или -е-, 2-я группа совпадает с глаголами I и II продуктивных классов, ср., с одной стороны, спа-л, крича-л и игра-л (I прод. кл.), а с другой – лете-л, кише-л и беле-л (II прод. кл.). По основе же наст. вр. она совершенно тождественна с глаголами IV продуктивного класса, ср.: сп-ят, леж-ат, крич-ат и воп-ят, лиш-ат, моч-ат. Так же как и последние, глаголы 2-й группы принадлежат ко 2-му спряжению, т.е. образуют личные формы посредством окончаний -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -aт. Этим они отличаются от всех других непродуктивных глаголов, которые относятся к 1-му спряжению. К 3-й группе принадлежат глаголы с твердой последней согласной как в основе прош. вр., так и в основе наст. вр.: бра-л – бер-ут, жда-л – жд-ут, зва-л – зов-ут, соса-л – сос-ут, стона-л – стон-ут, тка-л – тк-ут, реве-л – рев-ут (в этом глаголе твердость согласной в основе прош. вр. перед -е- не выражена). Следует иметь в виду, что не все глаголы, входящие в I непродуктивный класс, на основании указанных признаков легко подразделяются на группы. У некоторых из них, например, у глаголов с последней согласной в основе j (блеjа-л – блеj-ут, смеjа-лся – смеj-утся) и некоторых других, эти признаки оказываются необнаруженными благодаря звуковым особенностям их основ. Класс II. Основа прош. вр. непроизводная, а основа наст. вр. производная с суффиксом -н-: мёрз – мерзн-ут, дрог – дрогн-ут, исчез – исчезн-ут, сох – сохн-ут, вя-л – вян-ут, де-л – ден-ут и т.д. Кроме глаголов деть, стать, -стрять (в-, за-), все остальные глаголы этого класса образуют инфинитив от основы с суффиксом -ну-: мерзнуть, дрогнуть, исчезнуть, сохнуть, глохнуть, зябнуть, вянуть, стынуть (но и стыть) и, следовательно, по основе наст. вр. на -н- и инфинитиву на -ну-ть тождественны с глаголами V продуктивного класса (ср. толкн-ут – толкну-ть). Благодаря такой близости обоих классов глаголы II непродуктивного класса испытывают сильное влияние со стороны глаголов V продуктивного класса, в результате чего многие из них образуют основу прош. вр. (а не только инфинитив) с суффиксом -ну-, т.е. по образцу глаголов V класса. В особенности это характерно для глаголов без приставок, ср.: блекнул, брюзгнул, глохнул, меркнул и др., но с приставками: поблек, обрюзг, оглох, померк. Многие глаголы этого класса, в особенности глаголы без приставок, малоупотребительны и часто заменяются синонимическими глаголами других классов. Так, вместо глаголов дряхнуть, слабнуть, тускнуть обычно употребляются глаголы дряхлеть, слабеть, тускнеть, а глаголы бухнуть, вянуть, гаснуть, дохнуть, гибнуть нередко заменяются глаголами разбухать, увядать, угасать, издыхать, погибать и т.д. Класс III. Основы прош. и наст. вр. непроизводные без суффикса: пек – пек-ут, стерег – стерег-ут, нес – нес-ут, вез – вез-ут, греб – греб-ут, -шиб – -шиб-ут (за-, под-, у-, o-/-ся), тер – тр-ут, ме-л – мет-ут, кла-л – клад-ут, кля-л – клян-ут, жил – жив-ут и др. У большей части глаголов III класса формы спряжения образуются не от двух различных основ, как обычно, а от одной, так как основа прош. вр. и основа наст. вр. у этих глаголов одинаковы. Но одинаковы они, однако, не у всех глаголов III класса. У глаголов с основой на согласную р основы прош. и наст. вр. различаются «беглой» гласной: гласная о, имеющаяся в основе прош. вр., отсутствует в основе наст. вр.: мёр – мр-ут, пёр – пр-ут, простёр – простр-ут, тёр – тр-ут. У глаголов с основой наст. вр. на согласные т, д, н, в в основе прош. вр. эти согласные отсутствуют и, таким образом, основы прош. и наст. вр. у них также различны, ср.: ме-л – мет-ут, пле-л – плет-ут, кла-л – клад-ут, пря-л – пряд-ут, кля-л – клян-ут, жи-л – жив-ут, плы-л – плыв-ут. Значительные различия представляют глаголы III класса в образовании инфинитива. Глаголы с основой на задненёбные к и г образуют инфинитив от основы без этих согласных посредством суффикса -чь, ср.: пёк – пе-чь, влек – вле-чь, толок – толо-чь, берег – бере-чь, стерег – стере-чь, жег – же-чь и др. Также от основы без конечной согласной образуется инфинитив у глаголов с основой прош. и наст. вр. на согласные б, с, з. Суффиксом инфинитива у них служит -сти, -сть (орфографический вариант -зти, -зть), ср.: греб – гре-сти, скреб – скре-сти, нес – не-сти, пас – па-сти, вез – ве-зти, лез – ле-зть. Один глагол с основой на согласную б – шиб – -шиб-ут образует инфинитив иначе, а именно посредством суффикса -ть, присоединяемого к основе на гласную -и: -шиб – шиби-ть. От основы на гласную е образуется инфинитив у глаголов с основой других форм на согласную р, ср.: мер – мере-ть, тер – тере-ть. Таким образом, большая часть глаголов III класса имеет ту особенность, что инфинитив у них образуется от особой основы, отличной от основы прош. вр. Согласно общим нормам, т.