МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА





Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике, психологии, социологии, психиатрии.

Результаты ассоциативного эксперимента могут быть использованы прежде всего в разных областях лингвистики. В частности, в силу того, что он обычно проводится на большом количестве испытуемых, на основе данных ими ассоциаций можно построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул. Мерой семантической близости (семантического расстояния)пары слов признается степень совпадения распределения ответов, т.е. степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций. Величина эта фигурирует в работах разных авторов под названиями: «коэффициент пересечения», «коэффициент ассоциации», «мера перекрытия».

Так может быть решена одна из проблем синонимии между стимулами,поскольку с помощью ассоциативного эксперимента можно узнать семантическое расстояниемежду словами, которые имеют схожее значение, как, например, работа, труд, дело. Так, оказалось, что ближе всех пары работа — труд, далее следуют слова дело — работа, а потом труд — дело.

Иногда такого рода данные совпадают с результатами дистрибутивно-статистического анализа текстов, когда исследователи не обращаются к эксперименту. Но такое совпадение бывает не всегда.

Примером реконструкции семантического состава слова на основе ассоциативного эксперимента могут служить работы Дж. Диза (J. Deese). В них матрицы расстоянийвторичных ассоциаций на слово-стимул (т.е. ассоциации на ассоциации) подверглись процедуре факторного анализа. Выделенные факторы получали содержательную интерпретацию и выступали как семантические составляющие значения. А. А. Леонтьев, комментируя результаты Диза, полагал, что они ясно показывают саму возможность выделить на основе формальной обработки данных ассоциативного эксперимента факторы, которые можно интерпретировать содержательно как семантические компоненты слов, исследуемых в эксперименте.

Поскольку сущность ассоциативного эксперимента заключается в том, что испытуемому дается слово-стимул и предлагается реагировать на это слово первым пришедшим в голову словом или словосочетанием, можно получить очень интересные результаты (8):

(8) СТУДЕНТ (652 человека) — институт 44, вечный 41, студентка 39, бедный 34, заочник 28, веселый 20, молодой, хороший 18, плохой 16, стипендия 14, экзамен 11, абитуриент, мученик, преподаватель 10, вечное ощущение голода, вино, голод, голоден, прекрасные времена, психоз, пять лет отдыха — двадцать минут позора 1.

Ассоциативный эксперимент показывает наличие в значении слова (а также предмета, обозначаемого словом) психологического компонента. Тем самым ассоциативный эксперимент дает возможность построить семантическую структуру слова и служит ценным материалом для изучения психологических эквивалентов семантических полейи вскрывает объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов.

В этой же связи следует отметить, что главным преимуществом ассоциативного эксперимента является его простота, удобство применения, так как он может проводиться с большой группой испытуемых одновременно. Испытуемые работают со значением в «режиме употребления», что позволяет выделять и некоторые неосознаваемые компоненты значения.



Так, по результатам эксперимента оказалось, что в слове экзамен (9) в сознании носителей русского языка присутствует и такой психологический момент этого слова, как трудный, страх, страшный, тяжелый. В лингвистических же словарях он отсутствует.

(9) Экзамен (626 человек): трудный 87, сдавать 48, сдать 35, сессия 26, зачет 21, билет 18, скоро 17, по математике 13, на аттестат зрелости, страх 10, страшный 8, тяжелый 6.

Особенностью ассоциативных реакций на слово является то, что испытуемыемогут быть чувствительны к фонологическому и синтаксическому уровню слова-стимула.

Такие реакции, как мама — рама, тоже могут быть истолкованы как фонетические. Они чаще всего даются испытуемыми в состоянии усталости (например, в конце длительного эксперимента) или умственно отсталыми испытуемыми.

Булыная часть ассоциаций обусловлена речевыми штампами, клише. При этом ассоциации также отражают различные аспекты родной культуры испытуемого (площадь —- Красная) и текстовые реминисценции (мастер — Маргарита).

Важно отметить, что план вербальных ассоциаций не изоморфен полностью плану предметных отношений. Так, например, в экспериментах 30-х годов Карвоски (Karwosky) и Доркуса (Dorcus) показано, что цвета ассоциируются иначе, чем слова, их обозначающие (испытуемым предъявлялись карточки разного цвета).

Особое значение ассоциативный эксперимент имеет для психологов, поскольку является одним из старейших приемов экспериментальной психологии. Джордж Миллер очень живо описывает историю возникновения этого приема.

Сэр Френсис Гальтон, английский ученый и двоюродный брат Чарльза Дарвина, первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 г. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке и не прикасался к ним несколько дней. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он засекал время по хронометру, начиная с того момента, когда его глаза останавливались на слове, и кончая моментом, когда прочитанное слово вызвало у него две различные мысли. Он записал эти мысли для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают,— писал Гальтон,— сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью и достоверностью, которые вряд ли удастся сохранить, 'если опубликовать их и сделать достоянием мира».

В настоящее время подобный прием известен как методика •свободных ассоциаций Кента — Розанова (G. H. Kent, A. J. Roza-!noff). В ней в качестве раздражителей используется набор из 100 слов. Речевые реакции на эти слова стандартизированы на (большом количестве психически здоровых лиц, и определен удельный вес нестандартных речевых реакций. Эти данные позволяют определить степень эксцентричности, необычности мышления конкретных испытуемых.

Ассоциативное поле у каждого человека свое и по составу наименований, и по силе связей между ними. Актуализация той или иной связи в ответе не случайна и может зависеть даже от ситуации (друг — Мишка). Несомненно влияние профиля образования человека на устройство его ментального лексикона. Так, ассоциативные эксперименты на материале русского и эстонского языков выявили, что лица с высшим техническим образованием дают чаще парадигматические ассоциации, а с гуманитарным — синтагматические.

На характере ассоциаций сказываются и возраст, и географические условия, и профессия человека. По данным А. А. Леонтье-ва, на стимул кисть житель Ярославля ответил: рябины, а житель Душанбе — винограда, дирижер — плавная и мягкая, медсестра — ампутация, а строитель — волосяная.

Однако принадлежность к определенному народу, одной культуре делает «центр» ассоциативного поля в целом достаточно стабильным, а связи — регулярно повторяемыми в данном языке (не только поэт — Пушкин, но и друг — товарищ, враг, верный). Интересные материлы о зависимости ассоциаций от культурно-исторических традиций народа приводит тверская психолингвистка А. А. За-левская: самые частые ассоциации-существительные к стимулу хлеб для русских — соль, для узбеков — чай, а для французов — вино.

Показательные данные были получены при сопоставлении ассоциаций в исторической перспективе. Так, когда сравнили ассоциации в результате точного повторения методики Кента — Розанова в Миннесоте (1954 г.), то оказалось, что три самые частые реакции на слово-стимул в 1910 г. в среднем составляли примерно 46% всех ответов, а в 1954-м — уже около 60% всех ответов, т. е. самые частые реакции стали гораздо более частыми. Это значит, что увеличилась стереотипность реакций — по-видимому, в результате стандартного образования, распростране ния телевидения и других средств массовой коммуникации.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.