ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 7 страница Вырабатывается сценическая скороговорка через медленную, преувеличенно четкую речь. Упражнение 107 «Вдолбить» Вы «учите» своего друга верно произнести скороговорку: «Погода размокропогодилась». Надо, чтобы друг понял смысл сложного для произнесения слова, а значит, «увидел», как сыро и серо за окном. Не торопясь, точно по звукам, по ударности в слове повторите дважды текст скороговорки: «Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода». Если у друга не получается, не переставайте «вдалбливать» текст, пока не добьетесь хорошего результата. Желание «вдолбить» вызовет естественно медленное и четкое произнесение фразы. Друг подыгрывает вам «тупость», чтобы дать возможность действовать глаголом, «вдолбить». Только не пускать в ход руки, голову, брови, лоб. Действует лишь речевой аппарат. Упражнение 108 «Я — педагог- речевик» Вы педагог, диктуете текст трудной скороговорки. «Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколов-ски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать». Диктуете, четко артикулируя слова, подчеркивая окон-чания слов, ярко интонируя знаки препинания. Особенно точно указывается на ударения в трудных словах: не по-ко-локоловски, переколпаковать, перевыколоколовать и т. д. Старайтесь почувствовать перспективу во всем: в слове, фразе, мысли, помня и понимая, что существует свой темп произнесения каждого звука, слога, слова во фразе... В самом деле, как различны по длительности звучания гласный Е и ударный А в слове переколпаковать! Помогите себе выработать это внутреннее стремление к ударному слогу в слове приемом «дирижирования». Упражнение 109 «Лепка слова» «Дирижируйте» таким образом: вспомните, как ввинчивается электрическая лампочка в патрон. Оборот кисти руки I слева направо. Еще и еще раз. Лампочка ввинчена. А теперь «ввинчивайте» слова с одного оборота кисти. Легкое, быстрое движение руки слева направо — и «ввинчено» слово «колпак». Кончается движение на ударном А, безударное же О звучит как короткое А, на нем вы не задерживаетесь. «Ввинтите» слова «не по-колпаковски». Ясно звучит ударный О, все остальные безударные гласные редуцируются и произносятся без излишней на них задержки. Слышите, как все слоги «бегут» под ударный? Где бы ни стоял ударный слог — в начале, в середине или в конце слова, он звучит шире, весомее, слышнее всех остальных слогов. «Перевыколпаковать», — как только «ввинтили» слово (остановилось движение руки после ударного гласного Ы), так ни один слог после него не «выскочил», не растянулся, не отстал. Возьмите слова, в которых много, безударных гласных О, А, Я, Е, и поработайте над их редуцированием подобным приемом. Упражнение 110 «Дирижер» Подобно тому как ощущалось движение к ударному слогу в слове, нужно почувствовать движение к выделяемому слову во фразе, а также различную длительность звучания слов, различный «объем» их. «Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала». Скажите эту скороговорку, желая донести до нас мысль о том, что ничего не получилось у Маланьи. Слышите: слово «не выболтала» звучит шире остальных слов? Оно — ударное. Оно — центр мысли. Все слова «бегут», стремятся к нему. Сделайте упражнение таким образом: сопровождайте произнесение слов движением кисти руки («лепите» слова), а ударное слово — движением руки от локтя. Шире движение — шире звучит слово. Движение руки — круг по солнцу (снизу — вверх, направо — вниз). Назовите условно движение кисти руки — «лепка слова», от локтя — «рубка слова», от плеча — «ковка слова». «Лепите» маленькие, собранные, четкие слова, «срубите» слово средней величины, «выковывайте» большие, широкие, насыщенные глубоким содержанием слова. Разные длительности слогов в слове, слов во фразе, фраз в куске, в мысли и создают бесконечное многообразие ритмов речи. Научитесь чувствовать различную «объемность» слов. Затем возьмите какой-нибудь хорошо знакомый всем текст стихотворения, например «Парус» М. Лермонтова. «Продирижируйте» его. Заставьте слушателей произносить слова так, как этого хочется вам. Меняйте характер произнесения слов. Смелее! Не только по фразам, но и в самой фразе. Следите за тем, чтобы не отставать в произнесении