МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией





Дети с резидуальными явлениями ДЦП и дизартрией по своим психолого-педагогическим характеристикам представ­ляют полиморфную группу.

Они характеризуются наличием психоорганического син­дрома, который проявляется разной сиптоматикой. Для мно­гих из них характерной является гиперактивность, которую следует рассматривать в рамках синдрома дефицита внима­ния с гиперактивностью или гипердинамического синдрома, церебрастеническом синдроме и гипертензионно-гидроце-фальном синдроме.

Церебрастенический синдром проявляется в виде нервно-психической истощаемости. У одних детей он проявляется в виде общего эмоционального и двигательного беспокойства, у других в преобладании вялости и пассивности.

Наличие гипертензионно-гидроцефального синдрома ха­рактеризуется нарушением умственной работоспособности в виде быстрой истощаемости.

Эта симптоматика проявляется у детей с дизартрией на фоне изменений мышечного тонуса, нарушений координации движений, недостаточности дифференцированной моторики пальцев рук и артикуляционной моторики. Гипердинамичес­кая симптоматика проявляется в невнимательности, отвле-каемости, импульсивности и гиперактивности.

С раннего возраста у детей с органическим поражением мозга нарушается развитие психологической диады «мать-дитя». Связь в этой диаде обеспечивается значительным участием множества сенсорных функций (тактильные ощу­щения, запах, визуализация, слуховые ощущения и т.п.). При рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей, эти взаимоотношения искажаются. Со сто­роны ребенка отмечается снижение сенсорных ощущений, а со стороны матери — резкое изменение эмоционального от­ношения к ребенку. Реакции родителей по отношению к их «особому» ребенку являются важным фактором последующе­го развития его личности. Разочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабоченность его судьбой существенно отражаются на формирующейся личности ребенка. Поэтому необходима работа не только с ребенком, но и с его семьей яв­ляется необходимой.

Дошкольники с дизартрией отличаются высоким уровнем тревожности, которая наиболее выражена у детей с мелан­холической и холерической структурой личности. Наименее выражена тревожность при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Отражая тенденцию к ано­мальной психотипологической изменчивости, у детей с ди­зартрией отмечается усиление тревожности в условиях фрус­трации. Выявляется стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины не-УДач.

Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что ограниченные возможности речевой комму­никации сопровождаются снижением мотивационно-потреб-ностной сферы общения, трудностями реализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии.

Психолого-педагогическое обследование таких детей вы­являет нарушение у них познавательной деятельности, а так­же недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса, что проявляется дисграфиями и дислексиями. Эта психологичес­кая характеристика сочетается с нарушением взаимоотноше­ний с окружающими, трудностями обучения, слабой успевае­мости в школе, низкой самооценкой. Нередко эти нарушения поведения сочетаются с отсутствием отклонений от нормы в интеллектуальном развитии.



При этом, как правило, усугубляется школьная дезадап­тация. У некоторых детей начинают развиваться вторичные психогенные психические нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию «хронического неуспеха». Большинство детей с нарушениями письма и чте­ния переживают состояние протрагированной фрустрации (А.Н. Корнев, 1998). Чем жестче в семье и школе по отно­шению к ребенку, тем аномальнее его реакции на трудности.

Выраженность патологических форм реагирования зависит от степени эмоционально-волевой незрелости и выраженнос­ти психоорганического синдрома. У детей рано появляется опыт, связанный с неуспехом и состоянием непреодолимой преграды, в связи с чем они считают себя беспомощными. На этом фоне появляются нередко протестные формы реакции на любые виды трудных ситуаций: прогулы уроков, отказ по­сещать школу, отказ выполнять уроки и пр.

В младшем школьном возрасте у детей с дизартрией харак­терными являются нарушения формирования навыка письма и чтения. Кроме того, нарушения координации движений ус­ложняют обучение на уроках физкультуры. Эти школьники испытывают трудности на уроках пения, труда и рисования. Все проблемы, связанные с неуспешностью в учебе, вызыва­ют фрустрационные переживания и невротические реакции.

У младших школьников признаками аномальной личнос­тной изменчивости являются дистимические и тревожные переживания, дезадаптивный девиантный стереотип пове­дения, сочетающийся с холерической или меланхолической структурами темперамента.

Проявления холерического типа темперамента отличают­ся большей яркостью и экспрессией, которые соответствуют высокому уровню нейротизма, лабильности нервной систе­мы, по сравнению с меланхолическим типом темперамента.

