О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 4 страница Упражнение 52 «Утки» Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток: Ути, ути! Уть-уть-уть! Что спешите? Есть хотите? К речке держите свой путь? Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть! Здесь 19 раз повторяются мягкие «ть» и «дь». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное—без «тсяканья»— произнесение ТЬ в междометиях— коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы окликаем их. Звук направлен как бы «к себе» — воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться и выходить вне звука. Цель — призвать уток к себе, чтобы покормить, — рождает активность работы всех частей речевого аппарата, «тсяканье» исчезает. Упражнение 53 «Тянучка» У вас и товарища недостаток в речи «тсяканье» и «цзя-канье». Нашли хороший текст для тренировки и решили продиктовать его' другу. Но... во рту «сливочная тянучка», которая прилипла к передней части нёба. Сосете и диктуете одновременно. Всасываете сладость тянучки особенно в моменты произнесения мягких согласных! — Тетя Мотя, дядя Петя, — Обратились тихо дети. — Вы теперь не уходите, Вы здесь с нами посидите. Дети любят дядю, тетю: Дядю Петю, тетю Мотю. «Всасывая тянучку» во время произнесения мягких согласных ть-дь, невольно сохраняешь плотную смычку кончика языка с альвеолами и добиваешься точности произнесения. Какие еще можно найти приемы, приспособления, чтобы избавиться от «дзяканья» и «тсяканья»? Попробуйте поддразнить кого-нибудь. Помните, как мы часто в детстве дразнили трусов: дю-дю! дю-дю-дю! дю-дю-дю-дю-дю-дю! Говорили ему «слабо» (заменяющее слова «не хватает сил, смелости» и т. п.) И тут же стыдили, подзадоривали: дю! дю-дю! А как мы играем с ребенком, чтобы привлечь его внимание к себе, помните? — Тю-тю? (с подтекстом «угадай-ка, где я?») — А-а-а! (Вот я! — Нашел меня, молодец!) Произнося «тю-тю», мы привлекаем к себе внимание, значит, голос звучит высоко и как бы «на вдохе» (как «эхо»). А-а-а! — говорим мы, устремляясь навстречу ребенку, и голос звучит ниже, ближе к губам. «Эховое» звучание слогов «Тю-тю» удерживает от излишней затраты воздуха, от образования щели, что способствует верному произнесению согласных. Прислушайтесь и передайте тиканье часов: Тихо тикают часы. Тикают вот так; Тик-так! Тик-так! Тиктак-тиктак! Тиктак-Тиктак! Работайте над чистотой произнесения всех согласных звуков. Ведь непрерывная линия звучания, музыкальность речи не могут быть достигнуты, если вы не поймете, что «...не только звучащие, ноидругие — шумовые, шипящие, свистящие, зыкыющие, цыкающие, ха-кающие, рыкающие — согласные должны также участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии»65. Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте «звукописью». Упражнение 54 «Прислушайтесь к звукам» Шипящий звук «ша» зашуршал, зашептал, А «жэ» — словно жук, закружасm, Зажужжал. Завеяли ветры весенние в «вэ». Зафыркал вдруг «эф», расфуфырился: «Фэ!» Свистящий согласный звук «эс» — засвистел, За ним звонко, звонко звук «зэ» — зазвенел. Раскатистый «эр» — не напрасно «сонорный»! Рычит и рокочет в работе упорной!.. Бьет бурю и бой в барабан бравый «бэ». Пришел попросить быть потише звук «пэ»... Прислушайтесь к звучанию согласных, например, в таком тексте: Мне по сердцу метелица. Завьюжится колючая. То кружится, то стелется, То вьется белой тучею... Стало все белым-бело, Белым снегом замело. Послушайте еще раз и почувствуйте этот переход к величественному покою в природе — к звучанию согласного л. Не произносите текст формально. Непременно старайтесь видеть то, о чем говорите. Читайте побольше произведений поэзии и старайтесь услышать, уловить в них тонкий, искусный прием «звукописи». В настоящей поэзии он так четко не выступает, как в наших специально подобранных или сочиненных текстах. Прислушайтесь к четырем строчкам из «Сказки о царе Салтане»: А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Не правда ли, повторенная четырежды ударная гласная