МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 5 страница





— Помолчишь?!

— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, «канючите», «прогибая» голос в гласной а, сначала поднимая, затем опу­ская тон).

— Не канючь и не грусти.

— Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяе­те, окончательное ли это решение мамы. В интонации Наи­высшая степень удивления — голос опускается и тут же поднимается в слоге «ма».)

— Да.

Кончишь дело — гуляй смело.

Делайте упражнение в движении. Пустите в действие ру­ки и тело. Пусть в диалоге участвуют не только слово, но и весь телесный аппарат. Допустим: потянулись, чтобы рас­править уставшее тело, и обращаетесь с просьбой отпустить. На приказ «сядь» реагирует тело — невольно от удивления поднимаются плечи и руки. Сопровождаете это движение словами: «Ма, меня друзья ведь ждут!» На ответ матери: «Не уйдут» — плечи и руки от недоумения (никотда такого не было) пошли вниз со словами упрека: «Ма, зачем так го­воришь?!» И так далее.

Приучайтесь «...одновременно наблюдать за разными об­ластями своего существа. Такая работа тоже весьма полез­на для артиста, так как она упражняет и вырабатывает очень важное в процессе творчества многоплоскостное вни­мание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности», 69 — учит К. С. Ста­ниславский.

Приучайтесь «одновременно наблюдать за разными об­ласти внимания, их возможно совмещать, работая над ис­правлением недостатков. Округлость рук, вывернутые ноги, положение «тело на колок», свобода мышц, шеи, рук — за всем этим возможно и нужно следить в моменты работы над голосом и речью. Ведь телесная свобода несет свободу фонационным путям. Телесный и голосовой аппараты вопло­щения взаимосвязаны и тренируются одновременно. Пере­нося внимание сначала на положение тела, потом на голос, речь, контролируйте затем то и другое вместе, и опять раз­дельно, и снова вместе.

Большое место занимает в развитии свободы звучания раздел работы «Речь в движении».

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему полезны упражнения, построенные на приеме междо­метий?

2. Что вы знаете о приеме «лая» в постановке голоса? Каким обра­зом следует пользоваться этим приемом?

3. Что делается со звуком при усилении громкости и чего следует добиваться в упражнениях?

4. Какие упражнения этого раздела особенно.закрепляют мышечное чувство формирования звука мягкой атакой?

5. Расскажите о способах мелодического выделения ударного слога в слове, В каких упражнениях воспитывается голосовая гибкость?

Речь в движении

Надо так развить свое тело идви­жения и все то, что дает возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция. Первое условие для этого — не должно быть непроизвольного напряже­ния ни в теле, ни в голосе...

К. С. Станиславский

Задачи тренинга речи в движении многообразны70. Глав­ное же — добиться свободного звучания голоса при любых физических действиях, когда есть мышечное напряжение ор­ганизма и неудобное для звучания положение тела. Для это­го надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распро­странение) мускульного напряжения на голосоречевой аппа­рат, владеть изолированным сокращением мускулатуры; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное — речевое, чтобы они не конфликто­вали, уживались, то есть чтобы не было кислородного голо­дания организма (одышка) в процессе большой речевой и физической нагрузки.



Вот ряд упражнений на одновременную тренировку зву­чания и движения.

Упражнение 75

«Хватай мяч»

Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете в шезлонге на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отлич­ное настроение. Всем весело. И вдруг

 

Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!

Мяч скачет прямо в речку!

Держи его! Хватай!

Как только «увидели» эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием «Ай!») отрываетесь от спинки сту­ла, вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автома­тически.

Сделайте еще раз упражнение и проследите за процес­сом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроиз­вольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, рассчитайте движения и распределите текст таким образом:

— Ай! (тело слегка вздрогнуло — увидели «мяч»).

— Ай-ай-ай-ай-ай! (оторвались от спинки стула).

— Мяч скачет прямо в речку! (вскочили со стула).

— Держи его! (бежите).

— Хватай! (нагибаетесь в броске за «мячом»). Сначала делайте упражнение неторопливо — добейтесь

синхронизации движения и речи. Затем убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук «не убегал» в высокие тона — в визг. Держитесь «центра» голоса, особенно в слове «хва­тай».

