МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 4 страница





Упражнение 52

«Утки»

Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток:

 

Ути, ути! Уть-уть-уть!

Что спешите?

Есть хотите?

К речке держите свой путь?

Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!

Здесь 19 раз повторяются мягкие «ть» и «дь». Тренируй­те четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное—без «тсяканья»— произнесение ТЬ в междомети­ях— коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы окликаем их. Звук направлен как бы «к себе» — воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет возду­ху просачиваться и выходить вне звука. Цель — призвать уток к себе, чтобы покормить, — рождает активность работы всех частей речевого аппарата, «тсяканье» исчезает.

Упражнение 53

«Тянучка»

У вас и товарища недостаток в речи «тсяканье» и «цзя-канье». Нашли хороший текст для тренировки и решили продиктовать его' другу. Но... во рту «сливочная тянучка», которая прилипла к передней части нёба. Сосете и диктуете одновременно. Всасываете сладость тянучки особенно в мо­менты произнесения мягких согласных!

 

— Тетя Мотя, дядя Петя, —
Обратились тихо дети. —
Вы теперь не уходите,
Вы здесь с нами посидите.

Дети любят дядю, тетю:

Дядю Петю, тетю Мотю.

 

«Всасывая тянучку» во время произнесения мягких сог­ласных ть-дь, невольно сохраняешь плотную смычку кончи­ка языка с альвеолами и добиваешься точности произнесе­ния.

Какие еще можно найти приемы, приспособления, чтобы избавиться от «дзяканья» и «тсяканья»? Попробуйте под­дразнить кого-нибудь. Помните, как мы часто в детстве драз­нили трусов: дю-дю! дю-дю-дю! дю-дю-дю-дю-дю-дю! Говорили ему «слабо» (заменяющее слова «не хватает сил, сме­лости» и т. п.) И тут же стыдили, подзадоривали: дю! дю-дю!

А как мы играем с ребенком, чтобы привлечь его внима­ние к себе, помните?

— Тю-тю? (с подтекстом «угадай-ка, где я?»)

— А-а-а! (Вот я! — Нашел меня, молодец!)
Произнося «тю-тю», мы привлекаем к себе внимание, зна­чит, голос звучит высоко и как бы «на вдохе» (как «эхо»). А-а-а! — говорим мы, устремляясь навстречу ребенку, и го­лос звучит ниже, ближе к губам. «Эховое» звучание слогов «Тю-тю» удерживает от излишней затраты воздуха, от образования щели, что способствует верному произнесению со­гласных.

Прислушайтесь и передайте тиканье часов:

 

Тихо тикают часы.

Тикают вот так;

Тик-так! Тик-так!

Тиктак-тиктак! Тиктак-Тиктак!

Работайте над чистотой произнесения всех согласных звуков. Ведь непрерывная линия звучания, музыкальность речи не могут быть достигнуты, если вы не поймете, что «...не только звучащие, ноидругие — шумовые, ши­пящие, свистящие, зыкыющие, цыкающие, ха-кающие, рыкающие — согласные должны так­же участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии»65.

Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуй­те их значение для выразительности звучащего слова, овла­девайте «звукописью».

Упражнение 54

«Прислушайтесь к звукам»

 

Шипящий звук «ша»

зашуршал, зашептал,

А «жэ» — словно жук, закружасm,

Зажужжал.

Завеяли ветры весенние в «вэ».

Зафыркал вдруг «эф», расфуфырился: «Фэ!»

Свистящий согласный звук «эс» —

засвистел,

За ним звонко, звонко звук «зэ» —

зазвенел.

Раскатистый «эр» — не напрасно «сонорный»!

Рычит и рокочет в работе упорной!..

Бьет бурю и бой в барабан бравый «бэ».



Пришел попросить быть потише звук «пэ»...

 

Прислушайтесь к звучанию согласных, например, в таком тексте:

 

Мне по сердцу метелица.

Завьюжится колючая.

То кружится, то стелется,

То вьется белой тучею...

Стало все белым-бело,

Белым снегом замело.

 

Послушайте еще раз и почувствуйте этот переход к вели­чественному покою в природе — к звучанию согласного л.

Не произносите текст формально. Непременно старай­тесь видеть то, о чем говорите.

