ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Первая программа коррекционной работы ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений посвящен развитию координации движений рук и ног с постепенно нарастающей сложностью двигательной программы. Он состоит из трех этапов, в которых движения выполняются: одновременно, попеременно, одновременно сменяющиеся. Первый этап включает тренировку рук и ног с помощью одновременного выполнения движений. Перед выполнением упражнений учащемуся дается следующая инструкция: «Я буду выполнять движения, а ты должен внимательно следить за моими движениями и запоминать их. При выполнении упражнений я буду давать объяснение, как надо правильно выполнить движение. Это обыкновенная зарядка, которую ты будешь делать под счет». Упражнение 1. Одновременно поднимать правую и левую руки вперед, вверх, в стороны, вниз. Упражнение выполняется под счет 1, 2, 3, 4. Упражнение 2. Руки согнуты в локтях, кисти рук касаются плеч. Одновременно вращаем руками вперед, а затем назад. Счет 1, 2, 3, 4. Упражнение 3. Туловище слегка наклонено вперед. Руки как «пустые рукава» имитируют движение «полоскание белья». Счет 1, 2, 3, 4. Второй этап состоит из тренировки координации рук и ног с помощью попеременного выполнения движений. Перед выполнением упражнений учащемуся дается инструкция: «Смотри внимательно за моими движениями, запоминай их. При выполнении упражнения я буду объяснять, как правильно нужно выполнять движение, ты будешь делать их под счет». Упражнение 1. Правую руку поднять вперед, левую руку поднять вперед. Правую руку опустить вдоль туловища, левую опустить вдоль туловища. Упражнения выполнять под счет 1,2,3,4, постепенно ускоряя темп. Упражнение 2. Руки сложены на парте перед собой. Попеременное выполнение движений правой и левой рукой: правую руку поднять, левую руку поднять; правую руку опустить в исходное положение, левую руку опустить в исходное положение; левую руку поднять, правую руку поднять; левую опустить, правую опустить. Выполнять упражнение под счет 1, 2, 3, 4, постепенно ускоряя темп. Упражнение 3. Правая рука опущена вдоль туловища. Согнуть руку в локте и поднять на уровне пояса, при этом сжать кисть руки в кулачок — счет 1, руку приблизить к плечу при этом пальцы выполняют движение «ушки», второй и третий пальцы выпрямлены в виде заячьих ушек, остальные пальцы сжаты — счет 2; левой рукой выполняем упражнение в той же последовательности, счет соответственно 3,4. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 4. Попеременное выполнение движений правой и левой рукой: левую руку поднять вверх, правую руку — в сторону на счет 1, 2; левую руку поднять в сторону, правую — вверх на счет 3, 4; левую руку опустить вниз, правую поднять вперед на счет 1, 2; левую руку поднять вперед и обе руки опустить вниз на счет 3, 4. Темп постепенно ускоряется. Третий этапсостоит из тренировки реципрокной координации движений рук и ног. Перед выполнением комплекса упражнений учащемуся дается следующая инструкция: «Внимательно следи за выполняемыми мною упражнениями, запоминай упражнения. Ты будешь выполнять упражнения под счет вначале в медленном темпе, а затем темп будет ускорен». Упражнение 1. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Одновременно выполнять движения руками и ногами: ноги врозь — прыжком, руки на пояс, на счет 1; ноги прыжком — вместе, руки — на плечи, на счет 2; ноги — прыжком врозь, руки — вверх, на счет 3; ноги — вместе, руки — вдоль туловища, счет 4. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 2. Исходное положение: учащийся сидит за столом, правая рука поднята, левая лежит на столе. Одновременно менять положение левой и правой руки: левую руку поднять, правую опустить, на счет 1; правую руку поднять — левую опустить, счет 2. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 3. Одновременное выполнение движений обеими руками: левую руку поднять вверх, одновременно правую — в сторону, счет 1; левая рука — в сторону, правая одновременно вверх, счет 2, левая рука — вниз, одновременно правая рука — вперед, счет 3; левая рука — вперед и одновременно руки опустить вниз, счет 4. Темп постепенно ускоряется. Упражнения 4. Ладонь правой руки к виску — «отдать честь», одновременно левую руку сжать в кулак и вытянуть ее вперед, счет 1,2. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 5. Правая рука делает вращательные упражнения вперед, одновременно левая вращается назад. Счет 1,2,3,4. ВТОРОЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Он состоит из трех этапов, в которых движения ладонями и пальцами выполняются: одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки. Первый этапвключает упражнения, которые выполняются одновременно пальцами правой и левой руки. Перед выполнением комплекса упражнений учащемуся дается инструкция о внимательности при запоминании показываемого логопедом упражнения. Упражнение 1. Правой и левой рукой производить упражнение: сжать кулаки, выпрямить ладони, счет 1,2. