ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ЭКСПЕРИМЕНТЫ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ Близки к исследованиям по методике сосудистых реакций и методики, связанные с построением разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы — как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определенные группы, классы. Дж. Миллер в конце 60-х годов выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и, следовательно, структура этих связей может быть выражена в самой процедуре классификации. Испытуемым предлагают классифицировать материал (например, несколько слов), причем ни количество групп, которые может образовать испытуемый, ни количество слов в каждой группе не ограничиваются. Результаты эксперимента отражаются в матрице, где мерой семантического сходства каждой пары объектов служит количество отнесений их испытуемыми в один класс. На основе таких изменений производится процедура так называемого кластер-анализа, т. е. объединение объектов в последовательные группы. Вначале объединяются слова, которые семантически ближе всего друг к другу, потом эти пары вновь объединяются — с теми парами, что стоят ближе к ним, и т.д. Появляются ряды кластеров, организующие материал на разных уровнях семантической близости. В результате получается своеобразное дерево кластеризации. Чем ближе сходство слов, тем короче ветви дерева, соединяющие эти слова. Так, в экспериментах отечественного психолога В. Ф. Петренко были выделены такие кластеры, как средства для хранения вещей (13), средства транспортировки (14), тело и его модели (15). Вот фрагмент дерева классификации: При большом количестве испытуемых и большом наборе слов кластер-анализ позволяет обнаружить факты, которые помогают дополнительно выявить важные семантические закономерности. * * * В самом первом приближении используемые в психолингвистике экспериментыможно разбить на следующие группы в соответствии с изучаемыми объектями- звук | слово | фраза | текст | | ассоциативный эксперимент | методика дополнения | методика дополнения | семантический дифференциал | семантический дифференциал | | семантический дифференциал | | градуальное шкалирование | | | | классификация | | | | принятие решения о значении слова | суждение об истинности | | ТЕМА 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКЛ Ключевые слова: язык, культура, понимание, перевод, лакуна, билингвизм, культурный шок, лингвистический шок. ЯЗЫКИ КУЛЬТУРА Различают материальную и духовную культуры. К материальной культуре относят технику, материальные ценности — то, что создает цивилизацию. К культуре духовной относятся прежде всего наука, искусство и литература, философия, просвещение. Кроме того, к духовной культуре относят традиции, обычаи, бытовую культуру, повседневное общение, привычки людей, нормы общения, мимические и жестовые коды, национальные картины мира. Все это отражает специфику восприятия окружающей реальности, национальные особенности мышления представителей той или иной культуры. Национальные особенности мышления и поведения находят свое проявление в языке. Язык,в свою очередь, влияет на пониманиемира. В этнопсихолингвистике рассматриваются обе стороны этой проблемы. Вот как писал о влиянии языка на мышление Эдвард Сепир: «Люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире общественной деятельности, как это обычно полагают; они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества. "Реальный мир" в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм данной группы. Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения». |