Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия» Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме: -этапы занятия, их длительность; -используемые методы и приемы; - поведение и речь детей; -вопросы, предложения. Примерная схема анализа логопедического занятия 1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование консультации, литературы, знание состава детей группы. 2. Соответствие темы, цели и содержания занятия про грамме, перспективному плану работы, речевому профилю и возрасту детей данной группы; дозировка нового материала, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, правильность подбора лексического материала, единство кор- рекционных, образовательных и воспитательных задач. 3. Организация занятия: количество детей, эстетика окру жающей обстановки, оборудование, используемое на заняти ях, качество наглядных пособий и дидактического материала. 4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логи ческая последовательность, четкость перехода от одного эта па занятия к другому, продолжительность всего занятия и его этапов, своевременность проведения физкультминутки, подведение итогов занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины. 5. Методы и приемы обучения: формирование мотивации к занятиям у ребенка (подростка, взрослого); разнообразие, взаимосвязь, обоснованность; приемы привлечения внима ния; обеспечение эмоциональности и интереса в процессе за нятия; приемы активизации познавательной деятельности; опора на разнообразие форм активности (слуховую, зритель ную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утом ляемости; методика использования оборудования; сочетание индивидуальной и фронтальной работы; воспитательные моменты; применение специальных методических приемов, контроль за речью, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок; адекватность предъявляемых требова ний с учетом речевых возможностей и индивидуально-психо логических особенностей личности и возраста; доступность и ___________________________ Глава 10_________________________ четкость формулировки вопросов; наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов; включение элементов рациональной психотерапии и психокоррекции. 6. Качество работы, речь и поведение детей, подростков, взрослых в процессе занятия, заинтересованность, актив ность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в на чале занятия и на остальных этапах, причины отклонений в поведении и деятельности, проявления речевых ошибок, их причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и закрепленных на занятии. 7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение организовывать коллектив для работы, повышать актив ность, внимание и интерес, умение найти правильный подход к отдельным с учетом индивидуальных способностей, настой чивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний вид и речь логопеда: доступность, логичность и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонаци онная выразительность речи, признаки эмпатии в поведении логопеда, проявления деонтологических профессиональных качеств. 8. Результаты занятия: выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов. 9. Педагогические выводы и предложения: положитель ные стороны и недостатки занятия, предложения по закреп лению положительных сторон и рекомендации по дальней шему совершенствованию. 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Конспектирование и реферирование специальной лите ратуры . 2. Составить таблицу «Сравнительная характеристика нарушений речи: дизартрии, дислалии, нарушений го лоса». 3. Составить протоколы обследования детей дошкольно го, младшего школьного возраста, подростков и взрос лых, страдающих дизартрией. Подготовить материалы для обследования с учетом структуры дефекта, уровня речевого развития и составлением психолого-педагоги ческой характеристики. ____________ Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»________________ 4. Составить таблицу «Особенности нейронарушений и лингвопатологии при бульбарной, псевдобульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой, корковой форм диз артрии)». 5. Оформить в виде таблиц основные направления ком плексной лечебно-психолого-педагогической работы при дизартрии у детей,подростков, взрослых. 6. Составить таблицу «Этапы логопедическойработы по коррекции дизартрии у дошкольников»с отражением в ней программного содержания икоррекционных за дач каждогоэтапа работы. 7. Оформирмить план-конспект индивидуальных и груп повых занятий с дошкольниками, страдающими ди зартрией (с подробным его анализом). 8. Разработать конспект логопедических занятий на раз личных этапах коррекционного обучения. 9. Подобрать игры и упражнения для коррекции дизарт рии у дошкольников и младших школьников. 10. Конспектирование программно-методической литера туры. 11. Составить (на основе протокола обследования) развер нутую психолого-педагогическую характеристику ре бенка с дизартрией при ДЦП, карту логопедического наблюдения и перспективный план коррекционного воздействия. 12. Составить (на основе протокола обследования) развер нутую психолого-педагогическую характеристику ре бенка с минимальными проявлениями дизартрии, кар ту логопедического наблюдения и перспективный план коррекционного воздействия. 13. Составить таблицу сравнительных данных «Этапы ло гопедической работы по коррекции дизартрии у млад ших школьников общеобразовательной и специальной школы» с отражением в ней основных задач, моделей обучения и речевого поведения учащихся на различ ных этапах коррекционного воздействия. 14. Сотавить таблицу «Система логопедической работы по коррекции дизартрии у школьников в процессе обуче ния» с отражением в ней задач и краткого содержания периодов коррекционного обучения. 15. Составить развернутую психолого-педагогическую ха рактеристику обследованного учащегося с логопеди- __________________________ Глава 10_________________________ ческим заключением и перспективным планом коррек-ционного воздействия. 16. Составить план-конспект просмотренного логопедичес кого занятия по коррекции дизартрии у школьников с подробным его анализом. 17. Составить таблицу «Основные направления комплекс ной психолого-педагогической работы с подростками, страдающими дизартрией». 18. Составить развернутую психолого-педагогическую ха рактеристику подростка с дизартрией. 