короткого слова (оно звучит в соответствии с движением вашей кисти руки), не торопиться произносить слово, когда движение широкое — от плеча. Смелые переходы (даже в середине фразы) от крупного (ударного) к короткому слову и наоборот будут развивать у вас и ваших слушателей быструю реакцию, переключение темпа, подчинение речевого аппарата воле. После такого чисто технического приема (темпо-ритм не рожден; не подсказан действием, видением, чувством) попробуйте продирижировать стихотворение, слушая свою природу, то есть исходя теперь из смысла стихотворения, из видений, из поставленной перед собой цели... Заметили, что дирижируете своему чувству? Так и должно быть. «Вы прислушивались к своему внутреннему переживанию и внешне выявляли его темпо-ритм с помощью дирижирования»81. «Дирижирование» дает свободу для проявления чувства в голосовом звучании, в подвижности интонаций. Поэтому широко пользуйтесь этим приемом в работе над словом. Дирижирование тренирует как «крупное» слово, так и четкую чеканную скороговорку. Упражнение 111 «Растеряха» Оправдывайте медленное, а затем быстрое произнесение скороговорки. Каким образом? Например: вы «ворона», летите и «каркаете», пугая птиц. В огор-роде Огор-рошены — Р-растер-рял Гор-рох Гор-рошины. Огор-род Не огор-рожен — Не р-разыщете Гор-рошин. Кар-р! Кар-р! (Г. Усач) А теперь вы «сорока-сплетница». Влетели и «выпалили» слова чистоговорки! Слова сыплются «горохом» — часто-часто! Но все должно быть понятно, о чем сообщаете. Речь четкая, слова «огорошены» и «огорожен» не путаются, интонации точны по мысли и выразительны по подтексту. Все ясно из вашей речи: хотите ли вы вызвать сочувствие к явлению, или высмеять его, или призвать на помощь... Помните о том, что «вы можете очень спокойно вкладывать в душу другого одно видение за другим, можете вкладывать их быстро, но непременно вкладывать, а не просыпать»82, — учил К. С. Станиславский (подчеркнуто мною. — 3. С). Для тренировки умения при быстрой речи «не подрезать» интонационное звучание проделайте следующее упражнение: Упражнение 112 «Модуляциограмма» Движением руки (слева направо) на воображаемой стене или на реальной бумаге рисуйте «модуляциограмму» с тем, чтобы зрительно увидеть движение голоса, развитие «логической мелодии» фразы, мысли. Условно графически это будет выглядеть таким образом:  Конечным согласным П, активно произнесенным, фиксируйте повышение и понижение тона голоса при развитии мысли («пики» высоты обозначены вертикальными черточками). Смелое движение руки вверх и вниз, а за нею и движение голоса! Избегайте «прямого как палка» голоса. Чем больше он гнется, вибрирует, движется в диапазоне, тем выразительнее будет речь. Упражнение 113 «Глобус кружится» Вы любознательный мальчишка. Подошли к глобусу, рассматриваете его: Круглый-круглый Глобус школьный, Словно мячик Волейбольный. Вот он Шар земной Какой! Я толкнул его Рукой. Поехали Материки, Поплыли Две Америки, Африка, Австралия, Европа И так далее... Меридианы Линии, И океаны Синие... Закружилась Вся земля: И леса, И поля, И деревни, И мосты, И деревья, И кусты, И дорога, И народ, И собака У ворот, И дом, И комната моя, И шкаф, И стол, И стул, И я. (Генрих Сапгир) Легко представить, как постепенно убыстряется темп речи, доходит до самого быстрого: закружился и стол, и стул, и сам мальчишка. Разделите стихи на четыре части — четыре темпа. Первая часть — подошли, рассматриваете. Темп речи умеренный до слов: «Я толкнул его рукой». Во второй части темп убыстрился: «Поехали материки» до слов «И так далее...». Третья часть (надо предположить, что еще раз толкнули шар и он закрутился быстрее) — еще ускорился темп речи со слова «Меридианы» до слова «Синие». Четвертая часть (еще раз толкнули уже быстро вращающийся шар) — самый быстрый темп речи: «Закружилась вся земля...». Упражнение 114 «Спринтер» Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер), а сейчас, призвав на помощь свое воображение и веру, помогаете выработке сценической скороговорки, используя свой спортивный опыт. Вспомнили, как активно работает у вас весь организм во время бега: и мысль, и воля, и мышцы ног, тела, рук? Почему бы не пробежать мысленно, приводя тем самым весь организм в активное состояние? И со словами: Темпу речи помогу — Стометровку пробегу. Пробегу я не ногами, Мне полезнее словами,— начали действовать: Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!.. Сил своих не берегу: Коротка ведь стометровка — Сразу темп взять — тренировка. Я несусь быстрее ветров, Что секунда — десять метров... Десять, двадцать, тридцать, сорок... Никаких нет оговорок. Темп свой быстрый не спускаю. Финиш! Ленту обрываю! После слова «бегу» сразу же берется быстрый темп речи. Причем темп ради темпа ничего не дает, только приучает к пустой болтливости. Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно. Работайте для зрителя. Интонации должны быть ясными, определенными по мысли. Ярко передавайте видение и при скороговорке. Слова четкие — в стремлении к ударному слогу, фразы собранные — в стремлении к выделяемому слову: все «бежит» к финишу. Язык подчиняется вашей воле, мыслям, цели. Упражнение 115 «Три круга» В этом упражнении добейтесь постепенного нарастания темпо-ритма речи. Мысленно пробегая дистанцию, координируйте скорость бега со скоростью произнесения: чем быстрее с-каждым, кругом бег, тем больше убыстряется темп речи. Темп речи убыстрять учусь. Сейчас три круга я промчусь. Вот в ПЕРВЫЙ круг пустился я. Хоть речь и быстрая моя, Но до предела далеко. Я говорю слова легко. И на пути ни оговорки, В том помогли скороговорки. Вот в круг вступил теперь ВТОРОЙ. Ускорился темп речи мой. Все собранней, короче слово. Точна предельно мысль моя. А интонация готова Все выразить, что вижу я. Вот ТРЕТИЙ круг! Еще быстрее, Чтоб финиша достичь скорее! Слова «строчат из пулемета»: «Тра-та-та-та!» Язык наметан. Весь речевой мой аппарат, Готовый к бою, только рад, Когда пред ним трудней задача. Тренировался — есть удача! Кто ж тренингом пренебрегал, Тот в мастерстве своем отстал! Рассчитывайте свои возможности. Не начинайте говорить сразу в быстром темпе. Прибавляйте его постепенно с «каждым кругом». Мастерство владения сценической скороговоркой покажите в последней части стихотворения. Устройте игру: вдвоем «пускайтесь в бег» словами. Болельщики (товарищи) фиксируют победу. Кто первым без оговорок, четко по мысли и произношению закончит текст, кто будет более убедителен, тот и победит. Умейте сосредоточить внимание на выполнение своего задания. Пусть вас не сбивает товарищ, который тоже говорит и «бежит» вместе с вами. Это хорошая тренировка сосредоточенного и многоплоскостного внимания. Действуйте! Не получилось? Сбились? Естественно. Для того чтобы выполнить задание, нужна тренировка, приспособление организма к новым обстоятельствам. Для четкого произнесения скороговорок в самом быстром темпе должен быть натренирован и готов к действию весь организм, а не- только мускулы языка: и дыхание, и голос, и мускулатура тела. Упражнение 116 «Репортаж» Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче; Шастает мяч бросками, Мечется меж носками Кожаных бутс пудовых, Средний темп Сплющить его готовых. произнесения. То он уходит здраво Прямолинейно вправо. То он уходит влево Краткой дорогой гнева, То он встает со звоном Свечкой над стадионом, Дерзко приподнимая Доброе небо мая. Вот его вновь погнали Темп речи Вниз по -диагонали. убыстряется. Вот его завернули, Держат на карауле. Вот он, попав в болтанку, Скачет вдоль стадиону, Самый быстрый Вот он ударил в штангу темп Лбом со всего разгона. произнесения Прыгнул назад с капризом, речи. К центру рванулся с лёта, Но воротился низом И угодил в ворота! (В. Васильев. «Стадион «Динамо») Слушатель не видит игры, поэтому надо очень точно передать мысль: все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (выделены). Здесь, при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущаются три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. «Доборы» воздуха частые и незаметные. Упражнение 117 «Кулик» Вы «кулик». Живете на болоте. Прогуливаясь, встретили «цаплю», приглашаете ее в гости. Во всех подробностях и деталях описываете приметы, по которым «легко» найти ваш дом: — Я живу за пятой кочкой, За двенадцатым листочком, Возле первого сучка, Там, где лужа велика, Где стоит корявый пень, Гриб со шляпкой набекрень, Где поломанная ветка, Где лягушка-домоседка. Я живу — недалеко, И найти