МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Первичная профилактика. Предупреждение развития дизартрии у детей





Сложная система мозга формируется еще до рождения. Место каждой клетки в мозге строго предопределено. Разме­щаясь в различных отделах мозга, нервные клетки группи­руются в центры, которые в дальнейшем имеют прямое от­ношение к организации движений, восприятию зрительных, слуховых и других раздражений, регуляции работы внут­ренних органов. Когда беременность протекает нормально, процесс созревания мозга происходит без помех. Плацента является барьером, строго контролирующим доступ к плоду химических веществ, проникших в кровь матери и обеспечи­вающим выведение продуктов обмена. Именно материнский организм может стать источником повреждения мозга и на­рушения программы его развития. Чаще всего вредоносным воздействием является употребление беременной женщиной алкогольных напитков и курение. В первые три месяца бе­ременности наибольшую опасность для мозга представляют вирусные заболевания матери, особенно краснуха. В более поздние сроки беременности вирус краснухи поражает сосу­ды плаценты, что порождает кислородное голодание. Кисло­родный дефицит плода может развиться при наличии у мате­ри заболеваний сердца, легких, почек и при токсикозе второй половины беременности. Недостаток кислорода замедляет развитие мозга. В этих случаях не созревают к моменту рож­дения те структуры мозга, которые обеспечивают дыхание, глотание, сосание, т.е. жизнь новорожденного.

В запуске родового акта имеет значение не только актив­ность мышц матки, но и активные движения плода. Если мозг плода является недостаточно зрелым к моменту рождения, то активных движений плод не совершает. Мозг, ослаблен­ный родовой перегрузкой, приспосабливается к новой среде с большими трудностями. Нередко бывают ситуации, когда оценить состояние мозга сразу после рождения, сложно. Спе­циалисты считают, что период от рождения до 8-12 недель является критическим. Тяжелые дефекты не всегда стано­вятся явными на первом году жизни, а появляются лишь по мере роста ребенка. Матери должны быть наблюдательны и проявлять максимум внимания к грудному ребенку.

Согласно последним данным долговременное влияние на младенца оказывают два важных пренатальных фактора — это наследственность и питание матери. Каждый человек яв­ляется носителем 5 — 8 рецессивных генов, способных вызвать генетические дефекты, в добавление к возможным носителям поздно проявляющихся доминантных генетических дефектов, таких как хорея Гентингтона, болезнь Вильсона и поздняя форма сахарного диабета. Растет количество данных лонти-тюдных исследований, подтверждающих следующий вывод: чем раньше нарушается структура питания матери, тем силь­нее может быть выражена задержка развития головного мозга ребенка и выше вероятность сохранения сниженной интеллек­туальной деятельности в течение всей жизни. Одним из важ­ных факторов является правильное питание матери до и после зачатия, что обусловливает рождение здорового ребенка.

Психосоматическое развитие младенца является сложней­шим процессом, на которое оказывают влияние многие ус­ловия его жизни. Наряду с врожденными качествами ЦНС огромное значение имеет оптимальная социальная среда, ко­торая стимулирует или депривирует врожденные качества организма ребенка.

Профилактическое направление здравоохранения и специ­альной педагогики начинается с рождения ребенка. Биологи­ческие факторы риска развития дизартрии могут действовать на организм ребенка в период внутриутробного развития и родов. Такое же значение имеют мозговые инфекции и трав­мы, перенесенные вскоре после рождения.

Эти биологические факторы могут вызывать органическое поражение ЦНС, вследствие чего в качестве первичного де­фекта, могут выступать нарушения двигательной сферы, не редко сочетающиеся с патологическими изменениями зрения и слуха.

Ранние коррекционные мероприятия включают в себя раз­витие рефлексов орального автоматизма, ориентировочных познавательных реакций, фиксацию взора и его слежение, слуховое сосредоточение, вызывание голосовых реакций, стимуляция двигательной активности.

Если двигательные нарушения диагностируются в рамках ДЦП, то медицинская помощь таким детям регламентирует­ся соответствующими законами оказания лечебной помощи и обеспечивается всей службой охраны здоровья матери и ре­бенка.

Поскольку дизартрия является одним из признаков нали­чия ДЦП, то все мероприятия, связанные с коррекцией и раз­витием двигательной и психической сфер таких детей, слу­жат профилактикой речевых нарушений.