19. Составить план-конспект просмотренных занятий по коррекции дизартрии у подростков с подробным ана лизом. 20. Составить таблицу «Этапы комплексной психолого-пе дагогической работы по коррекции дизартрии у взрос лых». 21. Составить план-конспект просмотренных занятий по коррекции дизартрии у взрослых с подробным его ана лизом. 22. Составить таблицу «Организация логопедической по мощи лицам с дизартрией». 23. Подготовить текст беседы с родителями и воспитателя ми «О дизартрии у детей». 24. Составить психолого-педагогическую характеристику ребенка, подростка, взрослого с разными формами диз артрии. 25. Подобрать методики психодиагностики ребенка, под ростка, взрослого. 26. Перечислить задания, направленные на оценку уровня речевого развития. ГЛОССАРИИ Автоматизм— неосознаваемое движение. Оральный автоматизм — сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный и др., свойственные в норме детям младенческого возраста. Автоматизация движений(в том числе речевых) — многократное повторение произвольных движений, приводящее к снижению сознательного контроля за его выполнением. Агнозия— неспособность узнавать, понимать. Аграфия— нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступно. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария. Адаптация— процесс приспособления состояния органов и функций организма к изменяющимся условиям среды. Адекватный— соответствующий обстоятельствам, проявлениям. Адинамия— чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, понижение умственной деятельности. Адиадохокинез— нарушение правильного чередования противоположных движений. Алексия— нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга. Амимия(гипомимия) — отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. Анализаторы— нервные механизмы, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. Анамнез — совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются для установления диагноза. Аномалия— отклонение от общих закономерностей развития, функционирования или строения органов. Анартрия— резкое расстройство артикуляции. Апатия— состояние безразличия, равнодушия, подавленность, отсутствие интересов. Апраксин— нарушение целенаправленных (произвольных) движений, при котором исполнительные механизмы движения сохранны. ___________________________ Глоссарий___________________________ Арефлексия— отсутствие врожденных рефлексов. Артикуляция— совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля за правильностью произношения. Асинергия— отсутствие содружественных движений. Астазия — неспособность стоять. Асфиксия — удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту. Атаксия — нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации. Атетоз — непроизвольное сокращение мышц, вызывающее червеобразные движения рук и ног. Атрофия — уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания. Афония — отсутствие голоса. Аффект — эмоциональное возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями. Афферентация — нервные импульсы, поступающие от органов чувств в ЦНС. Брадикинезия — замедление темпа движения. Брадилалия — замедление темпа речи. Бульбарный паралич — связан с деструкцией IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Ганглий — нервный узел. Гетерохрония— разница в темпах развития различных структурных образований той или иной функциональной системы. Гиперкинез — насильственное движение (тремор, атетоз, миоклании и т.п.). Гиперрефлексия — повышение рефлексов. Гипертония мышечная — повышение тонуса мышц спастическое (максимальное сопротивление выявляется в начале пассивного движения, уменьшается при повторных исследованиях) и пластическое (сопротивление пассивному движению нарастает при повторных исследованиях — «зубчатое колесо»). ___________________ Глоссзрий___________________________ Гипертрофия— ненормальное увеличение объема мышц или органа. Гипокинезия— снижение двигательной активности. Гипо/гиперметрия— неоправданно измененный объем движений, что ведет к их несоразмерности. Гипомнезия — ослабление памяти. Гипотония мышечная— снижение мышечного тонуса. Движение • произвольное— целесообразное движение, вырабо танное в процессе деятельности; • автоматизированное— заученное, совершаемое без осознанного регулирования; • непроизвольное — врожденное. Девиация — отклонение от обычного нормального поведения, состояния, положения органа. Декомпенсация — недостаточность механизмов восстановления, функциональных нарушений и структурных дефектов организма. Депривация— подавление, резкое ограничение притока возбуждений (эмоциональных, сенсорных). Депрессия — подавленное, угнетенное состояние. Диадохокинез(греч. сИайоспоз — сменяющий; ктез1з — движение) — способность быстро, симметрично и равномерно совершать сменяющие друг друга противоположные движения конечностей (сгибание — разгибание пальцев рук, супинация — пронация кистей и др.). Дизартрия— нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата. Диплегия— двусторонний паралич. Диспраксия— расстройства произвольных движений. Диссоциация— разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других). Дисфория— расстройство настроения, характеризующееся повышенной раздражительностью. Дисфункция— нарушение деятельности органа, системы. Дискинезия— расстройство координированных движений. Дистрофия— нарушение питания. Дисфагия— расстройство глотания. Дистония— патологическая неустойчивость тонуса мышц, приводящая к неоправданной смене расслабления на напряжение и наоборот. ___________________________ Глоссарий___________________________ Дизонтогенез— нарушение индивидуального развития организма, функции вследствие биологических или социальных причин. Кинестезия— передача иинтеграция в ЦНС сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожилиях. К. — основа развития произвольных движений. Кинестетический образ(слова определенного действия) — осознавание ощущений движения рук или ног или специфического сокращения мышц при осуществлении действия. Компенсация— возмещение, уравновешивание. Координация движений— способность реализовать движение в соответствии с его замыслом при согласованной работе агонистов и антагонистов. Контрактура— невозможность движений в суставе. Лабильность — неустойчивость (тонуса мышц, настроения и пр.). Нистагм— непроизвольные ритмические движения глазных яблок в