МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа





Логопедический массаж — активный метод механическо­го воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого ап­парата. Он может проводиться на всех этапах коррекционно-го воздействия, но особенно значимо его использование на на­чальных этапах работы. Нередко массаж является необходи­мым условием эффективности логопедического воздействия.

Преодоление артикуляторных нарушений, как правило, сочетается с логопедическим массажем, который проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артику­ляционной гимнастикой.

К основным приемам массажа относятся: 1 — поглажива­ние, 2 — растирание, 3 — разминание, 4 — вибрация и пока-лачивание, 5 — плотное нажатие.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симп­томатики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры ис­пользуются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, покалачивание.

При повышенном тонусе используются, в основном, погла­живание и легкая вибрация. Между силой воздействия при массаже и ответной реакции организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижа­ется возбудимость массируемых тканей, а значит, снижение их тонуса. Такой прием оказывает успокаивающее воздейс­твие, вызывает приятное чувство тепла. В свою очередь эти воздействия повышают эластичность мышечных волокон, работоспособность мышц, улучшается эластичность связоч­ного аппарата.

Энергичные, быстрые и ритмичные движения при массаж­ном воздействии повышают возбудимость массируемых тка­ней, облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови, повышают активность мышечных во­локон.

Основные цели логопедического массажа:

1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц ар­тикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных дви­жений;

6) активизация тех групп мышц периферического речево­го аппарата, у которых имелась недостаточная сократи­тельная активность;

7) формирование произвольных, координированных дви­жений органов артикуляции.

Назначению логопедического массажа должна предшест­вовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Меди­цинское заключение содержит указание на наличие невроло­гической симптоматики, в том числе указание на форму паре­за (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, ру­ководствуясь клинико-педагогической классификацией, пос­ле чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отме­чаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого ап­парата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состо­яния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае.



На основании результатов диагностического обследования составляется комплекс массажных приемов, намечается пос­ледовательность, методика их проведения и ориентировочно дозировка и только после этого приступают к логопедическо­му массажу.

Другой методикой массажа является массаж биологически активных точек. Этот массаж также направлен на нормализа­цию тонуса мышц, обеспечивающих работу периферического речевого аппарата.

Овладение техникой массажа требует обучения у специа­листа. Вместе с тем существуют простейшие массажные дви­жения, которые направлены также на нормализацию тонуса. В дополнение к массажу можно использовать покалачивание пальцами (как при игре на фортепиано палец за пальцем) по губам и щекам, одновременное похлопывание по щекам сло­женными на подбородке руками. Цель сложения рук на подбо­родке состоит в тесном удержании рук на лице ребенка и пре­дотвращении сильного похлопывания. Можно пошлепывать двумя пальцами одной руки в виде игры. Это особенно эффек­тивно, если ребенок при этом открывает и закрывает рот.

В качестве массажера может быть использована мягкая пластиковая зубная щетка, надеваемая на палец. Ее конец можно использовать для поглаживания щек, языка, десен ребенка. Этой щеткой можно массировать язык во всех на­правлениях. Мягко вращая щетку то в одну, то в другую сто­рону, можно «пощекотать» все части языка. Для повышения воздействия массажной щетки ее погружают в ледяную воду, лимонад. Этой щеткой можно массировать внутреннюю сто­рону щек, твердое нёбо. При проведении этих процедур необ­ходимо быть внимательным, чтобы не ударить зубы, десны или язык. Дети получают удовольствие от этих действий, особенно, если они смотрят на себя в зеркало.

Другим массажером может служить ручной вибратор ми­нимального режима действия. Таким способам массажа мож­но обучить родителей и самого ребенка.

Приемы самомассажа могут использовать дети (подростки и взрослые), страдающие дизартрией. Самомассаж является действенным средством, дополняющим воздействие основно­го массажа, который проводится специалистом.

Как основной массаж, так и самомассаж стимулирует ки­нестетические ощущения мышц периферического речевого аппарата и способствует нормализации мышечного тонуса. Самомассаж может проводиться под руководством логопе­да не только индивидуально, но и фронтально, например, с группой детей. Самомассаж может быть включен в логопедическое занятие. Он может предварять или завершать арти­куляционную гимнастику (см. Е.А. Дьякова, 2005).

Поскольку у детей с дизартрией наряду с речевыми нару­шениями имеются нарушения тонуса мышц и низкий уро­вень развития тонких движений пальцев рук, то обязатель­но проводится массаж, пассивные и активные упражнения пальцев рук. В технику массажа входят следующие приемы:

- поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика до основания;

- похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

- поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев до локтя;

- похлопывание кистью ребенка по мягкой и жесткой по­верхностям, по руке педагога;

- вращение пальцев (отдельно каждого), круговые поворо­ты кисти, отведение — приведение кисти вправо, влево;

- поворот руки ладонью вверх (супинация) — ладонью вниз (пронация);

- поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев;

- массаж щетками различной жесткости.

