ГЛАВА 5. Методики обследования детей и подростков с дизартрией Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения. Основной целью комплексного обследования является квалификация главного звена в структуре дефекта. При этом необходим анализ системной картины нарушения, возникшего в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные). У детей с дизартрией речевая моторика, особенности нарушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание головы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, возможность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки. Обследование психических функций включает выявление особенностей развития сенсорных функций, характеристику физического слуха и зрения, интеллектуальное развитие, знания об окружающем мире, эмоциональные проявления, уровень развития игровых и познавательных интересов, особенности поведения и т.д. При обследовании сенсорных функций включается описание возможности фиксации взора на предмете, прослеживание взором ряда предметов, узнавание предметов и т.д. Логопедическое обследование включает анализ состояния физического слуха, особенностей фонематического восприятия, речевого слуха, речевого контроля за собственной речью, мотивацию, интенцию к общению, особенности речевой коммуникации, понимание и использование лексических и грамматических средств языка. Чем моложе ребенок, чем ниже общий уровень психомоторного и речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых и моторных нарушений. Необходимо обследовать тонус артикуляторных и скелетных мышц, возможность выполнения различных движений, особенности звукопроизношения, состояние ритмико-мелоди-ческих качеств речи. В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оценить все виды восприятия, уровень развития пространственных и временных представлений, графических навыков. Дальнейшее обследование ребенка с церебральным параличом связано с более точным, традиционным обследованием речевого аппарата, его строение, функции и речи. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии. Дать качественную характеристику структуры речевого дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьного возраста, в которые включается анализ письма, выявление дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного и интеллектуального развития, а также важные для планирования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивнои функции рук, навыков самообслуживания. В отечественной логопедии разработаны методики обследования психофизического состояния детей, подростков, взрослых (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, О.Г. При-ходько, Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева и др.). 5.1. Логопедическое обследование 5.1.1. Изучение анамнестических сведений Анализ анамнестических данных осуществлялся с помощью сбора сведений со слов родных ребенка. К приемам ранней диагностики дизартрии относятся сведения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, без условные врожденные (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте новорожденных отмечается: - характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро истощающийся, всхлипывание; - захват соска: сильный, слабый, невозможность; - сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, невозможность; - глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вытекание жидкости из носа; - дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное; - наличие асимметрии лица (обследование невропатолога); - врожденные безусловные рефлексы (обследование невропатолога); - мышечный тонус (обследование невропатолога); - звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный, сроки появления. Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, связаны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовывает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, дыхания. Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз первой, второй половины беременности; болезни матери в период беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (патология); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на диспансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в каком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую). Те же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с родными. Анализируются сведения о раннем периоде речевого развития ребенка. Отмечаются появление первых слов; фразовой речи; понятна ли была речь ребенка для окружающих в дошкольном возрасте; имел ребенок занятия с логопедом, посещал ли логопедическую группу; как характеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении в школу; имелись ли трудности обучения письму и какого характера. 5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата Обследование включает описание артикуляционного аппарата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, в ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твердого нёба. Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого нёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого вперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкине-зы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтянутость мягкого неба. Обследование подвижности артикуляционного аппарата. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу: - сомкнуть губы; - округлить губы, как при произношении звука «о» — удержать позу; - вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» и удерживать данный артикуляционнный уклад. Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции: - широко раскрыть рот как при произнесении звука «а» и закрыть; - сделать движение нижней челюстью вправо; - сделать движение нижней челюстью влево; - сделать движение нижней челюстью вперед. Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции: - положить широкий язык на нижнюю губу и подержать (счет от 1 до 5); - положить широкий язык на верхнюю губу и подержать (счет от 1 до 5); - высовывание языка лопаточкой; - поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет от 1 до 5) и опустить к нижним зубам. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений: оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть рот; язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед; широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних резцов, а затем поднять кончик языка к верхним резцам и положить на верхнюю губу. Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функциональные пробы (Е.М. Мастюкова, 1989). Проба № 1 Открыть рот, высунув язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии с одновременным слежением глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом (пальцем, карандашом). Оценивается возможность удерживать язык по средней линии, синкинезии. Проба № 2 Выполнять движения языком вверх — вниз, при этом руки исследователя ложатся на шею ребенка. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры при движении языка, синкинезии. 5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры 1. Исследование объема и качества движений мышц лба: • нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб. 2. Исследование объема и качества движений глаз: • легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть. 3. Исследование объема и качества движения мышц щек: - надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 с; - надуть правую щеку, удержать в течение 3 с; - надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 с; - надуть щеки, перегонять воздух из одной в другую; - втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удержать (счет от 1 до 5). Отмечают: - объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движения нарушен — искажена серия движений или опущены движения); - точность выполнения (сохранна — все движения выполнены в данной последовательности; нарушена — поиск артикуляции или дополнительные движения); - тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц); - темп движений (нормальный — одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 с.; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение); - синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения появляются дополнительные движения, как в артику-ляторных, так и в мимических мышцах). 4. Исследование возможности произвольного формирова- ния определенных мимических поз: - выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть,серьезное лицо. 5. Исследование символического праксиса проводят по образцу, а затем по речевой инструкции: свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье. 5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи Обследование состояния звукопроизношения осуществляется по традиционным методикам, подробно представленным в логопедии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1998; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; Т.Б. Филиче ва, Г.В. Чиркина, 1991; Е.Ф. Архипова (2006). Выявляются нарушенные звуки, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: при изолированном произношении; в слогах — прямых, обратных, со стечением согласных; в словах (в начале, в середине, в конце слова); во фразах; в спонтанной речи. При подборе лексического материала для обследования лексико-грамматического строя речи учитывают следующие требования: насыщенность лексического материала заданным звуком; разнообразие лексического материала; включение слов с оппозиционными звуками; включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание ребенком значения предлагаемого для воспроизведения слова. Применяется отраженное и самостоятельное воспроизведение лексического материала, предметные и сюжетные картинки, слоги, слова, словосочетания, предложения, чистого-ворки, включающие исследуемые звуки. 5.1.5. Обследование просодической стороны речи Обследование можно проводить с помощью следующих заданий: прочитать наизусть одно из стихотворений, прочитать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию. Отмечаются и анализируются следующие критерии: Голос: сила, высота, тембр, назализированность, твердая или мягкая атака. Темп: быстрый, медленный, ускоренный, замедленный. Мелодико-интонационная сторона речи: интонация повествования, интонация восклицания, вопросительная интонация. Разборчивость речи: нечетко произносимые звуки, нечетко произносимые слоги, нечеткое ударение в словах. Анализируется уровень сформированности речевого дыхания и его особенности: прерывистое, слабый ускоренный выдох, верхнее дыхание, шумное, нормальное; произнесение на выдохе только изолированного слова, фразы, состоящей из двух слов, многословной фразы. 5.1.6. Обследование фонематического восприятия Для исследования фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений рекомендуются традиционные методики, подробно представленные в работах Р.И. Лалаевой (1994), Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (2001); Е.Ф. Архиповой (2006) и др. Обследование начинается после тщательного исследования физического слуха специалистом отоларингологом, что связано с нередким нарушением у детей с дизартрией слуха. Обследование состоит из предъявления следующих проб: - узнавание и дифференциация неречевых звуков; - различение высоты, силы голоса логопеда, который произносит различные звукоподражания и слова; - узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по звуковому составу; - дифференциация слогов, фонем; - навыки фонематического анализа и синтеза. |