горизонтальном или вертикальном направлении. Патогенез — механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния. Пейсмекерный механизм нейрона— проявления спонтанной (ауторитмической) активности, имеющей эндогенное происхождение, что превращает нейрон в генератор возбуждения. Перцепция— восприятие. Персеверация— неосознанное воспроизведение действия или слов, выражений. Проприорецепция— ощущения, передаваемые в ЦНС рецепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспринимающие сокращения, растяжения, движения. Резидуальный— остаточный, сохранившийся после болезни, травмы и пр. Респирация/ экспирация— вдох и выдох. Реципрокные отношения— взаимодействие мышц анто-гонистов, в процессе движения одни напрягаются, другие в то же время расслабляются. Ригидность— негибкость, «оцепенелость». В движениях Р. связана с высоким тонусом мышц. Синергия— одновременное сокращение мышц для осуществления движения; патологическая С. — включение до- ___________________________ Глоссарий___________________________ полнительных сокращений мышц, обычно не участвующих в том или ином движении. Стридор— шумное, звонкое дыхание; у детей связан с тем, что надгортанник не имеет полноценной хрящевой ткани. Толерантность— способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды. Также: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам. Фактор— движущая сила совершающегося процесса или одно из необходимых условий реализации процесса. Фасцикуляции— патологическое явление в виде множественных сокращений мышечных волокон, не приводящее к сокращению мышцы в целом. Фибрилляции— неритмичные сокращения миофибрилл. Фрустрация— состояние тревоги или напряжения, которые возникают в результате «непреодолимой» преграды к осуществлению планов, надежд. Ф. сопровождается целым спектром отрицательных эмоций. Цианоз— синюшный оттенок цвета кожи или слизистой, связанный с нарушением кровоснабжения. Эхолалия— непроизвольное повторение слышимых звуков, слогов, фраз. Эхопраксия— непроизвольное повторение видимых движений. Литература Основная литература Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006. Белякова Л.И. Содержание и организация лабораторных занятий по курсу дизартрии. — М., 1986. Белякова Л.Й., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. — 2007. № 3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М., 1987. Винарская Е.Н. Дизартрия. — М., 2005. Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие /Под ред. проф. И.В. Боева. — Ставрополь, 1999. Волоскова Н.Н. Формирование графомоторного компонента письма у учащихся начальных классов //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/Под ред. О.Б. Иншако-вой. — М.,2001. Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2005. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. — Екатеринбург, 2003. Корпев АЛ. Логопатология. — СПб., 2006. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2004. Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб., 2006. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004. Мастюкова Е.М. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989 — 2002. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. — СПб., 2006. Литература Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. — М., 2005. Дополнительная литература Артемов ВА. Психология речевой интонации (интомоло-гия и просодия). Ч. 1. — М., 1976. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей. — М., 1997. Боев И.В., Ахвердова О А., Волоскова Н.Н. Клинико-психо-логические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. — Ставрополь, 2001. Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф., Идее Р.Е. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. — М., 1997. Бабина Г.В., Идее Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией //Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997. Бельтюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. — М.; СПб., 2003. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. Блысина И.В., Ковшиков ВА. Массаж в коррекции арти-куляторных расстройств. — СПб., 1995. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психолингвистическое исследование. — М., 1968. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973. Волоскова Н.Н. Нейропсихологический подход к анализу трудностей формирования навыка письма у младших школьников //Вестник Ставропольского государственного университета. — 1998. — Вып. 16. Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. — Ставрополь, 2001. Литература Дедюхина Г.В., Могучая Л Д., Яньшина ТА. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М., 1999. Ермолаев М.В. Психология развивающей и коррекцион-ной работы с дошкольниками. — М., 2007. Ипполитпова М.В., Мастпюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — СПб., 2006. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб., 2001. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962. Мастюкова ЕМ. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 1985. Панченко И.И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией//Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. — М., 1966. Приходъко О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии //Развитие и коррекция. — М., 1999. Приходько О.Г., Моисеенко Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. — М.,2004. Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сен-сомоторному воспитанию детей второго-четвертого года жизни. Методическое пособие. — М., 2007. Семенова КА., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. Литература Сербина Л.Ф., Волоскова Н.Н. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996. Синельников РД. Атлас анатомии человека. — М., 1987. Т.1. Сметанкин АА. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанки-ну. — СПб., 2003. Скворцов И А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М., 2003. Скворцов И А., Адаминская ГА., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. — М., 2000. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Методическое пособие. — М., 1999. Токарева О А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 2000. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб.; М., 2001. Яковлев Н.М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии //Биологическая обратная связь: висцер. обуч. в клинике. Вып. 2. Часть 1. — СПб., 1993. |