Напряжение мышц артикуляционного аппарата является препятствием как к осуществлению, так и удержанию полу­ченного движения. Эти упражнения проводятся под контро­лем зрения, т.е. перед зеркалом: логопед обращает внимание ребенка на то, что язык его выдвигается комом, твердый, на­пряженный и показывает на себе расслабленный язык — тон­кий, широкий, распластанный. Для сравнения можно дать пощупать ребенку мышцу расслабленную и напряженную (хотя бы двуглавую мышцу в области плеча). Высунутый ко­мом язык можно слегка похлопать шпателем, под влиянием чего мышца языка на короткий срок расслабляется, и он при­нимает распластанное положение. Эти упражнения, так же как и предыдущие, ведутся на выдержку: логопед ритмич­но считает от начального момента расслабления языка, губ и т.п. до конца его, побуждая ребенка увеличивать длитель­ность периода мышечного расслабления.

Для активизации голосовых связок, что бывает особенно необходимо при паралитических формах псевдобульбарного паралича, полезно дать пощупать ребенку напряжение звуча­щей гортани, прикладывая одну его руку к гортани логопеда, а другую — к начинающей вибрировать своей гортани, и фик­сировать его слуховое внимание на звучании.

Важно, чтобы звук сразу получался свободный, без излиш­него напряжения: ребенку нужно дать ощутить резонирова­ние грудной полости и следить за тем, чтобы подавал голос на выдохе и прекращал подачу, как только начнет чувствовать, что ему не хватает воздуха.

С каждым разом нужно стремиться увеличивать длитель­ность звучания. Первые голосовые упражнения проводятся на звучании согласного «м», этот звук очень прост по арти­куляции, но требует направления воздушной струи из горта­ни в переднюю часть ротовой полости — к губам.

Серией упражнений на гласных вырабатывается длитель­ное и короткое звучание, понижение и повышение голоса. Очень большую роль могут сыграть занятия по пению. В ре­зультате их значительно выравниваются речевое дыхание, длительность, сила, звучание и модуляция голоса.

Развитие дыхания

Одним из постоянных признаков дизартрии является на­рушение речевого дыхания, которое выражается в следую­щих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхатель­ного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плав­ность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказыва­ния в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у дизартриков отмечается поверхност­ное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинс­тво практиков используют в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называет­ся диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафраг-мального дыхания проводилась на фоне мышечного расслаб­ления, в состоянии релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в поло­жении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнитель­ных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые при­емы. При этом должны быть учтены методические указания.

1) Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2) Для детей дошкольного возраста дыхательные упраж­нения организуются в виде игры так, чтобы ребенок не­произвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3) Все упражнения на тренировку речевого дыхания свя­заны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхва­том грудной клетки или из положения «вверху» дви­жутся вниз. Движения корпусом, как правило, связа­ны с наклоном вниз или в стороны.

4) Большинство упражнений для детей дошкольного воз­раста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать дли­тельность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

В задачи развития голосовой функции входят: 1 — разви­тие силы и динамического диапазона голоса,

2 — формирова­ние навыков голосоподачи и голосоведение, 3 — развитие ме­лодических характеристик голоса. Работа начинается с изо­лированного произнесения гласных звуков. Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспе­чивает выразительность речи. Эти упражнения начинают с диафрагмального вдоха, а затем на выдохе произносится дли­тельно звук «а». Звук должен произноситься легко и свобод­но. Рот должен быть широко открыт. Необходимо следить за тем, чтобы звук произносился в процессе выдоха и не преры­вался дополнительными вдохами (голос должен звучать без пауз). Для этого нужно, чтобы начало выдоха и фонации сов­падали во времени. Последовательность применения гласных звуков следующая «а», «о», «у», «э». Такая последователь­ность связана с тем, что звук «а» содержит в себе резониро­вание как высоких, так и низких тонов, и является наиболее простым в артикулировании. Остальные располагаются в за­висимости от сложности их артикулирования.

Перед ребенком с дизартрией ставится дальнейшая задача развития интонационно-мелодических характеристик голо­са. Для этого используется ряд гласных звуков с изменени­ем высоты голоса, придачи ему речевых интонаций вопроса, ответа, удивления. Работа над голосом на материале автома­тизированных рядов слов, словосочетаний. Таким образом, формирование голосоподачи переходит в развитие просоди­ческой стороны речи.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.