О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 6 страница Упражнение 95 «Аквалангист» 
Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких тонах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь — руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки. Упражнение 96 «Самолет» А сейчас еще раз «полетим голосом» вверх — вместе с самолетом будем набирать высоту: (центр) Белокрылый мощный «Ту» Набирает высоту, (выше) Он летит все выше, выше... (выше) Превратились в точки крыши... (еще выше) Вот уже он выше туч... (еще) А теперь — меж облаками... (еще) Вдруг ударил солнца луч! Голубой простор над нами, (еще и еще выше) Выше, выше мчится «Ту», (выше) Покоряя высоту... Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходите до своего «потолка». Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое понижение голоса: Упражнение 97 «Парашютист» Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, помня, что Когда начну я опускаться, Мой голос должен отражаться: И в резонаторе грудном, И непременно в головном. Высоко, высоко над землею лечу. Совершить с парашютом прыжок я хочу. Вот шагнул — и... стремительно падаю вниз... Ветер бьет мне в лицо. Я рванул за кольцо!.. Надо мною спасительный купол навис. Опускаюсь я медленно ниже и ниже... А земля подо мною все ближе и ближе... Продолжаю снижаться... Совсем уже низко... Опустился еще... Как земля моя близко! С голубыми озерами, ширью полей... Рядом... Вот она! Крепко стою я на ней. Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, чтобы работать на смешанном регистре. Упражнение 98 «Спор» Тренируйте постепенность повышения и понижения голоса, зная свою как самую высокую «рабочую» ноту («потолок»), так и самую низкую («дно»). Первый: Чем шире наш диапазон, Тем больше выразит нам он. Второй: Давай поспорим. Заодно Проверим «потолок» и «дно». Первый: Широк ли твой диапазон? Второй: Широк ли? В две октавы он! Первый: Мой шире! Второй: Мой! Первый: Мой шире! Второй: Мой!.. — И так далее. Начинайте спор спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорите, произнося слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»).  Наконец, один из вас, почувствовав, что выше идти не может, в речевой — утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай») говорит: Мой шире! Вот твой «потолок» (головной регистр). Пойдем-ка вниз с тобой, дружок.  Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, говорит: Первый: Твой шире! Вот мое и «дно». Второй: И я закончу заодно (грудной регистр). Не забывайте о сонорном согласном м в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире», как одно слово: слитно, немного напевно. Вы уверены, — поэтому интонация почти одна и та же: спокойная, монотонная. Только голос идет вверх по диапазону. В утвердительно-речевой интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «лае». Он позволяет проверить «рабочие» высокие и низкие тона голоса. Соревнуясь, уступайте друг другу: если видите, что товарищ не может идти выше, идите с ним вниз. Речь не должна топтаться на месте. Она движется, развивается, стремится к главному. Однако следует пользоваться с расчетом диапазоном голоса. Как нельзя сразу отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Поэтому — постепенность, скупость, расчет! На примере монолога Яго К. С. Станиславский показывает, как экономно пользоваться голосом, паузами, темпо-ритмом речи, силой голоса, делится приемом голосовой «оттяжки». Суть приема состоит в следующем. Нужно добиться того, чтобы каждый последующий такт был сильнее предыдущего. «Однако если каждый такт, — говорит Станиславский,— поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребуется диапазон в три октавы! Его нет!» Чтобы достигнуть той же цели при обычном диапазоне голоса, Станиславский рекомендует делать голосовую «оттяжку» вниз. «Пять нот — вверх, две — оттяжка! Итого: только терция! . А впечатление, как от квинты! Потом опять четыре ноты вверх и две — оттяжка вниз! Итого: только две ноты повышения. А впечатление — четырех! И так все время. При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!»71 