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 2. Одновременно пальцами правой и левой руки сделать движение «ушки» (вытянуть второй и третий палец, остальные пальцы прижаты к ладони), счет 1; одновременно пальцами правой и левой руки сделать движение «колечки» (первый и второй пальцы соединены в колечко, остальные пальцы вытянуты вверх), счет 2. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 3. Одновременно сжать пальцы правой и левой руки в кулаки, счет 1; выполнить упражнение «коза» (второй и пятый пальцы вытянуты, остальные пальцы прижаты к ладони), счет 2. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 4. Одновременно выполнять серию движений правой и левой рукой: кулак — ребро — ладонь, счет 1,2,3. Начинать выполнение с медленного темпа, постепенно темп ускорять. Второй этапвключает попеременное выполнение движений пальцами правой и левой руки. Перед выполнением упражнений учащемуся дается инструкция: «Посмотри внимательно как я выполняю упражнения попеременно пальцами то правой, то левой руки. Запомни первое упражнение и выполняй под счет». Упражнение 1. Ладони лежат на столе тыльной стороной вверх. Сжать правую руку в кулак, счет 1; сжать левую руку в кулак, счет 2; выпрямить правую ладонь, счет 3; выпрямить левую ладонь, счет 4. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 2. Поочередное выполнение упражнения сначала правой, а затем левой рукой: пальцы ладони вертикально касаются подбородка, счет 1; пальцы горизонтально касаются подбородка, счет 2; пальцы под подбородком сжаты в кулак — 3; рука опускается в исходное положение — 4. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 3. Попеременное выполнение движений пальцами сначала правой, затем левой руки: правая рукавыполня-ет движение «ушки» (второй и третий пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони), счет 1; левая рука — «ушки», счет 2; правая рука выполняет движение «колечко» (первый и второй пальцы соединены в колечко, остальные пальцы выпрямлены), счет 3; левая рука — «колечко», счет 4. Темп постепенно ускоряется. Упражнение 4. Попеременно выполнять движение пальцами правой руки, 'затем левой руки: правую руку сжать в кулак, счет 1; левую руку сжать в кулак, счет 2; правой рукой выполнить движение «коза» (второй и пятый пальцы вытянуты, остальные пальцы прижаты к ладошке), счет 3; левой рукой — «коза», счет 4. Темп постепенно нарастает. Упражнение 5. Правая рука выполняет серию движений «кулак-ребро-ладонь», счет 1, 2, 3; левая рука выполняет серию движений «кулак-ребро-ладонь», счет 1,2,3. Автоматизируется навык плавного ритмичного переключения с одного движения на другое. Темп постепенно ускоряется. Третий этап включает тренировку пальцев рук при одновременно сменяющихся движениях на правой и на левой руке. Эти упражнения направлены на развитие реципрокной координации пальцев рук. Перед выполнением упражнений учащемуся дается следующая инструкция: «При выполнении показываемых мною движений, обрати внимание на то, что все движения должны одновременно сменяться на правой и левой руке. Чтобы движения были плавными, всю гимнастику для рук ты будешь выполнять под счет». Упражнение 1. Правая ладонь лежит на парте, левая сжата в кулак, счет 1. Одновременная смена положений рук. Левая ладонь лежит на столе, а правая сжата в кулак, счет 2. Темп постепенно нарастает. Упражнение 2. Правая ладонь тыльной стороной лежит на столе, а левая сжата в кулак, счет 1. Одновременная смена положений. Левая ладонь тыльной стороной лежит на столе, а правая сжата в кулак, счет 2. Темп нарастающий. Упражнение 3. Одновременная смена движений: на правой руке - «ушки» (второй и третий пальцы правой руки выпрям-Ц6НЫ, остальные пальцы правой руки прижаты к ладони), на левой руке — «кольцо» (первый и второй пальцы левой руки соединены в кольцо, остальные пальцы левой руки вытянуты нверх), счет 1; на левой руке — «ушки», на правой руке — • кольцо», счет 2. Темп постепенно довести до быстрого. Упражнение 4. Одновременная смена движений: на правой руке — «коза» (второй и пятый пальцы правой руки вытянуты, остальные пальцы правой руки прижаты к ладони), на чепой руке — кулак, счет 1; на левой руке — «коза», на пра-noii руке — кулак, счет 2. Темп ускорять до быстрого. Упражнение 5. «Веревочка». В упражнении участвуют мерные и вторые пальцы обеих рук. Перекрестное соединение Ввльцев: второй палец правой руки соединяется с большим Вальцем левой руки, затем второй палец левой руки перекрестно соединяется с большим пальцем правой руки. Движения пынолняются вначале очень медленно, постепенно движения питоматизируются и темп ускоряется. В данном движении добиваться точности соединения пальцев, плавного координированного перехода. Счет 1, 2, 3, 4. Упражнение 6. Левая рука касается носа, правая рука держит правое ухо, счет 1. Одновременная смена положений рук. Правая рука касается носа, левая — держит левое ухо, г чет 2. В этом упражнении важно добиваться точности нахождения позиции рук. Это достигается при очень медленном темпе, е появлением уверенности в движениях, темп ускоряется. Упражнение 7. Усложненный вариант предыдущего упражнения. Правая рука касается носа, левая рука держит правое ухо, счет 1. Одновременно сменить положения рук: лепил рука касается носа, правая рука держит