Выполняя те же методические советы, проделайте еще одно упражнение.

Упражнение 76

«Дождик»

Идете по улице и вдруг... пошел дождь. Скорее укрыться от него!

 

— Эй, дождик озорной,

Ты гонишься за мной?

А я скорей в кусты!

Но здесь уже и ты...

А я к забору — прыг!

Но ты и тут настиг...

А я домой, за дверь,

Достань меня теперь!

(А. Шибаев)

Упражнение 77

«Скакалка»


Легко прыгаете со скакалкой и говорите

 

Со скакйлкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно моглб бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

Й не чувствую одышки,

Голос звучен, Льётся ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два!..

Раз!..

Можно прыгать

целый чйс!..

Прыгайте на одной или двух ногах, делая согласованные движения руками: крутите воображаемую скакалку. Произ­носите стихи, скандируя их, то есть по слогам, четко выде­ляя ударный (выделенный черточкой). Добейтесь синхрон­ности прыжков, движения рук и речи. Прыжок совпадает с произнесением ударных слогов в словах. В этом тексте 48 ударных слогов, значит, 48 прыжков. Не задерживайте дыхание во время прыжков! «Подлаивайте» ударные слоги, чтобы они легко, вместе с прыжками отскакивали вверх — в резонаторы! Гордитесь своей ловкостью!

Затем берите другой текст, произносите его уже не скан­дируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

Заканчивая прыжки, скажите себе: «Кончу прыгать — сяду я. Речь легко звучит моя». И тут же проверьте свободу звучания в чтении каких-либо стихов, прозы или в диалоге.

Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном по­ложении шеи (запрокинутой голове) в следующем упраж­нении:

Упражнение 78

«Яблочко»

 

Ах, яблочко румяное,

Тебя сейчас достану я,

Висишь вот только высоко —

Сорвать тебя не так легко.

Раз!

Не допрыгнул...

Два!

Опять!..

Нет, должен я тебя сорвать!

Три!

Есть!

Ага, в руке моей!..

Попробуем...

Тьфу!

Нет кислей!

Выполняя физические действия (разглядывая яблоко, прыгая за ним, надкусывая яблоко, отшвыривая его рукой или пинком ноги), сохраняйте свободу звука. Свобода мышц фонационных путей остается и при запрокинутой назад го­лове (разглядываете), и при прыжках (со словами: «раз, два, три»), и при резком движении рукой или ногой, которые отбрасывают кислое яблоко. Движения все — естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма.

Упражнение 79

«Земляника»

 

Эй, присядь скорей,

взгляни-ка!

Что за прелесть — земляника!

Ах, какая красота!

И вот эта!

И вот та!

Эта, правда, белобока —

Пусть немножко подрастет...

Налилась вот эта соком —

К нам в лукошко попадет.

Стой!

А здесь-то,

посмотри-ка:

Все — одна одной под стать!

Что за прелесть земляника —

Даже жалко обрывать!

 

Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при «сбо­ре ягод». Хотя голова опущена, но зритель все должен слы­шать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Для чего зовете подругу? Чтобы об­радовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте!

Упражнение 80

«В огороде»

 

Ах, какие огурцы!

Право слово — молодцы,

Душистые, зеленые!

Ей-ей! Не зря хваленые!

Какой же мне сорвать и съесть?

Вот этот? Тот? Вот этот! Есть!

 

В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении, доби­ваться благозвучия речи.

Упражнение 81

«Иголка»

Сидите, шьете.

 

Ой, иголка вдруг упала!

Как теперь ее найдешь?

Стой!

Куда же ты пропала?

От меня ведь не уйдешь!

Здесь, наверно?

Нет, не видно!

Под столом ты?

Нет.

Обидно!

Верно, спряталась

в паркет?

И в паркете

тоже нет.

Да, как видно, мало толку —

Не найти

мою иголку!..

Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищете иглу), следите за свободой звучания.