Читайте побольше произведений поэзии и старайтесь ус­лышать, уловить в них тонкий, искусный прием «звукопи­си». В настоящей поэзии он так четко не выступает, как в наших специально подобранных или сочиненных текстах.

Прислушайтесь к четырем строчкам из «Сказки о царе Салтане»:

 

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Не правда ли, повторенная четырежды ударная гласная а в первых двух строчках рисует образ царевны? Как же мягко, благородно, плавно, красиво, напевно должна зву­чать эта гласная. Не создашь образ, не «нарисуешь карти­ну», если а резкое, «крякающее» звучит далеко в глотке, вы­рывается с напряжением.

Если вместо легкого, острого, изящного ч слышится вя­лое, ленивое щ (рещенька), вряд ли мы поверим, что речь царевны четкая, слитная, ласкающая ухо, звучит как музыка.

Или отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

 

Грозой несется, колет, рубит,

В ревущий рог, летая, трубит...

То был Руслан. Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана;

Он рыщет с карлой под седлом

Среди испуганного стана.

Ярко не только видишь, но и слышишь картину боя! А резкий переход от раскатистого р к глухому согласному с сразу же рисует «испуганный стан» врагов.

Таких примеров можно привести бесконечное множест­во66. Займитесь этим сами. Выписывайте отдельные строки, четверостишия, фразы из поэтических произведений. Это во­спитывает острый слух, чутье, любовное обращение со сло­вом, со звуками, составляющими это слово.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова роль согласных в сценической речи?

2. Почему в работу над постановкой голоса полезно включать тре­нировку взрывных согласных?

' 3. Почему при тренировке согласных звуков полезно прибегнуть к приему «речеручного рефлекса» и приему имитации и звукоподражания?

4. Что дает тренировка согласных Ч, Ц в сочетании с взрывным К?

5. Какие вы знаете трудные, «запирающие звук» согласные русской речи?

6. Расскажите о причинах возникновения такого недостатка речи, как «тсяканье» и «дзяканье», и способах исправления этого недостатка.

7. Придумайте упражнения для исправления недостатков своей речи.

Междометия

В развитии голоса

Научимся завлекать в творчество свою душевную органическую природу и сделаем чутким и отзывчивым наш рече­вой, звуковой и иные аппараты воплоще­ния.

К. С. Станиславский

Для тренировки согласных звуков, а также и всех необ­ходимых навыков звучания, таких, как «мягкая атака»; «опора звука»; навык «переключения дыхания» (с формы речи № 1 на форму речи № 2); «звонкость голоса»; «собран­ность звука»; «свобода мышц нижней челюсти»; нахожде­ние «центра» голоса, направленных на мышечное освобож­дение голосоречевого аппарата, обогащение тембра (инди­видуального природного) голоса, то есть на воспитание полетного благозвучного голоса, весьма эффективными яв­ляются упражнения, построенные на эмоционально-волевой природе междометий.

Мы уже говорили о том, что, выражая чувства и волевые импульсы, междометия рождаются естественно и непринуж­денно, приводя в действие весь организм человека, что на­хождению основного тона голоса особенно способствует сво­бодное, легкое восклицание, окрашенное приятной эмоцией или оттенком удивления:

«Ах, «свободный» я какой!

Так и льется голос мой!»1

Упражнение 55 «Прыгуны»

Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сде­лав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помо­гайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы ими­тируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием «алле!», а на междометии «гоп!» руки широ­ко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цир­ке) — «Алле-гоп!». Делать все надо артистично, без напря­жения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп». Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвра­щается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова «алле» гласная А рожда­лась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без «щелчка». Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он убыстрил, то все убыстряют темп.

Упражнение 56 «Иллюзионист»

Вы — «иллюзионист». Можете отвинтить и забросить свои руки: сначала одну, потом другую. Действуйте: встань­те, раскрепостите правую руку. Начинайте телом свобод­ную, болтающуюся вдоль бока, руку вращать, «развинчивая ее». Круговые движения руки от плеча, все более и бо­лее энергичные, сопровождайте звуками: Ээ-Ээ-Ээ... А с по­следним активным звуком Э\ запустите руку далеко вперед вверх. «Отвинченная» рука легко со звуком отлетает от вас. Теперь проделайте то же самое с левой рукой. Добей­тесь полной свободы в упражнении. Будут свободны тело и летящая рука — будет свободным и звук голоса. Проделай­те упражнение со всеми гласными, добиваясь их свободного звучания.