левое ухо, счет 2, По мере появления точности в движениях и уверенного выполнения их, темп можно ускорить. Упражнение 8. Правая рука гладит голову, одновременно с ней левая рука хлопает по животу, счет 1, 2, 3, 4. Руки меняются. Левая рука гладит голову, правая одновременно ле-иой руке производит похлопывания по животу. Счет 1,2,3,4. /(обиваться четкого исполнения движений каждой рукой. ТРЕТИЙ КОМПЛЕКСдвигательных упражнений направлен на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения данного комплекса позволяют корриги ровать нарушения восприятия, моторики, развивают зрительно-двигательную координацию, пространственные и временные представления, опосредование знаком в процессе моделирования ритмических структур ведет к развитию мыслительной деятельности ребенка. Овладение чувством ритма способствует гармонизации психического развития учащихся. Упражнения на интерсенсорную координацию представляют собой тренировочные движения руками и ногами, выполняемые по схемам-символам. Коррекционные приемы проводятся в три этапа: на первом этапе выполняются предварительные упражнения, на втором этапе выполняются упражнения по схемам-символам с усложнением, на третьем этапе — учащиеся запоминают группы схем и выполняют их как по единой цельной схеме. Количество схем постепенно увеличивается и усложняется, время их показа уменьшается. Первый этап. Предварительные упражнения выполняются с показом схемы-символа, логопед знакомит учащихся с элементарными движениями и их схемами-символами, дается пояснительная инструкция: «На этих карточках схематично изображено упражнение. Сейчас я выполню движение руками, а ты должен определить на которой из этих двух схем-символов изображено выполняемое мной упражнение». После того, как учащийся понял сущность выполнения упражнений по схемам-символам, логопедом дается следующая инструкция: «По схеме, изображенной на карточке принять нужное положение тела». Каждое упражнение комментируется объяснением логопеда. После этого учащийся по схеме самостоятельно описывает упражнение. Упражнение 1. Руки поднять вперед, опустить. Счет 1,2. Упражнение 2. Наклоны туловища вперед. Выполнение под счет 1, 2, 3, 4. Упражнение 3. Обе руки поднять вперед, правая нога одновременно с руками поднимается назад. Ноги чередуются, упражнение выполняется под счет 1, 2, 3, 4. Упражнение 4. Руки опущены вдоль туловища, левая прямая нога оттянута назад. Ноги чередуются, упражнение выполняется под счет 1, 2, 3, 4. Упражнение 5. Обе руки поднять вверх, одновременно полусогнутая левая нога поднимается назад. Ноги чередуются в упражнении, выполняется под счет 1, 2, 3, 4. Упражнение 6. Полусогнутая в локте правая рука выносится вперед, согнутая в колене левая нога поднимается вверх навстречу руке. При выполнении этого упражнения следует чередовать руки и ноги. Счет 1, 2, 3, 4. Второй этап. Упражнения по схемам-символам с усложнением предполагают самостоятельное выполнение движений учащимися. Упражнения данного комплекса представляют собой одновременно сменяющиеся координированные движения рук, ног и головы, выполняемые в определенном темпе, заданном логопедом. Перед выполнением движений дается инструкция: «По схеме, изображенной на карточке принять нужное положение тела, рук, ног и выполнить движения так, как схематично изображено на схеме». Упражнение 1. Правая рука поднята вверх, левая — на поясе. Одновременная смена положений рук. Упражнение выполняется под счет 1, 2, 3, 4. Упражнение 2. Правая рука поднята в сторону, левая к виску («отдать честь»). Одновременная смена положений рук. Счет 1, 2, 3 ,4. Упражнение 3. Правая и левая рука подняты на уровне груди в правую сторону, голова наклонена в левую сторону. Одновременная смена положений рук и головы. Счет 1,2,3,4. Упражнение 4. Прямая правая и левая рука перекрещены, ноги тоже имеют перекрест. Одновременная смена положений рук и ног в прыжке. Счет 1, 2, 3, 4. Третий этап.Тренировка движений по группам схем. Группы схем можно образовывать, варьируя разные схемы-символы, упражнения по которым были предварительно выполнены. Логопеду следует творчески подходить к используемому материалу и самостоятельно подбирать его в зависимости от того, что наиболее необходимо в данный момент учащимся, с которыми ведется коррекционная работа. Количество схем следует постепенно увеличивать, а время показа уменьшать. Учащиеся должны запомнить группу схем и выполнить упражнения ритмично, как по единой, цельной схеме. Перед выполнением задания учащемуся дается инструкция: «Посмотри внимательно на группу схем, запомни и выполни ритмично все данные упражнения». Группа первой схемы представляет собой 4 схемы: 1) Руки подняты в стороны на уровне плеч. Счет 1. 2) Левая рука остается на уровне плеча, правая поднята вверх. Счет 2. 3) Обе руки подняты вверх. Счет 3. 4) Обе руки опущены вниз, вдоль туловища. Счет 4. Темп постепенно доводить до быстрого. Группа второй схемы представляет собой 4 схемы: 1) Руки подняты в стороны на уровне плеч. Счет 1. 2) Обе руки согнуты в локтях, предплечья направлены вверх. Счет 2. 3) Обе руки согнуты в локтях, предплечья направлены вниз. Счет 3. 