Упражнение 99 «Девятый вал» Вообразите волнующееся море. Рисуйте яркую картину несущихся на берег волн... И думайте о расчетливом использовании диапазона, о голосовых «оттяжках». Возможно это? «Да... одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой — артист живет психотехникой...»72 Начинайте говорить в грудном регистре, но не очень «занижайте» голос, иначе (если его «посадите на горло») он не будет способен повышаться: Чтоб зритель не видал предела Диапазона, я умело Прием «оттяжки» применю, Когда по «лесенке» пойду; И вымыслом воображенья Я оправдаю повышенья. Вообразите: море... шквал... Как подступал девятый вал. Идет волна, еще волна... Вот третья им во след спешит, За нею, силою полна, Волна четвертая бежит. Вот пятая о скалы бьет И отступает далеко... Стремителен шестой полет: Она, взмывая высоко, Разбилась в брызги! И опять Пошла на берег наступать Волна седьмая! Вслед — восьмая! И я слегка звук опускаю, Волною новою пленен. Мне грозный рокот моря слышен. (очень легкое повышение на слове «еще») (снова небольшое голосовое повышение) (голос немного вниз, чтобы «под нять» слова следующей строки) (голос выше) (голосовая оттяжка и опять вверх, к «шестой волне-») (держитесь того же тона) (чтобы звук слегка понизился, взять разгон вверх, на каждом слове к «седьмой-» волне) (еще выше) (голосовая оттяжка, надо подобраться к самой высокой и самой сильной ноте звучания) Мой голос крепнет! Силы полн, Звучит он выше, (началось повышение) выше, выше... Встает огромною волной (легкое понижение перед броском Девятый вал... (самая высокая тональность) передо мной! (голос понизился, заканчивая мысль) - На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому как на море движение волн непрерывно, так и в речи — непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы — ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «добор» частый). Упражнение 100 «Утро» Почувствуйте необходимость владения диапазоном голоса при передаче своеобразной картины наступающего утра в стихотворении А. Прокофьева: Грудной регистр …А ночь тянулась тусклая. И, стряхивая злость, Вода на море хрустнула, И тотчас началось: Постепенное повышение голоса Сердитою, оскаленной, Сильней других одна, Страх наводя окалиной, Приподнялась волна, Надвинулась, нахлынула, Уже белым-бела, Головной регистр Под небо шапку кинула И новую взяла! Самый высокий тон И снова в небо прянула, Где, вскинув алый флаг, Всходило солнце рдяное. Средний регистр День начинался так... Оправдывайте видениями необходимость повышения и понижения голоса. Не делайте это формально. Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса. И тогда даже при небольшом голосе с помощью контраста р1апо и гойе (тихо и громко) в речи можно будет «удесятерять иллюзию силы своих природных данных» (К. С. Станиславский). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Раскройте понятие «диапазон голоса». Каково его значение в сценической речи? 2. Что вы знаете о регистрах? 3. Какое главное условие необходимо соблюдать при развитии диапазона голоса? 4. Какие приемы тренинга помогают эффективнее развивать диапазон голоса? 5. Как проверить свой «потолок» и «дно»? 6. Что вы знаете о приеме «голосовых оттяжек»? 7. Что привносит в речь навык постепенного, расчетливого понижения и повышения тона голоса? 8. Найдите примеры (стихотворения, монологи, диалоги, отрывки из прозы), особенно требующие владения диапазоном голоса. Тренировка силы голоса Я знаю... драматических артистов, с небольшими голосами и темпераментом, которые с помощью контраста рiапо и forte, речи умеют удесятерять иллюзию силы своих природных данных. К. С. Станиславский Сила звука в речи артиста — это и сила убеждения, и сила чувств, и сила его желания достичь поставленной цели. При работе над развитием силы звука ставятся задачи: а) воспитать «мышечного контролера» — навык снятия мышечного напряжения с голосоречевого аппарата при эмоционально-экспрессивной речи, б) научиться пользоваться силой звука как выразительным средством речи.73 Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется следующее упражнение: Упражнение 101 «Сделаешь по-моему» Подчините вашей воле человека, который совершает неверный поступок: забирает не ему принадлежащую вещь. Яблоко Алле. Сообщаете. Речь звучит свободно, озвученное дыхание «само вытекает в природу». Яблоко Алле. Предупреждаете с угрозой. Речь звучит с силой, и воздух «выго« няется». Алле яблоко! Приказываете. Воздух «выталки- вается» в рывке. Используйте другой текст. Например: Ландыши Ларе. Напоминаете. Ландыши Ларе. Предупреждаете. Ларе ландыши! Приказываете. Усиливая звучание голоса, следите за тем, чтобы не было перенапряжения в голосовом аппарате. «Мышечный контролер» пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания, а в области глотки — никаких изменений! Растет активность действия (заставляете сделать то, что требуете) — растет и сила звука, а с ним и степень давления воздушной струи. Это хорошо ощущается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повторении упражнения фиксируйте внимание на действии «дыхательного пояска». Если звук повышается при усилении громкости голоса — это естественно. Следите только за тем, чтобы не было слишком больших интервалов в повышении. Потому что слишком высокие и низкие звуки мало пригодны для усиления. Выработайте в себе контролера, «знающего», какие тоны вашего головного и грудного регистра способны к усилению. Рассчитывайте силовые возможности голоса. Особенно остерегайтесь срывов на верхних тонах. Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилением звука. Помните замечания К. С. Станиславского об относительности таких понятий, как «громко» и «тихо». «...Fогtе — понятие относительное. Допустим, что вы начали читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее рiano... В этом постепенном превращении звука из рiano — рianissimo в forte — fortissimo заключается нарастание относительности громкости»74, — пишет К. С. Станиславский. Упражнение 102 «Народный шквал» Почувствуйте необходимость владеть относительностью градаций силы звука в передаче такой картины: Все ближе, все громче рокочущий шум: Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум! Сильней все то тут барабан бьет, то там: Трам-та-та-там1 Трам-та-та-там! Трепещут враги; задрожали враги. Народ наступает. Сдавайся! Беги! Народного гнева бушующий шквал Поднялся, обрушился! Враг злобный пал. Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове «поднялся». Следующее слово «обрушился» опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой). Чтобы избежать напряжения речевого и голосового аппаратов, помните о «мышечном контролере», о свободных руках, не прижатых к бокам, о диафрагме — подвижной, подчиняющейся характеру звучания. Для укрепления дыхания, голоса тренируйте громкое звучание, но непременно внутренне оправдывая необходимость говорить громко. Упражнение 103 «Скоморох» Представьте, что вы скоморохи, которые весело зазывают народ послушать русские сказки, шутки-прибаутки: По селам и по городу Не переслушать говору: Из любого города Новостей три короба, Да и по селам вести Не держатся на месте. Богат наш край побасками Да сказками Славянскими, Горами и долинами, Старинными былинами, Парнями в деле хваткими, Затейными загадками, Ягодкой морошкой, Шуткой скоморошьей. Велик у народа запас Веселых словесных прикрас,— В народе нашем густо Ума и балагурства. А известно, умный смех Омолаживает всех!75 Добивайтесь ощущения того, что говорите дыханием. Дыхание частое: быстрые, легкие и незаметные «доборы» воздуха. Упражнение 104 «Крики уличных торговцев» Представьте, что вы герои из сборника народной поэзии негров Соединенных Штатов Америки, составленного поэтом Ленгстоном Хьюзом, веселые и добрые уличные продавцы. Действуйте! ПРОДАВЕЦ ВАФЕЛЬ Подходи, прохожий С черной кожей! Подходи, прохожий С белой кожей! Беден ли, богат ли, Прав ли, не прав ли, Подходи, прохожий, Покупай вафли! Сначала вафельщик седой Мыл руки мылом и водой, Потом испек он вафли В большой сковороде. Таких прекрасных вафель Не купишь ты нигде — Начинка в них что надо: Крем из шоколада! Прохожий, налетай, Вафли покупай! ПРОДАВЕЦ РЫБЫ Предлагает старый Джо Только