Упражнение 57

«Раззадорю!»

Подхлопывайте ладонями, сопровождая хлопки междо­метиями; «Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп! Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп!»

Активными хлопками и эмоциональными выкриками раззадоривайте людей, чтобы они «пустились в пляс».

Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы «подбрасываемые» диафрагмой вверх — в головной резо­натор.

Упражнение 58

«Бабушки»

Для верного звучания гласного А (это значит — близко­го, собранного, «опертого») полезно «передразнить» по­друг, ахающих по любому поводу:

 

«Ахти! Ахти! Ахтушки!» —

Разахалися бабушки.

«Ахти — ах! Ахти — ах!»

Не держатся на ногах.

 

Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, же­лая успокоить «разошедшегося» человека, передразниваем его междометиями: «Ах-ах-ах! — скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно». Или что-нибудь в этом роде.

Если верно выполняется задание, то обязательно ощу­щается очень активная работа диафрагмы: она как бы под­брасывает вверх, в головной резонатор, ударные гласные. Здесь, в этом тексте, за исключением одного ударного глас­ного «е» (в слове «не держатся»), все ударные падают на гласный «А». Надо следить за мягким началом звука при произнесении гласного «А».

Упражнение 59

«Хохлатки»

Представьте, что вы «хохлатки». Встаньте, немного на­гнитесь вперед. Руки — это крылья хохлатки, которые отхо­дят от боков при словах и движении. Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти, Ищете и «кудах­чете», но не искажая тембра голоса:

 

Кудах-тах-тах!

Кудах-тах-тах!

Кудахтают хохлатки.

Куда?

Ах-ах!

Куда?

Ах-ах!

Попрятались цыплятки?

 

На ударных гласных руки отходят от боков. Особенно широко отходят «крылья» на междоме­тии «Ах-ах!», как будто звук отбрасывает в стороны от бо­ков «крылья». Это приносит свободу звучанию. Ищите и «кудахтайте» с верой в то, что делаете. Упражнение хорошо раскрепощает глотку, опирает звук на диафрагму, естест­венно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор.

Упражнение 60

«Птичий двор»

Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: раз­будил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и куры, и петух, и кро­лики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочет­ся всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Тель-тель-тель-тель... Цып-цып-цып-цып... Тип-тип-тип-тип... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис- кис! — и т. д.

Отлично тренируются «опора дыхания», губы, язык, на­правленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание в различной то­нальности. Оправдывайте это разными отношениями к каж­дому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовете гу­ся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...

Особо следует остановиться на таком виде междометий, как звукоподражательное «Ав-ав!» (собачий лай). Подобно тому как «стон» должен стать отправной точкой для поис­ков свободы мышц фонационных путей, — точно так же «лай» используется в качестве упражнений для тренировки естественной «опоры звука», рефлекторности фонационного дыхания. При «лае» брюшные мышцы выполняют как бы роль «буфера». Они подбрасывают вверх диафрагму, рас­ширяют ребра, выбрасывают звук в расширенные резони­рующие глоточную и ротовую полости. Рефлекторно берет­ся воздух.

Каким образом следует пользоваться приемом «лая», чтобы он принес максимальную пользу в тренировке го­лоса?

Прежде всего лай наш, по существу, является «очело­веченным» лаем. Ведь мы будем «лаять» с подтекстом, ду­мая в это время, общаясь и действуя. Звуки «ав-ав-ав» са­ми по себе активизируют работу голосового аппарата («запи­рающий» звук «б» требует активной подачи воздуха для его произнесения), а ассоциация с лаем еще более естест­венно родит легкий, без усилий, звук голоса. Следует выпол­нять только два условия при тренинге: не изменять тембра своего голоса, действовать в радостных эмоциях, «не облаи­вая» зло вашего собеседника. «Собака» наша будет другом человека: добрая и готовая оказать услугу.

Упражнение 61

«Собака»

Вообразите, что вы стали... «собакой». Жарко, скучно, вокруг такая тишина, что не на кого даже полаять. (Найди­те это самочувствие. Раскрепостите свое тело: руки, плечи, шею, мышцы лица). От скуки и жары клонит ко сну...

Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная ра­дость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: «ав-ав!» С подтекстом: «Я здесь». Не искажайте только тембра голоса. Не «облаивайте» зло хозяина. Радостно «по­дайте голос».

Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: «облаять» и «подать голос». «Подать голос»— это главное в упражнении «лай». «Ав-ав!» — вылетает лег­ко, радостно, звонко. Никакого напряжения в глотке. Дви­жения диафрагмы очень ощутимы.

Проверьте еще раз свободу звучания. Например: пре­данно смотрите в глаза «хозяину» и на его команду «голос»! с готовностью отвечайте: «ав-ав!» (пожалуйста, всегда готов).

— Голос! — Ав-ав! — Голос! — Ав-ав!

А теперь сосчитайте, сколько человек присутствует на занятиях: — Ав-ав-ав-ав-ав-ав... (раз-два-три-четыре-пять-шесть...).

Сколько в аудитории стульев? Хватит для гостей, кото­рые сейчас появятся? — Ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав...

Скорее пересчитать! — Ававававававававав!

Успевайте и в быстром темпе «подлаивать». Не забывать о третьем виде выдыхания (воздух выталкивается рыв­ками).

Упражнение 62

«Цирковая собака»

Один из вас — дрессировщик, а другой — «цирковая со­бака». Встаньте. Поднимите «лапы» перед грудью. Кисти свободные, мягкие, локти не прижаты к бокам. Ничто — шея, гглечи, руки, лицо — не напряжено. Нашли свободу те­ла? Поверили, что «собака»? Действуйте.

Дрессировщик: Голос!
Собака: Ав-ав!

Дрессировщик: Звонче лай!

Быстро, Динга, отвечай:

Сколько будет три плюс два?

Собака: Ав-ав-ав-ав-ав1

Дрессировщик: Права!

Что за цифра?

Посмотри!
Собака: Ав-ав-ав!

Дрессировщик: Все верно — три!

Прыгай, раз веселый нрав!

Алле!
Собака: Ав! (прыжок)

Дрессировщик: Алле!

Собака: Ав! (прыжок)

Дрессировщик: В пляс пускайся веселей

С «песней» звонкою своей!

«Собака» пляшет, подлаивая себе ритм мелодии танца. Какого? Какого желаете: польку, «летку-енку», краковяк, яблочко, цыганочку, современные танцы, которые требуют четкого ритма и легко «подпаиваются». В танце следите за свободой тела, движений, за свободой звучания. Не петь, а «подлаивать»!

Упражнение 63

«Шутка»

Представьте, что вам запрещено говорить и петь «по-че­ловечьи». Только «по-собачьи». Послушно и радостно вы­полняете приказы своего «дрессировщика». Ведь он помога­ет вам закрепить навык «опоры звука».

 

Дрессировщик: Приветствую, друзья!
Группа: Ав-ав!

Дрессировщик: Спокойнее. Не напрягаться!

По одному мне откликаться!

По одному: Ав-ав! Ав-ав1 Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

 

Дрессировщик: Ну что ж, у вас веселый нрав.

На месте — марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало!

 

Все «поют»: Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав-ав-ав! (на мотив маршевой песни)

 

Дрессировщик: Стой!

Поняли, как «лаем»
«Опоры звука» достигаем?
И навык закрепили прочно?

Группа: Ав-ав!

Так точно!

Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. «При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы на­страивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений»68.

Упражнение 64

«Команды»

Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напраа-вО!», «Круу-гОм!», «Шагоом-Арш!», «Раз-два!», «Раз-два!», «ЛЕвой! ЛЕвой! ЛЕвой!»... «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»

При усилении звука голос естественно стремится к повы­шению тона. Но сдерживайте голос от больших интервалов в повышении, иначе можно «пустить петуха». Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части — исполнительской — го­лос пошел вниз. Так как команда произносится в восклица­тельной интонации, то голос все равно несколько повысится.

Упражнение 65

«Сони»

Уговорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!

 

Эй, вы, ну ли!

Что заснули?

Ну и ну!

Ну и ну!

Вы зачем нас обманули?

Что склонило вас ко сну?

Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!

Поднимайтесь,

одевайтесь,

И айда скорей гулять!

Ну же!

Эй, вы!

Хватит спать!

