ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ Тема 1. Психолингвистика как наука о речевой деятельности 1. Объект и предмет психолингвистики 2. Определение психолингвистики 3. Причины появления психолингвистики 4. Междисциплинарность психолингвистики 5. Язык — речь — речевая деятельность Тема 2. Из истории психолингвистики. 1. Язык — это деятельность человеческого духа. 2. Язык отражает культуру народа 3. Язык включает в себя психический компонент 4. Язык — это условие мысли 5. Язык ограничивает познание мира 6. Язык есть условие общения 7. Язык регулирует деятельность человека 8. Современное состояние психолингвистики Тема 3. Онтогенез речи 1. Язык животных в природе 2. Говорящие животные 3. Дети-маугли 4. Освоение речи ребенком 4.1. Доречевой этап 4.2. Освоение звуковой формы 4.3. Связь звучания со смыслом 4.4. Активный рост запаса слов 4.5. Овладение морфологией 4.6. Ошибки в речи детей 4.7. Словотворчество 4.8. Овладение синтаксисом 4.9. Овладение значением слова 5. Теории формирования языкового сознания в онтогенезе Тема 4. Производство речи 1. Речевые ошибки 2. Трудовая теория происхождения речи 3. Модели производства речи 3.1. Стохастическая модель производства речи 3.2. Модель непосредственно составляющих 3.3. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского 3.4. Теория уровней языка 3.5. Модель Т-О-Т-Е 3.6. Модель Л. С. Выготского 3.7. Модель А. А. Леонтьева Тема 5. Восприятие речи 1. Неосознаваемость восприятия 2. Уровневость восприятия речи 3. Осмысленность восприятия 4. Восприятие букв и слов 5. Восприятие предложений 6. Соотнесение с действительностью 7. Механизм эквивалентных замен 8. Механизм вероятностного прогнозирования 9. Восприятие и понимание 10. Значение и смысл 11.Модели восприятия речи Тема 6. Текст как объект психолингвистики 1. Слово — высказывание — текст 2. Включенность текста в неречевую деятельность 3. Модель производства текста 4. Затекст — текст — подтекст 5. Восприятие текста 6. Пошаговость восприятия 7. Свойства текста Тема 7. Эксперимент в психолингвистике 1. Роль эксперимента в психолингвистике 2. Ассоциативный эксперимент 2.1. Процедура ассоциативного эксперимента 2.2. Интерпретация ответов ассоциативного эксперимента 2.3. Значение результатов ассоциативного эксперимента 3. Метод семантического дифференциала 4. Методика дополнения 5. Методика прямого толкования слова 6. Методы косвенного исследования семантики 7. Градуальное шкалирование 8. Эксперименты с классификацией Тема 8. Этнопсихолингвистика 1. Язык и культура 2. Гипотеза лингвистической относительности 3. Национально-культурная специфика слова 4. Лакуны б. Интеркультурные контакты 6. Культурный шок 7. Аккультурация 8. Билингвизм 9. Лингвистический шок Тема 9. Патопсихолингвистика 1. Речь в состоянии эмоциональной напряженности 2. Речь при акцентуациях и психопатиях 3. Физиологические центры речи 4. Нарушения речи 5. Дефекты речи 6. Язык глухонемых Конспективное изложение курса Вопросы для контроля Темы рефератов Темы курсовых Литература ТЕМА1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ключевые слова: объект науки, предмет науки, знак, производство речи, восприятие речи, речевая деятельность междисциплинарность. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ Объектнауки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки — абстрактная система объектов или система абстрактных объектов. У наук может быть общий объект, но разный предмет — т. е. разный взгляд на один и тот же объект. Так, язык и система языковых знаков могут быть объектом исследования лингвиста, литературоведа, антрополога, программиста и, конечно, психолингвиста, субъектом лингвистики являются язык и речь человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях. Этот же объект и у психолингвистики, и у других языковедческих дисциплин. Предметомлингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации. Предмет психолингвистики иной, нежели у лингвистики, она рассматривает не устройство знаковой системы, а процесс создания и восприятия знаков языка в сознании их носителей. Психолингвистика по объект совпадает с лингвистикой, а по предмету и по методам — с психологией, изучающей порождение, функционирование и строение психического отражения реальности. | объект | предмет | Лингвистика Психолингвистика | язык как система знаков язык как система знаков | система языковых средств, используемых в целях коммуникации процессы производства и восприятия знаков языка | В рамках психолингвистики имеются разные подходы к речевой деятельности. Так, трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского (Noam Chomsky) предполагает, что человек строит речь по правилам комбинаторики. В рамках бихевиоризма речь анализируется в парадигме «стимул — реакция». Теория деятельности исходит из активности говорящего и т. д. Ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех свойств объекта. |