Развитие артикуляционной моторики Нарушение тонуса мышц у детей с дизартрией не позволяет начинать развитие артикуляционной моторики с активных упражнений. Целью пассивной артикуляционной гимнастики является включение в процесс артикулирования новых групп мышц до этого бездействовавших или увеличение подвижности мышц. Пассивная гимнастика создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Гимнастика совершается под зрительным контролем. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений. Зрительный контроль развивается постепенно. Постепенно возникает ощущение и запоминание движений, его оценка (кинестезический контроль). Пассивная гимнастика языка 1) Выведение языка из ротовой полости вперед. 2) Втягивание языка назад. 3) Выведение языка вниз. 4) Поднимание языка вверх (к верхней губе). 5) Боковые отведения языка влево и вправо. 6) Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости. 7) Поднимание кончика языка к твердому нёбу. 8) Плавные покачивающие движения языка в стороны. Пассивная гимнастика губ 1) Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ делают движение ими к средней линии). 2) Собирание нижней губы (тем же приемом). 3) Собирание губ в трубочку — хоботок. 4) Растягивание губ в улыбку и фиксация пальцами углов рта. 5) Поднимание верхней губы. 6) Опускание нижней губы. 7) Смыкание губ для выработки кинестетических ощущений закрытого рта. 8) Создание различных укладов губ необходимых для произнесения гласных звуков («а», «о», «у», «и», «ы», «э»). Активная гимнастика выполняется пациентом самостоятельно после того, как восстановлены или развиты движения при пассивном их выполнении. Целью активной гимнастики является увеличение объема движений, их точности, пере-ключаемости, скорости. Упражнения для развития мимических мышц лица 1) Закрывание и открывание глаз. 2) Нахмуривание бровей. 3) Поднимание бровей и образование продольных морщин на лбу. 4) Надувание щек. 5) Проглатывание слюны. 6) Открывание и закрывание рта. 7) Жевательные движения. Упражнения для развития губной мускулатуры 1) Вытягивание губ трубочкой — « хоботок ». 2) Ратягивание губ в стороны — улыбка. 3) Чередование движений «хоботок» — «оскал». 4) Смыкание губ при сомкнутых и разомкнутых челюстях. 5) Быстрое смыкание губ и быстрое размыкание. 6) «Поцелуй». 7) Губной выдох, при котором щеки надуваются не напряженно. 8) Губной выдох в определенном направлении (вверх, вниз, влево, вправо) с напряженными и расслабленными щеками. 9) Поднимание верхней губы с обнажением зубов. Упражнения для увеличения объема и силы артикуляционных движений 1) Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку попеременно слева и справа. 2) Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики). 3) Удержание губами различных предметов (пробка, марля, пуговицы и пр.). Последние два упражнения требуют пристального внимания логопеда, во избежании проглатывания предметов! Упражнения для развития более тонких движений языка и создание возможности перехода к артикуляционным движениям 1) Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов. 2) Выдвигание языка вперед. 3) Втягивание языка внутрь. 4) Опускание выдвинутого языка вниз. 5) Приподнимание выдвинутого языка вверх. 6) Боковые отведения вправо-влево. 7) Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к твердому нёбу («горочка»). 8) Приподнимание средней части языка вверх и прижимание боковых краев языка к зубам верхней челюсти («седло»). 9) Суживание языка и заострение его («жало», «иголочка»). 10) Переключение различных позиций. Усвоение этих упражнений позволяет перейти к артикуляционной гимнастике. Все виды гимнастики имеют особое значение для постановки артикуляционных поз, их удержания и постановки ииуков. Поскольку при дизартрии страдает сила, объем, точность и координация движений, их автоматизация, то период введение звуков в речь является длительным и постепенным. Все виды артикуляционной гимнастики достаточно широко представлены в логопедической литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990; Е.Ф. Архипова, 1977; Л.В. Лопатина, 2004 и др.). |