меня легко, Приходите, если запомнили. (С. Струин) Не торопитесь в передаче подробностей «адреса» — спешить некуда, потому что вы прогуливаетесь. А теперь измените обстоятельства с тем, чтобы уменьшить время для действия. Вы бежите через болото — торопитесь домой и на ходу сообщаете «адрес». Добейтесь того, чтобы речь была быстрой, но точной по передаче мысли, видений, подтекста. Действие остается то же самое, но времени для достижения цели отводится гораздо меньше. Значит, надо сдвинуть внутреннюю жизнь, чтобы быстрее заработала мысль, быстрее задвигалась кинолента видений, быстрее задействовал внешний аппарат воплощения. Только от сдвига внутреннего темпа изменяется внешний темп — скорость речи. Иначе — пустая, бездейственная болтовня, и только! Еще одно упражнение для тренировки темпа речи, позволяющее вырабатывать скороговорку «выдержанную в темпе, четкую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли»83. Упражнение 118 «Королевская считалка» Успокойте разволновавшегося товарища, прочтя ему «королевскую считалку» английского писателя А. Милна (в переводе Н. Воронель): Король империи Перу (Точнее — император) В делах знал толк и меру, Ума имел палату И повторял считалку, Полезную для всех. Когда очки, к примеру, Терял владыка Перу, Когда, съезжая с горки. Он падал носом в снег, Когда горшок с цветами Ронял на платье даме, Когда на шляпу новую Садился невзначай, Когда, бродя по лужам, Он забывал про ужин, Опаздывал в столовую И пил остывший чай; Когда он был не в духе, Когда кусались мухи, И никому не жалко Бывало короля, В любом подобном случае, Пока не станет лучше, Король шептал считалку, Губами шевеля: «Шестью восемь — сорок восемь, На два делим, пять выносим; Пятью девять — сорок пять, Три прибавить, семь отнять, Прочитать наоборот — Выйдет время пить компот!» Когда его супруга (Мадам императрица) Брала стирать кольчугу Для праздника в столице И тут же забывала Отдать ее в крахмал, А в день его рожденья Шел дождь, как наводненье, И буря бушевала, И ветер крыши рвал, Когда владыка Перу Искал в палате пэров, Так, что ронял корону, Основу всех основ; Когда он против правил На подпись кляксы ставил, Когда он падал с трона В присутствии послов; Когда король пугался, Когда он спотыкался, И никому не жалко Бывало короля, В любом подобном случае, Пока не станет лучше. Король шептал считалку, Губами шевеля: «Шестью восемь — сорок восемь, На два делим, пять выносим, Пятью девять — сорок пять, Три прибавить, семь отнять, Прочитать наоборот — Выйдет время пить компот!» Читая текст этого стихотворения, помните: «Наш голос вверх идет, чтоб мысль не оборвать, не уронить. И вы ее не обрывайте, на запятых звук «загибайте», звучат пусть выше, выше строчки; потом спускайте голос к точке. Когда «волнами» мысль идет, тогда любой ее поймет». Здесь три «волны» мысли: первая точка стоит после 6 строк, второй знак окончания мысли (восклицательный) стоит после 26 строк и третий — после 32 строк. Учитесь владеть большими периодами мысли. Мы не останавливаемся на таких моментах проявления темпо-ритма, при которых внутренний темпо-ритм чрезвычайно высок, а внешнее его проявление замедленное, и наоборот. Это все относится к творческим вопросам работы над ролью. Предложенные упражнения используются лишь с целью тренировки речевого и голосового аппаратов, способных в дальнейшем точно выявлять внутренний и внешний темпо-ритм в их диалектическом единстве. Диалектическое единство темпо-ритма заключается в том, что часто «внутренний и внешний темпы могут и не совпадать при игре. Нередко это дает изумительные по неожиданности и силе эффекты...»84. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Раскройте понятие «темпо-ритм» речи. 2. Расскажите о принципах построения скороговорок, наиболее способствующих выработке четкой дикции. 3. Что значит овладеть сценической скороговоркой? 4. С чего следует начинать работу над скороговоркой? 5. Что вы знаете о приеме дирижирования «объемностью» слов? 6. Прочтите главу «Темпо-ритм» в 3-м томе сочинений К. С. Станиславского, стр. 140—191. 7. Найдите диалоги из драматургических произведений, примеры из художественной литературы, которые требуют от исполнителей владения сценической скороговоркой. |