а в первых двух строчках рисует образ царевны? Как же мягко, благородно, плавно, красиво, напевно должна звучать эта гласная. Не создашь образ, не «нарисуешь картину», если а резкое, «крякающее» звучит далеко в глотке, вырывается с напряжением. Если вместо легкого, острого, изящного ч слышится вялое, ленивое щ (рещенька), вряд ли мы поверим, что речь царевны четкая, слитная, ласкающая ухо, звучит как музыка. Или отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»: Грозой несется, колет, рубит, В ревущий рог, летая, трубит... То был Руслан. Как божий гром, Наш витязь пал на басурмана; Он рыщет с карлой под седлом Среди испуганного стана. Ярко не только видишь, но и слышишь картину боя! А резкий переход от раскатистого р к глухому согласному с сразу же рисует «испуганный стан» врагов. Таких примеров можно привести бесконечное множество66. Займитесь этим сами. Выписывайте отдельные строки, четверостишия, фразы из поэтических произведений. Это воспитывает острый слух, чутье, любовное обращение со словом, со звуками, составляющими это слово. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какова роль согласных в сценической речи? 2. Почему в работу над постановкой голоса полезно включать тренировку взрывных согласных? ' 3. Почему при тренировке согласных звуков полезно прибегнуть к приему «речеручного рефлекса» и приему имитации и звукоподражания? 4. Что дает тренировка согласных Ч, Ц в сочетании с взрывным К? 5. Какие вы знаете трудные, «запирающие звук» согласные русской речи? 6. Расскажите о причинах возникновения такого недостатка речи, как «тсяканье» и «дзяканье», и способах исправления этого недостатка. 7. Придумайте упражнения для исправления недостатков своей речи. Междометия В развитии голоса Научимся завлекать в творчество свою душевную органическую природу и сделаем чутким и отзывчивым наш речевой, звуковой и иные аппараты воплощения. К. С. Станиславский Для тренировки согласных звуков, а также и всех необходимых навыков звучания, таких, как «мягкая атака»; «опора звука»; навык «переключения дыхания» (с формы речи № 1 на форму речи № 2); «звонкость голоса»; «собранность звука»; «свобода мышц нижней челюсти»; нахождение «центра» голоса, направленных на мышечное освобождение голосоречевого аппарата, обогащение тембра (индивидуального природного) голоса, то есть на воспитание полетного благозвучного голоса, весьма эффективными являются упражнения, построенные на эмоционально-волевой природе междометий. Мы уже говорили о том, что, выражая чувства и волевые импульсы, междометия рождаются естественно и непринужденно, приводя в действие весь организм человека, что нахождению основного тона голоса особенно способствует свободное, легкое восклицание, окрашенное приятной эмоцией или оттенком удивления: «Ах, «свободный» я какой! Так и льется голос мой!»1 Упражнение 55 «Прыгуны» Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием «алле!», а на междометии «гоп!» руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — «Алле-гоп!». Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп». Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова «алле» гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без «щелчка». Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он убыстрил, то все убыстряют темп. Упражнение 56 «Иллюзионист» Вы — «иллюзионист». Можете отвинтить и забросить свои руки: сначала одну, потом другую. Действуйте: встаньте, раскрепостите правую руку. Начинайте телом свободную, болтающуюся вдоль бока, руку вращать, «развинчивая ее». Круговые движения руки от плеча, все более и более энергичные, сопровождайте звуками: Ээ-Ээ-Ээ... А с последним активным звуком Э\ запустите руку далеко вперед вверх. «Отвинченная» рука легко со звуком отлетает от вас. Теперь проделайте то же самое с левой рукой. Добейтесь полной свободы в упражнении. Будут свободны тело и летящая рука — будет свободным и звук голоса. Проделайте упражнение со всеми гласными, добиваясь их свободного звучания. Упражнение 57 «Раззадорю!» Подхлопывайте ладонями, сопровождая хлопки междометиями; «Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп! Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп!» Активными хлопками и эмоциональными выкриками раззадоривайте людей, чтобы они «пустились в пляс». Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы «подбрасываемые» диафрагмой вверх — в головной резонатор. Упражнение 58 «Бабушки» Для верного звучания гласного А (это значит — близкого, собранного, «опертого») полезно «передразнить» подруг, ахающих по любому поводу: «Ахти! Ахти! Ахтушки!» — Разахалися бабушки. «Ахти — ах! Ахти — ах!» Не держатся на ногах. Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая успокоить «разошедшегося» человека, передразниваем его междометиями: «Ах-ах-ах! — скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно». Или что-нибудь в этом роде. Если верно выполняется задание, то обязательно ощущается очень активная работа диафрагмы: она как бы подбрасывает вверх, в головной резонатор, ударные гласные. Здесь, в этом тексте, за исключением одного ударного гласного «е» (в слове «не держатся»), все ударные падают на гласный «А». Надо следить за мягким началом звука при произнесении гласного «А». Упражнение 59 «Хохлатки» Представьте, что вы «хохлатки». Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки — это крылья хохлатки, которые отходят от боков при словах и движении. Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти, Ищете и «кудахчете», но не искажая тембра голоса: Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кудахтают хохлатки. Куда? Ах-ах! Куда? Ах-ах! Попрятались цыплятки? На ударных гласных руки отходят от боков. Особенно широко отходят «крылья» на междометии «Ах-ах!», как будто звук отбрасывает в стороны от боков «крылья». Это приносит свободу звучанию. Ищите и «кудахтайте» с верой в то, что делаете. Упражнение хорошо раскрепощает глотку, опирает звук на диафрагму, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор. Упражнение 60 «Птичий двор» Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и куры, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Тель-тель-тель-тель... Цып-цып-цып-цып... Тип-тип-тип-тип... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис- кис! — и т. д. Отлично тренируются «опора дыхания», губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание в различной тональности. Оправдывайте это разными отношениями к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов... Особо следует остановиться на таком виде междометий, как звукоподражательное «Ав-ав!» (собачий лай). Подобно тому как «стон» должен стать отправной точкой для поисков свободы мышц фонационных путей, — точно так же «лай» используется в качестве упражнений для тренировки естественной «опоры звука», рефлекторности фонационного дыхания. При «лае» брюшные мышцы выполняют как бы роль «буфера». Они подбрасывают вверх диафрагму, расширяют ребра, выбрасывают звук в расширенные резонирующие глоточную и ротовую полости. Рефлекторно берется воздух. Каким образом следует пользоваться приемом «лая», чтобы он принес максимальную пользу в тренировке голоса? Прежде всего лай наш, по существу, является «очеловеченным» лаем. Ведь мы будем «лаять» с подтекстом, думая в это время, общаясь и действуя. Звуки «ав-ав-ав» сами по себе активизируют работу голосового аппарата («запирающий» звук «б» требует активной подачи воздуха для его произнесения), а ассоциация с лаем еще более естественно родит легкий, без усилий, звук голоса. Следует выполнять только два условия при тренинге: не изменять тембра своего голоса, действовать в радостных эмоциях, «не облаивая» зло вашего собеседника. «Собака» наша будет другом человека: добрая и готовая оказать услугу. Упражнение 61 «Собака» Вообразите, что вы стали... «собакой». Жарко, скучно, вокруг такая тишина, что не на кого даже полаять. (Найдите это самочувствие. Раскрепостите свое тело: руки, плечи, шею, мышцы лица). От скуки и жары клонит ко сну... Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: «ав-ав!» С подтекстом: «Я здесь». Не искажайте только тембра голоса. Не «облаивайте» зло хозяина. Радостно «подайте голос». Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: «облаять» и «подать голос». «Подать голос»— это главное в упражнении «лай». «Ав-ав!» — вылетает легко, радостно, звонко. Никакого напряжения в глотке. Движения диафрагмы очень ощутимы. Проверьте еще раз свободу звучания. Например: преданно смотрите в глаза «хозяину» и на его команду «голос»! с готовностью отвечайте: «ав-ав!» (пожалуйста, всегда готов). — Голос! — Ав-ав! — Голос! — Ав-ав! А теперь сосчитайте, сколько человек присутствует на занятиях: — Ав-ав-ав-ав-ав-ав... (раз-два-три-четыре-пять-шесть...). Сколько в аудитории стульев? Хватит для гостей, которые сейчас появятся? — Ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав... Скорее пересчитать! — Ававававававававав! Успевайте и в быстром темпе «подлаивать». Не забывать о третьем виде выдыхания (воздух выталкивается рывками). Упражнение 62 «Цирковая собака» Один из вас — дрессировщик, а другой — «цирковая собака». Встаньте. Поднимите «лапы» перед грудью. Кисти свободные, мягкие, локти не прижаты к бокам. Ничто — шея, гглечи, руки, лицо — не напряжено. Нашли свободу тела? Поверили, что «собака»? Действуйте. Дрессировщик: Голос! Собака: Ав-ав! Дрессировщик: Звонче лай! Быстро, Динга, отвечай: Сколько будет три плюс два? Собака: Ав-ав-ав-ав-ав1 Дрессировщик: Права! Что за цифра? Посмотри! Собака: Ав-ав-ав! Дрессировщик: Все верно — три! Прыгай, раз веселый нрав! Алле! Собака: Ав! (прыжок) Дрессировщик: Алле! Собака: Ав! (прыжок) Дрессировщик: В пляс пускайся веселей С «песней» звонкою своей! «Собака» пляшет, подлаивая себе ритм мелодии танца. Какого? Какого желаете: польку, «летку-енку», краковяк, яблочко, цыганочку, современные танцы, которые требуют четкого ритма и легко «подпаиваются». В танце следите за свободой тела, движений, за свободой звучания. Не петь, а «подлаивать»! Упражнение 63 «Шутка» Представьте, что вам запрещено говорить и петь «по-человечьи». Только «по-собачьи». Послушно и радостно выполняете приказы своего «дрессировщика». Ведь он помогает вам закрепить навык «опоры звука». Дрессировщик: Приветствую, друзья! Группа: Ав-ав! Дрессировщик: Спокойнее. Не напрягаться! По одному мне откликаться! По одному: Ав-ав! Ав-ав1 Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!.. Дрессировщик: Ну что ж, у вас веселый нрав. На месте — марш! Эй, запевала! Споем, как пели мы бывало! Все «поют»: Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав-ав-ав! (на мотив маршевой песни) Дрессировщик: Стой! Поняли, как «лаем» «Опоры звука» достигаем? И навык закрепили прочно? Группа: Ав-ав! Так точно! Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. «При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений»68. Упражнение 64 «Команды» Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напраа-вО!», «Круу-гОм!», «Шагоом-Арш!», «Раз-два!», «Раз-два!», «ЛЕвой! ЛЕвой! ЛЕвой!»... «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!» При усилении звука голос естественно стремится к повышению тона. Но сдерживайте голос от больших интервалов в повышении, иначе можно «пустить петуха». Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части — исполнительской — голос пошел вниз. Так как команда произносится в восклицательной интонации, то голос все равно несколько повысится. Упражнение 65 «Сони» Уговорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить! Эй, вы, ну ли! Что заснули? Ну и ну! Ну и ну! Вы зачем нас обманули? Что склонило вас ко сну? Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! Поднимайтесь, одевайтесь, И айда скорей гулять! Ну же! Эй, вы! Хватит спать! Не посылайте звук далеко. Товарищи — рядом. Они могут подыграть вам «сон». Конкретность же «адреса» (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напряжения. Будите не криком, а «приказом», поднимая товарищей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быстро «подпереть» ударные слоги в словах-приказах, то голос зазвучит свободно. Снимать мышечное напряжение с фонационных путей (в области глотки) помогут междометия с сонорными согласными (в стихотворении 15 сонорных звуков). Не делайте больших пауз — весь текст звучит слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало поднять друзей! Скорее разбудить! Действуйте!.. Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает «нарисовать» различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную «линию звучания». Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» в третьей и четвертой или два вопроса в пятой и шестой строках по своему характеру, силе и тону звучат по-разному. Поэтому сначала «будите» не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи хорошо будут тренировать автоматизм вдоха, ровность звучания голоса на протяжении всего текста. Чтобы закрепить мышечное чувство свободы в области гортани, формирование звука мягкой атакой при произнесении гласных, проделайте следующие упражнения: Упражнение 66 «Айда гулять» Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять: Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля! Айда гулять! Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но тем не менее с мягким атакированием. Междометие «айда» (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо; пойдем, пошли. Упражнение 67 «Победительницы» Приветствуете своих друзей (девушек-волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру; Айда Аля! Ай да Уля! Ай да Оля! Ай да Юля! Ай да Эля! Ай да Ия! Спорт — родная вам стихия! Просто чудо — мастера! Браво, девушки! Ура! Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе, и голосо-речевой аппарат, а отрицательные, наоборот, закрепощают. Вот почему в начальных упражнениях мы все время стараемся прибегать к положительным эмоциям. «Ай да» тождественно смыслу «Вот так», «Вот так Аля...». Упражнение 68 «Добьюсь цели» Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Добивайтесь того, чтобы желание ваше было выполнено, действуя различными глаголами: Ну иди же! (просите) Ну же! (умоляете) . Нут-ка! Добежать одна минутка! (приказываете) Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваши чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете. Упражнение 69 «На рыбалке» Используйте такие тексты: 1. Я ершей, ершей ловлю, Из ершей уху люблю. Из ерша ершистого Ах, уха душистая! Ох! Ершистый ерш какой! Фи! Колючий! Ой-ой-ой! Ох, уж эти мне ерши! Лишь в ухе и хороши! 2. Эй, лови еще одну: Поплавок пошел ко дну! Эй, ты1 Эй, ты! Не зевай! Поскорее подсекай!.. ...Эх ты, горе-рыболов! Где же твой большой улов? Фантазируйте обстоятельства. Добивайтесь органичного рождения слова, гибкости голоса, выражающего все ваши эмоции и волевые проявления. А здесь они разнообразны. Упражнение 70 «Море» Отдыхаете на берегу моря. Оно разбушевалось. Захотели побороться с волнами: Ох, волна! Ну и волна! Своенравная она! Ух, как на берег плеснула! В море глубоко нырнула. Вновь на нас несется! Ой! Нас накроет с головой! Эй! Поспорим мы с волною! Не позволим взять с собою!.. ...Эх, волна! Ты нас накрыла, В море нас с земли не смыла! Не кричать, не «залезать» на верха! Держитесь среднего регистра, грудного. Больше уверенности в своей победе над силами стихии. Не говорите весь текст на одной ноте. Ощущайте голосовую гибкость. По-разному звучат, например, первые слова («Ох, волна!») и последние («Эх, волна!»). Упражнение 71 «Попался» Оправдайте рождение такого текста: — А-а! Попался, наконец! Молодец?! Уловите, как интонационно изменяется это простое словесное действие при изменении обстоятельств и отношения к объекту. Ощутите «душу» каждого междометия, характер выражаемого им чувства или воли, обусловленных содержанием предложения. Для этого придумайте фразы или найдите их в драматургических и литературных произведениях. Попробуйте определить (и выразить интонационно), какие чувства и