Период раннего младенческого развития имеет существен­ное значение для дальнейшего развития индивидуума. Мла­денцы требуют не только регулярного кормления и ухода, не просто зависят от помощи взрослых, но с самого рождения являются социальными существами, требующими постоян­ного общения и активации зрительных, слуховых, тактиль­ных ощущений. В дальнейшем на адресованные младенцам со стороны взрослых взгляды, улыбки, речь, вызывают от­ветные взгляды, улыбки, вокализации, крики и другие дейс­твия младенцев. Особую роль для психического развития иг­рают ранние этапы общения детей, у которых имеются цереб­ральные параличи.

К ранним профилактическим мероприятиям относятся максимальное использование такого этапа в развитии ребен­ка, как эхолалия и эхопраксия. Эти феномены в норме появ­ляются уже на первом месяце жизни и проявляются в виде ответной вокализации на вокализацию взрослых, ответные мимические и даже артикуляторные (высовывание языка) — в ответ на соответствующие движения взрослых. Способность младенца различать знакомых и незнакомых людей другое важное достижение ранних месяцев жизни. Поэтому для де­тей с параличами требуется частое общение с взрослыми, что развивает их перцептивные способности. Особое значение имеет пространственная близость к матери, возможность ее касаться, обонять, видеть.

Развитие акта сосания, стимуляция силы и продолжитель­ности сосания имеют первостепенное значение для развития пластичности мышц и активных движений артикуляторного аппарата. Попытки гуления, а в дальнейшем лепета, должны не только поддерживаться окружающими, но вызывание их должно стимулироваться окружающими. Существует прак­тический опыт стимуляции гуления у детей с параличами: демонстрации звуков гуления и лепета здоровых детей с по­мощью технических средств. В случаях диагностирования нарушения тонуса артикуляторных и дыхательных мышц необходим их дополнительный к общему массаж.

Жизнь ребенка, имеющего риск появления дизартрии, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному его развитию движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньши­ми отклонениями будет идти двигательное, речевое и интел­лектуальное развитие.

Активное участие матери в уходе за ребенком и коррекци­онной работе, проводимой специалистами, способствует эмо­циональной устойчивости ребенка, что оказывает положи­тельное влияние на его психическое развитие.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и, в особенности, с манипуля-тивной деятельностью рук. Помимо нормализации мышеч­ного тонуса и развития движений необходимо развивать так­тильные ощущения, давая ребенку для игры предметы с раз­личной поверхностью (гладкой, шершавой, моховой, метал­лической, деревянной и пр.). Учитывая то, что у младенца в норме главным органом тактильных ощущений на первых этапах являются губы и язык, а затем кисти рук в целом, сле­дует поощрять облизывание игрушек языком, забирание их в рот, покусывание и пр. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, спо­собствуя играм ребенка голосом.

С первого года жизни большое значение приобретает раз­витие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Лингвистическое воспитание ребенка должно развиваться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Применение в общении с ребенком одной языковой системы способствует формированию устойчивых образцов интона­ции, различаемых образцов фонетического ряда речи, устой­чивых образцов слышимых фонематических единиц, а позже слов и словосочетаний. Все это способствует переходу на вто­ром этапе лепета от врожденных артикуляций к артикуляциям родного языка. Общение с ребенком, имеющего фактор риска появления дизартрии, должно протекать только в рам­ках одного языка.

Наличие церебрального паралича у детей задерживает и нарушает естественный ход развития речи. В этом случае ро­дители стремятся удовлетворить желания ребенка, угадывая их по мимике и жестам. Это поведение является не правиль­ным. Даже в тех случаях, когда речь отсутствует, необходимо вызывать любые звуки у ребенка для привлечения внимания взрослых и сопровождения собственных жестов ребенка. Все манипуляции с ребенком (кормление, одевание и тем более игра и пр.) должны сопровождаться речевыми комментари­ями взрослого, в которых повторяются одни и те же звуки, звукоподражания, слова, выражения.

В настоящее время положительным явлением социальной жизни служит организация «школ» для родителей с обучени­ем их приемам развития у ребенка сенсомоторных и речевых навыков, формирования лексико-грамматических категорий языка, подготовки ребенка к школе.

Симптомы отклонений от языковой нормы в развитии фо­нологической системы являются прямым показанием начала направленной логопедической работы.