Наиболее благоприятными в отношении эффективности применяемых приемов психологической помощи являются дети с сангвиническим и флегматическим темпераментом.

 

4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией и аномальным развитием личности

 

Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функциональных систем организма, активным форми­рованием личности, ее социализации, подростковый возраст отражает одну из существенных детерминант процесса доз­ревания (адолесценции): коммуникативно-речевую деятель­ность, проявляющуюся активностью или инактивностью.

В подростковом возрасте общение является ведущей де­ятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями. Трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные переживания, созда­вая тем самым проблемы самоопределения и самореализации в жизни подростка.

У школьников с речевыми нарушениями характерными являются трудности операциональных возможностей комму­никации (выбор речевых и неречевых средств общения, фо­нетического, просодического и стилевого оформления речи), которые сопровождают аномальную личностную и поведен­ческую изменчивость. Формируются акцентуации характе­ра, пограничные нервно-психические расстройства, неврозо-подобные реакции.

В связи с недостатками операциональных возможностей общения у подростков изменяется иерархия смыслообразую-щих мотивов: осознание психологической реальности «дру­гого» и установка на взаимодействие с ним.

Речевая деятельность, в освоении которой подростки ис­пытывают трудности, становится первичной по отношению ко всем другим видам деятельности. Подростки с дизартрией и даже с ее минимальными проявлениями нередко становят­ся «носителем комплекса нереализованных установок», про­являя при этом инактивность во всех ситуациях общения.

Переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников, точнее эмоциональная сторона самосознания становится основой мотивообразования подростков с рече­вой патологией. У одной группы подростков, относящихся к диапазону нормы-акцентуаций характера, появляется мо­тив-цель — целенаправленного выбора способов принятия решения коммуникативного намерения и коммуникатив­ной задачи, т.е. справиться со своими трудностями. У дру­гой группы — все эти проблемы становятся сверхзначимыми, вызывая целый комплекс отрицательных эмоциональных со­стояний, что и ведет к фиксации формирующегося патологи­ческого речевого поведения, определяя в дальнейшем форми­рование аномального стереотипа девиантного поведения.

В результате формируется неустойчивость, вплоть до «срыва» конституциональных механизмов психологической защиты в виде компенсации и адаптации, которые проявля­ются в средствах прикрытия нарушенной деятельности обще­ния, в избегании ряда ситуаций, сужении круга контактов, обеднении речевых действий, недостаточной адекватности протекания коммуникации в целом. Коммуникации носят ау-токоммуникативный характер, отражающий только личнос­тные ощущения и психологические трудности, а не реакцию на собеседника. Начинают формироваться такие формы по­ведения, которые свидетельствуют о прогрессирующей соци­альной дезадаптации и развитии психотипов личности в раз­ных диапазонах пограничной аномальной личности, иначе говоря развития аномальной личностной изменчивости.

Более выраженные нарушения поведения появляются в подростковом возрасте, который является одним из слож­нейших периодов формирования личности. Понятие «пубер­татный криз» является центральным для научных дисцип­лин, имеющих дело с подростковым возрастом. Это сугубо ди­намическое состояние, отражающее процесс физиологическо­го дозревания. Именно среди таких подростков наблюдается аномальная личностная изменчивость, выход из диапазона психологической нормы в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

Диапазон пограничной аномальной личности представля­ет собой промежуток между психическим и психологичес­ким здоровьем и болезнью. Крайним вариантом психической и психологической нормы личности являются акцентуации характера. У детей с остаточными явлениями дизартрии вы­деляются следующие психотипы личности: шизоиды, эпи-лептоиды, циклоиды, истероиды (Н.Н. Волоскова, 2001). Не­смотря на всю условность выделения психотипов личности, знания индивидуально-психотипологических особенностей подростков необходимы для разработки индивидуальных и групповых программ как обучения, так и психокоррекции.

Шизоидный психотип. Дети и подростки с этим психоти­пом личности выявляют замкнутость, чудаковатость, стран­ность, сочетание вялой пассивности и аффективной взрывча­тости. С детского возраста такие дети держатся особняком в коллективе сверстников. Однако в обиду себя не дают, умея оказать достаточно жесткий отпор. Эмоциональная противо­речивость переживаний таких детей с возрастом становится все более заметной окружающим. Бескомпромистность под­росткового возраста позволяет сверстникам таких детей уп­рекать подростков с шизоидным психотипом личности в их эмоциональном бездушии, демонстративно холодного отно­шения и отсутствия эмпатичности, которая высоко ценится в подростковом возрасте.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.