Индивидуальных занятий по дисциплине ФГБ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» Кафедра «Менеджмент» Г.В. Черняева Организационная культура Методические указания К индивидуальным занятиям Москва — 2011 УДК 658 Ч 49 Черняева Г.В. Организационная культура: Методические указания к индивидуальным занятиям. — М.: МИИТ, 2011. — 32 с. Методические указания включают рекомендации по самостоятельной подготовке к проведению студентом индивидуального практикума по дисциплине «Организационная культура». Методические указания предназначены для студентов, специализирующихся в сфере управления персоналом и управленческого консультирования, а также могут оказаться полезными молодым специалистам служб персонала организаций, занимающихся обучением персонала. Ó ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения», 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................................. | | 1. Цели и задачи индивидуальных занятий по дисциплине «Организационная культура»....................................................... | | 2. Рекомендации по подготовке текста мини-лекции............... | | 3. Рекомендации по подготовке вопросов и проведению коллективного обсуждения............................................................ | | 4. Рекомендации по подготовке пакета кейсов для коллек-тивного обсуждения......................................................................... | | 5. Рекомендации по подготовке контрольных тестов для проверки усвоения материала....................................................... | | 6. Рекомендации по подготовке и проведению мини-тренин-га по теме обучения.......................................................................... | | 7. Рекомендации по подготовке и использованию разда-точных материалов.......................................................................... | | 8. Рекомендации по подготовке презентации............................. | | Заключение........................................................................................ | | Литература......................................................................................... | | ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендуемые темы студенческих прак-тикумов............................................................................................... | | ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Контрольный тест «Готовность к прове-дению практикума».......................................................................... | | Введение Учебная дисциплина «Организационная культура» представляет собой важную ступень профессиональной подготовки менеджера по персоналу, так как многим менеджерам по персоналу в процессе своей трудовой деятельности придется выполнять функции управления организационной культурой. Одной из функций менеджера по персоналу во многих организациях является обучение организационной культуре. Приобретение будущими менеджерами по персоналу методологической компетентности и практических знаний, навыков и умений в данной области управления персоналом и является главной целью индивидуальных занятий по организационной культуре, проводимых в Московском государственном университете путей сообщения для студентов специальности «Управление персоналом» в форме практикума. Цели и задачи индивидуальных занятий по дисциплине «Организационная культура» Цели проведения индивидуальных занятий (в форме практикума) – формирование у студентов методологической компетентности и практических навыков и умений по обучению персонала организационной культуре. Задачи проведения индивидуальных занятий (в форме практикума): 1) формирование у студентов навыков выбора темы обучения; 2) формирование у студентов навыков подбора, структурирования и изложения (презентации) материала для обучения персонала по аспектам организационной культуры; 3) приобретение студентами навыков и практического опыта обучения по вопросам организационной культуры; 4) приобретение студентами навыков и практического опыта применения наиболее широко применяемых (в том числе активных) методов обучения персонала. Индивидуальные занятия в форме практикума по курсу «Организационная культура» представляют собой самостоятельно подготовленное и проведенное студентом в рамках практического занятия обучение студентов – коллег по студенческой группе по определенной, самостоятельно выбираемой студентом, теме, которая может найти применение в практике обучения персонала организаций. Подготовка практикума представляет собой форму индивидуальной самостоятельной внеаудиторной работы, тогда как проведение практикума предполагает самостоятельную работу студента в аудитории под контролем преподавателя. В процессе практикума студенты под руководством преподавателя, выступающего в функции консультанта, должны выполнить следующие виды работ. 1. Самостоятельно выбрать и сформулировать тему обучения (с учетом тематики и программы курса, контингента обучающихся, аудиторных и технических возможностей и сферы интереса студента). 2. Самостоятельно, в соответствии с рекомендациями преподавателя, разработать: 1) структурированный текст мини-лекции по выбранной теме (рекомендуемая продолжительность – 10-20 минут); 2) 3-4 вопроса для организации коллективного обсуждения в группе по той же теме (рекомендуемая продолжительность – 5-10 минут); 3) подготовить по теме обучения не менее двух кейсов, представляющих собой краткое описание ситуаций, связанных с управлением организационной культурой в современных организациях и предполагающих обсуждение обучающимися особенностей ситуации и выбора наилучшего из возможных управленческих решений (рекомендуемая продолжительность – 5-10 минут); 4) контрольный тест, состоящий из 5-7 вопросов с вариантами ответовдля контроля уровня усвоения студентами материала по теме обучения (рекомендуемая продолжительность тестирования – 3-5 минут); 5) сценарий мини-тренинга по теме обучения, предназначенный для формирования или закрепления конкретных навыков по теме обучения (рекомендуемая продолжительность проведения – 10-15 минут). 3. Согласовать подготовленные материалы для обучения с преподавателем. 4. Подготовить видеопрезентацию в Power Point (не менее 10 слайдов) по теме мини-лекции и, желательно, дополнительных слайдов, облегчающих выполнение других видов работ по практикуму (организации коллективного обсуждения вопросов, проведения контрольного тестирования, проведения мини-тренинга и проч.). 5. Подготовить все необходимые для обучения раздаточные материалы(определения понятий, типологии, рекомендации, статистические данные, образцы документов и проч.), включая бланки для заполнения ответов на вопросы контрольного теста. 6. Провести обучение в студенческой группе по выбранной теме (рекомендуемая общая продолжительность обучения – 35-45 минут из расчета: два практикума на одну пару практических занятий в студенческой группе). 7. Проверить результаты контрольного тестирования ипредоставить полный отчет о проведении практикума, включающий все необходимые материалы и поименный список участвовавших в обучении студекнтов с результатами контрольного тестирования на этом же (возможно – на следующем) практическом занятии. Подготовка отчета о проведении практикума не занимает очень много дополнительного времени, так как в отчет входят все материалы, подготовленные студентом к практикуму. Эти материалы следует снабдить выполненным по традиционной форме титульным листом, оглавлением и пластиковым файлом с заполненными бланками контрольных тестов и сводным списком участников практикума с полученными ими оценками по традиционной 5-ти-балльной шкале, затем скрепить. |