 

Не посылайте звук далеко. Товарищи — рядом. Они мо­гут подыграть вам «сон». Конкретность же «адреса» (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напря­жения. Будите не криком, а «приказом», поднимая товари­щей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быст­ро «подпереть» ударные слоги в словах-приказах, то голос зазвучит свободно. Снимать мышечное напряжение с фона­ционных путей (в области глотки) помогут междометия с сонорными согласными (в стихотворении 15 сонорных зву­ков). Не делайте больших пауз — весь текст звучит слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни ста­ло поднять друзей! Скорее разбудить! Действуйте!..

Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает «нарисовать» различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную «линию звучания». Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» в третьей и четвертой или два вопроса в пятой и шестой строках по своему характеру, силе и тону звучат по-раз­ному. Поэтому сначала «будите» не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного дви­жения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи хорошо будут тренировать автоматизм вдоха, ровность звучания голоса на протяжении всего текста.

Чтобы закрепить мышечное чувство свободы в области гортани, формирование звука мягкой атакой при произнесе­нии гласных, проделайте следующие упражнения:

Упражнение 66

«Айда гулять»

Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:

Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля! Айда гулять!

Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но тем не менее с мягким атакированием. Междо­метие «айда» (с ударением на последний слог) употребля­ется как призыв или приказание идти куда-либо; пойдем, пошли.

Упражнение 67

«Победительницы»

Приветствуете своих друзей (девушек-волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру;

Айда Аля! Ай да Уля!

Ай да Оля! Ай да Юля!

Ай да Эля! Ай да Ия!

Спорт — родная вам стихия!

Просто чудо — мастера!

Браво, девушки! Ура!

 

Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изум­ления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что прият­ные эмоции раскрепощают организм, в том числе, и голосо-речевой аппарат, а отрицательные, наоборот, закрепощают. Вот почему в начальных упражнениях мы все время стара­емся прибегать к положительным эмоциям. «Ай да» тожде­ственно смыслу «Вот так», «Вот так Аля...».

Упражнение 68

«Добьюсь цели»

Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Добивайтесь того, чтобы желание ваше было вы­полнено, действуя различными глаголами:

 

Ну иди же! (просите)

Ну же! (умоляете) .

Нут-ка!

Добежать одна минутка! (приказываете)

Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваши чувства? Попробуйте пере­ставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.

Упражнение 69

«На рыбалке»

Используйте такие тексты:

 

1. Я ершей, ершей ловлю,
Из ершей уху люблю.

Из ерша ершистого

Ах, уха душистая!

Ох! Ершистый ерш какой!

Фи! Колючий! Ой-ой-ой!

Ох, уж эти мне ерши!

Лишь в ухе и хороши!

2. Эй, лови еще одну:
Поплавок пошел ко дну!
Эй, ты1 Эй, ты! Не зевай!
Поскорее подсекай!..
...Эх ты, горе-рыболов!

Где же твой большой улов?

 

Фантазируйте обстоятельства. Добивайтесь органичного рождения слова, гибкости голоса, выражающего все ваши эмоции и волевые проявления. А здесь они разнообразны.

Упражнение 70

«Море»

Отдыхаете на берегу моря. Оно разбушевалось. Захоте­ли побороться с волнами:

 

Ох, волна! Ну и волна!

Своенравная она!

Ух, как на берег плеснула!

В море глубоко нырнула.

Вновь на нас несется! Ой!

Нас накроет с головой! Эй!

Поспорим мы с волною!

Не позволим взять с собою!..

...Эх, волна! Ты нас накрыла,

В море нас с земли не смыла!

 

Не кричать, не «залезать» на верха! Держитесь среднего регистра, грудного. Больше уверенности в своей победе над силами стихии. Не говорите весь текст на одной ноте. Ощу­щайте голосовую гибкость. По-разному звучат, например, первые слова («Ох, волна!») и последние («Эх, волна!»).

Упражнение 71

«Попался»

Оправдайте рождение такого текста:

— А-а! Попался, наконец!

Молодец?!

Уловите, как интонационно изменяется это простое сло­весное действие при изменении обстоятельств и отношения к объекту.

Ощутите «душу» каждого междометия, характер выра­жаемого им чувства или воли, обусловленных содержанием предложения. Для этого придумайте фразы или найдите их в драматургических и литературных произведениях. Попро­буйте определить (и выразить интонационно), какие чувст­ва и волевые проявления человеческой психики выражены в следующих текстах:

 

Караул! лови, лови,

Да дави его, дави!!!