е. от основы прош. вр., инфинитив в III классе образуется лишь у глаголов с основой наст. вр. на согласные т, д, н, в, отсутствующие в основе прош. вр. Глаголы с основой наст. вр. на т, д, н образуют его, как и глаголы с основой на б, с, з, посредством суффикса-сти, -сть: ме-л – ме-сти, пле-л – пле-сти, кла-л – кла-сть, пря-л – пря-сть, кля-л – кля-сть, а глаголы с основой наст. вр. на в – посредством суффикса -ть: жи-л – жи-ть, плы-л – плы-ть. Класс IV. Основа прош. вр. непроизводная, на гласную а, основа наст. вр. также непроизводная, без гласной а, на носовую согласную н или м: жа-л – жм-ут, (на-)ча-л– (на-)чн-ут, (по)ня-л – (по-)йм-ут, (с-)ня-л – (с-)ним-ут, (под-)jа-л – (под-)ым-ут. По основе прош. вр. глаголы IV класса тождественны, но они значительно различаются основами наст. вр., так что этот класс можно было бы подразделить на ряд групп и подгрупп. Общей чертой, позволяющей их объединить в один класс, служит то, что у всех глаголов этого класса конечная гласная а основы прош. вр. заменяется в основе наст. вр. или на носовые согласные н (жа-л – жн-ут), м (жа-л – жм-ут) или же на сочетания фонем -йм (поня-л – пойм-ут), -им (сня-л – сним-ут) с такой же носовой согласной на конце. Класс V. Основа прош. вр. на гласные и, у, основа наст. вр. на те же гласные + j: гни-л – гниj-ут, почи-л – почиj-ут, ду-л – дyj-yт, обу-л – oбуj-ym, разу-л – разуj-ym. Эти глаголы очень близки с глаголами I и II продуктивных классов. Они различаются лишь качеством конечной гласной в основах(ср. игра-л – игpaj-ут, беле-л – белеj-ут). Класс VI. Основа прош. вр. на гласные и, е, а, основа наст. вр. на иные гласные, чем гласные на конце основы прош. вр., + j: би-л – бей – бj-ут, бри-л – брej-ут, мы-л – мoj-ут, живописа-л – живописуj-ут. Глаголы этого класса довольно сильно различаются между собой качеством конечной гласной в основе прош. вр., а с этими различиями связаны известные различия в качестве последней гласной основы наст. вр. Так, гласной и после мягкой согласной и шипящей основы прош. вр. соответствует в основе наст. вр. гласная е, причем во всех глаголах, кроме глагола бри-л – бреj-ут, эта гласная «беглая», ср.: би-л – бей – бj-ут, ви-л – вей – вj-ут, ли-л – лей – лj-ут, пи-л – пей – пj-ут, ши-л – шей – шj-yт. Гласной и после твердых согласных (т.е. ы) и гласной е в основе наст. вр. соответствует гласная о, ср. вы-л – вoj-ут, кры-л – кpoj-ут, мы-л – мoj-ут, ны-л – нoj-ут, ры-л – роj-ут, пел – поj-ут. Все эти глаголы имеют непроизводные основы, но к VI классу принадлежат также глаголы и с производными основами. Таковы глаголы с основой прош. вр. на суффикс -а-, заменяемый в основе наст. вр. суффиксом -у-, к которому присоединяется j: живописа-л – живописуj-ут, истяза-л – истязуj-ут (и истязajyт), притяза-л – прumязyj-ym (и притязают). К ним можноотнести еще глаголы, которые не имеют форм, образуемых от основы прош. вр.: испытуют, наказуют, обязуют, связуют, указуют. Класс VII. Основа прош. вр. на суффикс -ва-, основа наст. вр. без этого суффикса на суффикс j: дава-л – дaj-ут, -знава-л – -знaj-ут (по-, со-, у-), создава-л – создаj-ут, -става-л – -стаj-ут (в-, до-, за-, от-, пере-, при-, у-). От основы наст. вр. у глаголов VII класса образуются, кроме самого наст. вр., только формы действ. причастия наст. вр. (ср. дaj-ут – дaj-ущий, создаj-ут – создаj-ущий), остальные же формы, которые обычно образуются от этой основы, т.е. повелит. наклонение, страд. причастие наст. вр., деепричастия имеют особую основу на суффикс -ва-j-,ср. дава-л – дaj-ут и повелит. накл. давай, страд. причастие наст. вр. дaваj-емый, деепричастие даваj-a. Изолированные глаголы: бежать (бежа-л – бег-ут), быть (бы-л – буд-ут), дать (да-л – дад-ут), есть (е-л – ед-ят), ехать (еха-л – ед-ут), идти (ше-л – ид-ут), надоесть (надое-л – надоед-ят), создать (созда-л – создад-ут), чтить (чти-л – чт-ут). Эти глаголы обладают таким соотношением основ, которое не повторяется ни в одном из перечисленных классов. В то же время и сами они не могут быть объединены в особый класс. Большая часть этих глаголов отличается рядом особенностей в образовании отдельных форм спряжения. |