Система зажигания со статическим распределением высокого напряжения. При работы системы происходит образования 2-х разрядов искры, причем один холостой, он направляется в цилиндр, работающий в противофазе с основным. На отдельных автомобилях ВАЗ, ГАЗ-3110 (с ЗМЗ-406), Volvo-S80 устанавливаются свечи-катушки на каждом цилиндре. Система пуска. На современных АТС для запуска двигателя используется электростартерная система пуска. Электростартер это электрическая машина постоянного тока с последовательно расположенными обмотками возбуждения. Данный тип двигателя обеспечивает необходимый крутящий момент в начальный период пуска, превышающий момент сопротивления двигателя. После запуска двигателя, осуществляемого за счет передачи крутящего момента от ротора стартера (якоря) через зубчатую передачу, необходимо обеспечить разъединение вала ротора стартера и коленвала двигателя. возможность вывода шестерни стартера из зацепления с зубчатым венцом маховика достигается установкой на стартере специального устройства, обеспечивающего это действие. Эти устройства могут быть механического либо электромеханического типа. Подобное устройство называется втягивающим реле. Работой реле управляет водитель, естественно, что водитель не может мгновенно отключить тяговое реле после запуска двигателя и вывести шестерни из зацепления. Поэтому шестерня стартера соединяется с валом ротора стартера через обгонную муфту. Система пуска современных автомобилей имеет в своем составе реле включения стартера (для уменьшения величины тока на контактах управления стартером). Устройство обеспечивающее блокировку возможности повторного включения стартера после запуска ДВС называется реле блокировки стартера. Стартеры большегрузных автомобилей наряду с последовательной обмоткой возбуждения имеют и параллельную обмотку, что дает возможность ограничить максимальную частоту вращения ротора стартера. Современные стартеры делают компактными, при этом они имеют торцовый коллектор. С целью повышения крутящего момента стартера в его конструкцию может устанавливается редуктор. Система освещения и сигнализации. Это головные фары, габаритные и стояночные огни, противотуманные фары, указатели поворотов, боковые повторители, сигнал автопоезда либо специального автомобиля. Головные фары – предназначены для освещения в темное время суток, подразделяются: - по числу - 2-х и 4-х фарные схемы; 4-х фарная схема может быть горизонтальной или вертикальной. - по формированию светового потока – ближний (служит для разъезда автомобилей в темное время суток во избежание ослепления) и дальний свет. - по формирования светового пучка – европейская и американская системы. В качестве источником света используется вольфрамовая нить накаливания, помещенная в безвоздушное пространство. Заполнение внутреннего пространства галогенами исключает испарение вольфрама, однако часть его оседает на стенках колбы лампы. Современное направление – ксеноновые газоразрядные лампы. Для получения ближнего света используются сенсорные датчики, представляющие собой миниатюрные импульсные электродвигатели, передвигающие лампу из одного положения в другое, либо поворачивающие специальные экран ближнего света. Недостатком данных ламп потребность напряжения 300В для поддержания дуги и 300’000В для ее появления. Габаритные и сигнальные огни регламентированы по цвету и мощности светового потока. Цвет противотуманных фар не влияет на качество освещения в условиях плохой видимости. Решающее значение играет их расположение. Противотуманные фары должны быть расположены как можно ниже к дорожной поверхности. Контрольно-измерительные приборы. Служат для контроля параметров работы узлов, агрегатов и систем АТС. Их делят на 2 основных типа: постоянного действия и аварийные. Каждый датчик работает только со своим типом прибора. КИП системы смазки. Системы контроля включают в себя датчик и прибор. Датчик устанавливается непосредственно в системе, а прибор на панели управления. Существуют 2 типа: электроимпульсный и магнитный. Электроимпульсный (типа ММ9) основан на измерении количества импульсов тока, подаваемого от датчика к прибору. КИП системы охлаждения. Принцип и устройство датчиков и приборов системы охлаждения аналогичны вышеприведенным. Магнитный датчик системы охлаждения (логометр) измеряет сопротивление в цепи в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Внешним признаком магнитного датчика является небольшая длина, в отличии от импульсного. Датчики аварийных режимов – это обыкновенные контактные терморезисторы. Трансмисия. Основные типы – механическая, гидромеханическая, электромеханическая; – по способу изменения передаточного числа делятся на ступенчатые, бесступенчатые и полубесступенчатые; – по способу управления – неавтоматические (с принудительным изменением передаточных чисел), автоматические и полуавтоматические. Трансмиссия автомобиля характеризуется колесной либо осевой формулами. Сцепление. Классифицируются исходя из назначения (разобщение вала двигателя и трансмиссии на непродолжительное время при переключении передач, торможении АТС, при трогании и защита двигателя от перегрузки). По характеру связи между ведущим и ведомыми дисками сцепления подразделяются на: фрикционные, гидравлические и электромагнитные. Фрикционное сцепление. Подразделяется - по числу ведомых дисков на 1-но, 2-х и многодисковые; - по способу создания прижимного усилия между ведущим и ведомым дисками – пружинные, центробежные, полуцентробежные; - по расположению пружин – с периферическим и центральным расположением - по типу центрально-расположенных пружин – с винтовой пружиной и диафрагменной пружиной. |