то, что хорошо: В июле — мерлана, В июне — сазана, В апреле — креветок Для мужа и деток, Восемь центов дюжина — Хороши для ужина! Открывайте окна — покупайте окуня! Не шагайте мимо — продаю налима! Только то, что хорошо, Предлагает старый Джо! ПРОДАВЕЦ АРБУЗОВ Красные арбузы в зеленой кожуре Выросли на солнце, созрели на жаре! Продаю их бедным, Продаю богатым, Продаю их даже маленьким ребятам, Предлагаю леди, Стоящей во дворе, Красные арбузы в зеленой кожуре! Подходите, леди, Покупайте, леди, Угостите, леди, мужа и детей, Пригласите, леди, вечером гостей! Красные арбузы в зеленой кожуре, — Кто еще не пробовал, налетай скорей! Покупайте гладкие зеленые шары, Красные и сладкие До самой кожуры! Упражнение тренирует целый ряд навыков сценической речи. Действие — зазвать покупателей, увлечь своим товаром, продать товар — вовлекает в активную работу дыхательный, голосовой и речевой аппараты. Здесь вырабатываются: единая выразительная линия заучания (перечисляется товар без пауз в речи, но с конкретностью видений и отношений), автоматизм входа (весь текст произносится как бы «одним дыханием»), ясность и четкость дикции (надо, чтобы названия предметов были понятны). Не напрягайте голосовые связки, глотку! Следите за свободой голосового аппарата. Голос громкий за счет верной работы дыхательного аппарата, который быстрыми «доборами» постоянно поддерживает необходимый запас возду-ха в легких. Но артист часто пользуется сдержанной силой звука. Поэтому полезно тренировать и навык тихого звучания голоса, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать с «опоры» (с дыхания) голос (что часто бывает). Слух должен контролировать чистоту звучания голоса при тихом раз» говоре. Оправдывайте необходимость тихо говорить. Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слышен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпускать ни капли неозвученного «дикого» воздуха (придыхательная атака). Упражнение 105 «У микрофона» Прибегните к такому приспособлению: вообразите перед микрофоном надо прочитать стихотворение. Говорить громко не следует, микрофон сам усилит звук. Ваш голос «долетит» до отдаленных уголков зала при тихом его звучании. Прочтите, например, стихотворение С. Маршака «Вполголоса». Это тихий, тихий стих, Тише всех стихов других. Кто по городу ночному Держит путь от дома к дому? Верно, принц уснуть не может, Шум листвы его тревожит? Иль во тьме разносят феи Всем билеты лотереи? Или, может быть, не спит Тот, чей зуб всю ночь болит? Нет, шагает вперевалку Старый сторож с толстой палкой. Он один не спит в квартале, Чтоб другие крепко спали. Если вы действительно прислушиваетесь (а не просто слушаете), то пристальное внимание заставит вместе с вами «слушать» и ваше дыхание. Заметили, как крепок, напряжен «дыхательный поясок»? Звук идет чистый, без придыхательной атаки. Ни один «милиграмм» воздуха не расходуется впустую. Никакого шепота! Вполголоса! Проверьте чистоту тихого звучания в таком тексте: Лес заснул. И, как во сне, Сосны стряхивают снег. И доносится сквозь сон Медных сосен медный звон. В сизой дымке тишина Четких звуков лишена. Мир тишайший из тишин От корней и до вершин... Мир покоя без границ В тихом цвиньканье синиц. Породнить его спеши С тихой музыкой души. (М. Дудин) Такие большие периоды тихого звучания позволяют удерживать звук «на опоре», лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Если в процессе тренинга удается добиться того, что самая интимная интонация услышана в самом отдаленном уголке зрительного зала, можно считать что голос и речь становятся сценическими. Поэтому в процессе работы над голосом Надо навык закрепить: Научиться по секрету — По секрету — всему свету, То есть залу говорить. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Почему надо воспитывать «мышечного контролера» в минуты высшего нервного и физического подъема? 2 Что вы знаете об относительности таких понятий, как piano и forte? 