Ах ты мерзкое стекло!

Это врешь ты мне на зло.

Ага! догнал тебя! постой!

Кричит наездник удалой!

(А. Пушкин)

 

«Э!.. да никак колосистую рожь

Переросла наша дочка!» —

«Так что ж?»

 

О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я.

(Н. Некрасов)

 

Упражнение 72

«Футбол»

Прочитав строки детского стихотворения, передайте с помощью междометий различные отношения людей к фут­болу:

 

Сказала тетя:

— Фи, футбол!

Сказала мама:

—Фу, футбол!

Сестра сказала:

—Ну, футбол!..

А я ответил:

— Во, футбол!

(Генрих Сапгир)

Добейтесь того, чтобы в ваших интонациях выражалось и презрение (фи), и негодование (фу), и сомнение (ну), и одобрение (во). Точно определите, какие действия героев стихотворения сопровождаются тем или иным чувством. Говоря о выражении чувства, надо не рассматривать чувство в отрыве от действия, а помнить, что, говоря о чувстве, мы говорим о действии, говоря о действии, говорим о чувстве. Чувство и действие взаимопроникновенны и составляют единый процесс поступка человека.

Упражнение 73

«Болельщик»

Вы «болеете» за свою футбольную команду, живо реаги­руете на все, что происходит на поле, страстно желаете по­беды своей команде. Но матч пока проходит неинтересно, вяло, ни одного гола не забито. Подходит к концу первый тайм:


Тайм кончается. И что же?

Ну, на что это похоже?!

Даже гола не забили?!

Игроков как подменили!

(с интонацией горечи и недоуме­ния)

 

А! Досада—не везет!

Мяч в ворота не идет!

(с интонацией досады)

А! Что ждать напрасно гола?!

Нет красивого футбола.

(с интонацией разочарования)

 

Э! Кому ты мяч послал?!

Столько вел и потерял!

(с насмешкой)

 

Мяч у нас! Удар!

А! Гол!! Начинается футбол.

(с интонацией неожиданной ра­дости)

Нут-ка, братцы, так держать!

Гол за голом забивать.

Оживилася игра...

(с радостной надеждой))

 

А!! Второй влетел! Ура!!!

Ну и ну! Вот это класс!

Нет, недаром любим вас!

(с интонацией торжества

 

Гонг. Надежда не пропала.

Веселей на сердце стало.

Во втором покажут братцы,

Что такое — ленинградцы!

(с интонацией счастливой гордо­сти)


Действуя, добивайтесь интонационного разнообразия. Добившись, прислушайтесь к звучанию. Когда будете пони­мать и чувствовать мелодику той или иной интонации, вла­деть ею, тогда в моменты творчества интонация сама родится интуитивно. Интуиция откликается только на то, что натренировано. Если голос, речь, тело будут натренированы у актера, они непременно откликнутся на внутреннюю жизнь «человека-роли».

Старайтесь точно видеть, что делается на поле и жить «в шкуре» болельщика, ярко выражая свое отношение к картинам внутреннего, видения. Не забывайте о том, что те­ло должно быть включено в активность действия, «пропита­но» видениями. Только при этом условии голос способен бу­дет выразить внутреннюю жизнь. По-разному зазвучат междометия.

Упражнение 74

«Кончил дело — гуляй смело»

В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонаци­онно выразить пять способов мелодического звучания удар­ной гласной в русской речи. Напоминаем о том, что при вы­делении ударного слога в слове тон голоса может звучать ровно, постепенно повышаться к концу слога, понижаться; сначала повышаться, а потом понижаться и, наоборот, сна­чала понижаться, затем повышаться. Для того чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь сло­га, мы заменим слово «мама» одним слогом — «ма». Этим междометием (условным, сокращенным .названием, часто употребляемым нами) будем обращаться к маме с прось­бой отпустить погулять.

Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает вас гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, каки­ми глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: прошу, напоминаю, упрекаю, умоляю, про­веряю, поражаясь, окончательное ли решение матери — не пустить на улицу:

— Ма, охота погулять. (Тон голоса — ровный. Это про­стое обращение с просьбой отпустить погулять.)

— Сядь!

— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминаете маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)

— Не уйдут.

— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.