ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РЕЧИ Свой вклад в становление психолингвистики внесли и ученые, изучавшие расстройства речи(дефекты и нарушения). Тот факт, что повреждения мозга влекли за собой нарушения речи, позволяет говорить об определенной локализации центров производства и восприятия речи. Речь присуща исключительно человеку не только вследствие наличия у него интеллекта, но и потому, что в мозгу у него находятся два центра речи — зоны Брока и Вирнике. Француз Поль Брокб в 1861 г. открыл в мозгу человека центр речи (позднее названный центром Брока).Этот центр находится в задней части лобной доли левого полушария (у левшей — в правом). Люди, у которых поражен центр Брока, понимают речь, но с большим трудом могут организовывать слова во фразы. Второй центр речи находится в височной доле левого полушария. Он был открыт немецким ученым К. Вернике в 1874 г. У больных с поражением центра Верникев значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи. Оба речевых центра демонстрируют четкую локализацию речевых механизмов. Порождение и восприятие речи разведены как два разных механизма, хотя в норме они взаимосвязаны. Оба речевых центра соседствуют с более общими зонами деятельности: двигательным центром (центр Брока) и слуховым (центр Вернике). НАРУШЕНИЯ РЕЧИ При локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и при некоторых психических заболеваниях может возникать такое нарушение речи,как афазия(а — отрицание; phasis — проявление). Афазия, в отличие от речевых дефектов, представляет собой расстройство управления речевым процес- сом, это — системное нарушение речи, являющееся нарушением уже сформировавшейся речи. Различается шесть видов афазий: эфферентная моторная, динамическая, афферентная моторная, акустико-гностическая сенсорная, акустико-мнемическая сенсорная, семантическая. Эфферентная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Для динамической афазии характерны трудности построения связного высказывания при относительной сохранности моторных и сенсорных компонентов речи. Больной может повторять слова, понимать речь, но нарушена способность говорить фразами — нет связности. Он не может перекодировать общий замысел в схему речевого высказывания, не может планировать свою речь. Говорит преимущественно существительными (телеграфный стиль). Существует трудность актуализации слов, обозначающих действия. Пересказывая сказку, такой больной произносит: Вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он ее убил... вот. Для афферентной моторной афазии (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) характерно нарушение звена выбора звука (халат произносится как ханат или хадат, дом как лом или том, папа как мама). В тяжелых случаях спонтанная речь может совсем отсутствовать, диалогическая — грубо нарушена и характеризуется эхолалией (echo — отражение, lalia — речь) — простым повторением слов собеседника. Иногда это сопровождается эхопраксией — человек механически повторяет за собеседником движения. Эти типы афазий возникают при поражениях в центре Брока. У больных с поражением центра Вернике в значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи. При акустико-гностической сенсорной афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи. Нарушена слухоречевая память, т.е. взаимосвязь между звуковым составом и значением слова. Различные слова могут звучать для больного одинаково (хвост как гвоздь, кость или трость). Акустико-мнемическая сенсорная афазия — это нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость. Это приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5—7 слов. Семантическая афазия — это симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций (отец, брат по отдельности понимаются, а брат отца, отец брата — нет), предлогов (трудно выполнить задание типа Положите карандаш справа от вилки и слева от ручки), сравнительных конструкций (Коля выше Миши и ниже Васи. Кто из них самый высокий?). Трудности возникают и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. В целом речь афатиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки. Встречается также «афазия полиглотов» — потеря одного из известных человеку языков. При такого рода афазии восстановление языков происходит неравномерно: одни языки вытесняются, другие вспоминаются; больной может понимать какой-либо из языков, но не говорить на нем, или говорить, но не писать, или писать только каким-либо определенным образом, например готическим шрифтом; может сохранять способность называть предметы на данном языке, но не строить фразы и т. п. ДЕФЕКТЫ РЕЧИ К расстройствам речи относят также дефектыречи (от лат. defectus — отпадение, убывание, недостаток). Часть из них связана с голосообразованием. Алалия— отсутствие речи вследствие нарушения ее развития или органического поражения. Следует отметить, что оли-гофрения (органические нарушения) также вызывает алалию — отсутствие или недоразвитие речи. Дисфония(или афония) — отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. Отсутствует звучный голос при сохранении шепотной речи. Ринолалия(гнусавость) — нарушение тембра голоса и зву-копроизошения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ко второй группе дефектов речи относятся нарушения тем-поритмической организации высказываний. Заикание(логоневроз) — нарушение темпоритмической организации речи. Оно обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в двух формах — заикание развития и реактивное заикание. Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если малыша в это время учат трудным словам и конструкциям, то он может начать заикаться. В основе такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых областей мозга ребенка. Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие. Оно бывает чаще всего следствием испуга, психической травмы (тяжелые конфликты в семье) или длительных истощающих болезней. К изменениям несудорожного характера относятся брадила-лия и тахилалия. Брадилалия— патологическое замедление темпа речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Тахилалия— патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения. К нарушениям звукопроизносительной организации относятся дизартрия— .расстройство артикуляции, нечленораздельная речь — и дислалия(косноязычие) — нарушение звукопроиз-ношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звуков [р] и [/?']. Несколько реже затруднено произнесение свистящих звуков [с], [з], [ц], шипящих [ш\, [ж], [ч], [щ]. К нарушениям слуха относится тугоухость.Даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке речи. Если же ребенок страдает значительной потерей слуха, его речь совсем не будет развиваться. Среди нарушений письменной речи отмечают дислексию— нарушение процесса чтения, которое проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв, и дисграфию— нарушение способности правильно писать. ЯЗЫК ГЛУХОНЕМЫХ Тесно связаны с исследованиями по грамматике естественных языков исследования по языку глухонемых. Существует две разновидности таких языков — жестовые и буквенные. Для жесто-вого языка характерен такой семантический синтаксис,, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке однокоренными словами (чистый — чистить — чисто; храбрец — храбрый); в ряде случаев отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить — молоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мыться — баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью. Языки глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых (ASL — American sign language). В рамках патопсихолингвистики можно также говорить о речевых нарушениях при умственной отсталости — олигофре-нии. Для детей с ранними органическими нарушениями характерно недоразвитие или отсутствие речи. В последнее время большое внимание уделяется излечению детей с расстройствами внимания (ADD — attention deficit hyperactivity disorder), у которых снижена способность удерживать внимание на содержании речи. |