волевые проявления человеческой психики выражены в следующих текстах: Караул! лови, лови, Да дави его, дави!!! Ах ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Ага! догнал тебя! постой! Кричит наездник удалой! (А. Пушкин) «Э!.. да никак колосистую рожь Переросла наша дочка!» — «Так что ж?» О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я. (Н. Некрасов) Упражнение 72 «Футбол» Прочитав строки детского стихотворения, передайте с помощью междометий различные отношения людей к футболу: Сказала тетя: — Фи, футбол! Сказала мама: —Фу, футбол! Сестра сказала: —Ну, футбол!.. А я ответил: — Во, футбол! (Генрих Сапгир) Добейтесь того, чтобы в ваших интонациях выражалось и презрение (фи), и негодование (фу), и сомнение (ну), и одобрение (во). Точно определите, какие действия героев стихотворения сопровождаются тем или иным чувством. Говоря о выражении чувства, надо не рассматривать чувство в отрыве от действия, а помнить, что, говоря о чувстве, мы говорим о действии, говоря о действии, говорим о чувстве. Чувство и действие взаимопроникновенны и составляют единый процесс поступка человека. Упражнение 73 «Болельщик» Вы «болеете» за свою футбольную команду, живо реагируете на все, что происходит на поле, страстно желаете победы своей команде. Но матч пока проходит неинтересно, вяло, ни одного гола не забито. Подходит к концу первый тайм: Тайм кончается. И что же? Ну, на что это похоже?! Даже гола не забили?! Игроков как подменили! (с интонацией горечи и недоумения) А! Досада—не везет! Мяч в ворота не идет! (с интонацией досады) А! Что ждать напрасно гола?! Нет красивого футбола. (с интонацией разочарования) Э! Кому ты мяч послал?! Столько вел и потерял! (с насмешкой) Мяч у нас! Удар! А! Гол!! Начинается футбол. (с интонацией неожиданной радости) Нут-ка, братцы, так держать! Гол за голом забивать. Оживилася игра... (с радостной надеждой)) А!! Второй влетел! Ура!!! Ну и ну! Вот это класс! Нет, недаром любим вас! (с интонацией торжества Гонг. Надежда не пропала. Веселей на сердце стало. Во втором покажут братцы, Что такое — ленинградцы! (с интонацией счастливой гордости) Действуя, добивайтесь интонационного разнообразия. Добившись, прислушайтесь к звучанию. Когда будете понимать и чувствовать мелодику той или иной интонации, владеть ею, тогда в моменты творчества интонация сама родится интуитивно. Интуиция откликается только на то, что натренировано. Если голос, речь, тело будут натренированы у актера, они непременно откликнутся на внутреннюю жизнь «человека-роли». Старайтесь точно видеть, что делается на поле и жить «в шкуре» болельщика, ярко выражая свое отношение к картинам внутреннего, видения. Не забывайте о том, что тело должно быть включено в активность действия, «пропитано» видениями. Только при этом условии голос способен будет выразить внутреннюю жизнь. По-разному зазвучат междометия. Упражнение 74 «Кончил дело — гуляй смело» В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи. Напоминаем о том, что при выделении ударного слога в слове тон голоса может звучать ровно, постепенно повышаться к концу слога, понижаться; сначала повышаться, а потом понижаться и, наоборот, сначала понижаться, затем повышаться. Для того чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь слога, мы заменим слово «мама» одним слогом — «ма». Этим междометием (условным, сокращенным .названием, часто употребляемым нами) будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять. Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает вас гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: прошу, напоминаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаясь, окончательное ли решение матери — не пустить на улицу: — Ма, охота погулять. (Тон голоса — ровный. Это простое обращение с просьбой отпустить погулять.) — Сядь! — Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминаете маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.) — Не уйдут. — Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.) |