Помочь становлению речевой функции можно, обучая ре­бенка прослушиванию и повторению коротких ритмических стихов. При этом не надо требовать, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Целью таких упражнений явля­ется ритмизация и синхронизация голосовых реакций с ды­ханием и движением рук и ног (если это ребенку доступно). Поэтому можно ограничиться звуковыми абрисами, которые могут быть достаточно стереотипными.

На дальнейших этапах развития речи и психики имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности, осу­ществляемое параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представле­ний и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаи­модействию речевого и сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая у детей с органическим поражением мозга является основным видом деятельности значительно более длительное время, чем у детей без отклонений в разви­тии. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрос­лыми игрой детей, должны быть тщательно продуманы в свя­зи с их влиянием на развитие дифференцированного слухо­вого и фонематического восприятия, тонкой моторики рук, речевых артикуляций и пр.

 

Вторичная профилактика

Степенью и характером речевой недостаточности и психи­ческих отклонений определяются возможности ребенка обу­чаться в школе. Недоразвитие звуковой стороны речи, недо­статочная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формиро­ванию предпосылок к спонтанному овладению практически­ми навыками анализа и синтеза звукового состава слова.

У детей с дизартрией даже при полной компенсации рече­вых нарушений в дошкольном возрасте, как правило, име­ют дислексию и дисграфию. В связи с этим можно рекомен­довать подготовку элементарным навыкам чтения и письма с 5 лет (А.Н. Корнев, 1995).

В старшей и подготовительной группах детского сада на первом году обучения чтению дети овладевают анализом зву­ковой стороны речи: делить фразы на слова, слова на слоги, выделять звук на фоне произносимого слова и определять его место. Важно развивать способность к устному синтезу слова и слогов. Дети должны научиться воспроизводить и разли­чать пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т.п.

На втором году обучения дети знакомятся с буквами. На первом этапе — это гласные «а», «у», «о», «и», «е», «ы». На втором этапе дети овладевают согласными в следующей пос­ледовательности: «л», «в», «к», «п», «н», «р», «м», «с», «т», «д»... Такая последовательность овладения буквами позволя­ет быстро включать чтение детьми коротких осмысленных фраз, что создает важную для ребенка мотивацию к чтению.

В процессе обучения используются слоговые таблицы, по которым отрабатывается чтение всех вариантов слогов: пря­мых и обратных, мягких и твердых и т.д.

Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов.

Усвоению процесса чтения способствует использование та­ких игр как словесно картиночное домино, словесное лото, игра в «почту».

В тех случаях, когда подобная профилактическая работа у детей с дизартрией не проведена и дети не владеют практи­ческими навыками анализа и синтеза звукового состава сло­ва, эти состояния можно рассматривать как первую причи­ну, создающую значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Двигательные нарушения разного рода за­трудняют овладение письмом.

Логопедическая работа по коррекции дислексии и дис-графии должна проводиться систематически и комплексно с включением психотерапевтических методов воздействия.

Дети с дизартрией, обучающиеся в общеобразовательной школе, с первых же шагов начинают отставать в учении, те­ряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию на­рушителей дисциплины, а позже отвергаются соучениками и попадают в группы подростков с асоциальным поведением. В тех случаях, когда у детей наблюдаются личностные пере­живания в связи с трудностями обучения и наличием рече­вого дефекта, патологические формы личностного реагирова­ния и, в дальнейшем формирование акцентуаций характера и аномальной личностной изменчивости, необходимо усиление психотерапевтического акцента в комплексном воздействии.

Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зави­сеть от возраста ребенка и особенностей его индивидуального, психологического реагирования.

Третичная профилактика

Катамнестические исследования подростков с дизартри­ей свидетельствуют о том, что, не смотря на уменьшение с возрастом неврологического дефицита и нормализацию речи, подростки в юности и ранней взрослости, чаще всего имеют не высокий академический уровень при продолжении обуче­ния и низкий профессиональный уровень в индивидуальной деятельности.

Третичная профилактика связана с профессиональной ориентацией подростков и их дальнейшим обучением. Дети с дизартрией, оканчивающие общеобразовательную школу, практически не имеют сколько-нибудь серьезных ограниче­ний. Очень важно воспитание у подрастающего поколения мотивации к участию в труде и отсутствию рентных устано­вок. Это связано с формированием у подрастающего поколе­ния прочного убеждения в том, что труд представляет собой основную сферу реализации личности. Большое значение в выборе профессии и трудоустройстве имеет профессиональ­ное консультирование, которое помогает детям с дизартрией и остаточными явлениями параличей сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных про­фессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуа тии.