3 Какие условия обеспечивают качественное тихое звучание речи? 4 Придумывайте обстоятельства, рождающие тихое звучание речи. Создайте несколько упражнений для тренировки громкого и тихого звучания речи. Одновременно с развитием таких свойств голоса, как тембр, диапазон, сила, идет работа и над четвертым свойством голоса — скоростью. Под скоростью подразумевается темп речи. Темпо-ритм речи Наша беда в том, что у многих актеров не выработаны очень важные элементы речи! С одной стороны, ее плавность, медленная, звучная слиянность, ас другой стороны — быстрота, легкое, четкое и чеканное произнесение слов. К. С. Станиславский Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Это происходит потому, что «мы думаем, мечтаем, грустим про себя тоже в известном темпо-ритме, так как во все эти моменты проявляется наша жизнь. А там, где жизнь — там и действие, где д е й с т в и е — там и д в и ж е н и е, а там, где д в и ж е н и е — там и т е м п; а где темп — там и ритм»76. Внутренниий ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в ее темпо-ритме. Когда же актер говорит долго в одном ритме и никак не может «соскочить» с него, изменить (замедлить или ускорить темп произнесения слов), речь становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателя. Работа над темпо-ритмом речи — это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над ролью или художественным литературным произведением. Однако, как уже говорилось, интуиция откликается лишь на то, что натренировано. Значит, для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо' натренировать речевой аппарат (совместно с дыхательным и голосовым), овладеть плавным, крупным, «увесистым словом» и быстрым, легким, чеканным произнесением слов. «Когда слово содержательно и внутренне насыщенно, оно становится увесистым и произносится медленно, — пишет Станиславский, — Это происходит, в тех случаях, когда актер начинает дорожить текстом, чтобы пропускать через него наибольшее количество внутренних ощущений, чувств, мыслей, зрительных видений,— словом, весь созданный внутри подтекст. Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью»77, Упражнение 106 «Словарь» Решили прочитать товарищам стихотворение С. Маршака «Словарь», с тем чтобы они задумались над глубиной мыслей и чувств, картин и действий, заложенных в словах, чтобы они полюбили слово, понимали его силу, бережно и любовно относились к нему. На всех словах — события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: — Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой...— В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассьшанная повесть. Как медленно побраниваются слова, какие они увесистые, крупные, наполненные вашими ощущениями, чувствами, видениями, мыслями, подтекстом! Если верно действуете (сами видите за каждым словом конкретное событие, картину жизни, понимаете, о чем говорите, знаете, для чего и кому предназначены ваши слова, ярко передаете свои видения и подтекст), тогда именно так: «весомо и зримо» звучит каждое слово. Скороговорки. — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Без звуков нет слов. Наши мысли оформляются звуками речи. Для точной передачи мысли надо владеть отличным воспроизведением этих звуков. «Конечно, звуковая сторона строя речи является лишь подсобной смыслу, но и ее оставлять в небрежении было бы бесхозяйственно»78. Народ всегда заботился и заботится о сохранении точности звуков родной речи, о правильности произношения во имя сохранения ясности и яркости смысла слов, создавая, в частности, скороговорки. Соблюдать условие, которое заложено в самом названии (говорить быстро), оказывается очень трудно потому, что звуки в скороговорках распределены таким образом, что требуют осуществлять слишком сложную координацию движений речевого аппарата. Трудность эта заключается в том, что в скороговорках сознательно нарушен правильный порядок звуков во фразе. Например: «Шла Саша по шоссе...» (шсшшс). Попробуйте произнести эту скороговорку, и вы легко убедитесь в том, что язык торопится заменить слово «шоссе» на «соше», чтобы восстановить правильный порядок звуков (шсшсшс). При быстром произнесении несколько раз подряд двух слов скороговорки «Либретто Риголетто» (лррл) обязательно «выскочит» слово «лигоретто», чтобы