4) Обе руки опущены вниз вдоль туловища. Счет 4. Темп постепенно ускоряется. Группа третьей схемы представляет собой 4 схемы: 1) Обе руки — на поясе. Счет 1. 2) Руки согнуты в локтевых суставах, кисти рук лежат на плечах. Счет 2. 3) Обе руки лежат на голове. Счет 3. 4) Обе руки опущены вниз вдоль туловища. Счет 4. Темп доводится до быстрого. Группа четвертой схемы представляет собой 4 схемы: 1) Обе руки опущены вдоль туловища. Счет 1. 2) Правая рука опущена вдоль туловища, левая рука поднята вверх. Счет 2. 3) Правая рука — на поясе, левая полусогнутая над головой, туловище наклонено сначала в правую сторону, а затем в левую сторону. Счет 3. 4) Обе руки опущены вниз, вдоль туловища. Счет 4. Темп постепенно ускоряется. Упражнения, развивающие чувство ритма, представляют собой варианты тренировочных упражнений в воспроизведении различных ритмических структур и серий ритмических структур. Дачный комплекс упражнений реализуется в три этапа. На первом этапе тренируется воспроизведение ритма, по звуковому образцу. Перед воспроизведением ритмической структуры учащемуся дается следующая инструкция: «Послушай внимательно, как я простучу ритм и воспроизведи точно такую же ритмическую структуру». Упражнение 1. Повторить за логопедом ритмическую структуру /,/; ///; / //. Упражнение 2.Повторить за логопедом серии ритмических структур: /// ///; //////; //////. Упражнение 3. Прослушать ритмическую структуру и воспроизвести вместе с логопедом: / / /// //// //. На втором этапе тренируется воспроизведение ритма по графическому образцу. Упражнение 1. Прохлопать ритм по следующему графическому образцу: ////// ; //////////. На третьем этапе выполняются упражнения, направленные на тренировку графической записи ритма по звуковому образцу. ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений составили артикуляционные упражнения, выполняемые сериями, ритмично, под счет логопеда. Можно ритмизировать любой комплекс упражнений, рекомендуемый как подготовительный к постановке того или иного звука речи. Нами составлено 5 серий артикуляционных упражнений. 1 серия. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот, закрыть рот. Счет 1,2,3,4. 2 серия. Губы — в трубочку, растянуть в улыбку, высунуть широкий язык (артикуляционное упражнение «блин на сковородке «), закрыть рот. Счет 1,2,3.4. 3 серия. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем поднять кончик языка к верхним резцам и положить на нижнюю губу. Счет 1,2,3,4. 4 серия. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» вверх за зубы. Счет 1,2,3. 5 серия. Кончиком языка дотронуться верхних резцов, затем — нижних резцов, отвести вправо, затем влево. Счет 1,2,3,4. Вторая программа коррекционной работы Вторая программа — активная арттерапия — каллигра-фотерапия или тактированное письмо. Одновременно с коррекционной работой по ритмизации общей моторики и тонкой моторики пальцев рук необходимо поэтапное введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией каллиграфических навыков. 7.10. Активизация невербальных способов общения Важнейшей особенностью коммуникации является ее осуществления с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. В связи с этим выделяют различные ее виды: акустическая, включающая экстралингвистические (паузы, кашель, вдох, смех, плач) и просодические характеристики (темп, тембр, высота, громкость); оптические, состоящие из кинесики, включающая выразительные движения (мимика, позирование, жесты, походка, контакт глазами) и физиогномику (строение лица и черепа, строение туловища); тактильно-кинестезичес-кие — такесика (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание); ольфакторные — запахи. Миогимнастика Целесообразно сочетать выполнение массажа лицевой мускулатуры с элементами мимической гимнастики. С целью развития мимических мышц необходимо выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль. Для этого перед зеркалом детей обучают открывать и закрывать глаза, подмигивать поочередно, надувать щеки с перемещением воздуха из одной половины рта в другую, «набирать» воздух под верхнюю губу, под нижнюю и т.д. При этом можно использовать игры «Обезьянки», «Зеркало». Вначале все движения выполняются с опорой на образец (логопед показывает нужное выражение лица или нужное движение мимических мышц). Ребенок, подросток, взрослый повторяют, глядя на картинку, на которой изображено требуемое движение. Постепенно переходят к выполнению по словесной инструкции и без контроля зрения. Наиболее дифференцированных движений мышц лицевой мускулатуры и полного их объема можно достичь при выполнении символических поз (выражений лица: «удивление», «радость», «грусть» и т. п.). Большой эмоциональный интерес вызывает у детей и школьников при выполнении мимических поз использование не только иллюстрированных детских мимических выражений, но и соотнесение предложенных сюжетов стихотворной формой. Например: Наш сластена очень рад, Это каждому понятно Семь пирожных съел подряд. На цветы смотреть приятно. Способствует созданию веселого, радостного выражения лица. 7.12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе. Зрительное восприятие у ребенка с дизартрией при церебральном параличе моясет быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п. Поэтому ребенку с дизартрией трудно отыскивать взглядом предмет, рассматривать и прослеживать его перемещение. Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо помнить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его. Для этого перед ребенком в поле его зрения располагают яркую игрушку, которую затем медленно перемещают по горизонтали, вертикали и диагонали, добиваясь от него плавного движения глаз. Затем начинают быстро перемещать игрушку, передвигать ее перед ребенком в разных направлениях, предъявлять ему яркие предметы и следить, чтобы игрушки ребенок зафиксировал глазами. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, машину, куклу. Для развития движений глаз при прослеживании используется игра «Трудные виражи», в которой ребенок должен провести свою машину к дому по заданной (нарисованной) линии. Затем задания усложняются. Предлагаются различные игры типа «Лабиринт», где нужно проследить извилистый путь персонажа. У детей более старшего возраста с этой целью используются игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игра в настольный теннис. При трудностях обучения письму очень эффективна методика О.Б. Иншаковой (1995) «тесты для исследования выбора направления зрительного слежения», которую можно использовать не только для диагностики, но и развития слежения взором ряда предметов для детей дошкольного и младшего школьного возраста с постепенным переходом к слежению взором букв, слогов и слов с помощью аббака. Поэтому с раннего возраста необходимо проводить упражнения по развитию плавных движений глазных яблок (плавное прослеживание предметов). Исследования показали, что уже с первого года жизни ребенок способен отличать один цвет от другого. Однако установление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. По «Программе воспитания в детском саду» в начале третьего года жизни ребенок различает и называет четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу ребенок должен различать и называть все основные цвета. Упражнения в различении и назывании цветов надо проводить систематически и в разнообразной форме. Особенно важными для ребенка с дизартрией являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. В процессе одевания взрослый называет цвет одежды, обуви, окружающих предметов. Ребенка учат на основе восприятия цвета производить умственные операции — подобрать предметы, одинаковые по цвету, распределить их по этому признаку. Кроме постоянных упражнений в быту, проводятся специальные дидактические игры. Если ребенок совсем не знает цветов, то занятия начинаются с игр с цветными шариками. Цель занятий — научить различать цвета и понимать их название. Действия с предметами выполняются на первом занятии. Вначале дается лоток с 3—4 красными шариками. Взрослый просит ребенка покатать красный шарик, и он несколько раз его катает. Затем даются одни синие шарики. На следующих занятиях даются и красные, и синие шарики. После этого задания усложняются, ребенок должен выбрать и покатать красный или синий шарик. Игра повторяется несколько раз, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого. На следующем этапе формируют несложные операции на основе знаний цветов. Для этого можно провести игры по подбору шариков (или других предметов) по цвету. Ребенку дается коробка с 8-10 шариками двух цветов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем даются коробки неодинакового цвета, ребенку предлагают разложить в них шарики одного цвета. Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, можно научить ребенка группировать предметы по цвету. Проводят такие упражнения, как «Выбери желтые листочки», «Отправь в гараж все синие машины», «Сложи синие кубики в одну машину, а желтые в другую», «Разложи цветы по вазам» и т.п. Знакомство с формой и величиной начинается с упражнений сравнивания предметов: Игры с предметами «Кто сидит на самом большом стуле?», «Кто сидит на самом маленьком стульчике?», «Какого цвета большие чашки?», «Какого цвета маленькие чашки?» и т.п. Далее задания усложняются «Сбор урожая»: собрать большие яблоки в одну коробку, средние — в другую, а маленькие — в третью коробку; «Что такой длины? Ширины? Высоты?» — загадки о мебели. Затем переходят к знакомству с геометрическими фигурами: круг и многоугольник, треугольник-квадрат, прямоугольник. Упражнения: «Покажи все круги», «Почини тележку», «Покажи разные многоугольники в строительном материале» и т.п. Затем усложняются упражнения: «Построим дом», «Выложи сам» из геометрических фигур собаку, слона, попугая, человека, паровозик и т.д. «Сделай узор», «Коврик для куклы», украшенный геометрическим орнаментом. Далее — «Нарисуй и построй». Постепенно ребенок приходит к объективному выражению собственного опыта. На основании конкретных действий и складывающихся все более обобщенных представлений формируются три фактора мышления: классификация, сери-ация и понятие о сохранении. В 4-5 лет ребенок классифицирует по таким объективным данным, как цвет и форма, все больше используя общие признаки группировок. Это составляет основу логико-понятийного мышления. От элементарных форм классификации по цвету переходят к классификации видов и подвидов «животных» и далее при знакомстве с числами при обучении математике. В сериях различий ребенок устанавливает такие связи, как: большой — больше — самый большой; маленький — меньше — самый маленький; длинный — длиннее — самый длинный и т.