Большое значение имеют информация о мире труда (пе­чать и другие СМИ), а также реализация комбинированных образовательных программ, сочетающих в себе учебную и производственную деятельность. Информация помогает осоз­нать профессиональные интересы, ценности, необходимые умения и способности, необходимые для той или иной про­фессии. Все это дает более полные представления о наиболее приемлемых профессиях и их вариантах.

Взаимосвязь между интересами подростка, его способнос­тями и выбором профессии как в теоретическом, так и в прак­тическом плане остаются недостаточно разработанными.

 

ГЛАВА 10. Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»

В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования на логопе­дических отделениях дефектологических факультетов курс «Дизартрия» базируется на знаниях курса «Анатомо-физио-логические и клинические основы коррекционной педагоги­ки», а также разделов логопедии по темам: «Дислалия», «На­рушения голоса», «Ринолалия», «Психология», «Возрастная психология», «Специальная психология».

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

- структура речевого нарушения при дизартрии, ее причи­ны и механизмы;

- психолого-педагогические критерии дифференциации основных клинических форм дизартрии;

- содержание и методики комплексного психолого-педаго­гического обследования лиц с дизартрией;

- особенности речи дошкольников с дизартрией и систе­мы коррекционно-педагогической работы в условиях де­тского сада;

- содержание и методы логопедической работы по преодо­лению дизартрии у учащихся общеобразовательных и специальных школ;

- содержание и методы логопедической работы по преодо­лению дизартрии у взрослых;

- мероприятия по предупреждению возникновения дизар­трии у детей, профилактике и организации системы ло­гопедической помощи лицам с дизартрией.

В процессе изучения данного курса у студентов формиру­ются следующие умения:

- обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией;

- проводить анализ результатов комплексного обследова­ния;

- обосновывать основные направления дифференциально­го коррекционного воздействия в работе с лицами, стра­дающими дизартрией;

- составлять развернутый план-конспект логопедического занятия с детьми с дизартрией на разных этапах коррек­ционного обучения;

- целенаправленно проводить наблюдение логопедических занятий, анализ их структуры и содержания.

В целях закрепления теоретических знаний и формирова­ния практических умений в план практических и лаборатор­ных занятий включаются деловые игры, анализ логопедичес­ких занятий с ребенком, подростком, взрослым с дизартри­ей, а также задания для самостоятельной работы студентов и контрольные вопросы.

 

Организация деловых игр

 

Деловая игра с моделированием ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией

Цель игры: уточнение и расширение знаний студентов о психолого-педагогических критериях, дифференциации форм дизартрии при ДЦП, минимальных проявлениях диз­артрии.

В процессе деловой игры вырабатываются первоначальные умения сбора анамнеза и анализа психомоторного и речевого развития ребенка с дизартрией.

Программа деловой игры «Логопедическое консульти­рование ребенка с дизартрией»

Преподватель объясняет задачу — моделирование ситуа­ции логопедического приема ребенка с дизартрией с целью логопедического обследования речи ребенка.

Три студента участвуют в деловой игре, инсценируя «мать ребенка» — 1-й студент, «ребенок с дизартрией» — 2-й сту­дент, «логопед» — 3-й студент.

Идет диалог:

«Логопед» ставит вопросы, направленные на выявление признаков дизартрии.

«Мать ребенка» дает развернутое описание клинических проявлений и психолого-педагогическую характеристику ре­бенка.

«Ребенок» в ответ на обследование, проводимое «логопе­дом», дает описание основных признаков дизартрии в речи, моторике, мимике.

Преподаватель делает развернутое заключение по содер­жанию деловой игры.

Деловые игры такого типа варьируют по своим задачам:

-моделирование ситуации обсуждения с коллегами ре­зультатов обследования пациента;

моделирование ситуации анализа результатов обследова­ния и выводов, ведущих к заключению логопеда;

моделирование ситуации обсуждения с коллегами стра­тегического плана коррекционных воздействий (логопе­дических и психологических);

-моделирование ситуации составления плана-конспек­та индивидуальных занятий с ребенком (подростком, взрослым) с дизартрией в соответствии с представлен­ной преподавателем картиной речевого нарушения, особенностей моторики, психологических особеннос­тей;

-моделирование ситуации в зависимости от этапа коррек­ционной работы, логопедических технологий и т. п.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.