навести порядок в чередовании звуков (лрлр). Эти скороговорки и другие подобного типа, как, например, «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора», «Купи кипу пик», «Говорили про Прокоповича...», построены так, что «возникающая у говорящего установка на правильный ряд звуков, усиленная ритмическим построением фраз, как бы вводит в заблуждение речеобразующие органы и в первую очередь самый подвижный орган — язык»79. Действительно, произнося «не руби дрова на траве двора» (дрвтрвдвр), язык бежит впереди мысли и вопреки нашей воле «наводит порядок» в чередовании звуков (дрвдрвтрв), искажая при этом смысл скороговорки: «не руби дрова на драветрава». Произнося несколько раз «Купи кипу пик» (кпкппк), артикуляционный аппарат по инерции произносит иное последнее слово: «кип (кпкпкп); трижды произносимое сочетание «про Прокоповича, про Прокопови-ча, про Прокоповича твоего» вызывает замену согласного «к» согласным «п»: «про Пропоковича». Особенно ощутима тенденция языка к восстановлению заданного вначале порядка звуков в известной скороговорке: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» (клрклркрлкрл—клркрлкрлклр). Вот почему полезно перед тем, как работать над этой скороговоркой, тренировать такое сочетание согласных ЛР: рли-лри; рлэ-лрэ; рла-лра; рло-лро; рлу-лру; рлы-лры. Это приучит речевой аппарат к быстрому переключению от произнесения одного порядка звуков (рли) к другому (лри), что позволит точно, произносить и скороговорку. Целый ряд скороговорок построен по принципу трудности произнесения большого количества звуков, оказывающихся в предударном или заударном положении в слове. Трудность произнесения слов, в которых много звуков оказываются в предударном или заударном положении, заключается в том, что в безударном положении речеобразующие движения артикуляционного аппарата лишаются четкого ритма и активности работы. К такому типу скороговорок можно отнести: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под п р о с т о к ваши; Погода размокропогодилась; Нашего пономаря да не пер епоном аривать стать; Расчу вствовавшаяся Варвара расчу в с т в о вала нерасчу вствов а в- ше гося Вавилу; Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Преодоление всех трудностей скороговорок и делает их великолепным тренинговым материалом для развития артикуляции. Ведь скороговорка обязательно должна быть ч и с т о г о в о р к о й, то есть все звуки должны быть при быстрой речи точно произнесены. Поэтому скороговорку и называют еще чистоговоркой или чистобайкой. Вот некоторые из известных чистоговорок; Ткет ткач ткани на платки Тане. Фрол прям, Пров крив. Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопье-вича; Говорили про попа, про Прокопья-попа, про Про-копьевича. Водовоз вез воду из-под водопровода. Дробью по перепелам да по тетеревам. Скороговорка, являясь народнопоэтическим произведением, требует искусства произнесения. А искусство — это искушенность, опытность, мастерство владения материалом. Овладеть сценической скороговоркой — это значит: а) добиться того, чтобы активно работали сознание, мысль, воображение, воля, не позволяя языку «забегать» вперед мысли, искажать смысл слов; б) осуществлять словесное действие, умея в отпущенное малое количество времени «вложить» свои видения и мысли в сознание партнера, слушателя; в) выполнять условие сценической скороговорки: чем быстрее речь звучит, тем четче должно быть произнесение, ярче голосовая модуляция. Выразительность, «обостренность» интонаций при быстром темпе убережет речь от пустой болтовни. Надо тренировать не «американский» темп речи, который, по мнению известного актера М. Чехова, не темп, а спешка, которой в большинстве случаев прикрывается пустота и бессодержательность происходящего на сцене, а русский темп. Настоящий темп — это живое, подлинное чувство актера. «...Внутренний темп выражается в быстрой или медленной смене душевных состояний героя, изображаемого вами на сцене... Этому, а не «американскому» темпу следует учиться русскому актеру, быстрой, но четкой смене образов, желаний, чувств и эмоций всякого рода»80. |