Наклонили голову. Нагибайтесь все ниже, ниже. Присе­даете. Поворачиваетесь к зрителю спиной… Но зритель дол­жен слышать вас при любом положении. Если звук «летит», значит, сохранена свобода фонационных путей, есть «опора» звука.

Как оправдать активное звучание речи? Допустим, то­ропитесь на вечер, пришиваете последнюю пуговицу к ново­му платью и вдруг — роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти ее, иначе — беда! Активное звучание речи — результат активной реакции организма на случив­шийся факт, активной оценки его.

Упражнение 82

«Волейбол»

Вдвоем играете в волейбол. Сопровождаете игру сле­дующим диалогом:

 

Первый. Раз — сильнее нет подач!

Второй. Два — отбил удачно мяч!

Первый. Три — уж этот не возьмешь!

Второй. Взят — меня не проведешь!

Первый. Ну-ка, мяч такой отбей!

Второй. На, держи! Мой посильней!

Первый. Молодец — играешь ловко!

Второй. Хоп!Во всем нужна сноровка!

Первый. Режу! («мяч» ударяется в сетку).

Вот ведь неудача:

В сетке мяч!

Твоя подача (бросает «мяч» под сетку).

Игру в том же порядке слов начинает теперь второй (ме­няются текстами).

В тексте подчеркнуты слова, произнесение которых сов­падает с ударом по «мячу». Слово летит вверх за «мячом» (не по тону, а по направленности звуковой волны в резона­тор).

Не отрывайте от ударного слова всю строку! За ударным словом «летит» и вся строчка. Играя, следите друг за дру-ром, за направлением движения «мяча». Держите темп иг­ры: один темп, когда идет подача (перелет мяча через все поле), иной темп, когда один «режет», а другой берет или блокирует «мяч». Добейтесь синхронности движения и. ре­чи. Дыхание ритмично, звук летит, движения свободные, речь звучит как отличная сценическая скороговорка.

Упражнение 83

«Вальс»

Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:

 

Раз-два-три! Раз-два-три!

Снова заданье:

В медленном вальсе кружиться легко

И, сохраняя свободу звучанья,

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны и плавны движенья,

Так же и речь мелодично звучит.

С музыкой слиться — одно наслажденье:

В ритме живешь ты,

и чувство не спит.
Знаю одно: если вылилось чувство

В голосе сильном и гибком моем,
Значит, владею дыханьем искусно,
Значит, могу быть уверена в нем.
Вальс увлекает, и чувства прекрасны,
Радость кружит все быстрей и быстрей...

Вихрем несет...

И становится ясно:

Голос, дыханье во власти моей!..

Кончился вальс.

Как дыханье?

Ритмично.

Значит, справляюсь с заданьем отлично.

Включайте в упражнение музыку. Вначале можно гово­рить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем гово­рите естественно, слитно, в ритме, не забывая сохранять ло­гику мысли, голосовую подвижность... Убыстряя темп дви­жения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит, до­бились «мирного сосуществования» физиологического и ре­чевого дыхания.

Приведенный текст, который специально предназначен для фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трех­сложной стопой с ударением на первом слоге).

Упражнение 84

«Кто сильнее»

Сядьте вдвоем за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки. Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку «противника», свободно ли сиди­те? Сейчас начнете соревноваться в силе: кто кого «уложит», чья рука коснется стола тыльной стороной ладони.

Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный контролер должен не дремать: борясь с «про­тивником», надо не зажать голосовой аппарат. Следова­тельно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Сорев­нуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно «рисо­вать» мысль.

Зная, что существует глубокая внутренняя связь слова и действия, которая проявляется в способности человека подчинять свое поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в моменты мускульного на­пряжения организма. Помните об установке? Ведите диалог.

Один говорит:

 

Напряжен — борюсь с тобой, Но свободен голос мой.

Другой продолжает:

 

Говоришь свободно?

Что же.

Я умею делать то же:

«Аппарат» раскрепостить

И свободно говорить.

 

Один говорит чистоговорку, выделяя в ней одно ударное слово, другой повторяет ее, перенеся логический центр на другое слов'о.

Первый: РасчувствовавшаясяВарвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варварарасчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегосяВавилу.

Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в «Боксе» (бейте в воображаемую грушу, сопровождая дви­жения определенным текстом), «фехтовании»; «тяните ка­нат», поднимайте «тяжесть», стойте вниз головой на руках, прыгайте со скакалкой и тому подобное, ведя диалог вовре­мя всех этих физических движений.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Какие навыки звучания воспитываются при тренировке речи в дви­жении?
  2. Почему в упражнении «Скакалка» вначале предлагается сканди­ровать слова?
  3. Какое главное условие позволяет избегать одышки во время речи при физических действиях?
  4. Найдите в драматургических произведениях диалоги, которые со­провождаются сложными физическими действиями. Какими упражнения­ми можно технически себя подготовить к словесному действию в этих диалогах?

 

Во всех упражнениях с движениями, как и в упражне­ниях с междометиями, голос должен уже обладать опреде­ленной подвижностью, гибкостью, точно выражать волевые импульсы и малейшие изгибы чувства. Поэтому параллель­но идет работа над развитием диапазона голоса.

Развитие диапазона голоса

Широкая голосовая гамма. Если б только вы знали, до какой степени она важна в сценической речи! Чем шире диа­пазон, тем больше им можно выразить.

К. С. Станиславский

Известно, чтопонятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо со­хранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах — среднем, грудном, головном. Регистр — это часть звукоряда, ряд соседних зву­ков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «срав­нять» регистры, заставить их работать совокупно. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном — нижний.

Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые по­могают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.

Только при этом условии речь становится понятной и воз­действует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.

Упражнение 85

«Сплетник»

Используйте междометия: «но, ну, ни».

Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.

«Но-но-но-но-но!» — говорите вы («не смей этого де­лать— предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.

Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...

«Ну-ну-ну-ну!» — останавливаете вы его («приказы­ваю — прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бой­тесь этого естественного повышения. Только сохраняйте сво­боду фонационных путей. Проверьте свободу звучания голо­са в головном регистре.

Товарищ послушался — остановился.

«Ни-ни-ни-ни-ни! — сказали вы ему (строгое предупреж­дение — «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса по­низился. Голос звучит в грудном регистре.

Интервалы повышения и понижения голоса увеличивайте постепенно. Не торопитесь!

Упражнение 86

«Чудо-лесенка»

Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх — в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:


(низкий тон) — Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

(выше) — вы-со-ту-я-на-бй-ра-ю:

(выше) — шаг-на-го-ры,

(еще выше) — шаг-на-ту-чи...

(еще) — А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че...
(еще) — Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

(самый высокий тон голоса) — пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она гово­рит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение 87

«М а л я р»

«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте сло­вами:

— И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...

Сначала маленькие мазки .(надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки — так же коротко звучат слова:


Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и сло­ва крупнее, а голосподнимается все выше вместе с движением руки (уже от плеча) и опускается ниже.



Упрежнение 88

«Авиамодель»

 

Кисть руки — это сконструированная вами «авиамо­дель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высо­ту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мерт­вую петлю», мягко опускается на землю...,

Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования «моде­ли», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, на­правляя все внимание на движение руки.

«Модель» вырисовывает в воздухе всевозможные фигу­ры, а голос ваш повторяет их рисунок.

Упражнение 89

«Этажи»

 

Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройден­ные:

 

 

 

Звук при этом направляйте не вперед, а вверх — в голо­ву. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Затем спускайтесь вниз:

 

 

Дойдя до «первого этажа», не «сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

Тем, кто излишне завышает голос, не умея снизить его, полезны упражнения на постепенное, расчетливое пониже­ние голоса.

Еще органичнее повышается голос, если в работу вклю­чается все тело, когда начинается физическое действие. Ка­ким образом?

Стройте «из кубиков» дом. Присядьте вдвоем на корточ­ки. Первый из вас кладет «кубик» на пол и говорит — под­вал; второй кладет свой «кубик» и говорит — первый этаж; первый поднимает и укладывает еще «кубик», произнося — и второй этаж; второй, поднимаясь с корточек и кладя свой «кубик», говорит — и третий этаж... И т. д.