п. Используют упражнения: «Построим башню», «Купим пуговицы», «Сверни ленту», «Спортсмены строятся» — разложи ленточки в соответствии с их длиной, «Обед для матрешек» — большая тарелка для большой матрешки, для маленькой матрешки — маленькая тарелочка и т.д., «Кукольная одежда» — разложи по оттенкам: красный, синий, желтый и т.д. С усложнением: светлый, темный, яркий, бледный. Если у ребенка совсем отсутствуют представления о форме предмета, то упражнения начинают с различения формы шара, круга и их размеров (большой — маленький). Берется ящик, в стенках которого имеются вырезы большого немаленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: «Вот большой шарик (шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его), а это маленький шар (маленький шар ребенок тоже ощупывает). «Большой шар положи в большое окошко, маленький — в маленькое». (Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.) На следующих занятиях можно начать работу по различению форм шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом занятии ребенок знакомится с различными формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На данном занятии у ребенка воспитываются элементарные навыки переноса: шар — отверстие круглой формы — окошко, кубик — квадрат. Взрослый предлагает вначале ребенку опустить в коробку большой шарик и большой кубик. Спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окошко? Правильно, вот в это окошко опустим шарик. А теперь опусти кубик. Куда же его опустить? Вот сюда!» Затем ребенок сам, обстоятельно, без помощи взрослого, опускает шар и кубик. Когда он это усвоит, можно предложить следующую игру. Даются два шарика и два кубика: большие и маленькие. Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем дается инструкция: «В большое окошко брось большой шарик, в маленькое — маленький шарик». Число геометрических фигур, которые дети должны различать, постепенно увеличивается. Игра «Почтовый ящик» дается для закрепления. Предъявляется доска с прорезями различной формы и величины в соответствующие фигурки к ней (доска Сегена). Ребенок должен положить в каждую прорезь соответствующую фигурку. Различение и закрепление понятий «большой» и «маленький» проводится в различных играх — упражнениях на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игра со сборными игрушками. Игры с разборными игрушками особенно важны для детей с церебральным параличом. В этих играх не только формируется представление о величине предмета, но развивается манипу-лятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действия, развиваются пространственные ориентировки. Ребенку дается игрушка — большая раскрывающаяся коробка и в ней маленькая, предлагается ощупывать коробку, вынимать из нее маленькую, вкладывать обратно и закрывать, а также показывать, где маленькая и где большая коробка. Затем даются большие и маленькие коробки с крышками. Ребенок должен правильно подобрать для каждой коробки крышку. Постепенно его учат собирать трех- и четырехместные коробки. Проводятся также игры с матрешками, пирамидками и т. д. При сборе матрешек ребенок должен уметь различать низ и верх игрушки. На следующих этапах предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, затем из четырех и более частей. Ребенка учат различать также высоту предметов (высокий, низкий), длину (длинный, короткий), объем. Эти понятия усваиваются им в быту, «игровой и конструктивной деятельности. Для формирования этих понятий проводятся специальные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослым, у них развиваются элементы произвольного восприятия и способность к подражанию. Для игры со строительным материалом, кроме кубиков, кирпичиков различных размеров, даются дополнительно наборы небольших игрушек: куколки, посуда, звери, машинки и т.д. Важно, чтобы эти игрушки были устойчивы, по размерам соответствовали постройка» и не имели отвлекающих детей деталей. Игрушки ребенку даются тогда, когда он уже сделал постройку, это стимулирует его, заставляет довести игру до конца. При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать определенную последовательность. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необходимо ее несколько раз повторить. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил. Ребенка учат устойчиво и ровно ставить кубик на кубик, дают понять, что так можно построить, например, машину и поиграть с ней. На следующих занятиях можно научить детей строить дорожки различной длины и возить по ним машину. Затем — строить стул, стол, диванчик, кроватку для куклы, скамейку, ворота, лесенки, домики. При этом постоянно отрабатываются и закрепляются понятия «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий». Ни в коем случае нельзя допускать механической деятельности ребенка под диктовку взрослого, необходимо приучать его к самостоятельности, активности. Дети с церебральным параличом испытывают особые затруднения в конструктивной деятельности: они не уверены в своих силах, боятся, что ничего не получается, не решаются приступать к заданию, при неудачах огорчаются и теряют интерес к игре. Поэтому им часто необходимы спокойные, очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослым действия. Упражнения на узнавание геометрических фигур и других предметов по отношению к их расположению тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений у ребенка. Пространственные представления у детей с дизартрией воспитываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием. У многих детей с дизартрией может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. Восприятие предметов на ощупь называется стереогно-зом. Стереогноз имеет очень большое значение в развитии познавательной деятельности ребенка. У здорового ребенка эта функция формируется в процессе манипулятивной деятельности на основе сохранного тактильного восприятия. У детей с дизартрией ограничение предметно-практической деятельности, а также нарушения тактильного восприятия препятствуют развитию стереогноза. Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешка». В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы, и ребенок должен узнавать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в процессе повседневной предметно-практической деятельности. Сенсорное воспитание включает развитие вкусовых и обонятельных восприятий. Для этого используют упражнения в отгадывании пищевых продуктов с закрытыми глазами: «Отгадай по вкусу», «Отгадай по запаху» и т.п. Младшим школьникам можно предложить игру на развитие воображения и памяти: «Понюхай слово и попробуй на вкус: лимон, апельсин, роза, соленый огурчик, печенье, лес». Важное значение в развитии пространственных представлений имеют восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, пальцем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треугольники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы. После таких подготовительных упражнений у ребенка развиваются пространственные представления В рисовании, конструировании и игровой деятельности. Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются специальные пособия: «Почтовый ящик», различные разрезные картинки (чайник, который разбился и его необходимо склеить), рисование самолетов за облаками, игра в кубики. «Почтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с 5 прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной. К нему дается десять объемных геометрических фигур, у каждой из которых основания соответствуют по форме одной из прорезей. Ребенку объясняют, как с помощью зрительного восприятия нужно пользоваться «почтовым ящиком». Начиная с 3 лет ребенка можно научить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — учат из кубиков по образцу. Вначале ребенок использует образец, а затем он делает все самостоятельно, по памяти. Для младших школьников можно предложить игру «Определи и назови фигуры» — наложение геометрических фигур. Одним из обязательных условий ориентации в пространстве является слуховое восприятие. Вместе с тем развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха является необходимым условием успешного обучения детей грамоте. Слушание песен, рассказов, сказок, музыки способствует развитию дифференцированного слухового восприятия. В упражнениях на слуховое внимание можно использовать различные звучащие игрушки, музыкальные инструменты. Использование различных музыкальных инструментов воспитывает у ребенка ощущение ритма и длительности звуков, тембра и контраста человеческих голосов. На занятиях по развитию фонематического слуха даются упражнения на различение звуков, слогов и слов на слух. Подбираются слова более контрастные но звучанию, затем менее контрастные и, наконец, отличающиеся одной сходной но звучанию фонемой. Можно предложить ребенку задание придумать слова на определенный звук в начале или в конце слова. Для развития фонематического слуха можно провести игры-упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза — коса, миска — мишка, бочка — почка, точка — дочка, мол—моль и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки. На втором этапе занятий при произнесении слов взрослый закрывает рот экраном, чтобы ребенок ориентировался только на слуховое восприятие. С этой же целью используют подвижные игры, например «Угадай, чей голос?», «Угадай, откуда голос? ». Многие дети с дизартрией испытывают значительные затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений. Особенно дети затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей. Необходимые для формирования пространственных представлений понятия о «левом» и «правом» развиваются на основе сохранного восприятия схемы тела. У детей с дизартрией часто отмечаются нарушения схемы тела. На начальных этапах обучения в школе выясняется, что и другие пространственные представления, такие, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», детьми плохо усвоены. Им трудно бывает сложить из частей целое при складывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдается проявление зеркальности при письме, рисовании. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б — д, т — ш, з — е, испытывают трудности н рисовании, лепке из пластилина, конструировании. Нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При попытках читать они не держат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение пространственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям. Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у детей со спастической формой церебрального паралича, но могут отмечаться и при других формах ДЦП. Развитие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки таких детей к школе. Все перечисленные выше игры-упражнения, а также развитие движения, речи, практической деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необходимы и специальные последовательные приемы и упражнения. На первом этапе работы у ребенка последовательно формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела. На втором этапе — формируют пространственные представления на листе бумаги, в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности. На третьем этапе — учат ориентации в пространстве, тренируют в перемещении ребенка в пространстве игровой или классной комнаты, в спортивном зале или на музыкальных занятиях. Первый этап. Для развития у ребенка представлений о схеме тела могут быть использованы такие упражнения. Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб... потрогай стопу, колено...» Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Также формируется представление о правой и левой руке. При тяжелой, двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т. д.). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами (кинестетическое восприятие). При выполнении упражнений ребенок называет ту часть тела, которую трогает или показывает. Далее эти упражнения проводятся на кукле. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле. На втором этапеучатся ориентироваться на листе бумаги, на картине, по рисунку. Педагог сначала обучает основным понятиям: правый верхний угол листа, левый нижний угол листа, нижний правый угол листа, середина листа и т.п. Постепенно ребенка обучают ориентироваться на занятии рисования на бумаге, рисованию изображения на доске и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует. Третий этап.Путем специальных упражнений ребенка обучают ориентироваться в пространстве. Эти упражнения также проводятся в несколько этапов. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч вправо, влево, вверх». Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. После этого ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции. Далее проводят специальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям. Переходят к схемам игровой площадки группы детского сада, кукольной комнаты, игровой комнаты или класса, далее схема пути из дома до детского сада или школы. Развитие кинестетического восприятия требует кропотливого запоминания и выполнения новой схемы двигательного действия, плавности переключения с одного действия на другие и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений. С этой целью используются следующие упражнения для пальцев рук, предложенные в книге для родителей М.В. Ипполитовой, Р.Д. Бабенковой, Е.М. Мастю-ковой: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Репка», «Петушок», Уточка, лебедь и колобок» и т.д. При этом сначала они выполняются под контролем зрения, лучше всего перед зеркалом, а после такие упражнения ребенок выполняет за ширмой или экраном. Большое значение в воспитании ребенка с дизартрией имеет руководство взрослого его самостоятельной игрой и трудовой деятельностью. Учеными доказано, что игра ребенка является социальной по своему происхождению, развивается под влиянием окружающих взрослых как форма усвоения общественного опыта и имеет чрезвычайно важное значение для развития познавательной деятельности и личности ребенка. Практический опыт игры детей с дизартрией крайне беден и отличается стереотипизацией, проявлением ригидности. Ребенок может, например, изо дня в день катать машину, сидя за столом. Стоит предложить ему посадить пассажира в машину или нагрузить ее кубиками, как игра приобретает определенную целенаправленность, становится творческой. Важно обратить внимание на подбор игрушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка. Важно с дошкольного возраста уделять большое внимание развитию элементарных психических функций. В педагогической психологии и педагогике этот процесс называется сенсорным воспитанием ребенка. На первых этапах формирования высшая психическая функция представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем действия свертываются и становятся автоматизированными умственными действиями. Формирование устной речи у детей с дизартрией существенно оптимизируется при адекватном сенсорном воспитании, так как сенсорные и речевые нейрофизиологические зоны находятся в одном (левом для правшей) полушарии мозга и оказывают положительное влияние друг на друга. |