Общее устройство автомобиля. Общее устройство автомобиля Автомобиль - это сложная машина, состоящая из совокупности механизмов и систем. Автомобиль – это колесное безрельсовое транспортное средство, приводимое в движение собственным источником энергии, имеющее не менее 4-х колес. К автомобилям относят троллейбусы и 3-х колесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг. Обычно под автомобилем понимают одиночные авто и автопоезда. Автотранспорт – составляющая часть транспортной системы страны; на его долю приходится 80% грузоперевозок и 60% пассажироперевозок, при этом АТ потребляет около 65% топлива по транспорту, 70% трудовых ресурсов, 50% капиталовложений. Подвижной состав АТС – автомобили различных типов, а также прицепы, полуприцепы, буксируемые автомобили. Классификация подвижного состава. - по назначению: грузовой, пассажирский, специальный; - по условиям эксплуатации: дорожный, внедорожный; - по проходимости: обычной и повышенной проходимости; - по типу потребляемого топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные, газогенераторные, электрические, паровые. Классификация грузового ПС. - различают: грузовые автомобили, тягачи, прицепы, полуприцепы и специализированные ПС. Классификация пассажирского ПС. - различают: легковые автомобили, автобусы, пасс. прицепы и полуприцепы. Легковые автомобили – пассажирские автомобили, вместимостью до 8-ми человек. Автобусы – пасс. автомобили вместимостью свыше 8-ми человек. На базе легковых автомобилей выпускаются грузопассажирские автомобили, имеющие складывающееся заднее сиденье, для увеличения грузовой площади. Классификация спец. ПС. - автомобили, прицепы, полуприцепы, выполняющие внетранспортные работы и имеющие соответствующее оборудование (пожарные авто, краны и т.д.) Классификация легковых автомобилей. - в зависимости от рабочего объема двигателя: особо малые (до 1, - по внешней форме (закрытого) кузова: одно-объемные, двухобъемные, трехобъемные; - по типу кузова (19 модификаций): · стандартные (закрытые кузова): Седан – нормальная база, 4 боковых двери. Купе – укороченная база, 2 боковых двери. Лимузин – удлиненная база, 4 боковых двери. · нестандартные (закрытый кузов): Седан-хардтоп – нормальная база, 4 двери, без средней стойки боковика. Купе-хардтоп – укороченная база, 2 боковых двери. Фастбек – нормальная (либо укороченная база), 4 (2) двери, плавно спускающаяся назад крыша (см. ГАЗ М20 «Победа»). Лумузин-пульман – удлиненная база, 4 и более боковых двери. · грузопассажирские: Комби (хэчбек) – нормальная (укороченная)база, 2 или 4 (2) боковых двери. Наклоненная задняя часть кузова и 5-я (3-я) дверь сзади. Фургон – нормальная база, 2 боковых двери с частичным остекление кузова. Универсал – норм. База, 4 (2) боковых двери. Эмбюленс – удлиненная база, 4 боковых двери. · открытые кузова (складывающийся тент): Фаэтон – нормальная база, 4 (2) боковые двери. Кабриолет – нормальная база, 4 (2) боковые двери, частично открывающийся кузов, за счет снятия крыши, при наличии боковых стоек (см. Москвич-401). Фаэтон-универсал – нормальная база, 4 бок двери (см. УАЗ-469…). Родстер – укороченная база, 2 бок двери. · частично-открытые кузова: Ландо – кузов с открывающейся частью крыши над задними сиденьями. Брегам – кузов с открывающейся частью крыши над передними сиденьями. Тарга – кузов со съемной средней частью крыши. Пикап– грузовой на базе легкового, открытая часть грузовой платформы. Классификация автобусов. - от габаритной длины: особо малые (до 5,5 м), малые (до 6,7 м), средние (8-10 м), большие (10,5 –12м), особо большие (16,5-24 м); двухзвенные (до 18 м). - от назначения: городские, пригородные, местного сообщения, междугородние, маршрутные такси, общего назначения. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ. К техническим характеристикам относятся: колесная формула, пассажировместимость, расчетные массы пассажиров, обслуживающего персонала и багажа. Для всех автомобилей основная колесная формула состоит из 2-х цифр: первая – общее число колес; вторая – число ведущих колес. (Двухскатные колеса считаются за одно). Пример колесной формулы: 4´2, 4´4, 6´6 и др. общее устройство автомобиля. Автомобиль состоит из большого количества деталей, приборов, узлов и агрегатов. Деталь – отдельная неделимая часть машины. Узел – часть машины (агрегата) состоящая из нескольких связанных между собой деталей. Агрегат – механическое соединение в одно целое нескольких однородных или разнородных частей выполняющих определенную функцию. Прибор – специальное устройство (аппарат) для произведения какой-либо самостоятельной работы. В зависимости от назначения и рода выполняемой работы все части автомобиля возможно разделить на отдельные составляющие по группам. Автомобиль состоит из 3-х основных частей: двигатель, шасси, кузов. Двигатель – это силовая установка автомобиля, источник механической работы. Кузов – необходим для перевозки грузов и пассажиров. Шасси – включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления. Трансмиссия – служит для преобразования и передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. В состав трансмиссии входят: сцепления, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. В состав автомобиля также могут быть включены другие составные части, в зависимости от его специфики и назначения, особенностей компоновочной схемы и др. К примеру, при наличии нескольких ведущих мотов устанавливается раздаточная коробка, в переднеприводных авто (при переднем расположении двигателя) отсутствует карданная передача. Сцепление – предназначено для временного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения. Во включенном состоянии передает крутящий момент от двигателя к коробке передач. Коробка передач – служит для изменения крутящего момента на ведущих колесах автомобиля, длительного разъединения двигателя и трансмиссии и получения заднего хода. Главная передача – служит для увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим колесам. Дифференциал – предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колесами (мостами) автомобиля. Полуоси – передают крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам. Ходовая часть – тележка (в виде рамы или др.), служащая для монтажа и подвески колес и эластичной связи мостов с рамой либо кузовом. Механизмы управления – служат для изменения направления и скорости движения. В МУ входят рулевое управление и тормозная система. Приведенное деление автомобиля на составные части не является общепринятой нормой. Например, в Германии существует иная система разделения автомобиля на части – это двигатель, силовая часть, ходовая часть и электрооборудование. |