Хорошо слушайте друг друга и непременно повышайте в сравнении с товарищем тон своего голоса. Движение тела, которое выпрямляется, и рук, которые поднимаются с каж­дым словом все выше и выше, естественно вызывают и по­степенное повышение голоса. Построив «дом», разрушьте его, сбрысывая «кубики» один за другим и опуская голос рслед за движением рук, которые идут вниз с каждым сбро­шенным «кубиком». Счет идет теперь в обратном порядке:

 


После того как выдержка и постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении, и понижении голоса большими интервалами.

«Чтоб увеличить интервал, смелее — вверх и вниз — в подвал», — приказывайте себе и действуйте.

 

 

Помогайте рукой. Смелее подъем — шире движение руки, Трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помо- гите рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повы­шая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та же свобода, никаких излишних стараний. Голос поднимает и «кладет» выше, на следующий «этаж» — воздушный столб.

Упражнение

Трап»

 

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой,

«Подлаивать» не забывать,

И все три трапа можно «взять».

Вот п е р в ы й трап. Он не высок.

Все тело делает прыжок:

 


 

В т о р о й трап выше? Ничего

Сечас возмем мы и его:

 


 

Ого! А т р е т и й как высок!

Ну что ж! Проверим «потолок»

Посмотрим, крепки ли «верха»?

Иль голос пустит «петуха»?

Нет, голос мой не подведет.

От «петуха» нас «лай» спасет:

 


 

Теперь уже без лишних слов

Подряд три трапа «взять» готов:

 

Стихотворные строки, которые предшествуют «прыжкам», играют роль «установки», то есть как бы мобилизуют весь организм и голосовой аппарат к «взятию» определенной вы­соты. В дальнейшем можно делать упражнение, не прибегая к тексту мнемонических стихов, данных специально для запо­минания цели упражнения и советов: каким образом следует выполнять упражнение. Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый перед вами стоящий трап. За рукою, которая легко «вспрыгивает» на видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон го­лоса. Ощущение толчка и приземления на трапе и на земле способствует аналогичному характеру звучания: «опёрто-сти» звука, «подлаиванию», что уберегает голос от срыва на верхних тонах звучания, позволяет тренировать активно звучащие верхние ноты — развивать свой «потолок».

Упражнение 91

«Прыгун»

Вообразите, что просматриваете киноленту, которая за­фиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем» экране — в во­ображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звуча­ния такого текста:

 

 

На слове «загиб» загните голос кверху. Затем спокойно опустите его вниз и положите на «дно».

Сопровождайте слова движением руки, рисующей пры­жок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в со­стоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

Упражнение 92

«Прыжок в воду»

 

В воображении (мысленно) проделайте движения пры­гуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их тек­стом:

 


 

Не забывайте «лай». «Подлаивайте» каждое слово, когда идете на повышение и понижение. «Лак» сохранит опору звука, свободу фонационных путей, качество звучания при переходах из регистра в регистр.

Упражнение 93

«Колокола»

 

Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр про­делайте такое упражнение:

 

В грудном регистре

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем гул

На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

 

Динь-дон! Динь-дон!

И все звенит,

Гудит им в тон:

(Быстрое переключение с грудного в головной регистр.)

 

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех ре­гистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резо­наторы работают совокупно.

Еще одно упражнение на сравнивание регистров.

Упражнение 94

«Регистры»

 

Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.

Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на «центре»).
И грудной регистр я стремлюсь развить (звучит ни­же «центра»),
(грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на Диаф­рагму),
(средний) И тут говорить (показываете на грудь),

(верхний) И там говорить (рука выше головы),

(грудной) И здесь говорить! (на диафрагме).

 

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания. В этом упраж­нении идет сглаживание регистров, совместная работа резо­наторов на всем диапазоне. Не пугайтесь верхнего регист­ра — слова «там». Легко «бросайте» его вверх, помня о «лае», о том, что не сжимать, а, наоборот, раздвигать нужно в стороны «мехи» (ребра). Если «зажались», помогайте ру­ками. При слове «там» пусть руки отойдут в стороны.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.